Без тормозов. Обзор и тестирование игрового монитора BenQ XL2420T (страница 4)
реклама
Скорость матрицы и инпут-лаг
В мониторе используется TN+Film матрица производства AU Optronics с заявленным средним временем отклика в 2 мс (по методике Gray-to-Gray) и 5 мс, судя по всему - при выключенном «разгоне». Второй вариант – 5 мс получены при тестировании по методике ISO. У BenQ XL2420T в OSD меню можно выключить технологию Over Drive (по умолчанию – включена) в случае, если артефакты изображения мешают нормальной работе за монитором.
А они, к сожалению, действительно наблюдаются. Причем, что странно – включение OD практически не снижает длину шлейфа от динамического объекта, делая его просто менее заметным (или прозрачным), но с яркой синей окантовкой, которые и являются теми самыми артефактами. И если на черно-белых картинках они практически незаметны, то на многоцветных движущихся фигурах обнаружить их не составляет труда.
Получить прекрасные результаты, как у наших западных коллег, мне не удалось ни при 60 Гц, ни при 120 Гц. Тем более любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что увеличение количества выдаваемых кадров (увеличение вертикальной развертки до 120 Гц) фактически не может влиять на скорость отклика жидких кристаллов. Да и попросту невозможно получить полностью резкую фотографию без видимых шлейфов (речь о тесте Pixel Persistence Analyzer), если лично своими глазами не видишь четкие движущиеся объекты. Одинаково же «заморозить» объект при скорости в 60 и 120 кадров в секунду позволяет используемая мною выдержка затвора камеры в 1/320 секунды. В этом я удостоверился, проведя фотосет при различных настройках частоты вертикальной развертки и, именно поэтому отсутствует сравнение скорости отклика пикселей при 60 и 120 герцах. Разницы нет!
реклама
Подводя итоги данного раздела тестирования, можно сказать, что BenQ XL2420T не поразил меня скоростью используемой в нем матрицы. Она находится на уровне большинства e-IPS мониторов, особенно тех, у которых также присутствует «разгон» – Over Drive. Однако стоит понимать, что, несмотря на это, продукт BenQ обладает неоспоримым преимуществом – плавностью картинки, благодаря вдвое увеличенной частоте вертикальной развертки. Именно 120 Гц кардинально меняют ощущения от работы за монитором. Стоит только один раз увидеть плавность движения курсора мышки, плавность перетаскивания окон, пролистывания в окне браузера и мало кто из вас захочет возвращаться к своему 60 Гц монитору.
Другое дело, что если в 2D среде операционной системы любая современная видеокарта способна выдать несколько сотен кадров, то в случае с новейшими играми в рабочем разрешении XL2420T у некоторых из них могут возникнуть сложности. Причем в данном случае под сложностями я подразумеваю невозможность поддержания fps на стабильном уровне в 100-120+ кадров в секунду, что в итоге ставит затею использования подобных мониторов для игр под большим вопросом. Практический смысл применения BenQ XL2420T (и ему подобных) появляется только при создании следующих условий:
- Ваш ПК способен справиться с необходимыми играми в разрешении 1920x1080 при стабильных 100-120 кадрах в секунду (качество графики – на ваше усмотрение);
- Игра не ограничивает количество кадров в секунду (иногда попадаются ограничения в 30 и 60).
И только в случае совпадения этих двух факторов вы получите, то, ради чего и покупаются подобные дисплеи. Мой же опыт показал, что даже если система может выдать около 80-90, то видимых улучшений между активацией в настройке системы 60 и 120 Гц нет вовсе. Большинству игроков XL2420T может пригодиться для игр типа Counter Strike, системные требования которых давно уже устарели и позволяют получить несколько сотен кадров в секунду на практически любой мало-мальски современной системе в любом разрешении.
Измеренный с помощью программы SMMT на основании десяти фотографий средний инпут-лаг составил 11.3 мс при активированном режиме Instant Mode. Максимальный же не превысил 12 мс, что является очень хорошим результатом, который не заставит тревожиться даже профессиональных игроков о возможных проблемах при игре в интернете. Попытки провести тестирование на инпут-лаг с отключенным Instant Mode не предпринимались при отсутствии здравой логики в данном действии. Если возможно улучшить характеристику, то какой смысл в ее умышленном ухудшении?
Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора монитора BenQ XL2420T за счет использования TN+Film матрицы (да еще и со 120 Гц) не могут идти в сравнение с возможностями моделей на *VA и *-IPS панелях. В данном случае это два разных класса устройств, нацеленных на разные контингенты пользователей.
реклама
При горизонтальных углах обзора свыше 10-15 градусов изображение относительно быстро теряет контрастность и яркость, проявляется заметный Color Shift (на фотографиях его сложно заметить) и падает яркость изображения. При просмотре изображения, встав над монитором, проявляется сильный желтый оттенок. Он же наблюдается при максимальных горизонтальных углах просмотра (>50-60). Добиться полной инверсии изображения (перехода в негатив) у меня не получилось, но зато прослеживается резкое снижение контрастности сцены, сильная потеря градаций на темных участках и снижение яркости поля. Сравнивая последние TN+film мониторы, я бы поставил XL2420T между совсем «никаким» Lenovo L2440P и псевдо-3D Acer HS244HQ. Последний - все же явно лучше нынешнего обозреваемого.
При диагональных углах просмотра изображение сверху приобретает паразитный желтый оттенок и теряет контрастность.
В реальной работе проявление Glow-эффекта минимальное. Я бы даже сказал, что у монитора BenQ он и вовсе отсутствует. Куда больше меня тревожит сильный цветовой сдвиг (Color Shift), который свойственен всем без исключения дисплеям с TN+Film матрицей. Работать с цветом можно, только глядя строго перпендикулярно плоскости панели.
Видеоролик ниже прекрасно демонстрирует возможности монитора BenQ XL2420T. По нему можно наглядно представить ощущения пользователя при работе под тем или иным углом просмотра.
У рассматриваемого BenQ XL2420T, несмотря на все вышесказанное, как и у любого другого современного монитора присутствует Glow-эффект. И если на цветных изображениях разобрать, кто же сильнее портит картинку в рассматриваемом случае проблематично, то на черном фоне оценить влияние Glow куда проще. Проявляется он в виде повышения яркости черного поля и понижении контрастности сцены в целом. Цветовой сдвиг прибавляет ко всему прочему появление различных цветовых оттенков, особенно по углам панели. Оценить данные эффекты (при яркости экрана – 200 нит) и сделать собственные выводы я предлагаю по двум видеороликам.
Равномерность подсветки и цветовой температуры
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверяется в тридцати пяти точках при установленной яркости монитора в 200 нит. За основу всех подсчетов (отклонений) берутся данные из центральной точки.
реклама
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 10.9%, а максимальное – 19.5%. Эти результаты с высокой точностью повторяют полученные на двух мониторах Lenovo (один на TN+Film, другой с e-IPS матрицей) и совсем недалеко ушли от ужасающих показателей Acer HS244HQ. Другими словами – это плохо, плохо и еще раз плохо.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как рассредоточен уровень яркости по полю матрицы. Самая яркая точка, как это часто бывает, находится в центре панели. Нигде больше 200 нит мне выявить не удалось. Сильнее всего «затемнены» верхние углы, хотя хороши и нижние.
Дополнительно оценить равномерность подсветки вы можете по одной из фотографий. И если с белым фоном разобрались уже досконально, то на черном нас ждет самое интересное. По бокам панели отчетливо видны участки во всю высоту с преобладанием желто-зеленого паразитного оттенка, а внизу находится засвеченная область, часто встречающаяся на многих других дисплеях. Скорее всего, подобное происходит от сильного сдавливания корпуса и матрицы, но это лишь мои предположения. Действительность может быть несколько иной.
А теперь перейдем к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались настройки ЦТ по умолчанию в режиме Standard, яркость белого поля составляла все те же 200 нит. Среднее отклонение от центральной точки – 2.5%, а максимальное – 8.4%. Подобные результаты на 99% соответствуют полученным на Acer HS244HQ и, несмотря на использование TN+Film панели, опережают результаты Lenovo LT2452P с e-IPS матрицей. То есть равномерность цветовой температуры на игровом мониторе выше, чем на модели, предназначенной для работы с цветом (и не только). Вот сюрприз, так сюрприз.
Но цифры цифрами, а если посмотреть на построенную диаграмму поверхности, счет меняется не в пользу BenQ. Ведь если у продукта Lenovo были выявлены серьезные отклонения только в двух нижних точках, то у XL2420T цветовая температура сильно скачет от центра ко всей левой стороне. Есть у полученного экземпляра монитора и определенные проблемы в нижней части. В остальном же разница между минимальным и максимальным значениями ЦТ составляет около 500 Кельвин, что является хорошим результатом, недостижимым даже для некоторых протестированных моделей с e-IPS и *VA матрицами. Хотя, все это лишь цифры. По ним – равномерность подсветки и ЦТ у BenQ XL2420T еще более или менее, но по факту участки с паразитными оттенками и нижняя засветка – то, с чем мне пришлось столкнуться. И, говоря откровенно - не самое приятное зрелище.
Энергопотребление и нагрев
Использование светодиодной подсветки позволило инженерам компании BenQ значительно снизить энергопотребление монитора XL2420T.
С настройками по умолчанию, при которых была измерена светимость белого поля почти в 350 нит, модель BenQ XL2420T потребляет всего лишь 32 Вт/ч. Снижение яркости до 200 и 100 нит позволяют опустить это значение до 22 и 17 Вт/ч соответственно.
Рабочий температурный режим поверхности матрицы находится в диапазоне 34-38 градусов. Сильнее всего нагревается вся нижняя часть экрана. Две трети оставшейся площади не переходят границу в 36 градусов.
Особенности (КЭ, ШИМ)
Монитор BenQ XL2420T отличается матрицей с антибликовой поверхностью (читать: матовая панель). За счет этого кристаллический эффект присутствует в полном объеме.
На представленной сравнительной картинке прекрасно видно, что рассмотренный дисплей обладает кристаллическим эффектом, сравнимым с таковым у моделей Acer и Lenovo на обычных TN+Film матрицах. Дойти до «лидера» общего зачета Viewsonic VX2336S-LED ему не удалось. Возможно, оно и к лучшему. Но есть вероятность того, что подобная разница в реальной работе совсем неуловима.
В случае с BenQ XL2420T частота широтно-импульсной модуляции составила ~175-180 Гц (семь полос при выдержке затвора 1/25 секунды). Чуда не случилось – снова LED-подсветка и малая частота ШИМ. Как мне кажется, не стоит ожидать в ближайшее время каких-то серьезных изменений по данному параметру в других жидкокристаллических мониторах со светодиодной подсветкой. Да что там говорить, даже модели с CCFL не обделены данной «проблемой». Другое дело, что в отличие от LED лампы не успевают полностью погаснуть до возникновения следующего импульса, что должно снижать нагрузку на глаза по сравнению с возможностью работы светодиодов.
Заключение
Так кому же может понадобиться монитор BenQ XL2420T при средней розничной цене в 13 500 рублей? В первую очередь это, конечно, профессиональные игроки, которые в силу определенных обстоятельств не могут играть за монструозными CRT дисплеями, люди с определенными требованиями к плавности картинки и отзывчивости электронной начинки (читать: малый инпут-лаг). Как мне стало известно от одного моего клиента, он, будучи бывшим киберспортсменом, выступавшим на многих соревнованиях, смог перейти с «трубки» Mitsubishi на LCD только благодаря возможности приобрести на рынке модели с поддержкой 120 Гц. Все остальные опробованные им дисплеи (в том числе и e-IPS со стандартными 60 Гц) для игры в Counter Strike по явным причинам не подходили.
Но, даже будучи заядлым игроком, для начала стоит понять возможности своего персонального компьютера в сочетании с интересующими вас играми. Конечно, можно без проблем наслаждаться плавностью курсора мышки, перетаскиванием окон, скроллингом в браузере. Но разве ради этого стоило приобретать 120 Гц монитор? Наверное, нет. Желая приобрести XL2420T, надо четко понимать, что пользу от увеличенной вдвое частоты вертикальной развертки вы сможете получить только в тех играх, в которых ваша система сможет стабильно выдавать более 100 кадров в секунду (личное мнение, подтвержденное словами того самого клиента). В противном случае ожидать увеличения плавности не стоит.
Если же вы собираетесь «гамать» в такие хиты игровой индустрии как Unreal Tournament, Quake 3, Counter Strike 1.6/Source, Half-Life 2, Team Fortress и прочие, то даже без топовых комплектующих в корпусе можете рассчитывать на некое повторение ощущения от игры на хорошем CRT мониторе, но в разы меньшем корпусе. Правда, углы обзора и изначальное качество картинки будут явно хромать, но это и понятно – TN+Film матрица. Вы же знали, что выбираете и на что идете?
Среди своих конкурентов BenQ XL2420T выделяется дизайном, применяемыми производителем технологиями и, несомненно, очень адекватной (!) на их фоне ценой. У него много плюсов, а большая часть минусов получена из-за технологии установленной матрицы. Модель в лучших традициях компании продолжает начатый тренд 120 Гц мониторов и ее обязательно постигнет участь предыдущего хита игровой линейки XL – он станет хитом продаж в своей категории. Вам же остается взвесить все «за» и «против» и понять для себя главное: готовы ли вы заплатить стоимость хорошего e-IPS дисплея за модель на TN+Film матрице с 120 Гц, возможностью просмотра 3D, плохими углами обзора и сильным цветовым сдвигом. Я же, пожалуй, подожду *-IPS мониторов с реальными 120 герцами... Twisted Nematic все же не для меня, даже при такой плавности картинки как на Benq XL2420T. Это как с «Лады» пересесть на «Мерседес».
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки BenQ XL2420T в краткой форме представлены ниже.
Плюсы:
- Современный строгий дизайн (несмотря на статус монитора для игр);
- Качественные матовые материалы и великолепное качество сборки;
- Поддержка режима 120 Гц и NVIDIA 3D Vision 2;
- Наличие трех разъемов USB 2.0;
- Широкий выбор видеоинтерфейсов (D-Sub, DVI-D, 2xHDMI 1.4a, Display Port);
- Соответствие цветового охвата стандарту sRGB на 93.1%;
- Полезные для игроков фирменные технологии (Black eQualizer, Smart Scaling, Display Mode, Instant Mode и прочие);
- Огромные возможности по настройке и высококачественное OSD меню;
- Дополнительный блок управления S Switch (очень удобен для навигации и управления в меню);
- Полное соответствие измеренной яркости и контрастности заявленным техническим характеристикам (случается не так часто):
- Эргономичная и тяжелая подставка;
- Быстрый доступ к перенастраиваемым режимам Game 1, 2, 3;
- Низкий инпут-лаг (11.3 мс в среднем);
- Относительно высокая скорость матрицы (но не выше многих e-IPS мониторов);
- Отличный комплект поставки;
- Низкое энергопотребление (спасибо W-LED) и нагрев корпуса/матрицы;
- Конкурентоспособная цена (12500-15000 рублей).
- Высокий уровень минимальной яркости (лечится снижением контраста до ~600:1);
- Низкая равномерность подсветки (зависит от экземпляра) и проблемные зоны с преобладанием паразитных оттенков;
- Плохая заводская настройка;
- Бесполезность большинства предустановленных режимов Picture Mode (PM);
- Относительно долгая активация пресетов PM и невозможность выбрать нужный без поочередной активации всех предыдущих;
- Появление заметных артефактов при активированном разгоне матрицы на разноцветных движущихся объектах;
- Плохие углы обзора и сильный цветовой сдвиг (Color Shift) в сочетании с Glow-эффектом;
- Низкая равномерность цветовой температуры (хотя на цифрах – лучше, чем у некоторых e-IPS мониторов);
- Тяжелый и относительно толстый корпус.
- Частота ШИ-модуляции –~175-180 Гц в условиях использования быстро гаснущей LED-подсветки - в дальнейшем, возможно, может сказаться на зрении;
- Хорошо различимый кристаллический эффект за счет антибликовой (матовой) поверхности матрицы;
- Отсутствие HDMI, Display Port кабелей и очков NVIDIA 3D Vision (последние можно найти в модификации XL2420TX) в комплекте поставки.
Выражаем благодарность:
- Компании Регард за предоставленный на тестирование монитор BenQ XL2420T.
Оставить вопросы, предложения и пожелания к следующим статьям, а также узнать о ходе тестирования новых мониторов вы можете у меня в Twitter-аккаунте.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила