Больше двух лет планета жила в рамках жёстких ограничений. Коронавирус мутировал во всё более опасные штаммы, а в итоге начал медленно превращаться в обычный грипп. В настоящее время Омикрон всё ещё более патогенный, чем сезонные вирусы, но процент смертности уже находится на низком уровне. Поскольку запреты и тесты начали отменять, то люди пытаются наверстать упущенное время, используя лето для отдыха в тёплых странах, туристических поездок или деловых перемещений. Кажется, что находившаяся в кризисе авиационная отрасль на подъёме, вот только проблем здесь куда больше, чем было ещё год назад.
Назвать какой-то один фактор ключевым будет сложно, поскольку в данном случае всё складывается так, что по отрасли бьёт целый комплекс структурных проблем. Начнём с подорожания керосина. Только в США авиационное топливо за полгода с небольшим подпрыгнуло на 150%. Удерживать стоимость билета в такой ситуации просто невозможно, а как следствие наблюдается 33% рост цен на билеты за прошедшие полгода. Куда хуже положение в Восточной Азии, где топливный кризис и низкая загруженность салонов сделали своё дело. В пример приводится популярный маршрут: Сингапур – Гамбург. Ранее купить билет в экономклассе можно было за 2000 долларов, тогда как сегодня за такое удовольствие компании просят немалые 5000 долларов. Нужно понимать, что это частный случай, но в целом наблюдается именно негативная картина с повышением тарифов.
Аналитики утверждают, что многие авиакомпании столкнулись с резким ростом пассажиропотока и оказались неспособны быстро ввести в строй стоящие больше года самолёты. Получается, что реальное количество перелётов ниже уровня 2020 года, но спрос постоянно растёт, а новых рейсов вводится слишком мало. Особенно сложно с трансконтинентальными маршрутами, для которых нужны самые современные лайнеры. Первыми тревогу забили пассажиры лоукостеров. Напомним, впервые бюджетные авиакомпании появились в США, но прижились в Европе, где осуществлялись сотни рейсов по низким тарифам. К примеру, ещё совсем недавно из США в Европу можно было долететь за жалкие 200 долларов, а в Чили всего за 62 доллара. Авиакомпании готовы были покрывать часть расходов с целью остановить отток пассажиров, но сегодня у них нет такого стимула, ведь количество людей, пытающихся купить билет, растёт.
Руководство европейского лоукостера Ryanair констатирует, что не в состоянии удерживать цену на перелёт на отметке в 40 евро. На уровне выживания находится 60 евро, но впереди большое подорожание, а возврат к прежним тарифам будет долгим и болезненным. Не лучшим образом на авиаперевозках сказывается сложная экономическая ситуация. Приводится статистика, согласно которой в пяти наиболее крупных странах ЕС за июнь было отменено 7870 рейсов, что ровно в три раза выше, чем в 2019 году. Причина в волне забастовок, прокатившейся по Европе. Люди требуют повышения заработных плат, снижения цен на продукты питания и другие значимые товары, а профсоюзы не гнушаются пользоваться сложившимся положением в своих интересах. Многие требуют улучшения условий труда для лётчиков и других социальных гарантий и доплат.
Эксперты полагают, что уже вскоре в Европе грянет настоящий кризис авиаперевозок, связанный с отказом от российской нефти. До недавнего времени компании пытались игнорировать рост стоимости керосина, медленно повышая тарифы, но проблемы нарастают, а на решение уйдут месяцы. Есть мнение, что уже вскоре могут исчезнуть дешёвые направления до 100 евро, которые позволяли накачивать экономику ЕС деньгами. В данном случае выигрывали все. Например, есть туристический город во Франции. Перелёт туда должен стоить 100 евро, но местный аэропорт компенсирует авиаперевозчику разницу стоимости билета, поскольку деньги прилетающих идут в казну города. Мало того, посетители начинали тратить сотни евро уже в самом аэропорту, радуясь сэкономленным копейкам. Увы, но денег ни у аэропортов, ни у городских ратуш на субсидирование больше нет. Источник.

