Последний герой нашего времени: обзор и тестирование монитора NEC P241W (часть 2)

Продолжение. Начало – здесь.

Оглавление

Результаты тестирования

Цветовой охват

В качестве подсветки в мониторе NEC P241W применена ламповая CCFL подсветка, которая давно уступила место на рынке современной LED. В данном случае пользователям еще повезло, что компания не успела выпустить аналогичный продукт на этих самых светодиодах, как она сделала совсем недавно для 23-дюймовой модели серии «PA». Думается мне, что такая тенденция будет продолжаться и в секторе мониторов с большей диагональю, а через полгода-год найти дисплей с «лампами» станет еще сложнее.

Перейдем же непосредственно к анализу полученных результатов цветового охвата испытуемого.

300x244  103 KB. Big one: 811x659  226 KB 300x244  104 KB. Big one: 811x659  145 KB

Для начала проверка осуществлялась при стандартных настройках монитора с включенным режимом High Bright. По представленным скриншотам видно, что цветовой охват монитора минимально выходит за рамки стандарта sRGB на бирюзовых, желтых и зеленых стимулах, но при этом заметно проигрывает ему на фиолетовых, розовых, синих и светло-красных участках.

Про AdobeRGB речи не идет, поскольку для него необходимо приобретать старшую модель PA241W.

300x244  103 KB. Big one: 811x659  144 KB 300x244  102 KB. Big one: 811x659  142 KB

Дополнительно я рассмотрел профили, полученные при активированных режимах Full и sRGB, сравнив их цветовое представление с последним стандартом. Как оказалось, sRGB Mode в целом похож на High Bright, но при этом цветовой охват монитора теперь не так явно выходит за пределы треугольника, да и на оранжевых оттенках виден небольшой сдвиг. Пресет Full избавлен от этой проблемы, но вместо нее у него есть другая – в зеленой зоне ЦО дисплея перестал полностью покрывать стандарт sRGB.

Теперь предложу вам оценить полный цветовой охват монитора в сравнении с цветовыми стандартами в 3D. Начнем с режима High Bright в сравнении с цветовыми пространствами sRGB и AdobeRGB:





Теперь пресеты sRGB и Full по сравнению с единственным стандартом:

Во всех случаях внутренняя фигура – тот или иной стандарт, внешняя – полученный цветовой охват устройства.

Итоговые результаты соответствия для режима High Bright выглядят следующим образом:

  • sRGB – 92.1%;
  • AdobeRGB – 66.9%.

Для sRGB и Full соответствие стандарту sRGB:

  • sRGB - 90.7%;
  • Full - 92.4%.





Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговые результаты в некоторой степени меня разочаровали. На их основе можно сделать вывод о том, что модель P241W, без сомнения, не будет мучать вас перенасыщенными цветами в ПО без поддержки CMS или в отсутствии профиля. Но при этом 90.7% покрытия стандарта sRGB в соответствующем режиме (к слову, хорошо настроенном) это меньше, чем у самых простых и дешевых e-IPS дисплеев. Не спасут и максимальные 92.4% при активированном пресете Full - это все равно меньше, чем у какого-нибудь Viewsonic VX2336S-LED.

C другой стороны, а стоит ли плакаться из-за недостатка тех самых 3-5 процентов? Для большинства они останутся незаметными, а отсутствие прочих проблем с цветовым охватом скрасят часы работы перед монитором. Устроит ли вас такой расклад – решайте сами.

Яркость/контрастность и основные показатели цветопередачи

У монитора NEC P241W в настройках можно выбрать один из четырех предустановленных профилей изображения, либо включить один из пяти пользовательских пресетов, место для которого предусмотрено всего одно. Именно так – одна ячейка для пяти пресетов. Переключить их можно через специальный раздел OSD и с помощью программы Multi Profile. По умолчанию на дисплее выбран режим High Bright с настройками цветовой температуры Native и яркостью белого поля в 250 cd/m2.

Изучим полученные результаты (при активной технологии Uniformity – 5), представленные в таблице ниже:

512x122  9 KB

Очевидно, что яркость, выставленная по умолчанию, недопустима при постоянной работе за монитором. Эту проблему можно решить двумя способами: либо вручную откорректировать значение до необходимого (благо у монитора не шкала от 0 до 100%, а конкретные значения итоговой яркости), либо переключиться в один из трех оставшихся режимов. В двух из них светимость белого поля в центральной точке и вовсе 80 нит – как доктор прописал. Уровень контрастности везде разный – от ~700:1 до 850:1. На глаз эта разница совсем незаметна.

Среднее значение гаммы максимально близко к «референсу» лишь в режиме sRGB. В других пресетах оно находится на средней отметке в 2.13, что в принципе не так уж и далеко от 2.2. Говоря об отклонениях цветопередачи, я бы посоветовал вам обращать большее внимание на средний показатель DeltaE94. Максимальные отклонения в 3-5 единиц, как это часто бывает, выявляются на 1-3 оттенках из 56 измеренных, а поэтому это не столь страшно. Поэтому, с моей точки зрения, заводская настройка монитора NEC P241W – показательно-образцовая. К исключениям можно отнести только режим High Bright. Все остальные же вас точно не должны разочаровать, впрочем, это не отменяет дополнительную калибровку и настройку.

На этот раз было решено обойтись без неофициальной «железной» калибровки (она доступна только для версий Spectra View) с внесением поправок во встроенный четырнадцатибитный 3D LUT монитора и произвести настройку режима High Bright и дальнейшую калибровку через LUT видеокарты, в том числе и для режима sRGB. Посмотрим, что из этого получилось:

490x122  8 KB





Для HB Mode было выбрано значение яркости в 100 cd/m2 и цветовая температура 6500K, претерпевшая некоторые изменения относительно координат точки белого: X 0.313, Y 0.328, что позволило избавиться от слабо выраженного паразитного оттенка. После этих действий уровень контрастности упал до 662:1, а отклонения цветопередачи сократились ниже полученного уровня в прочих, лучше настроенных режимах. Впоследствии произведенная калибровка помогла достичь еще меньших отклонений – среднее значение гаммы стало равно 2.18, а уровень DeltaE составил 0.41 и 0.84 единицы соответственно.

Так же, как было замечено ранее, я произвел калибровку в режиме sRGB. В ходе настройки уровень яркости был поднят до стандартных (в моих статьях) 100 нит, а точка белого (White Point) аналогичным образом поменяла свои координаты с целью избавления от паразитного оттенка: X 0.313, Y 0.325. Полученные результаты более чем предсказуемы. Все тот же уровень контрастности – 678:1, почти идеальное значение средней гаммы и низкие отклонения DeltaE94 в 0.45 и 1.06 единицы.

Необходимы ли всем пользователям NEC P241W такие низкие значения? Нет, совсем не обязательно. Ведь, учитывая изначально замеренные данные и полученные в итоге, я могу сказать, что для большинства разница будет непринципиальной и даже несущественной. Более того, для людей, крайне редко работающих с фото- и видеоматериалами на профессиональном или полупрофессиональном уровнях, подобные изменения могут оказаться и вовсе незаметными. Именно поэтому для тех, кто хочет получить изначально точную цветопередачу без поиска настроек в интернете (бестолковое занятие) и приглашения мастера на калибровку, монитор NEC P241W – очевидный выбор. Главное, заработать столько на подобную «игрушку».

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и откалиброванного колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше «режимах», как изначально предустановленных, так и специально разработанных. Кроме того, по произведенным измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек черно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

300x200  32 KB. Big one: 1500x1000  46 KB 300x200  76 KB. Big one: 1112x741  119 KB

Учитывая полученные результаты, много рассуждать и описывать не придется. В режиме по умолчанию все три цветовых канала находятся чуть выше референсной кривой. Точки серого клина в большей своей части застыли в районе DeltaE<10, а поэтому еще есть куда стремиться.

450x360  69 KB

Отчет теста UDACT дал понять, что как таковые проблемы у монитора есть только в точке белого. Кстати, это не всегда говорит о том, что само значение далеко от 6500K. Подобный низкий результат можно получить и при точном совпадении, но при этом должен быть существенный сдвиг по оси Y, что проявляется в преобладании того или иного паразитного оттенка. Для человека эти отклонения могут быть несущественными (поскольку зрение адаптируется как под различные условия просмотра, так и под саму картинку с монитора), но прибору все равно – он заметит даже такое.

300x200  32 KB. Big one: 1500x1000  46 KB 300x200  30 KB. Big one: 1500x1000  38 KB





300x200  75 KB. Big one: 1112x741  119 KB 300x200  73 KB. Big one: 1112x741  118 KB

Две следующих режима в целом похожи. Почти одинаковые гамма-кривые, похожие на полученные в пресете High Bright (выставленном по умолчанию) и аналогичное расположение точек черно-белого градиента. На этот раз они находятся несколько ближе к сектору с отклонениями DeltaE<3.

300x200  31 KB. Big one: 1500x1000  44 KB 300x200  74 KB. Big one: 1112x741  119 KB

Режим sRGB… говорить тут нечего. Другой цветовой охват (сей вопрос изучался в отдельном подразделе), те же самые гамма-кривые и не совсем хороший серый клин. Точка белого, кстати, по-прежнему не засветилась в зоне с минимальными отклонениями.

450x360  70 KB

Об этом нам заявляет и второй отчет теста UDACT. White Point и Profile Quality улучшили свои показатели. Но если второй параметр этими изменениями смог изменить конечный результат программы (получив еще одну зеленую галочку), то первому это не удалось.

300x200  32 KB. Big one: 1500x1000  47 KB 300x200  76 KB. Big one: 1112x741  122 KB

Легкое повышения яркости с 80 до 100 нит, а также произведенная калибровка привели к ожидаемым результатам. Гамма-кривые RGB каналов монитора стали лежать еще ближе к «референсу» со средней гаммой 2.2, измеренные оттенки серого расположились на CIE диаграмме почти ровно посередине самого маленького круга.

450x360  70 KB

Получен сертификат соответствия стандартам UGRA, а также четырем цветовым пространствам – все, как полагается. Идем дальше, вернувшись к ручным изменениям режима High Bright.

300x200  33 KB. Big one: 1500x1000  50 KB 300x200  76 KB. Big one: 1112x741  122 KB

Тонкая настройка координат точки белого, естественно, не смогла существенно преобразить первую картинку, но серый клин изменился кардинально.

450x360  69 KB

Без создания и использования какого-либо цветового профиля монитор смог после произведенных действий пройти до конца тест и завоевать еще одну награду. Чуть хуже, чем результаты откалиброванного sRGB Mode, но это логично.

300x200  33 KB. Big one: 1500x1000  50 KB 300x200  77 KB. Big one: 1112x741  124 KB

Снова калибровка, близкие к идеалу гамма-кривые, точки серого клина стали лежать более плотно друг к другу - еле заметные на глаз изменения, которые уловит далеко не каждый. Это если кратко.

450x360  69 KB

Подтверждает все вышесказанное и финальный отчет UDACT. Полученный сертификат соответствия различным стандартам, слабо изменившиеся строчки с четверкой основных результатов – все, что мне удалось добиться на и без того хорошо настроенном NEC P241W. Калибровать его требуется лишь в том случае, если вы действительно планируете профессионально работать с цветом. Если нет – то вас, без тени сомнения, устроят его стандартные возможности и качество заводской настройки.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страница 1 из 3
Оценитe материал
рейтинг: 4.2 из 5
голосов: 37

Комментарии 86 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают