Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Как только на рынке появились готовые материнские платы на различных чипсетах под Socket 754, споры о преимуществе того или иного чипсета начали возникать не только в форумах, но и на страницах рубрик тестовых лабораторий.

Смеем напомнить, что особенно в этом плане "отличился" чипсет NForce 3 Pro 150, которому приписывают низкую пропускную способность шины HyperTransport, соединяющей процессор и северный мост. В одночиповой компоновке NForce 3 северный мост и южный мост расположены на одном кристалле, так что на производительность "южной части" скорость шины HyperTransport тоже опосредовано влияет. Поскольку контроллер памяти встроен в процессор, роль северного моста в классической двухчиповой компоновке сводится к передаче данных между шиной AGP и центральным процессором.

Так вот, злопыхатели пытались убедить всех сторонников Nvidia, что более медленная шина HyperTransport чипсета NForce 3 Pro 150 пагубно влияет на производительность системы. Чипсет имеет 16-битный нисходящий двойной канал HyperTransport, работающий на частоте 600 МГц, и 8-битный восходящий, работающий на тех же 600 МГц. Большинство других чипсетов имеют конфигурацию шины 2 х 16 бит в обоих направлениях, частота шины равна 800 МГц.

реклама

Пиковая пропускная способность шины HyperTransport в реализации Nvidia составляет 3.6 Гб/с, для чипсетов VIA и ULi она равна полным 6.4 Гб/с. Нужны ли чипсетам конкурентов Nvidia эти самые 6.4 Гб/с в реальности? Компания утверждает, что нет.

Nvidia считает, что пропускной способности в 3.6 Гб/с достаточно для удовлетворения потребностей всех системных устройств. Например, AGP 8х обеспечивает максимум 2.1 Гб/с, 25 Мб/с отводятся Ethernet 10/100 Мбит/с, два канала ATA 133 требуют до 267 Мб/с, шесть портов USB 2.0 нуждаются в 360 Мб/с, для шины PCI отводятся 133 Мб/с. Если посчитать сумму, то получается 2885 Мб/с. И это - в крайнем случае, при 100% загрузке, чего в реальности просто не случается. Что собирается VIA делать с избыточными 3.5 Гб/с, Nvidia себе представить не может :).

Ради чего Nvidia все же собирается повысить частоту и разрядность шины HyperTransport в версии чипсета NForce 3 250Gb? Напомним, что в этом чипсете указанная шина будет работать в режиме 2 х 16 бит на частоте 800 МГц в обоих направлениях. Что побудило Nvidia поднять пиковую пропускную способность шины до 6.4 Гб/с? Все просто - поддержка четырех портов Serial ATA и одного порта Gigabit Ethernet потребует еще 256 Мб/с и 600 Мб/с соответственно. Результирующая потребность составляет чуть более 3.7 Гб/с, в прежний "потолок" уже вписаться не удается. Стало быть, нужно разогнать шину HyperTransport до максимальных значений.

В некоторых тестах NForce 3 Pro 150 все же обходит VIA K8T800, поскольку одночиповая архитектура позволяет снизить задержки. Как же получилось, что NForce 3 Pro 150 в абсолютном зачете проиграл VIA K8T800? Очень просто, считает Nvidia: материнские платы на базе K8T800 в ходе тестов были слегка разогнаны :). Заметим, что в части серьезного разгона возможности NForce 3 Pro 150 гораздо выше, чем у VIA K8T800. По этой причине любой перекос в производительности на номинальных частотах легко перекрывается разгоном :).

Сейчас обсуждают