Впервые Китай провел учения с участием обоих действующих авианосцев в непосредственной близости друг от друга. На военно-морских учениях в Южно-Китайском море можно было увидеть не только «Ляонин» и «Шаньдун», идущие бок о бок. Между ними летали истребители. Там были замечены не только J-15, но и новые J-15B. Это означает, что у Китая впервые появились истребители, пригодные для использования на новейшем авианосце «Фуцзянь».
В настоящее время у Китая есть два действующих авианосца: «Ляонин» и «Шаньдун». Оба созданы на основе корабля «Адмирал Кузнецов», который Советский Союз впервые построил в 1982 году. Единственный авианосец, которым в настоящее время владеет Россия, — это «Адмирал Кузнецов», от которого и произошло название этого класса.
На этих авианосцах есть так называемый трамплин, с которого могут взлетать истребители. Единственный тип истребителя, который есть у Китая для этих авианосцев, — это J-15. Он основан на российском Су-33, который используется на авианосце «Адмирал Кузнецов».
«Фуцзянь» — новейший авианосец Китая. В настоящее время он тестируется, поэтому еще не готов к использованию. Пока J-15 не сможет с него взлететь.
У корабля «Фуцзянь» нет трамплина, а есть электромагнитная катапульта. Вот почему Китай создал новую версию J-15: J-15B. Истребитель имеет усиленное шасси для запуска катапульты. Это означает, что теперь его можно использовать на кораблях «Ляонин» и «Шаньдун», а также на «Фуцзянь».
Поэтому J-15B получил модернизацию. Сюда входит радар EASA (активная электронная сканирующая решетка). EASA можно увидеть на носовой части, которая у J-15B имеет более темный серый цвет, чем у J-15.
По сравнению с обычным радаром, радар EASA имеет более высокую скорость прохождения сигнала, большую дальность действия и может отслеживать больше целей одновременно. Поскольку мощность передачи ниже, также труднее обнаружить истребитель по излучению его радара.
Кабина J-15B также была модернизирована. Кроме того, прототипы J-15B испытывались с двигателями WS-10 собственной разработки Китая.
Большинство J-15 до сих пор используют российские двигатели АЛ-31Ф от Су-33. В настоящее время эксперты по вооружению не предполагают, что все J-15B уже оснащены более мощными двигателями WS-10: подтверждений этому нет. Однако J-15B можно постепенно переоборудовать, если старые двигатели неисправны или их все равно придется заменить по соображениям безопасности.
Также неясно, будут ли переоборудованы в J-15B только существующие J-15 или Китай также будет строить новые самолеты. Однако, вероятно, придется построить новые, чтобы для «Фуцзянь» было достаточно истребителей. «Ляонин» и «Шаньдун» обычно несут до 24 самолетов J-15. По текущей информации, всего было построено 60 J-15, включая двухместные варианты.
Соответственно, если бы остальные авианосцы были полностью укомплектованы, то для «Фуцзянь» их, вероятно, осталось бы меньше 12. Однако при предполагаемом водоизмещении в 85 000 тонн «Фуцзянь» является первым китайским суперавианосцем (от 75 000 тонн) и, следовательно, на 20 процентов больше, чем «Ляонин» и «Шаньдун». Поэтому на нем также должно быть место как минимум для 24 пилотируемых истребителей, хотя в настоящее время предполагается, что их будет от 30 до 35.
Однако J-15B — не единственный истребитель, который планируется базировать на «Фуцзянь». Прототипы другого нового самолета были замечены несколько раз. Официального названия для них пока нет. Неофициально самолет называется FC-31, J-31 или J-35.
Недавно компания Shenyang продемонстрировала новый вариант самолета-невидимки J-31B. Однако неясно, будет ли это авианосный вариант или наземный вариант. Также есть сообщения, что разрабатывается вариант истребителя-невидимки, который затем сможет взлетать с «Ляонин» и «Шаньдун».
J-15D был замечен на фотографиях ВМС Китая. Их можно увидеть на палубе «Шаньдун», сообщает 31 октября портал twz.
J-15D — двухместный самолет радиоэлектронной борьбы. Его можно рассматривать как китайский аналог американского EA-18G Growler.
J-15D предназначен для подавления и мониторинга радаров и средств связи противника. Такие самолеты обычно также оснащены вооружением, например, противорадиолокационными ракетами. Они контролируют активный радиолокационный сигнал средств ПВО на земле. В результате ракета попадает либо непосредственно в систему ПВО, либо в ее радиолокационную систему, после чего становится «слепой» — то есть больше не может обнаруживать самолеты на больших дистанциях. J-15D совершил свой первый полет в 2018 году. Это был первый раз, когда его видели на военно-морских учениях.
Таким образом, как для J-15B, так и для J-15D в октябре 2024 года была первая демонстрация Китаем их боевой готовности. J-15D в будущем также будет развернут на «Фуцзянь».
У J-15S есть еще одна версия J-15, двухместная. Впервые его полет состоялся в 2012 году. Долгое время предполагалось, что он будет служить в качестве учебно-тренировочного самолета: одно место для начинающего пилота, другое для опытного пилота J-15.
Недавно ходили слухи, что J-15S будет модернизирован и адаптирован для использования на «Фуцзянь». Он предназначен для использования в качестве самолета управления дроном и может называться J-17.
Идея состоит в том, что самолетом управляет один из пилотов. Второй пилот дает команды дронам и при необходимости может управлять ими напрямую. Одним из дронов, которые в будущем взлетят с «Фуцзянь», является беспилотник-невидимка GJ-11. Оператор дрона J-17 сможет совершать наземные атаки в воздушном пространстве противника, в то время как J-17 остается на безопасном расстоянии.
Китай также работает над дронами-ведомыми, которые будут помогать не только в наземных атаках, но и в воздушных боях. Одним из них является Feihong FH-97A. Первоначально он был разработан для истребителя-невидимки J-20. Но J-20 для авианосцев не годится. Однако ходят слухи, что в разработке находится авианосный вариант FH-97A, который затем может сопровождать самолеты J-15 и J-31/J-35.