Тройные частоты G70 и особенности разгона

Тема наличия множественных частот видеочипа G70 продолжает интенсивно обсуждаться нашими коллегами. К счастью, один из первооткрывателей этого феномена, Алексей Николайчук (aka Unwinder), в своей утилите RivaTuner планирует внедрить корректную поддержку этого ядра с учётом всех особенностей управления тактовыми частотами. Кроме того, автор утилиты имеет возможность делиться информацией с русскоязычными коллегами, что даёт определённые преимущества носителям "великого и могучего".

Итак, коллеги с сайта iXBT одновременно со знакомством с видеокартой Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample решили изучить особенности процедуры разгона видеокарты GeForce 7800 GTX. Прежде всего, о номинальных частотах конкретного решения: Gainward прошила в BIOS частоты 470/1300 МГц. Заметим, что в отличие от конфуза с видеокартой Asus EN7800GTX, за номинальную частоту ядра берётся именно минимальная номинальная частота, без учёта Geometry Clock Delta (40 МГц).

Представители nVidia уже дали понять, что ядро G70 управляет частотами отдельных функциональных блоков независимо, и число регулируемых параметров больше трёх. Тем не менее, пока при помощи утилиты RivaTuner можно выделить именно три частоты. Для удобства восприятия мы указали номинальные частоты каждого из блоков и шаг, с которым они могут изменяться в текущей версии драйверов. Да-да, именно в текущей версии - будущие драйверы ForceWare могут изменить алгоритм управления частотами конкретных функциональных блоков:

  • Блок растеризации (ROP) - 430 МГц, шаг 27 МГц;
  • Блок шейдерных операций (Shader Unit) - 430 МГц, шаг 27 МГц;
  • Блок геометрии (Vertex Unit) - 470 МГц, более мелкий шаг (зависит от драйвера).

Кратность 27 МГц для шага изменения частот обусловлена наличием на видеокарте тактового генератора, работающего на частоте 27 МГц. Драйвер может использовать различные множители/делители для этой базовой частоты, так что от шага в 27 МГц в будущем можно будет отойти.

Частоты блоков ROP и Shader Unit изменяются синхронно с частотой Vertex Unit, однако последний блок имеет большую гибкость в регулировании частоты. Тем не менее, на сегодняшний день драйвер не позволяет изменять частоты первых двух блоков с шагом, отличным от 27 МГц. Например, при разгоне Vertex Unit до 510 МГц (470 + 40 МГц) частота связки "ROP + Shader Unit" равна 459 МГц (432 + 27 МГц). Следующая ступень - 486 МГц, потом 513 МГц, 540 МГц и так далее - с шагом 27 МГц.

Кстати, в режиме 2D ядро работает на частоте 275 МГц, как мы и сообщали ранее.

Таким образом, увеличивать частоту блока геометрии имеет смысл только на величину более 13-14 МГц, так как именно тогда два других блока перейдут на более высокую ступень частоты. В противном случае прирост производительности от разгона будет ограничиваться только изменением частоты Vertex Unit, в то время как на итоговую производительность в большей степени влияют частоты ROP и Shader Unit.

Судя по всему, nVidia собирается учитывать особенности механизма управления тактовыми частотами ядра G70 при оптимизации программного обеспечения (той же RivaTuner) под разгон видеокарт GeForce 7800 GTX. Не слишком искушённым оверклокерам это понравится, так как они будут избавлены от необходимости разбираться во множестве сложных настроек. Профессионалы разгона предпочтут поковыряться в тонких настройках, и соответствующие утилиты наверняка предоставят им такую возможность. Однако, в таком случае уже никто не сможет гарантировать, что найти оптимальное для повышения быстродействия сочетание частот удастся сразу.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 3.5 из 5
голосов: 4

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают