Изучение работы встроенной графики Intel Haswell на примере процессора Core i7-4770K
реклама
Оглавление
- Вступление
- Тестовый стенд и ПО
- Методика тестирования
- Изучение влияния разгона на производительность
- Зависимость результатов производительности от разгона графического процессора
- Зависимость результатов производительности от режимов работы памяти
- Зависимость результатов производительности от разгона процессора
- Зависимость результатов производительности от разгона CPU Cache
- Финальные результаты производительности и сравнение Intel Core i7-4770K с AMD A10-5800K
- 3DMark Cloud Gate
- 3DMark Fire Strike
- HWBOT Unigine Heaven Benchmark
- F1 2013
- Hitman: Absolution
- Far Cry 3
- Sleeping Dogs
- Metro: Last Light
- The Elder Scrolls V: Skyrim
- Tomb Raider (2013)
- World of Tanks 0.8.9
- Заключение
Вступление
Можно решить, что в рамках лаборатории Core i7-4770K протестирован уже вдоль и поперек: были и опыты со скальпированием, и подробное изучение нюансов разгона ЦП, и справочник по разгону, и проверка частотного потенциала множества процессоров. Но что все время забывалось, либо упоминалось вскользь, так это встроенная графика.
Ведь действительно интересно, на что она способна, и можно ли обойтись без видеокарты, если требования к качеству графики невелики? Насколько можно разогнать видеоядро? Поспособствует ли росту производительности комплексный разгон процессора?
Со всем этим и попытаемся разобраться в данной статье.
реклама
Тестовый стенд и ПО
Тестирование производилось в составе следующей конфигурации:
- Процессор 1: Intel Core i7 4770K;
- Процессор 2: AMD A10-5800K;
- Материнская плата 1: ASUS Maximus VI Formula;
- Материнская плата 2: Gigabyte F2A85X-UP4;
- Система охлаждения: СЖО на базе водоблока Watercool Heatkiller 3.0 и циркуляционного насоса Lowara TLC 25-7L;
- Термоинтерфейс: Prolimatech PK-1;
- Оперативная память 1: G.Skill TridentX F3-2400C10D-8GTX;
- Оперативная память 2: Corsair Dominator Platinum CMD8GX3M2B2133C9;
- Жесткий диск: Western Digital Caviar Blue (WD500AAKS), 500 Гбайт;
- Блок питания: Corsair CMPSU-750HX (750 Вт);
- Корпус: открытый стенд.
Программное обеспечение
- Операционная система: Windows 7 Ultimate SP1, build 7601.17514 RTM, x64;
- Драйверы видеокарт: 15.31.17.64.3257, Catalyst 13.9;
- Дополнительное ПО: FRAPS 3.5.99, build 15618; AutoHotkey 1.0.48.05.
Методика тестирования
Статью условно можно разбить на несколько подразделов, а именно:
- Поиск частотного потенциала встроенной графики;
- Изучение влияния разгона системы на производительность встроенной графики;
- Итоговый тест производительности.
По первому пункту методика будет подробно описана в процессе, так что здесь остановимся на втором и третьем пунктах.
По сравнению с тестами процессорной части, в случае с анализом работы графики появляется больше переменных, от которых зависит итоговый результат. И если в случае с ЦП можно «в лоб» протестировать по несколько значений частот CPU/CPU Cache, то в случае с графикой необходим более последовательный подход.
реклама
Условно проверку влияния разгона на производительность можно разделить на следующие пункты:
1. Проверка зависимости результатов от разгона непосредственно графического процессора. Забегая вперед, скажу, что максимальный результат разгона GPU составил 1700 МГц, между штатной частотой 1250 МГц и максимальным разгоном 1700 МГц протестированы и два промежуточных режима – 1400 МГц и 1550 МГц, это позволит увидеть общую картину, которую не «смажут» погрешности замеров. Частоты процессора и CPU Cache на данном этапе установлены в значение 3500 МГц, режим работы памяти – DDR3-2133 8-10-10-25.
2. С наиболее производительным режимом работы графического процессора, то есть на частоте 1700 МГц наступает время проверки результатов относительно режимов работы памяти. В качестве базовых режимов были выбраны те, что немногим ранее использовались при исследовании влияния разгона на производительность процессорной части:
- DDR3-1600 9-9-9-24 (в тесте комплект G.Skill). Данный режим покажет производительность системы, если к разгону памяти не прибегать;
- DDR3-1866 8-9-9-25 (в тесте комплект G.Skill). Режим небольшого разгона памяти;
- DDR3-2000 8-10-10-26 (в тесте комплект G.Skill). Базовый режим, использовавшийся при изначальном сравнении зависимости результатов от разгона процессора и кэш-памяти;
- DDR3-2133 8-10-10-26 (в тесте комплект G.Skill). Режим является типичным для комплектов 2 х 4 Гбайта на микросхемах Samsung, и вместе с предыдущим позволит оценить вклад частоты работы памяти при неизменных таймингах; этот режим использовался как базовый при тестах разгона графического процессора.
- DDR3-2400 10-11-11-28 (в тесте комплект G.Skill). Режим, отображающий производительность системы при высоких частотах работы памяти, но при «расслабленных» таймингах;
- DDR3-2600 10-13-12-32 (в тесте комплект Corsair). Как и в случае с предыдущим режимом, здесь можно оценить производительность на еще более высокой частоте и при более расслабленных таймингах.
Также был проверен дополнительный режим работы памяти с максимальным раскрытием потенциала модулей относительно наиболее производительного режима, но об этом будет рассказано уже непосредственно при рассмотрении результатов.
3. Следующий шаг после выбора наиболее производительного режима работы памяти – оценка процессорозависимости встроенной графики. Для этого процессор был разогнан сначала до 4000 МГц, а после до 4500 МГц.
4. Последний шаг – проверка влияния частоты CPU Cache. Как и в случае с процессором, сначала при разгоне до 4000 МГц, потом при разгоне до 4500 МГц.
Для итогового тестирования производительности были выбраны два режима: штатный, путем сброса BIOS’а, и режим максимального разгона. Для того чтобы оценить уровень производительности в сравнении с конкурентами был протестирован AMD A10-5800K, подробно изученный ранее.
Итого, список режимов финального теста:
- Intel Core i7-4770K, штатный режим;
- Intel Core i7-4770K, частота работы процессора 4500 МГц, частота работы CPU Cache 4500 МГц, частота работы встроенной графики 1700 МГц, частота работы памяти 2400 МГц;
- AMD A10-5800K, штатный режим;
- AMD A10-5800K, частота работы процессора 4600 МГц, частота работы CPU_NB 2400 МГц, частота работы встроенной графики 950 МГц, частота работы памяти 2400 МГц.
Для теста производительности использовались следующие приложения и настройки:
- 3DMark 2013, тест Cloud Gate. Итоговый результат – лучший по итогам двух замеров;
- 3DMark 2013, тест Fire Strike. Итоговый результат – лучший по итогам двух замеров;
- HWBOT Unigine Heaven Benchmark, тест Basic DX9. Итоговый результат – лучший по итогам двух замеров;
- F1 2013 (встроенный тест), High, 1600x900, AA Off. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- Far Cry 3 (Harvest The Jungle), 1280x720 AA Off, DirectX 11. Overall Quality Low. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- Hitman: Absolution (встроенный тест), 1360x768. Качество – низкое. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- Sleeping Dogs (встроенный тест), 1600x900. Уровень графики – средний. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- Metro: Last Light (встроенный тест), 1280х720 АА0 AF4x DX11, Quality – Medium, Tesselation Off. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- The Elder Scrolls V: Skyrim (Поместье «Златоцвет»), 1366x768 AA0 AF16, детализация High. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- Tomb Raider (2013) (встроенный тест), 1366x768, качество – норма. Итоговый результат – усреднение четырех замеров;
- World of Tanks 0.8.9 (Рыбацкая бухта – Стандартный бой), 1366х768, качество – среднее. Итоговый результат – усреднение четырех замеров.
Поскольку по уровню AVG FPS не всегда можно судить об истинной производительности в том или ином режиме, дополнительно в играх фиксировались и результаты Frametimes. Для их анализа была взята программа Fraps-Calc, которая позволяет увидеть основные особенности, связанные с производительностью системы в конкретно взятом приложении.
На основе среднего (AVG) FPS и характеристик его стабильности Fraps-Calc вычисляет значение так называемого рейтинга производительности. Можно сказать, что рейтинг производительности – численная характеристика комфортности игрового процесса, где под значением 1 и выше подразумевается отсутствие видимых глазу «тормозов» при показе изображения.
Разгон встроенной графики
Поиск ПО для выявления нестабильности
В данном подразделе статьи выберем программное обеспечение, при помощи которого легче выявить нестабильность встроенной графики, при заведомо стабильных частотах процессора, памяти и CPU Cache. Методика относительно проста: при фиксированном значении напряжения питания подобрать максимальный разгон для каждой из программ, и вычислить тест, при котором будет достигнута минимальная частота стабильной работы. Также параллельно поиску частот производилась оценка поведения системы при переразгоне. Все тесты производились при напряжении питания встроенной графики 1.1 В.
В список для проверки попали приложения, которые использовались для оценки производительности, а также дополнительно тест OCCT 4.4.0 в режимах DX9 и DX11. Частота работы встроенной графики, при которой стартует Windows – 1600 МГц.
реклама
Таблица с итоговыми результатами разгона в зависимости от используемого ПО:
Тест |
|
|
OCCT 4.4.0 DX9 |
|
|
OCCT 4.4.0 DX11 |
|
|
3DMark Cloud Gate |
|
|
3DMark Fire Strike |
|
|
HWBOT Unigine Heaven Benchmark |
|
|
F1 2013 |
|
|
Hitman: Absolution |
|
|
Far Cry 3 |
|
|
Sleeping Dogs |
|
|
Metro: Last Light |
|
|
The Elder Scrolls V: Skyrim |
|
|
Tomb Raider (2013) |
|
|
World of Tanks 0.8.9 |
|
|
По результатам тестов можно отметить две особенности: во-первых, разброс по достигнутым частотам между приложениями минимален, во-вторых – поведение системы при переразгоне в большинстве случаев идентично, при первых проблемах система любит сбросить частоты на штатные значения, если не успевает, то зависает или уходит в перезагрузку.
Для дальнейшей проверки частотного потенциала использовался HWBOT Unigine Heaven Benchmark.
Разгон встроенной графики
В качестве теста стабильности, как уже сказано выше, был выбран HWBOT Unigine Heaven Benchmark. Базовой точкой отсчета для разгона стал подбор минимального напряжения питания, с которым сохранялась бы стабильность системы при штатной частоте графического ядра – 1250 МГц. И уже относительно этой точки с шагом в 0.1 В увеличивалось напряжение питания, после чего производился поиск стабильных частот.
Итого, результаты разгона:
Результат разгона можно назвать неплохим, 1700 МГц при штатных 1250 МГц вселяют оптимизм. Хотя поведение системы все же странное: вплоть до напряжения питания 1.285 В она показала неплохую отзывчивость на увеличение напряжения питания, но по достижении этой отметки частотный потенциал перестал расти, и даже наоборот, уже при переходе к напряжению питания 1.35 В начал падать. Проблемы с температурным режимом исключены, все же охлаждение жидкостное, и процессор «скальпированный».
По аналогии с нюансами разгона самого ЦП, было проверено влияние на разгон Input Voltage, однако какой-либо разницы в разгоне не проявлялось, как и не проявлялась зависимость частотного потенциала встроенной графики от установленных частот/напряжений самого CPU и кэш-памяти. Так что результат в 1700 МГц можно признать финальным.
Перейдем к цифрам энергопотребления. Частоты процессора и CPU Cache на момент замеров были зафиксированы на 3500 МГц, напряжение питания 1.2 В, Input Voltage 1.8 В. Замер энергопотребления производился при помощи мультиметра Mastech MY64 и 50 А 75 мВ шунта (75ШИП1-50-0.5) в разрыве плюса 8-pin кабеля питания. На графике ниже представлена цифра пикового потребления в тесте HWBOT Unigine Heaven Benchmark:
В абсолютных значениях энергопотребление процессора невелико во всех протестированных режимах, однако если смотреть на цифры относительные – разгон встроенной графики привел более чем к двукратному росту потребления.
Изучение влияния разгона на производительность
Зависимость результатов производительности от разгона графического процессора
Для начала таблица с результатами производительности синтетических тестов:
Тест |
|
|
|
|
|
3DMark Cloud Gate |
|
|
|
|
|
3DMark Fire Strike |
|
|
|
|
|
HWBOT Unigine Heaven Benchmark |
|
|
|
|
|
Все три синтетических теста показали высокую зависимость результатов от частоты работы графического процессора, но особенно высокий прирост можно отметить в тесте Fire Strike: при разгоне графического процессора на 36% показанный результат вырос почти на 29%.
Таблица с результатами AVG FPS в играх:
Тест |
|
|
|
|
|
F1 2013 |
|
|
|
|
|
Hitman: Absolution |
|
|
|
|
|
Far Cry 3 |
|
|
|
|
|
Sleeping Dogs |
|
|
|
|
|
Metro: Last Light |
|
|
|
|
|
The Elder Scrolls V: Skyrim |
|
|
|
|
|
Tomb Raider (2013) |
|
|
|
|
|
World of Tanks 0.8.9 |
|
|
|
|
|
Общей тенденцией стало хорошее влияние разгона графического процессора на результаты. Шесть игр из восьми показали уровень прироста производительности свыше 20%, в одной игре результат близок к 20%, и только в World of Tanks результаты от разгона зависят слабо, и уже не меняются при разгоне видеоядра свыше 1550 МГц.
Отмечу, что две игры, а именно Tomb Raider и Far Cry 3 показали почти линейный рост производительности. Причем в последней процент прироста оказался выше, чем в «синтетике».
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила