Catalyst 5.11: ускорение OpenGL-играх до 36%, на этот раз без шуток

17 октября 2005, понедельник 12:31
для раздела Новости Software

Компания ATI недавно уже успела дискредитировать себя обещаниями грандиозного роста быстродействия в новых версиях драйверов Catalyst, который при проверке оказался во много раз меньше. В этот раз обещается очередной чудодейственный драйвер, но теперь "чудо" подкреплено результатами независимых тестов, поэтому разочарованные нас ждать не должно.

Сотрудники ATI утверждают, что нашли способ увеличения производительности OpenGL-приложений при использовании видеорежимов с высоким разрешением и высокой степенью полноэкранного сглаживания. Основа нового метода заключается в том, что при использовании "тяжелых" видеорежимов меняется характер нагрузки на видеокарту и "старые" алгоритмы становятся не оптимальными. Таким образом, использованием других, оптимизированных алгоритмов, можно достичь более высокой эффективности работы при высокой нагрузке, в случаях, когда производительность упирается в пропускную способность памяти. Причем качество изображения при этом остается абсолютно неизменным.

Последние серии графических решений ATI обладают программируемым контроллером памяти, который и подвергся оптимизации. Представители ATI утверждают, что новый набор управляющих программ контроллера позволил повысить быстродействие в Doom 3 на 36% при использовании полноэкранного сглаживания степени 4x и высоких разрешений экрана. Отдельным независимым обозревателям была разослана специальная утилита, позволяющая достичь аналогичных результатов уже с текущими драйверами. Причем отмечается, что работа этой утилиты ограничивается внесением изменений в реестр - модификацией управляющих параметров. 

Отдельно отмечу, что подобная оптимизация рассчитана в первую очередь на новые серии видеокарт Radeon X1xxx, обладающие полностью программируемым контролером памяти. Владельцы Radeon X8xx, обладающих частично программируемым контроллером, также могут рассчитывать на подобные улучшения. Тем не менее, оптимизация этой линейки может потребовать несколько иного подхода, будучи не столь первоочередной, как в случае с флагманскими решениями. А вот владельцев остальных продуктов ATI придется разочаровать - ждать подобной оптимизации, похоже, неоткуда.

Обозревателям сайта Hexus.net выпала возможность лично убедиться в работоспособности новой чудо-утилиты от ATI. При тестировании в Doom 3 с использованием Athlon 64 FX-57 и Radeon X1800 XT был получен следующий результат:

Как видим, в зависимости от видеорежима наблюдается ускорение на 15-32%, что близко к заявленным ATI, а в целом является очень хорошим и приятным показателем .

Тесты в тех же условиях с использованием конкурирующего продукта GeForce 7800 GTX с драйвером ForceWare 81.84 показали, что видеокарта Radeon впервые поразила противника на его собственном поле - в Doom 3:

Другая популярная OpenGL-игра, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, настолько же впечатляющего ускорения не демонстрирует, но оно всё-таки есть:

Отметим, что в 1024x768 наблюдается даже 12%-ное замедление (видимо не зря алгоритм предназначен для случаев с большими разрешениями), максимальное же ускорение составило 19%. Обозреватели сообщают, что уровень быстродействия демо-версии Serious Sam 2 возрос примерно аналогично. 

Сотрудникам сайта Guru3D.com также посчастливилось испытать "ускоряющую утилиту" в Doom 3, причем более досконально. Результаты тестирования в данной игре с использованием Athlon 64 4000+ и Radeon X1800 XL 256 МБ сведены в следующую таблицу (процент прироста от использования):

Doom 3 800x600 1024x768 1280x1024 1600x1200
AA 2x / AF 0x 99% 99% 99% 96%
AA 4x / AF 0x 107% 108% 116% 116%
AA 4x / AF 8x 107% 110% 116% 119%
AA 6x / AF 0x 100% 100% 100% 100%
AA 6x / AF 16x 100% 100% 100% 100%

Во-первых, видно, что максимальное ускорение здесь ограничилось 19% - хотя и меньше желаемого, но тоже неплохо. Во-вторых, можно отметить, что при усилении нагрузки (использовании анизотропной фильтрации) и наиболее тяжелых видеорежимах возможен максимальный прирост. В-третьих, что интереснее всего, новый метод оптимизирован исключительно для антиалиасинга степени 4x и в более качественном режиме 6x абсолютно никакого ускорения не демонстрирует. Возможно, в ATI за оптимизацию этого режима еще не взялись и решили сначала улучшить наиболее "ходовой".

Представители ATI отдельно отмечают, что полноценная реализация нового подхода, поиск наилучших методов потребуют времени. Ближайший год будет посвящен оптимизации OpenGL-драйвера в целом и работы Radeon X1xxx в частности, причем именно для поиска лучших методов и был создан программируемый контроллер памяти. Ожидается, что в будущем оптимальные настройки будут подбираться в зависимости от характера нагрузки каждого конкретного приложения, так что резерв по ускорению должен быть большим.  Что интересно, программисты компании говорят об испытываемом ими чувстве стыда - за то что не нашли такое решение раньше .

Новый метод будет использован уже в следующей версии Catalyst 5.11, причем до финального выпуска появится и официальная бета-версия, в которой подобные улучшения также будут реализованы. В последующих за ним версиями Catalyst также можно ожидать постепенных улучшений.

Бета-версия Catalyst 5.11 ожидается в ноябре. До выхода финальной версии осталось 3-4 недели...

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают