Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв
Нужно обмениваться опытом, чтобы сделать дороги безопаснее.

реклама

Американские компетентные органы в этом месяце опубликовали черновую версию правил, описывающих процедуру сертификации транспортных средств с функцией автоматического управления, их регистрацию, правила эксплуатации и основные требования к безопасности. Основная часть этого внушительного по объёму документа ещё будет проходить публичные слушания, но некоторые принципы американские власти хотели бы видеть и в конечной версии правил.

реклама

Например, американские органы, отвечающие за безопасность на дорогах, призывают автопроизводителей делиться друг с другом критической информацией, собранной в ходе испытаний и совершенствования систем "автопилота". Каждый производитель не должен учиться исключительно на своих ошибках – прогресс пойдёт быстрее, когда появится некая общая база данных, по примерам из которой автоматика научится избегать аварийных ситуаций. Вопрос щекотливый: с одной стороны, обмен опытом делается во благо человечества, с другой стороны, в этой сфере сами данные имеют первостепенную ценность, и делиться ими с конкурентом пожелают не все и не всегда.

Профильное американское агентство заодно поясняет, на каких стандартных этапах автоматизации процесса управления автомобилем от присутствующего за рулём человека будет требоваться наличие водительских прав. Подобный документ и сопутствующий уровень подготовки необходим вплоть до "третьего уровня автоматизации" – он подразумевает, что система сама решает, когда передать полномочия человеку. Два последних уровня автоматизации (четвёртый и пятый), не подразумевающих вмешательство человека в управление автомобилем, наличия водительских прав требовать не будут.

Кстати, американские эксперты считают, что "робомобили" не должны полагаться исключительно на человека в критической ситуации, ибо он может пропустить момент перехода управления в ручной режим. По этой причине от автоматических автомобилей требуется способность самостоятельно с минимальным риском избегать аварийных ситуаций при отсутствии вмешательства водителя.

Список из пятнадцати пунктов определяет, что будет проверять сертификационный орган при подготовке к выходу "робомобиля" на рынок США. Правительственное агентство собирается взять на себя функции сертификации и одобрения эксплуатации, чтобы все транспортные средства соответствовали единому перечню требований. NHTSA берёт на себя функции регулятора и контролёра, ведя просветительскую деятельность и принуждая производителей устранять дефекты в случае их выявления. Ошибки и "прорехи" в программном обеспечении допускается устранять без визита транспортного средства в сервисный центр, за счёт обновления "по воздуху". На местные власти в штатах ложится работа по определению границ юридической ответственности, требований к страхованию, изменению правил дорожного движения, подготовке водителей, их лицензированию и контролю за техническим состоянием транспортных средств. Власти штатов сами могут определять на уровне местных законов, кто несёт ответственность в случае участия "робомобиля" в аварии – автопроизводитель или владелец транспортного средства, либо "водитель".

Кстати, в свидетельстве о регистрации транспортного средства должна делаться особая отметка, позволяющая судить о наличии функций активной помощи водителю или "полного автопилота". Автомобили, которые уже выпускаются несколько лет, допускается оснащать более совершенным автоматическим оборудованием с проведением всех сертификационных мероприятий. Подразумевается, что это будет делать автопроизводитель, модернизирующий свои модели на конвейере с целью повышения их эффективности в качестве автоматических транспортных средств. Таким образом, первый шаг к созданию федеральных правил эксплуатации "робомобилей" американские власти уже сделали. Остаётся только дождаться момента, когда будет разрешена эксплуатация таких транспортных средств частными лицами на дорогах общего пользования.

Написать комментарий (0)

Сейчас обсуждают