Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Тревожные новости об искусственном ограничении оверклокерского потенциала на чипсетах i925X и i915P не давали покоя многим сторонникам разгона. Ведущие производители материнских плат поспешили успокоить взволнованную общественность, заявив о снятии защиты от разгона в собственных продуктах. Тем не менее, без практических испытаний поверить в окончательную победу инженерного разума над гарантийной политикой Intel было сложно.

Изучить вопрос на практике решились сотрудники сайта Anandtech, которые попутно поставили под сомнение объективность всех достижений по разгону инженерных образцов Pentium 4 560 (например, до 270 МГц по шине). Согласно имеющимся слухам, 10% ограничение на разгон по шине будет активироваться при использовании серийных процессоров с зафиксированным множителем. При этом инженерные образцы процессоров не отражают картины, с которой столкнутся рядовые пользователи при разгоне материнских плат на новых чипсетах Intel.

К счастью, наши коллеги смогли раздобыть серийный процессор Pentium 4 540, работающий на частоте 3.2 ГГц и имеющий зафиксированный множитель 16х. Изучаемая на предмет наличия защиты от разгона материнская плата Asus P5AD2 (i925X) смогла разогнать этот процессор до 248 МГц по шине, итоговая частота составила 3968 МГц. В процентном выражении разгон составил 24%, и можно было бы трубить победу инженерного гения Asus над злыми дядями из Intel, но оставался еще один нюанс...

реклама

Инженерный образец Pentium 4 560 на всем диапазоне множителей (от 14х до 18х) показывал одинаковый предел разгона по шине – не выше тех самых 24% или 248 МГц. Лишь на высоких множителях процент разгона уменьшался, так как процессор неизбежно упирался в свой частотный потолок для воздушного охлаждения, которой находился на отметке 4.0 ГГц.

Неужели для материнской платы Asus P5AD2 предел увеличения частоты шины соответствует 24% или 248 МГц? Либо это ограничение чипсета, предусмотренное Intel? Точного ответа на эти вопросы пока не существует, но некоторые наблюдения позволяют говорить, что не все так плохо. Например, сотрудники сайта Hardware.fr смогли разогнать инженерный образец процессора Pentium 4 560 до 255 МГц по шине, то есть на 27.5%. Конечно, разница небольшая, но убедиться в отсутствии "заколдованного числа 24%" она позволяет.

Материнские платы Abit до сих пор демонстрировали рекордные достижения в разгоне инженерных образцов Pentium 4 560 по шине. Пока эти рекорды нельзя экстраполировать на серийные процессоры, но некоторая надежда на хороший разгонный потенциал плат этой компании остается.

Между прочим, к лагерю борцов с 10% ограничением разгона уже примкнули Asus, Gigabyte, Abit и MSI, то есть все представители "большой четверки". Наши коллеги признают, что бюджетные платы на базе чипсетов серии i915x и продукты менее популярных брендов могут иметь пресловутое ограничение на разгон. С другой стороны, многие производители готовят материнские платы на базе чипсетов i865PE и i875P с разъемом LGA 775. Поскольку никаких ограничений на разгон в этих чипсетах не предусмотрено, сомневаться в потенциале подобных решений не приходится. Да, такие платы не поддерживают DDR-II, PCI Express и новые функции южного моста, но на сегодняшний день эти "навороты" нужны лишь немногим, а сторонники разумных по цене производительных решений вполне уверенно могут приобретать подобные гибридные продукты.

Кстати, сама Intel ситуацию с ограничением разгона комментирует традиционно размыто. Компания порицает разгон, а также любое использование чипсетов и материнских плат в нештатных режимах. Если производители материнских плат предусматривают функции разгона в своих продуктах, то они делают это на собственный страх и риск. При этом Intel не исключает факта существования неких защитных механизмов, препятствующих нештатным режимам эксплуатации.

Надеемся, что оверклокеры и сочувствующие им производители материнских плат найдут способ приемлемого разгона процессоров в исполнении LGA 775, ведь этот разъем изначально предназначен для более высокой электрической и тепловой нагрузки, а новые степпинги ядра Prescott манят перспективами лучшего разгона :).

Сейчас обсуждают