Не все GeForce 6800 одинаково полезны: часть вторая

28 августа 2004, суббота 16:04
Только что мой коллега поделился интересными открытиями известного отечественного разработчика, Алексея Николайчука (aka Unwinder), автора утилиты RivaTuner, в свое время сделавшей возможным программное включение пиксельных конвейеров на видеокартах ATI. Известно, что в настоящее время ведется интенсивная работа над новой версией утилиты, которая позволила бы проделывать подобный фокус на видеокартах семейства GeForce 6800.

Как стало известно нашим коллегам с сайта Guru of 3D, видеокарты на базе чипов NV40 таят в себе еще большее число сюрпризов, чем предполагалось. При этом нельзя однозначно сказать, являются ли данные сюрпризы приятными.

Дело в том, что Алексей обнаружил на видеокартах GeForce 6800 не-Ultra отключенные вершинные процессоры. Например, вместо шести положенных включено было лишь пять блоков геометрии. Другими словами, GeForce 6800 не-Ultra уступает версии "Ultra" не только по числу пиксельных конвейеров (12 против 16), но и по числу вершинных процессоров (5 из 6).

Негативный эффект от подобных урезаний вполне очевиден - меньшее число блоков геометрии медленнее просчитывает сцену, и это непосредственным образом сказывается на производительности видеокарт.

Более того, на сегодняшний день не существует никакой уверенности в том, что видеокарты GeForce 6800 GT содержат полностью функционирующие вершинные процессоры в количестве шести штук. Напомним, что GeForce 6800 GT отличалась от GeForce 6800 Ultra лишь номинальными частотами: 350/1000 МГц против 400/1100 МГц. Разгон позволял достигать уровня производительности версии "Ultra", однако в свете последних открытий нельзя утверждать, что вершинные блоки не подвергались урезанию.

Характерно, что обнаруженные недавно "поддельные" GeForce 6800 с 8 пиксельными конвейерами имеют лишь 4 вершинных процессора, что также негативно сказывается на уровне производительности.

Существуют опасения, что одна и та же модификация видеокарт в различных исполнениях может иметь разное количество включенных вершинных процессоров. По крайней мере, пока в рознице гуляют всякие OEM-варианты неизвестного происхождения, риск нарваться на нестандартную видеокарту очень велик.

Важно понимать, что утилита RivaTuner позволит включить недостающие пиксельные и вершинные конвейеры только в том случае, если они работоспособны. Если же их блокирование произведено на аппаратном уровне по причине наличия дефектов, то утилита будет бессильна.

Характерно, что Unwinder обнаружил дискретность отключения пиксельных конвейеров в видеочипе NV40 - она равна четырем. То есть, пиксельные конвейеры поделены на четверки, и могут отключаться только по четыре. В принципе, ATI использует похожую схему при производстве Radeon X800 Pro, отключая одну четверку конвейеров в чипе R420. Предположения о группировании конвейеров NV40 в двойки не оправдались.

Кстати, видеокарты ATI отключением вершинных блоков страдать не должны. По крайней мере, чип RV410 имеет 6 блоков геометрии, как и старшая разновидность по имени R420. Хотя они не являются "прямыми родственниками", и включить на чипе RV410 дополнительные конвейеры не представляется возможным, этот пример демонстрирует идеологию ATI. Может быть, фанаты продукции канадской компании получат еще одно очко в свою пользу - это "неприкосновенность" вершинных процессоров.

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают