Эксперты отмечают, что на автомобильном рынке сегодня происходят важные изменения, результаты которых могут оказаться крайне неблагоприятными для многих известных брендов. Особенно пострадают европейские компании, которые ещё недавно благоденствовали, получая сверхдоходы от реализации миллионов транспортных средств в год. Если попытаться разобраться в причинах кризиса, то на поверхность всплывают глобальные экономические проблемы, включая коронавирус, но ситуация намного сложнее. Давайте разберём основные сложности, стоящие на пути европейских брендов, а после сделаем выводы.
Прежде всего важно понимать, что долгое время высокая прибыльность обеспечивалась за счёт непрекращающегося роста экономики азиатского региона. Китай закупал легковые автомобили в огромных масштабах, но немалая часть доходов поступала из Вьетнама, Южной Кореи и других государств региона. Вот только в какой-то момент власти указанных выше стран приняли решение создавать собственный транспортный сектор, а сегодня Китай из крупнейшего импортёра превратился в настоящую проблему. Особенно это касается электрокаров, о чём мы поговорим подробнее немного ниже. Рынок Поднебесной становится всё больше, но продажи европейских брендов там снижаются. Эксперты полагают, что вскоре всё станет намного хуже, поскольку власти КНР могут установить ввозные пошлины на европейские автомобили. Ещё несколько лет назад такое казалось невозможным, но Европа чувствует давление со стороны китайского автопрома, поэтому пытается защитить местных производителей при помощи протекционистских законов. Было время, когда подобные выпады остались бы без ответа, но происходящие геополитические сдвиги способствуют формированию самостоятельной позиции в азиатском регионе. Уже сегодня европейские компании ощущают снижение продаж в КНР, но после появления ввозных пошлин окажутся в ещё более сложном положении.
Но проблема не только в конкуренции, ведь значительную часть неудобств европейцы себе создали намеренно. Прежде всего там начали агрессивно продвигать зелёную повестку. Какое-то время назад идея отказа от бензиновых двигателей казалась отличной, но в какой-то момент стало очевидно, что Европа испытывает дефицит электричества, а особенно это актуально для Германии. Страна закупает энергию во Франции, а также находится в активной фазе перехода на возобновляемые источники. Даже в северных регионах возводится множество солнечных ферм, вот только климат Германии плохо подходит для подобных источников генерации энергии. Но даже без учёта финансовой дыры, стоящей перед владельцами ферм по добыче солнечной энергии, дела идут не очень, ведь стоимость 1 кВт чистого электричества гораздо выше, чем может себе позволить заплатить рядовой житель германии. 100 кВт вместе с доставкой обходятся дороже 60 евро, но под ударом находится не только население, но и крупные производители. Как выяснилось, благосостояние автомобильных гигантов и других производителей обеспечивалось за счёт трубного газа из РФ. Доступ к дешёвым энергоносителям закрыт уже достаточно давно, ну а со временем финансовая подушка становится всё менее плотной.
Эксперты пишут, что с любым из факторов по отдельности Европа могла бы справиться, но сразу несколько ударов с разных направлений автомобильная отрасль Старого света может не пережить. Тревожные заявления озвучивают руководители концерна Volkswagen. Ещё недавно производитель считался самым крупным работодателем в Европе, но сегодня вынужден сокращать количество сотрудников и может закрыть часть сборочных мощностей. Предполагается, что Volkswagen предпочтёт выпускать машины в США и Китае, где электричество стоит недорого, что позволяет сократить расходы до приемлемых. О проблемах говорят и другие европейские производители, ну а на днях стало известно о масштабном кризисе в Maserati. Речь идёт об одном из лидеров рынка люксовых автомобилей. Легковые машины этого бренда всегда пользовались высоким спросом, но по итогам первых трёх кварталов 2024 года фиксируется 58% падение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2023.
Maserati никогда не продавала слишком много транспортных средств. Например, за 9 месяцев 2023 удалось реализовать 20 600 единиц, но учитывая стоимость таких автомобилей, компания чувствовала себя уверенно. Вот только за первые три квартала 2024 было продано всего 8600 машин, что стало антирекордом и уже привело к целому ряду последствий. Например, глава Maserati подал в отставку. Давиде Грассо не смог справиться с возложенными на него обязанностями, а в местной прессе в проблемах обвиняют дилеров. Якобы, жадные продавцы требовали слишком больших скидок, а также не смогли обеспечить достаточно эффективную маркетинговую компанию. Похоже, не всё так очевидно, ведь виной всему активное освоение рынка электрокаров. Потенциальные покупатели ждут мощных бензиновых моторов, но вместо этого получают бесшумные электродвигатели в придачу с заботой об окружающей среде. Такой обмен явно не пошёл на пользу имиджу Maserati, но новое руководство не планирует пересматривать озвученные ранее планы. Так, уже в следующем году в продажу поступит электрическая версия суперкара Maserati MC20, ну а к 2027 планируется выпустить сразу три машины с электрическим приводом. В 2028 будет представлен флагманский электрический седан Quattroporte BEV, но подобные изменения не нравятся преданным фанатам бренда.
И вот здесь самое время вспомнить о китайцах. Как выяснилось, выпускать электрокары намного проще, чем бензиновые автомобили. В КНР производство поставлено на поток, ну а экспансия китайских электрических легковых автомобилей вынудила Европу ввести таможенные ограничения. В теории, политики должны быть счастливы, ведь Поднебесная обеспечивает переход региона на чистую энергетику, вот только активность китайцев сильно мешает местным автопроизводителям. Спрос на электрические модели из КНР увеличивается, тогда как крупные европейские бренды находятся в тупике. Маржа падает, а цены приходится поднимать. На фоне конкурентов из Китая, такие машины смотрятся не лучшим образом, а настойчивые попытки пересадить людей на автомобили с электроприводом уже начали оказывать негативное влияние на продажи по всей Европе. Пока Maserati остаётся на плаву, но терпение инвесторов не бесконечно. И всё бы ничего, но ранее инвесторы лично одобрили переход на чистую энергетику, а сегодня требуют от автопроизводителей невозможного.