В Центробанке России(ЦБ) озвучили свою позицию по поводу разрабатываемых главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы. К указанному документу там подходят с большой серьезностью, поэтому решили заранее отреагировать на возможную критику. Увы, это не увенчалось успехом. Представитель ЦБ в общении с журналистами отметил, что экономика страны стала менее чувствительной к изменению ключевой ставки, что требует еще более значительных её коррекций. Признание того, что изменение ключевой ставки не справляется со снижением инфляции, прозвучало даже из уст регулятора.
Следует отметить, что в правовых спорах приоритетом является текст Основного Закона страны, где чётко сказано, что Банк России обязан обеспечивать именно устойчивость рубля. Увы, ни устойчивости рубля, ни ценовой стабильности в данный момент не наблюдается. Трактовка ценовой стабильности как низкой и стабильной инфляции — дело рук нынешней команды Банка России. Пример Турции, где двузначная инфляция сопровождается значительным экономическим ростом, ставит под сомнение их рассуждения.
В своих заявлениях регулятор явно запутался. С одной стороны, он хочет поддерживать инфляцию на уровне 4% годовых, с другой стороны говорит о том, что неотъемлемым элементом таргетирования инфляции является плавающий валютный курс. Что предполагает непредсказуемые колебания, что в свою очередь явно не соответствует заданной Конституцией функции обеспечения устойчивости национальной валюты.
Современная команда ЦБ РФ, кажется, обладает слишком гибким подходом к трактовке своих задач. И если вы считаете, что понимаете, что такое «устойчивость рубля» и «ценовая стабильность», то будете удивлены: в Банке России у них своё особое видение, которое далеко не всегда совпадает с общепринятыми интерпретациями этих понятий.