Последний герой нашего времени: обзор и тестирование монитора NEC P241W (часть 2)
реклама
Оглавление
Результаты тестирования
Цветовой охватВ качестве подсветки в мониторе NEC P241W применена ламповая CCFL подсветка, которая давно уступила место на рынке современной LED. В данном случае пользователям еще повезло, что компания не успела выпустить аналогичный продукт на этих самых светодиодах, как она сделала совсем недавно для 23-дюймовой модели серии «PA». Думается мне, что такая тенденция будет продолжаться и в секторе мониторов с большей диагональю, а через полгода-год найти дисплей с «лампами» станет еще сложнее.
Перейдем же непосредственно к анализу полученных результатов цветового охвата испытуемого.
Для начала проверка осуществлялась при стандартных настройках монитора с включенным режимом High Bright. По представленным скриншотам видно, что цветовой охват монитора минимально выходит за рамки стандарта sRGB на бирюзовых, желтых и зеленых стимулах, но при этом заметно проигрывает ему на фиолетовых, розовых, синих и светло-красных участках.
Про AdobeRGB речи не идет, поскольку для него необходимо приобретать старшую модель PA241W.
реклама
Дополнительно я рассмотрел профили, полученные при активированных режимах Full и sRGB, сравнив их цветовое представление с последним стандартом. Как оказалось, sRGB Mode в целом похож на High Bright, но при этом цветовой охват монитора теперь не так явно выходит за пределы треугольника, да и на оранжевых оттенках виден небольшой сдвиг. Пресет Full избавлен от этой проблемы, но вместо нее у него есть другая – в зеленой зоне ЦО дисплея перестал полностью покрывать стандарт sRGB.
Теперь предложу вам оценить полный цветовой охват монитора в сравнении с цветовыми стандартами в 3D. Начнем с режима High Bright в сравнении с цветовыми пространствами sRGB и AdobeRGB:
Теперь пресеты sRGB и Full по сравнению с единственным стандартом:
реклама
Во всех случаях внутренняя фигура – тот или иной стандарт, внешняя – полученный цветовой охват устройства.
Итоговые результаты соответствия для режима High Bright выглядят следующим образом:
- sRGB – 92.1%;
- AdobeRGB – 66.9%.
Для sRGB и Full соответствие стандарту sRGB:
- sRGB - 90.7%;
- Full - 92.4%.
Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговые результаты в некоторой степени меня разочаровали. На их основе можно сделать вывод о том, что модель P241W, без сомнения, не будет мучать вас перенасыщенными цветами в ПО без поддержки CMS или в отсутствии профиля. Но при этом 90.7% покрытия стандарта sRGB в соответствующем режиме (к слову, хорошо настроенном) это меньше, чем у самых простых и дешевых e-IPS дисплеев. Не спасут и максимальные 92.4% при активированном пресете Full - это все равно меньше, чем у какого-нибудь Viewsonic VX2336S-LED.
C другой стороны, а стоит ли плакаться из-за недостатка тех самых 3-5 процентов? Для большинства они останутся незаметными, а отсутствие прочих проблем с цветовым охватом скрасят часы работы перед монитором. Устроит ли вас такой расклад – решайте сами.
Яркость/контрастность и основные показатели цветопередачи
У монитора NEC P241W в настройках можно выбрать один из четырех предустановленных профилей изображения, либо включить один из пяти пользовательских пресетов, место для которого предусмотрено всего одно. Именно так – одна ячейка для пяти пресетов. Переключить их можно через специальный раздел OSD и с помощью программы Multi Profile. По умолчанию на дисплее выбран режим High Bright с настройками цветовой температуры Native и яркостью белого поля в 250 cd/m2.
Изучим полученные результаты (при активной технологии Uniformity – 5), представленные в таблице ниже:
Очевидно, что яркость, выставленная по умолчанию, недопустима при постоянной работе за монитором. Эту проблему можно решить двумя способами: либо вручную откорректировать значение до необходимого (благо у монитора не шкала от 0 до 100%, а конкретные значения итоговой яркости), либо переключиться в один из трех оставшихся режимов. В двух из них светимость белого поля в центральной точке и вовсе 80 нит – как доктор прописал. Уровень контрастности везде разный – от ~700:1 до 850:1. На глаз эта разница совсем незаметна.
Среднее значение гаммы максимально близко к «референсу» лишь в режиме sRGB. В других пресетах оно находится на средней отметке в 2.13, что в принципе не так уж и далеко от 2.2. Говоря об отклонениях цветопередачи, я бы посоветовал вам обращать большее внимание на средний показатель DeltaE94. Максимальные отклонения в 3-5 единиц, как это часто бывает, выявляются на 1-3 оттенках из 56 измеренных, а поэтому это не столь страшно. Поэтому, с моей точки зрения, заводская настройка монитора NEC P241W – показательно-образцовая. К исключениям можно отнести только режим High Bright. Все остальные же вас точно не должны разочаровать, впрочем, это не отменяет дополнительную калибровку и настройку.
На этот раз было решено обойтись без неофициальной «железной» калибровки (она доступна только для версий Spectra View) с внесением поправок во встроенный четырнадцатибитный 3D LUT монитора и произвести настройку режима High Bright и дальнейшую калибровку через LUT видеокарты, в том числе и для режима sRGB. Посмотрим, что из этого получилось:
реклама
Для HB Mode было выбрано значение яркости в 100 cd/m2 и цветовая температура 6500K, претерпевшая некоторые изменения относительно координат точки белого: X 0.313, Y 0.328, что позволило избавиться от слабо выраженного паразитного оттенка. После этих действий уровень контрастности упал до 662:1, а отклонения цветопередачи сократились ниже полученного уровня в прочих, лучше настроенных режимах. Впоследствии произведенная калибровка помогла достичь еще меньших отклонений – среднее значение гаммы стало равно 2.18, а уровень DeltaE составил 0.41 и 0.84 единицы соответственно.
Так же, как было замечено ранее, я произвел калибровку в режиме sRGB. В ходе настройки уровень яркости был поднят до стандартных (в моих статьях) 100 нит, а точка белого (White Point) аналогичным образом поменяла свои координаты с целью избавления от паразитного оттенка: X 0.313, Y 0.325. Полученные результаты более чем предсказуемы. Все тот же уровень контрастности – 678:1, почти идеальное значение средней гаммы и низкие отклонения DeltaE94 в 0.45 и 1.06 единицы.
Необходимы ли всем пользователям NEC P241W такие низкие значения? Нет, совсем не обязательно. Ведь, учитывая изначально замеренные данные и полученные в итоге, я могу сказать, что для большинства разница будет непринципиальной и даже несущественной. Более того, для людей, крайне редко работающих с фото- и видеоматериалами на профессиональном или полупрофессиональном уровнях, подобные изменения могут оказаться и вовсе незаметными. Именно поэтому для тех, кто хочет получить изначально точную цветопередачу без поиска настроек в интернете (бестолковое занятие) и приглашения мастера на калибровку, монитор NEC P241W – очевидный выбор. Главное, заработать столько на подобную «игрушку».
Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT
С помощью программы HCFR Colormeter и откалиброванного колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше «режимах», как изначально предустановленных, так и специально разработанных. Кроме того, по произведенным измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек черно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Учитывая полученные результаты, много рассуждать и описывать не придется. В режиме по умолчанию все три цветовых канала находятся чуть выше референсной кривой. Точки серого клина в большей своей части застыли в районе DeltaE<10, а поэтому еще есть куда стремиться.
Отчет теста UDACT дал понять, что как таковые проблемы у монитора есть только в точке белого. Кстати, это не всегда говорит о том, что само значение далеко от 6500K. Подобный низкий результат можно получить и при точном совпадении, но при этом должен быть существенный сдвиг по оси Y, что проявляется в преобладании того или иного паразитного оттенка. Для человека эти отклонения могут быть несущественными (поскольку зрение адаптируется как под различные условия просмотра, так и под саму картинку с монитора), но прибору все равно – он заметит даже такое.
Две следующих режима в целом похожи. Почти одинаковые гамма-кривые, похожие на полученные в пресете High Bright (выставленном по умолчанию) и аналогичное расположение точек черно-белого градиента. На этот раз они находятся несколько ближе к сектору с отклонениями DeltaE<3.
Режим sRGB… говорить тут нечего. Другой цветовой охват (сей вопрос изучался в отдельном подразделе), те же самые гамма-кривые и не совсем хороший серый клин. Точка белого, кстати, по-прежнему не засветилась в зоне с минимальными отклонениями.
Об этом нам заявляет и второй отчет теста UDACT. White Point и Profile Quality улучшили свои показатели. Но если второй параметр этими изменениями смог изменить конечный результат программы (получив еще одну зеленую галочку), то первому это не удалось.
Легкое повышения яркости с 80 до 100 нит, а также произведенная калибровка привели к ожидаемым результатам. Гамма-кривые RGB каналов монитора стали лежать еще ближе к «референсу» со средней гаммой 2.2, измеренные оттенки серого расположились на CIE диаграмме почти ровно посередине самого маленького круга.
Получен сертификат соответствия стандартам UGRA, а также четырем цветовым пространствам – все, как полагается. Идем дальше, вернувшись к ручным изменениям режима High Bright.
Тонкая настройка координат точки белого, естественно, не смогла существенно преобразить первую картинку, но серый клин изменился кардинально.
Без создания и использования какого-либо цветового профиля монитор смог после произведенных действий пройти до конца тест и завоевать еще одну награду. Чуть хуже, чем результаты откалиброванного sRGB Mode, но это логично.
Снова калибровка, близкие к идеалу гамма-кривые, точки серого клина стали лежать более плотно друг к другу - еле заметные на глаз изменения, которые уловит далеко не каждый. Это если кратко.
Подтверждает все вышесказанное и финальный отчет UDACT. Полученный сертификат соответствия различным стандартам, слабо изменившиеся строчки с четверкой основных результатов – все, что мне удалось добиться на и без того хорошо настроенном NEC P241W. Калибровать его требуется лишь в том случае, если вы действительно планируете профессионально работать с цветом. Если нет – то вас, без тени сомнения, устроят его стандартные возможности и качество заводской настройки.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила