Платим блогерам
Редакция
Новости IT-рынка admin

реклама

Современный российский автолюбитель, нуждающийся в навигационной системе для своего коммуникатора или спутникового GPS-навигатора, сегодня не испытывает недостатка в предложении. Программных продуктов такого типа на рынке очень много и все они «на бумаге» предлагают примерно одинаковые возможности. На практике все сложнее: ключевым элементом любой навигационной системы являются карты, и вот как раз с ними все обстоит не очень «прозрачно».

Одни разработчики лицензируют картосновы (на их базе создаются навигационные карты, которые мы и наблюдаем на экранах устройств) у госструктур, однако в этом случае нельзя рассчитывать на высокую актуальность. Потому что эти самые картосновы создавались еще в СССР, а с тех пор на просторах России изменилось очень многое. Какие-то объекты исчезли, другие – появились… В результате этого карты ряда городов в таких программах грешат слабой детализацией или вовсе неверной информацией.

Некоторые другие разработчики навигационных систем предпочитают использовать картосновы зарубежных Teleatlas и Navteq. Конечно, это значительно дешевле, чем создавать карты самим с нуля, однако в результате неизбежны ошибки и неточности: эти компании являются лидерами по точности карт в Америке и Европе, а вот их карты России оставляю желать много лучшего.

реклама

Полевой автоэкипаж

Собственно, есть и третий вариант – создание карт с нуля в наше время. Такой подход, в частности, является особенностью навигационного пакета «Прогород» компании «Сидиком Навигация», о котором и пойдет речь ниже. При разработке карт для «Прогорода» используются высокодетализированные спутниковые снимки, которые в дальнейшем подвергаются проверке и дополнениям благодаря данным, собранными полевыми автоэкипажами с панорамными видеокамерами. Над развитием программы работает самая большая команда навигационных картографов в стране. Это полторы сотни человек, многие из которых прошли обучение в Южной Корее, которая в области навигации ушла далеко вперед по сравнению с Россией: у нас ею пользуются не более 10% жителей, а на Корейском полуострове – 70-80%.

На сегодняшний день карты «Прогорода» охватывают 90 тыс. населенных пунктов в 50 регионах России. Покрытие дорожной сети составляет 900 тыс. км, количество объектов интереса (так называемые POI) превышает 270 тыс. Давайте остановимся на этих цифрах поподробнее.

Разработчики навигационных систем любят «пускать пыль в глаза» заявлениями о количестве доступных на картах городов и населенных пунктов. Однако на деле интерес представляют карты с детальным адресным планом, то есть с возможностью проложить адрес не просто до населенного пункта, но и еще найти интересующий пользователя адрес и дом. Сам факт присутствия населенного пункта на навигационной карте в виде точки еще ни о чем не говорит – в этом случае можно добраться до населенного пункта, а вот отыскать адрес с помощью навигационной программы не получится.

«Количество» в данном случае вовсе не означает «качество»: если на картах навигационной системы «А» есть, скажем, 100 населенных пунктов с населением в 1 000 человек с детальным адресным планом, то это, на самом деле, малоактуально для большинства пользователей: жители таких небольших населенных пунктов вообще не пользуются навигацией (они и так знают три-четыре улицы своего небольшого поселка), а приезжему человеку проще спросить о местонахождении той или иной улицы у местных, чем всматриваться в экран GPS-навигатора. Иными словами, показатель качества карт – это наличие адресных планов именно для крупных городов. Чем больше население города, тем более востребован его адресный план и тем сложнее ориентироваться в городе без навигационной системы.

Но и крупные города все разные. Карта с адресным планом, скажем, Ростова-на-Дону, более востребована на рынке, чем карта с адресным планом Таганрога. Просто потому, что город больше. Возвращаясь к упомянутому выше примеру. Скажем, на картах навигационной системы «Б» вместо 100 населенных пунктов с населением 1 000 человек может присутствовать детальный адресный план всего 20 городов с населением в полмиллиона человек. В итоге по числу населенных пунктов, для которых есть адресный план лидирует первая система «А», однако на практике куда более актуальна для пользователей является система «Б»: количество городов с адресным планом меньше, но зато города более востребованы.

С нашей точки зрения, обычное перечисление населенных пунктов, для которых есть адресный план не очень показательно. Гораздо более универсальным критерием при оценке охвата карт (полноты картографического покрытия) навигационной системы является следующий критерий:

1). Наличие адресного плана для населенных пунктов с населением от 100 тыс. и более. Остальные города и поселки – полезное и приятное добавление, но не решающий фактор в сравнении.

2). Так как численность населения так или иначе связана с размером города (то есть, сложностью навигации в нем), то население того или иного города – единственно верный критерий оценки важности наличия этого города в навигационной системе.

Сравнение «Прогорода» с конкурирующими продуктами по такому принципу:

В дополнение к покрытию, выделим и неплохую дополнительную функциональность программы. Так, можно отметить функцию «3D-развязки», которая объемно показывает транспортные развязки и дает указания для нужного направления движения. Контуры зданий также объемны, для каждого из домов указана его этажность. Из числа традиционных функций можно отметить дневной и ночной режимы, встроенный помощник с голосовыми подсказками. Он может выручить при движении по многополосным магистралям, для каждой из них указывается полосность, а также даются советы по выбору полосы для движения, целесообразности различных маневров перед поворотами или разворотами.

Усилия разработчиков «Прогород» направлены, в том числе, и на удобство работы. Интуитивно понятный интерфейс позволил данной навигационной системе получить прозвище «русский iGo». Программа заточена под пальцевое управление – иконки и прочие элементы интерфейса достаточно крупны. Стоит также отметить опцию Smart Menu, которая позволяет в одно касание активировать до 8 наиболее часто используемых функций (правда, их необходимо предварительно задать).

Примечательно, что несмотря на небольшой срок пребывания на рынке («Прогород» был выпущен в ноябре 2009 года), работа над программой велась в течение двух лет и обошлась компании в $7 млн.

«Прогород» на экране навигатора

И у пользователей есть возможность работать с «Прогородом» бесплатно – для этого необходимо раз в месяц загружать на сервер программы данные, периодически получаемые встроенным в пользовательское устройство GPS-приемником с временной меткой их получения (с их помощью разработчики корректируют скоростные профили дорог, совершенствуя тем самым программу). Коммерческая лицензия стоит 950 руб., что не так дорого по сравнению с другими навигационными системами. Интересно, что на сайте программы можно ознакомиться с ее картами и принять решение о покупке или бесплатном использовании на указанных выше условиях.

Понятно, что у такой молодой навигационной системы есть определенные недостатки или шероховатости. В качестве такой недоработки до недавнего времени можно было отметить возможность работы «Прогорода» только на тех коммуникаторах и навигаторах, которые построены на основе платформ Windows CE и Windows Mobile соответственно. В то же время, это подавляющее большинство современных навигаторов и коммуникаторов, к тому же уже в декабре появится версия пакета для коммуникаторов под управлением Android, а также планшета Samsung Galaxy Tab. Примечательно, что «Прогород» стал первой российской навигационной системой, оптимизированной для отображения на экране планшета с высоким разрешением широкоформатного экрана – 1024 на 600 точек. Кроме того, в «Прогороде» пока нет поддержки «пробочного» сервиса – его интеграция запланирована только на март 2011 года. Однако не стоит забывать о бесплатности системы, из-за которой с этими недостатками можно и смириться.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают