Названный в честь древней окаменелости предка человека, "Люси" станет первым космическим аппаратом, работающим на солнечной энергии.

В субботу НАСА планирует запустить космический аппарат под названием Lucy с 12-летней миссией, чтобы впервые исследовать группу каменистых тел, известных как Троянские астероиды Юпитера, и получить новые сведения о формировании Солнечной системы.

Взлет ракеты Atlas V, которая должна вывести зонд на орбиту, запланирован на субботу в 5.34 утра по местному времени (9.34 утра по Гринвичу, 3.04 вечера по восточному времени) с мыса Канаверал.

Названный в честь древней окаменелости предка человека, "Люси" станет первым космическим аппаратом на солнечных батареях, который отправится так далеко от Солнца, и будет наблюдать за большим количеством астероидов, чем любой другой зонд до него - в общей сложности за восемью.

Кроме того, Lucy совершит три облета Земли для гравитационной помощи, что сделает его первым космическим аппаратом, который вернется в окрестности нашей планеты из внешней части Солнечной системы.

"Каждый из этих астероидов, каждый из этих первозданных экземпляров - это часть истории Солнечной системы, истории о нас", - сказал журналистам Томас Цурбухен, помощник администратора научной миссии НАСА.

Первая встреча "Люси" произойдет в 2025 году с астероидом Donaldjohanson в Главном поясе астероидов, между Марсом и Юпитером. Астероид назван в честь первооткрывателя окаменелости Люси.

В период с 2027 по 2033 год она пересечется с семью троянскими астероидами - пятью в составе роя, ведущего к Юпитеру, и двумя в составе роя, следующего за газовым гигантом.

Люси" пролетит мимо намеченных объектов на расстоянии 250 миль (400 километров) от их поверхности и с помощью бортовых приборов и широкоугольной антенны изучит их геологию, включая состав, массу, плотность и объем.

Троянские астероиды Юпитера, которых насчитывается более 7 000, являются остатками древних материалов, образовавшихся при формировании гигантских планет нашей системы - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.

Ученые считают, что они содержат важные сведения о составе и физических условиях в протопланетном диске, из которого сформировались все планеты Солнца, включая Землю.

Они делятся на два роя - ведущий рой находится на одну шестую круга впереди Юпитера, а отстающий рой - на одну шестую позади.

"Когда мы начали изучать троянцев с Земли, нас удивило то, насколько они отличаются друг от друга, особенно по цвету, - говорит Хэл Левисон, главный научный сотрудник миссии.

Одни из них серые, другие красные - эти различия указывают на то, как далеко от Солнца они могли сформироваться, прежде чем выбрать свою нынешнюю траекторию".

Окаменелость Люси была обнаружена в Эфиопии в 1974 году и помогла пролить свет на эволюцию человека. Название космической миссии было выбрано в надежде, что она прольет свет на эволюцию Солнечной системы.

Палеоантропологи, обнаружившие останки древнего человека, назвали ее в честь песни группы Beatles "Lucy in the Sky with Diamonds", которая громко играла в лагере экспедиции.

На самом деле зонд "Люси" будет нести в небо алмазный светоделитель - тепловой эмиссионный спектрометр "Люси" (L'TES), который регистрирует дальнее инфракрасное излучение, чтобы составить карту температур поверхности астероида.

Измеряя температуру в разное время суток, команда может определить физические свойства, например, сколько пыли, песка или камня присутствует на поверхности.