ATI R420 не будет поддерживать Shader 3.0: некоторые факты биографии

Хотя планы ATI на 2004 год были достаточно подробно освещены сайтом Anandtech, наши немецкие коллеги на сайте 3D Center вчера представили свою версию роадмапа ATI на 2004 год, дополненную важной информацией из проверенных источников.

Прежде всего, нужно упомянуть, что надежды поклонников ATI на поддержку чипом R420 шейдеров версии 3.0, скорее всего, не сбудутся. По крайней мере, в этом уверены упомянутые выше немецкие источники. Дело даже не в том, что ATI оказалось не по силам реализовать поддержку Pixel Shader 3.0 и Vertex Shader 3.0 к обозначенному сроку. Здесь следует сделать небольшой экскурс в "биографию" чипа R420, таящую в себе некоторые скрытые от публики факты...

На протяжении всего прошлого года усилено обсуждались перспективы выхода чипа R400, который должен был появиться осенью 2003 года и принести поддержку шейдеров версии 3.0. В действительности этот чип был разработан и существовал в виде прототипов, но производительность шейдеров версии 3.0 оказалась такой низкой, что от идеи производства этого чипа решено было отказаться. Надо заметить, что R400 был основан на принципиально новой архитектуре (что скрывается за этой формулировкой, остается только гадать :)).

После подобной неудачи решено было выпустить разогнанную версию R350 под кодовым наименованием R360 (Radeon 9800 XT), а в недрах лабораторий начать проектирование нового чипа под названием R420. Решение о смене "вывески" с R400 на R420 было принято не зря - чип имел новую архитектуру, отличную от R400. Точнее говоря, R420 был эволюционным развитием архитектуры R3xx, так долго верой и правдой служившей ATI и приносившей канадской компании успех.

Разница в архитектуре R360 и R420 должна заключаться в улучшениях на уровне пиксельных конвейеров (возможно, число текстурных блоков будет увеличено), производительности шейдеров (не только за счет увеличения числа блоков вершинных шейдеров с 4 до 6, но и, предположительно, за счет увеличения разрядности пиксельных шейдеров с 24 до 32 бит). Кроме того, R420 станет первым флагманским чипом ATI, выпускаемом по 0.13 мкм технологии с использованием low-k диэлектриков. Алгоритмы сглаживания и фильтрации тоже должны быть усовершенствованы. Одним словом, увеличение числа транзисторов со 110 до 160 млн. транзисторов не прошло даром - готовые образцы R420 уже демонстрируют производительность в 2-3 раза выше современных решений.

Именно из-за близкого родства R360 и R420 последний не может поддерживать шейдеры версии 3.0. Вместо этого ATI решила сосредоточиться на совершенствовании производительности шейдеров версии 2.0. В качестве аргумента, доказывающего актуальность такого подхода, называется некоторая инертность индустрии в отношении освоения шейдерных технологий нового поколения. Если игры с поддержкой PS 2.0 и VS 2.0 только начинают появляться, то на век R420 вполне хватит поддержки только этих технологий.

Заметим, что поддержка шейдеров версии 3.0 так и не фигурирует в списке характеристик ни одного решения, намеченного к выпуску в 2004 году. ATI надеется сразу перескочить на поддержку DirectX 10.0 и Pixel Shader 4.0 с выходом R500 в 2005 году.

Надо сказать, что подобные известия оставляют достаточно поводов для злорадства и гордости поклонникам Nvidia - флагманские решения серии NV4x поддержку шейдерных технологий версии 3.0 должны реализовать в полной мере. Возможно, Nvidia наконец сможет отыграть корону первенства у ATI в области производительности шейдеров. Справедливо это будет, прежде всего, для поддержки шейдеров версии 3.0 - в части технологий предыдущего поколения ATI не собирается сдаваться и делает все возможное для безоговорочной победы.

R423 должен быть полным аналогом R420, единственным различием станет поддержка PCI Express x16, которая для R423 станет врожденной. Поскольку ATI является ярым противником различных переходных мостов, не совсем ясно, как будет реализована поддержка PCI Express x16 для чипа R423. На этот счет существует гипотеза, что чипы R420 и R423 поддерживают оба интерфейса, AGP 8x и PCI Express x16, просто на стадии создания видеокарты в BIOS прошивается указание на активацию поддержки одного из них.

Кстати, сегодня появились сообщения о том, что чип R420 имеет достаточно зрелую ревизию A12, все готово к массовому производству графических плат, и все ждут лишь отмашки маркетингового отдела. Поскольку Nvidia не собирается выпускать NV40 ранее апреля, ATI подстраивается под планы конкурента, попутно "вылизывая" дизайн плат.

ATI не планирует анонсировать R420 ранее мартовской выставки CeBIT 2004, равно как не будет анонсировать это решение и во время проведения выставки. Сообщается, что анонс R420 будет сделан сразу после завершения выставки, где-то в течение последней недели марта. Кроме привязки к планам Nvidia, подобная задержка имеет внутренние причины - запасы Radeon 9800 XT еще далеки от истощения, и даже после 20% снижения цен на эти видеокарты ATI не желает портить картину продаж.

По поводу других решений ATI, запланированных к выпуску в текущем году, следует сделать несколько дополнений. Например, решение перейти в производстве RV370 на более "тонкий" 0.11 мкм техпроцесс имеет не только "опытно-конструкторское" объяснение (на простых чипах гораздо проще отрабатывать новый техпроцесс), но и сугубо экономическую подоплеку. Даже снизив цену Radeon 9600 SE на 25-30%, ATI по-прежнему не может конкурировать с бюджетными DirectX 9-решениями Nvidia. Себестоимость производства родственников NV34 и NV36 типа GeForce FX 5500 и GeForce FX 5700LE ниже аналогичных показателей для Radeon 9600 SE, поэтому ATI крайне тяжело конкурировать с Nvidia ценой.

Перейдя на 0.11 мкм техпроцесс, ATI сможет снизить себестоимость производства бюджетных чипов с поддержкой DirectX 9.0 до приемлемых величин. Других архитектурных улучшений RV370 получить не должен - необходимость его появления диктуется простой экономией. Кстати, врожденная поддержка PCI Express x16 станет для RV370 важным аргументом в борьбе с гибридными решениями Nvidia, использующими переходный мост HSI, несколько снижающий и без того невысокое быстродействие бюджетных решений.

Аналогичным образом обстоят и дела с характеристиками RV380 - это будет лишь версия RV360 (Radeon 9600 XT) с врожденной поддержкой PCI Express x16. Частота памяти должна быть слегка увеличена, ведь от недостатка пропускной способности памяти архитектура RV3x0 страдает еще со времен Radeon 9600 Pro. Поддержка контроллером памяти RV380 чипов DDR-I, GDDR-2 и GDDR-3 позволит производителям графических плат создавать любые мыслимые комбинации частот чипа и памяти. Увеличенная пропускная способность шины PCI Express x16 позволит использовать все преимущества телевизионного стандарта HDTV при создании мультимедийных комбайнов серии All-In-Wonder.

Чипы R480 и RV410 должны стать разогнанными 0.11 мкм версиями R420 и RV380 соответственно. Они появятся в третьем квартале 2004 года, хотя вопрос об их принадлежности к носителям 0.11 мкм техпроцесса еще остается открытым. Об архитектурных улучшениях в этих чипах ничего не сообщается.

Собственно, в графическом виде планы ATI на 2004 год можно представить подобной таблицей, где решения с поддержкой AGP 8x обозначены красным цветом, а решения с врожденной поддержкой PCI Express x16 - синим цветом.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 3.2 из 5
голосов: 5

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают