GeForce 6600 LE: пытаемся включить пиксельные конвейеры

15 июля 2005, пятница 00:31
Что из себя будут представлять видеокарты семейства GeForce 6600 LE, мы уже примерно определили. Они должны будут заменить собой GeForce 6200 PCI-E, предложив более высокие тактовые частоты (не всегда, прошу заметить) по более низкой цене (данный факт тоже требует проверки). Кроме того, видеокарты GeForce 6600 LE получат официальную поддержку SLI, хотя с рациональной точки зрения эффект от использования двух таких видеокарт в соответствующем режиме не оправдывает затрат. Разве что разгон может исправить ситуацию, но и здесь величина прироста производительности будет зависеть от модификации платы и конфигурации системы.

Что характерно, поддержку SLI можно будет реализовать как через соединительный мост (если плата располагает интерфейсом MIO и основана на дизайне GeForce 6600 GT), так и посредством драйверов ForceWare версии от 77.72 и выше - в последнем случае обмен данными будет осуществляться через интерфейс PCI Express. Кстати, по некоторым данным, драйверы ForceWare 77.72 и даже 80.40 пока не умеют поддерживать режим SLI для видеокарт GeForce 6600 LE, так что для реализации подобных планов придётся ждать более свежих версий драйверов.

Существует и информация о возможности прошивки BIOS от GeForce 6600 LE в GeForce 6200 с целью включения поддержки SLI. На этот счёт можем сказать следующее: прошивать BIOS не обязательно, тем более, что модификаций GeForce 6600 LE будет гораздо больше, чем версий GeForce 6200, и заимствование всего кода BIOS может обернуться выходом видеокарты из строя. Для внушения драйверам мысли о возможности работы с режимом SLI на видеокартах GeForce 6200 (NV43-V) достаточно поменять значение Device ID с 014F (GeForce 6200 PCI-E) на 0142 (GeForce 6600 LE).

Между прочим, тайваньские коллеги с сайта DigiTimes недавно поведали дополнительные детали о GeForce 6600 LE. Сообщается, что видеокарты этой серии будут анонсированы в начале августа, отпускная цена составит $60-70. Учитывая транспортные расходы и розничную наценку, желающим приобрести это чудо придётся выделить из личного бюджета сумму порядка $90-100. Впрочем, цены должны достаточно быстро упасть, ибо скоро нас ждёт встреча с новыми решениями класса middle-end на чипах G71 и G72.

Интересно другое - многие производители уверены, что стоимость комплекта для построения системы с поддержкой SLI, состоящего из двух видеокарт GeForce 6600 LE и материнской платы, снизится до $200. В принципе, этому должно способствовать и снижение цен на чипсеты семейства nForce 4 SLI, так что ничего удивительного в таких прогнозах нет.

Вернёмся к характеристикам видеокарт GeForce 6600 LE. До сих пор в Сети существовала противоречивая информация по поводу используемого для производства этих видеокарт чипа. Кто-то считал, что используется специально спроектированный чип с четырьмя пиксельными конвейерами из четырёх возможных. Другие источники настаивали на использовании старого доброго NV43-V, сдобренного поддержкой SLI и более высокими частотами. Вопрос о возможности включения дополнительных пиксельных конвейеров вообще оставался открытым.

Сегодня мы решили представить вашему вниманию результат нашего расследования, на которое был потрачен не один день, и в которое были вовлечены многие люди. Мы попытаемся определить, возможно ли включить дополнительные пиксельные конвейеры на видеокартах серии GeForce 6600 LE. Чтобы наши дорогие читатели чувствовали себя достаточно подготовленными к погружению в практические аспекты подобных трансформаций, предлагаем сначала ознакомиться с описанием методики включения восьми пиксельных конвейеров на видеокартах GeForce 6200 с интерфейсом PCI Express x16, основанных на чипе NV43-V. Именно такое сочетание "ингредиентов" в прошлом в какой-то мере гарантировало включение всех восьми пиксельных конвейеров. Получится ли повторить эксперимент на этот раз?

Для начала изучим скриншот утилиты RivaTuner, полученный на системе с установленной видеокартой GeForce 6600 LE:

Прошу обратить особое внимание на два параметра: 128-битную шину памяти и номер ревизии чипа NV43 (A4). Собственно говоря, упоминание о чипе NV43 уже в какой-то мере лишает нас сомнений - перед нами производная форма старого доброго NV43-V. Как мы убедимся позднее, это как раз четвёртая ревизия чипа.

Если бы видеокарта была основана на чипе NV44 или его производной форме, она обладала бы только 64-битной шиной памяти. Кроме того, такой чип был бы лишён поддержки HDR, ограничен в функциональности технологии PureVideo, а также не мог бы поддерживать компрессию Color&Z - всем этим грешил чип NV44, в декабре прошлого года давший жизнь видеокартам серии GeForce 6200TC. Хотя формально декларировалась поддержка 128-битной шины памяти, на практике платы с единственным чипом памяти вообще использовали 32-битную шину. Поэтому даже AGP-версия по имени NV44A, обладавшая "стабильной" 64-битной шиной, в таком окружении смотрелась выигрышно.

Другими словами, родственные NV44 чипы похвастать поддержкой полноценной 128-битной шины не могли. На скриншоте мы видим не только упоминание о чипе NV43, но и свидетельства поддержки 128-битной шины. Собственно говоря, и фотографии видеокарт GeForce 6600 LE позволяют говорить о поддержке как минимум 128-битной шины - чипы памяти на платах расположены Г-образно. Лишь ограничения бюджета не позволяют говорить о том, что такая плата способна поддерживать 256-битную шину.

Следующим объектом особого внимания становится ревизия A4 видеочипа NV43-V. Как вы можете помнить из зловещего предупреждения в конце уже упоминавшейся нами статьи, именно эта ревизия чипа абсолютно нечувствительна к программным методам включения четырёх дополнительных пиксельных конвейеров. Ревизия A2 ещё позволяла радоваться такой "халяве", но потом nVidia "прикрыла лавочку", внедрив более эффективную блокировку конвейеров.

Соответствующая закладка утилиты RivaTuner выявила существование у видеокарты GeForce 6600 LE четырёх скрытых пиксельных конвейеров. Другими словами, для производства видеокарт серии GeForce 6600 LE действительно используются чипы NV43-V, получаемые из NV43 (GeForce 6600) путём отключения половины пиксельных конвейеров. Почему nVidia решила идти по такому затратному пути, намеренно урезая функциональность части работоспособных чипов NV43? Не дешевле ли было выпустить специальный чип с четырьмя конвейерами и меньшей площадью ядра?

Возможно, в иных условиях нужно было поступить иначе, но сейчас суровая правда жизни диктует иную тактику поведения. Конкурентом GeForce 6600 LE является Radeon X550 - это очевидно. Он основан на прежнем 0.11 мкм ядре RV370, которое ради эффекта новизны получило суффикс "XT" и более высокие тактовые частоты. При этом цена видеокарт не изменилась, а уровень производительности подрос. Легко представить, что потребители будут их охотнее покупать. Собственно говоря, такой подход можно назвать "ребрэндингом": хорошо забытое старое получает новое название и новый имидж, что способствует повышению спроса на такой продукт.

Ситуация с GeForce 6600 LE ничем не отличается: в преддверии выхода новых видеочипов семейства G7x нужно избавляться от запасов NV43. Избавляться не "как попало", а с выгодой. Разрабатывать новый чип для конкуренции с Radeon X550 очень дорого, а если украсить чуть более быстрый вариант GeForce 6200 PCI-E именем "GeForce 6600 LE" и приправить его поддержкой SLI, то получится очень даже успешный план по ликвидации запасов NV43. Впрочем, это лишь наши предположения - nVidia могла руководствоваться несколько иными соображениями.

Наконец, пробуем активировать четыре пиксельных конвейера при помощи утилиты RivaTuner. Ставим галочку, нажимаем "OK" и перезагружаемся...

Повторное посещение соответствующей закладки приводит к разочаровывающему результату - конвейеры включить так и не удалось. Впрочем, рассчитывать на иной результат с чипом NV43-V ревизии A4 нам помогал лишь неисправимый оверклокерский оптимизм :). Увы, его оказалось недостаточно.

Судя по появлению на страницах других сайтов информации о видеокартах серии GeForce 6600 LE, анонс будет носить "размазанный" характер, и привычной помпезности мы не увидим. В конце концов, GeForce 6600 LE не является решением того уровня, чтобы нагнетать интригу до момента анонса. Теперь мы знаем, что скрытые пиксельные конвейеры на этих видеокартах известными способами включить нельзя.

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают