Аккумуляторные батареи, используемые в электромобилях, рано или поздно выработают свой ресурс, но их история на этом не обязательно закончится. Они все еще могут сохранять достаточный заряд для других задач, таких как накопление энергии, использование в водных видах транспорта и даже для переоборудования классических автомобилей. Теперь Nissan нашел еще одно применение для таких батарей, заменив свинцово-кислотные аккумуляторы в аварийных источниках электроснабжения на железнодорожных переездах батареями электромобилей Leaf, отслужившими свой срок, что, по словам компании, раньше было просто невозможно.
Как ожидается, литий-ионные батареи, питающие электромобили, могут прослужить достаточно долго: управляющий директор Renault-Nissan Energy Services заявил в 2019 году, что, по данным компании, срок службы батарей может достигать 22 лет. Nissan также утверждает, что к моменту окончания срока службы аккумуляторной батареи в таком электромобиле, как Leaf, литий-ионные элементы могут сохранять от 60 до 80 процентов емкости.
У Nissan уже есть опыт вторичного использования отработанных литий-ионные батареи от электромобилей Leaf первого поколения - совсем недавно они нашли свое место в автоматизированных системах управления, используемых на заводе Oppama в Японии. А теперь компания заменяет свинцово-кислотные аккумуляторы в источниках аварийного электроснабжения на железнодорожных переездах Японии - начиная с переезда Атаго на линии Джобан, проходящей через город Минамисома в префектуре Фукусима.
"Ранее при использовании свинцово-кислотных аккумуляторов нам приходилось периодически посещать железнодорожные переезды, чтобы проверить состояние заряда и наличие повреждений", - сказал помощник главного инженера научно-исследовательского центра Восточно-Японской железной дороги Кайто Точихара. "Однако в отработанных литий-ионных батареях имеется система управления, как в электромобилях, поэтому теперь мы можем дистанционно проверять состояние батареи. Это позволяет повысить стандарты технического обслуживания. Данная система также позволяет проводить профилактическое обслуживание, информируя нас о состоянии батареи до того, как ее напряжение станет слишком низким".
Кроме того, литий-ионные батареи заряжаются на 30 процентов быстрее и служат гораздо дольше - в среднем 10 лет по сравнению с 3-7 годами для свинцово-кислотных аккумуляторов.Тем не менее, пришлось внести изменения в инфраструктуру управления, чтобы гарантировать, что батареи смогут выдержать скачки напряжения, например, от ближайших ударов молнии. В настоящее время проводятся испытания для анализа воздействия подобных скачков напряжения, а также других атмосферных явлений, таких как тайфуны.
В дальнейшем планируется увеличить количество подобных объектов на новых участках железнодорожных линий Джобан и Мито, а также прорабатываются другие возможные сценарии использования отработанных батарей. "Железные дороги, работающие на электричестве, бывают самых разных масштабов", - говорит Точихара. "Если мы сможем подтвердить в ходе этого испытания, что отработанные батареи безопасны для использования на железных дорогах, то можно ожидать расширения этой программы. Например, для использования в оборудовании беспроводной связи".