реклама
Одним из первых оказался тайваньский сайт D-Cross, который уже публиковал фотографии видеочипа NV43 задолго до анонса. Теперь в руках наших коллег оказалась эталонная видеокарта GeForce 6600 GT, которую они поспешили установить в систему на базе процессора Pentium 4 560 (3.6 ГГц) в исполнении LGA 775, материнской платы Asus P5AD2 (i925X), а также двух планок DDR2-533 объемом по 512 Мб.
реклама
Прежде всего, стоит обратить внимание на наличие шестиштырькового разъема питания на видеокарте GeForce 6600 GT. Хотя чип NV43 выполнен по 0.11 мкм техпроцессу и должен отличаться относительно низким энергопотреблением, Nvidia считает нужным использовать дополнительный разъем питания. Возможно, видеокарты GeForce 6600 GT тоже сильно нагружают канал питания +12 В, а потому дополнительный разъем питания используется для подстраховки. В общем же случае разъем PCI Express x16 способен обеспечивать до 60-70 Вт мощности собственными силами.
Теперь сразу перейдем "к сладкому", то есть описанию экспериментов по разгону. Нашим коллегам удалось добиться относительной стабильной работы видеокарты на частотах 591/1170 МГц:
По сравнению с номинальными частотами 500/1000 МГц, разгон по ядру составил 18%, по памяти – 17%. Нужно сказать, что предсерийный экземпляр GeForce 6600 GT может не отражать разгонных характеристик розничных видеокарт этой серии, и в будущем положение дел может улучшиться. Так или иначе, близкая к 600 МГц частота вполне точно отражает оверклокерские способности 0.11 мкм ядра.
Если обратиться к статистике разгона ядра NV40, то частота 600 МГц ему покорялась только при использовании вольтмодов и экстремального охлаждения фреоном. Другими словами, разогнать GeForce 6800 LE до такой частоты практически невозможно, так что в плане оверклокерского потенциала GeForce 6600 GT определенно выигрывает у соперницы.
Говоря о производительности GeForce 6600 GT в номинальном режиме, можно привести два графика. На первом отображены результаты видеокарт GeForce 6600 GT и GeForce PCX 5900 в бенчмарке 3DMark 2003:
Следует напомнить, что GeForce PCX 5900 является продолжателем дела GeForce FX 5900 XT, имеет восемь пиксельных конвейеров, 256-битную шину и частоты 390/700 МГц. То есть, в некотором приближении ее можно рассматривать в качестве "близкого родственника" GeForce 6800 LE с интерфейсом PCI Express x16.
Как видим, во всех режимах GeForce 6600 GT получает практически полуторакратное преимущество. Возможно, в системах с менее производительным процессором (использовался Prescott 3.6 ГГц) результат будет ниже, но обещанные 8000 "попугаев" 3DMark 2003 новинкой однозначно покорены.
Следующий бенчмарк волнует любителей игр еще больше – это Doom III, timedemo demo1, High Quality:
Эти результаты можно с некоторыми оговорками (на разницу в конфигурации систем) сравнить с достижениями GeForce 6800 LE. Для интереса можно сравнить показатели в виде таблицы:
Режим | Результат GeForce 6600 GT, fps | Результат GeForce 6800 LE, fps | Преимущество GeForce 6600 GT, % |
800 x 600 | 93.9 | 77.3 | 21.5 |
1024 x 768 | 83.5 | 61.3 | 36.2 |
1280 x 1024 | 62.8 | 32.7 | 92.0 |
1600 x 1200 | 46.1 | 24.6 | 87.4 |
Интересно, что с повышением разрешения преимущество GeForce 6600 GT возрастает, и 128-битная шина памяти в этом случае не является помехой. Впрочем, в других приложениях ограниченность ширины шины памяти может проявиться негативно. Характерно, что даже в самых тяжелых условиях число кадров в секунду остается на вполне приемлемом для игры уровне. Nvidia не зря позиционирует GeForce 6600 GT в качестве лучшей видеокарты для Doom III. Пока этому утверждению сложно возражать – за такие деньги ($229) действительно нельзя найти ничего более подходящего :).
Говоря о масштабировании производительности при разгоне, можно рассмотреть приведенную нашими тайваньскими коллегами диаграмму. Соответствие для GeForce 6600 GT получается таким:
- Разгон на 15%/15% (ядро/память) -> прирост производительности 13%;
- Разгон на 18%/17% (ядро/память) -> прирост производительности 16%.
Разумеется, результатов тестирования в 3DMark 2003 недостаточно для объективного анализа, но мы можем заметить, что разгон с 574/1150 МГц до 591/1170 МГц не обеспечивает заметного роста производительности. В этом и проявляется коварство 128-битной шины памяти – прирост производительности в разгоне происходит "медленнее", чем в случае с 256-битной шиной.
По этой причине гнаться за предельными частотами владельцам GeForce 6600 GT не имеет смысла – при прочих равных условиях разумнее остановиться на том рубеже, где видеокарта демонстрирует стабильность.
Мы можем вспомнить и первые эксперименты по разгону GeForce 6800 LE, чтобы сопоставить показатели масштабируемости. Видеокарта была разогнана с частот 300/700 МГц до частот 400/850 МГц, то есть на 33% для ядра и 21% для памяти соответственно. Уровень производительности тогда изменился согласно перечню:
- 3DMark 2001 SE -> прирост производительности 11%;
- Aquamark 3 -> прирост производительности 22%;
- FarCry -> прирост производительности 11%;
- Unreal Tournament (1024 x 768) -> прирост производительности 2%;
- Unreal Tournament (1600 x 1200) -> прирост производительности 20%.
Во-первых, мы можем видеть разнородность реакции приложений на разгон – производительность масштабируется по-разному. Во-вторых, мы замечаем выигрыш от 256-битной шины в UT 2004 при переходе к более высокому разрешению.
Кстати, даже при отставании GeForce 6800 LE от GeForce 6600 GT у первой есть важное преимущество – врожденная поддержка интерфейса AGP 8x. Как известно, GeForce 6600 GT на поддержку AGP 8x перейдет только в октябре, при помощи чипа HSI. Владельцы систем с интерфейсом AGP могут насладиться преимуществами GeForce 6800 LE уже сейчас, а появления GeForce 6600 GT с соответствующим интерфейсом придется ждать пару месяцев. Так или иначе, с оверклокерской точки зрения GeForce 6600 GT является более перспективным решением.
Сейчас обсуждают