Если водород производится с использованием возобновляемых источников энергии, он считается «зеленым». При сжигании или преобразовании в электричество вредные выбросы отсутствуют.
Это делает транспортировку и распределение водорода на места серьезным препятствием. Канадский стартап утверждает, что нашел решение, которое делает использование водорода таким же простым, как бензин и дизельное топливо.
Идея стартапа Ayrton Energy — стабилизировать водород. Для этого используют жидкие органические носители водорода. Они более известны под английской аббревиатурой LOHC (liquid organic hydrogen carriers). LOHC — это органические соединения, которые могут поглощать и выделять водород в результате химической реакции.
Ayrton хочет гарантировать, что водород становится и остается жидким при комнатной температуре. Если исключить специальные замораживающие резервуары, для перерабатываемого таким образом водорода можно будет использовать ту же инфраструктуру, что и для бензина и дизельного топлива – от трубопроводов до танкеров, автоцистерн до заправочной станции и бака в водородном автомобиле. Стартап предполагает, что водород сможет заменить бензин и дизельное топливо.
Идея принадлежит не только Ayrton. Несколько компаний экспериментируют с LOHC, но пока с умеренным успехом. В зависимости от используемого метода водород становится токсичным, плотность энергии снижается слишком сильно или в процесс приходится вкладывать так много энергии, что производство становится неэффективным.
Ayrton хочет решить эту проблему с помощью собственной разработки LOHC на масляной основе. Этот метод позволит производить водород с плотностью энергии 55 килограммов на кубический метр. Другие LOHC на основе дибензилтолуола достигают концентрации до 65 кг/м³. Но и стоят дороже.
Кроме того, для сжижения водорода им требуется давление от 30 до 100 бар и температура от 200 до 300 градусов Цельсия, сообщает Spectrum. Решение Ayrton должно работать при одном баре и 100 градусах Цельсия. Гораздо меньше энергии требуется для стабилизации водорода с помощью LOHC.
После такой обработки водород можно транспортировать и хранить при комнатной температуре и нормальном давлении. Плюс он не ядовит. При этом, жидкость LOHC по-прежнему является химическим веществом.
Жидкость имеет чистоту водорода 99,999 процентов, необходимую для работы топливных элементов. Жидкость не требует предварительной фильтрации или химической обработки, она может быть преобразована непосредственно в электрическую энергию в топливных элементах.
Ayrton утверждает, что может предложить технологию производства большого количества водорода. Поскольку при разработке намеренно избегались дорогостоящие материалы и сложные процессы, масштабирование не является проблемой. Сейчас задача состоит в том, чтобы найти подходящих компаний-партнеров.
Желательными партнерами являются крупные производители, которые продают водород своим клиентам в газообразной форме в сосудах под давлением или в жидкой форме в морозильных резервуарах. Если жидкий водород LOHC можно будет транспортировать в обычных цистернах, это принесет выгоду производителю и потребителю.
Технология также может быть полезна операторам солнечных и ветряных электростанций. Если произойдет перепроизводство, они могли бы производить зеленый водород и использовать технологию Ayrton, чтобы его было легче хранить и сделать дешевле. Например, не придется покупать огромные аккумуляторы.
Цель Ayrton: водород LOHC должен стать альтернативой дизельному топливу и бензину для автомобилей, грузовиков, поездов и кораблей.