реклама
Недавно инженеры компаний easyJet и Rolls Royce успешно провели испытания современного реактивного двигателя, работающего исключительно на водороде. Этот проект можно считать первым успешным шагом на пути к переходу авиационной промышленности на углеродно-нейтральные технологии.
реклама
Прототипом для эксперимента, который проводился на испытательном полигоне Министерства обороны в Боскомб Даун, Великобритания, послужил стандартный двигатель Rolls-Royce AE-2100A. В турбину подавался "зеленый" водород, который был получен путем расщепления воды на составляющие компоненты в European Marine Energy Centre на Оркнейских островах, Великобритания.
"Мы раздвигаем границы, чтобы исследовать потенциал водородного топлива без выбросов углерода. Это поможет изменить будущее полетов", - сказала в своем заявлении Грация Виттадини, главный технический директор Rolls-Royce.
Как водород может изменить авиационную промышленность?
По данным Air Transport Action Group, на авиационную промышленность приходится около 12 процентов выбросов углекислого газа от всех транспортных средств.
Сегодня подобные проекты приобретают все большее значение, поскольку размер батарей, необходимых для передвижения гражданских самолетов, пока отодвигает на второй план идею использования в авиации транспортных средств с электрическим приводом. "Мы изучили аккумуляторные технологии, и стало совершенно ясно, что они, не подойдут для больших коммерческих самолетов, на которых мы летаем", - сказал Дэвид Морган, главный операционный директор easyJet, в интервью BBC News.
Именно поэтому водород рассматривается как возможная альтернатива для замены ископаемого топлива. " Всё преимущество такого топлива, как водород, заключается в том, что он не содержит углерода и, следовательно, при его сгорании не образуется CO2", - сказал BBC News Алан Ньюби, директор по аэрокосмическим технологиям компании Rolls-Royce.
Гонка к нулевому уровню выбросов к 2050 году
Проект был инспирирован поддерживаемой ООН кампанией "Race to Zero", цель которой - сделать мир углеродно-нейтральным к 2050 году.
"Мы намерены продолжать поддерживать это новаторское исследование, потому что водород открывает широкие возможности для целого ряда самолетов, включая самолеты размера easyJet. Это будет огромным шагом вперед в достижении цели "абсолютного нуля" к 2050 году", - сказал Йохан Лундгрен, генеральный директор easyJet.
Насколько практично использование водорода?
Пока рано говорить о практических аспектах данного эксперимента, поскольку решения по интеграции этого топлива в самолеты - которое необходимо хранить при сверхнизких температурах (-253C) и превращать обратно в газообразную форму для воспламенения - являются довольно сложной задачей.
Кроме того, жидкое водородное топливо занимает почти в четыре раза больший объем по сравнению с традиционным авиатопливом. Чтобы соответствовать этим требованиям, авиакомпаниям придется полностью перестраивать конструкции самолетов.
Rolls Royce и easyJet собираются продолжить сотрудничество, чтобы завершить "серию дальнейших стендовых испытаний, ведущих к полномасштабным наземным тестам реактивного двигателя Rolls-Royce Pearl 15".
Источники: Journal Interesting Engineering, Rolls-Royce
1. (https://www.flickr.com/photos/rolls-royceplc/sets/72177720303720645/)
2. (https://interestingengineering.com/innovation/rolls-royce-easyjet-hydrogen-powered-aircraft-engine)
3. (https://www.rolls-royce.com/media/press-releases/2022/28-11-2022-rr-and-easyjet-set-new-aviation-world-first-with-successful-hydrogen-engine-run.aspx)