Учимся выбирать монитор, интерпретировать результаты тестов и не совершать ошибок (страница 3)

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

Цветопередача монитора зависит не только от матрицы (ее типа, вида подсветки, количества бит на канал, цветового охвата), но и электроники дисплея, а точнее насколько корректно она преобразует входящий сигнал. За это отвечает параметр «гамма-кривая».

реклама

Гамма-кривая – это степенная функция, которая связывает входное значение сигнала с его яркостью (светлотой – так говорить правильнее) на матрице (выходное значение). Основной стандарт предполагает показатель степенной функции 2.2. Данный стандарт является «референсом» на всех графиках этого раздела и выделен черной жирной линией. Три другие линии – полученные в ходе измерений данные отдельно по каналам (Red, Green, Blue). Чтобы больше вас не мучать терминами просто приведу примеры плохой, средней и очень хорошей заводской настройки.

450x300  73 KB

Подобное можно обнаружить в ходе тестов многих TN+Film моделей (в том числе относительно дорогих со 120-144 Гц и LightBoost) и большей части экранов ноутбуков. Картинка при таких гамма-кривых выглядит очень неправдоподобной.

450x300  61 KB

Тут производитель решил увеличить визуальный контраст. Все три канала находятся рядом друг с другом, но проходят заметно ниже референсной кривой. Как правило, этим часто грешат монитора на AMVA матрицах, особенно производства BenQ. Но можно быстро исправить установкой иного режима Gamma.

450x300  64 KB

450x300  66 KB

Два обратных примера. Основные оттенки выглядят ярче, различимость темных оттенков излишняя. Визуальный контраст понижен. Тут редко помогают иные режимы Gamma. Приходится регулировать уровень Contrast и RGB Gain в OSD Menu. Увы, помогает не всегда. В таком случае единственный вариант – правки в LUT видеокарты в ходе полноценной калибровки.

450x300  59 KB

Нередко бывает и продемонстрированное выше. Тут можно придраться, но по факту после осуществления калибровки разницу увидят не все.

450x300  58 KB

На этом примере разница «до» и «после» калибровки будет заметна чуть сильнее, но если вы не профессиональный фотограф или работа с цветом не ваш основной конек, не стоит заморачиваться.

450x300  56 KB

450x300  54 KB

Наконец примеры почти идеальной заводской настройки. Тут представлены мониторы совсем разных классов, стоимость которых отличается в разы. По-прежнему можно придраться к небольшим отклонениям от «референса», однако после калибровки отличия искать не буду даже я… Если у вас есть похожий монитор, то проводить калибровку и профилирование стоит лишь в случае постоянной работы в программах с системой управления цветом (CMS) и высоких требований к точности цветопередачи на любом этапе.

Переходим к балансу серого. Еще его называют «Стабильность цветовой температуры» и точность серого клина. Смысл от этого не меняется.

450x300  143 KB

Есть CIE диаграмма, на ней черным проведена широкая линия. При нахождении точек черно-белого градиента на ней можно признать отсутствие паразитных оттенков. Кроме того, отмечено несколько референсных значений цветовой температуры. Две овальные области (с предельно допустимыми отклонениями DeltaE<3 единиц и DeltaE<10 единиц) расположены вокруг точки с ЦТ 6500K.

реклама



Понять, какой паразитный оттенок будет присутствовать на сером клине, можно просто взглянув на картинку. Чем ближе все двадцать измеренных оттенков (белые точки на диаграмме) находятся друг к другу и к области DeltaE<3, тем лучше. Выше представлен пример плохого результата.

450x300  139 KB

А вот это пример монитора с качественной заводской настройкой. К таким и надо стремиться, если в ваши планы не входит дальнейшая настройка RGB Gain и полноценная калибровка.

Последнее в этом разделе – результаты теста UDACT из программы Lacie Blue Eye Pro PE. В нем оценивается несколько параметров, каждый из которых был подробно описан в «Методике тестирования мониторов от 2012 года». Не буду останавливаться на них вновь и просто приведу примеры того, что есть «плохо», «удовлетворительно», «жить можно» и «все просто замечательно». Именно в такой последовательности.

450x360  58 KB

реклама

Вот что бывает, когда производитель почти не задумывается о точности заводской настройки и забивает на все цветовые стандарты. Типичный пример – корейские модели с диагональю 27 дюймов. Впрочем, именитые бренды преподносят такие «сюрпризы» не реже, если даже не чаще.

450x360  59 KB

У монитора с таким результатом инженеры позаботились о точной установке точки белого и даже, вероятно, не сильно ошиблись с выставлением гамма-кривых. С учетом Profile Quality можно судить о довольно точном описании цветового пространства sRGB. В итоге, такой экземпляр можно посоветовать 90% пользователей, выбирающих монитор с требованиями о более или менее приличной цветопередаче.

450x360  58 KB

Если же хочется еще лучше, то такой вариант придется по душе всем покупателям, кто не раскатывает губу на профессиональные модели.

реклама

450x360  57 KB

А вот что будет, если деньги все же нашлись. В такой ситуации можно обойтись без какого-либо дополнительного профиля, просто воспользовавшись стандартно активированным в системе (конкретно на этом примере - AdobeRGB). Монитор прошел тест на оценку отлично по всем параметрам, без дополнительной настройки и калибровки. Исходя из количества «галочек» в верхней части, сразу можно понять, что речь идет о модели с расширенным цветовым охватом и GB-LED или WCG CCFL подсветками. Для большинства РЦО – дополнительная головная боль. Поэтому для начала определитесь, что вы с ним будете делать, в каком ПО и зачем он нужен.

Для мониторов же с W-LED подсветкой нормой являются полученные зачеты лишь по трем-четырем цветовым стандартам из теста. Если вас смущает такой результат, то стоит напомнить, что 97-98% (на 2014 год) всех выпускаемых моделей дисплеев рассчитаны на работу в среде пространства sRGB. А этот стандарт, к слову, так и остается основным и по сей день. Причем не только для операционных систем и прикладного ПО, но и для Web, фото и видео. Так что больше «запариваться» нужно обладателям моделей с расширенным ЦО и никак иначе.

Дополнительные возможности и настройки

Различные датчики освещенности и приближения – это все хорошо, никто не спорит. А вот как они работают – вопрос другой. Если для вас подобные фишки действительно важны, то стоит заглядывать в этот раздел почаще, а не радоваться заявленным в технических характеристиках возможностям. Все проблемы (если они есть), с которыми мне приходится сталкиваться, описываются именно здесь.

реклама

Про дополнительные настройки можно говорить долго, но по опыту, часто единственно толковым параметром остается Gamma. В некоторых мониторах различные ее режимы помогают заметно подправить заводскую настройку и приблизить модель к идеалу. Всякие шестиосевые регулировки цвета, насыщенность, резкость, «улучшатели» картинки – про все это стоит забыть.

450x324  58 KB

Иногда в этом разделе заходит речь про дополнительные программные возможности за счет утилит из комплекта поставки. В основном они есть в сундуке у каждой компании, но рассматриваем мы лишь программные продукты, стоящие внимания, такие как NEC MultiProfiler, SpectraView, Samsung Natural Color Expert, LG TrueColor и Dell UltraSharp Calibration Solution для управления встроенным LUT и возможности аппаратной калибровки.

Главное помнить – для работы с каждой из этих утилит (за исключением MultiProfiler) у вас на руках должно находиться одно из поддерживаемых измерительных устройств (колориметр или спектрофотометр). Без них о дополнительной возможности тонкой настройки можно также забыть.

Равномерность градиентов

реклама

Многие считают, что для высокой равномерности градиентных заливок достаточно матрицы с восьмеркой битов на канал, а лучше десяткой. Как показывает практика, этого не всегда достаточно.

Есть много примеров того, как true 8-bit панели оказывались позади своих псевдовосьмибитных конкурентов. В основном это касается всех устройств формата 21:9, некоторых *VA панелей в мониторах Acer, BenQ, Dell, Iiyama и корейских мониторов брендов второй или даже третьей величины. Иногда немалую роль играет диагональ экрана и электронная начинка монитора. Беспроблемные восемь бит на 24 дюймах и 27 – не совсем одно и то же. А градиенты на Apple Cinema и проблемном Crossover с такой же матрицей – небо и земля.

450x338  11 KB

Вас пугает планомерный переход практически всех мониторов на псевдовосьмибитные (6 бит + FRC, дизеринг) матрицы? Перестаньте. При толковом подходе, который демонстрирует как минимум половина таких моделей, равномерность градиентов не хуже, чем у старых моделей с полноценными восьмибитными панелями.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news - это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Оценитe материал
рейтинг: 4.8 из 5
голосов: 143

Комментарии Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают