Не дотянуться до небес. Обзор и тестирование монитора NEC MultiSync PA241W (страница 4)
реклама
Как я уже отмечал ранее, при любом из цифровых подключений монитор позволяет регулировать только значение Brightness. Параметр Contrast заблокирован, хотя в случае большой необходимости с помощью регулятора Black можно повысить яркость чёрного поля, снизив итоговый коэффициент контрастности.
Другое дело, что увеличить данную величину вы точно никак не сможете. А вот снизить и без регулировки Black – так это пожалуйста. Прояснить для себя данный момент очень легко. В определённом диапазоне яркости белого поля любое выставленное значение отображается чёрным шрифтом, любое значение выходящее за пределы данного диапазона окрашивается в синий цвет, а значит монитор предупреждает о снижении коэффициента контрастности и вероятнее всего об ухудшении качества цветопередачи (если судить по значениям от 330 до 400, где контраст даже немного повышается).
В отсутствии процентной градуировки я выбрал определённые значения из всего огромного (не знаешь, куда от 200 нит деваться, а тут все 400) диапазона яркости – от 40 до 400 cd/m2. В таблице присутствуют значения, окрашенные в синий цвет, в соответствии с таковым в OSD дисплея.
Для начала я замечу, что спустя три дня работы выставленное значение стало в большинстве случаев отличаться от фактически измеренного, хотя при первом включении монитора они на 100% соответствовали друг другу. Предполагаю (и даже уверен), что спустя недели-месяцы-годы разница будет стремительно нарастать.
реклама
По графику наглядно видно, что, несмотря на линейное падение уровня яркости, коэффициент контрастности отличается двумя сильными скачками, в начале и в конце графика. В первом случае КК даже слегка выше, чем в центральной части, а после ~100 нит он начинает резко падать, вплоть до 240:1 при 40 нит. С одной стороны, ничего хорошего (особенно если вспомнить HP ZR2440, где при 30 нит контраст держится на уровне 1000:1), а, с другой - нельзя не похвалить инженеров за своеобразное оповещение пользователя о нежеланных изменениях. Хотя для меня и такое малое значение является допустимым.
Кстати, именно возможности монитора NEC PA241W в выставлении уровня чёрного (параметр Black) ещё раз предоставили мне возможность утвердиться во мнении, что высокий КК мне к чёрту не сдался. Выставив при яркости 120 нит Black 0.5 cd/m2 и получив в итоге коэффициент контрастности около 200:1 (ибо думаю, что уровень чёрного всё же выше установленного значения), никаких изменений кроме слегка (!) высветленного чёрного цвета не произошло. А если не видеть момента переключения с Native до 0.5, то изменения и вовсе не видны.
Подобный, очень низкий для многих КК, не поменяет ваши фотографии, редактирование остаётся таким же простым и показательным. А уж про большее соответствие между увиденным на экране и распечатанным снимком я и не говорю – тут все плюсы очевидны. Так что можете дальше гнаться за высоким контрастом, а я обойдусь просто хорошей цветопередачей и допустимым для глаз уровнем яркости белого поля.
Скорость матрицы и инпут-лаг
В характеристиках NEC PA241W заявлено среднее время отклика матрицы в 8 мс (по методике Gray-to-Gray), что несколько выше 5-6 мс, которые мы привычно видеть у большинства современных e-IPS мониторов. В рассматриваемой модели применяется технология разгона «OverDrive» (в расширенном меню – Response Improvement), которая позволила увеличить скорость матрицы с официально заявленных в документации LG 13 мс (методика ISO) до данных из ТХ дисплея. Я изучил скоростные характеристики, как в стандартном режиме (OD-Off), так и с активированным «разгоном» (OD-On). Посмотрим, что из этого получилось.
В первом случае, если судить по фотографиям, монитор не отличается прыткостью, находясь позади многих моделей с изначально включенным «овердрайвом». Его активация заметно уменьшает шлейф от движущихся объектов, не приводя к появлению различимых в реальной работе артефактов изображения, что в целом позволяет поставить монитор в один класс с такими моделями, как ASUS PA246Q, Dell U2410, HP ZR24W, ZR2440W и несколькими другими. Другими словами – играть в современные игры на NEC PA241W можно без проблем. Возможно, только Pro-геймерам он придётся не по вкусу. Но тем на качество цветопередачи, как правило, с высокой колокольни…
Измеренный с помощью программы SMMT на основании десяти фотографий средний инпут-лаг составил 18.2 мс. Максимальный же не превысил 19.5 мс, что ещё раз позволило мне удостовериться в точности используемого средства для анализа данной характеристики. Я знаю, что у многих обозревателей, рассматривающих данный монитор, ещё год-полтора назад были получены несколько иные цифры (25-30 мс). Данная разница скорее всего связана с новыми ревизиями устройства, а также методикой измерения и применяемыми средствами.
реклама
Углы обзора и Glow-эффект
Возможности P-IPS матрицы по углам обзора мне уже известны из знакомства с ASUS PA246Q. А с учётом того, что P-IPS это всего лишь маркетинговый ход - переименование обычной H-IPS, то могу добавить сюда и рассмотренный ранее Dell U2410. Другими словами, лучшего на данный момент вы ни на одном мониторе не получите.
У NEC PA241W широкие углы обзора - как вертикальные, так и горизонтальные. При увеличении угла падают контраст и яркость. Инверсию изображения в негатив получить невозможно. При взгляде сверху начинает появляться малозаметный желтоватый отлив от центра экрана и выше. Стоит отметить небольшой Color Shift (цветовой сдвиг), проявляющийся в виде изменения оттенка (цветовой температуры) части экрана при отклонении головы от центра монитора, но параллельно его плоскости. То же самое я наблюдаю (в разной степени) практически на всех современных мониторах, будь то TN (там Color Shift ужасающий), будь то *VA или *-IPS. Профессиональный NEC не является исключением (увы, увы), даже, несмотря на свою стоимость и продвинутую электронику, матрица в нём такая же, как и во многих других моделях (естественно, высокого класса), со многими её плюсами и минусами. Сначала это нервирует и оказывается довольно заметным, позже начинаешь потихоньку привыкать и не замечаешь вовсе.
Видеоролик, размещенный ниже, прекрасно демонстрирует возможности монитора NEC PA241W. По нему можно наглядно представить ощущения пользователя при работе под тем или иным углом просмотра.
Glow-эффект у NEC PA241W вполне стандартен. Проявляется он в виде сильного повышения яркости чёрного поля и понижении контрастности сцены в целом. Оценить данный эффект (при яркости экрана – 200 нит) и сделать собственные выводы я предлагаю по двум видеороликам.
Равномерность подсветки и цветовой температуры
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверяется в тридцати пяти точках при установленной яркости монитора в 200 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) берутся данные из центральной точки. В случае с NEC PA241W во всех таблицах приведены результаты, полученные при активации функции Uniformity (она же ColorComp) со значением 5 (максимум).
Смысл технологии заключается в замере яркости свечения (и прочих характеристик) по нескольким десяткам точек экрана ещё на заводе-производителе. Мне не известно, проводится ли данная процедура с каждым экземпляром или берутся усреднённые данные по целой партии. Факт остаётся фактом – полученная информация вносится в прошивку монитора, после чего умная электроника пересчитывает сигнал для каждой из измеренных точек дисплея для приведения его к определённым цветовым значениям (координатам RGB). Таким образом, уровень свечения и баланс белого на всей площади экрана можно значительно выровнять.
На этот раз я решил обойтись только одними результатами, показав тем самым, на что способен монитор. Тем более не вижу смысла как такового в выключении этой полезной функции. Не зря же заплачены такие немалые деньги.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 1.6%, а максимальное - какие-то 4.5%. Сравнивая с другими мониторами (забудем про PA231W с такой же технологией) эти значения выглядят просто невероятными. Даже лучшие представители из лагерей других компаний не могут и близко подобраться к таким показателям. В общем, ещё раз хвала инженерам NEC. Фантастика и точка!
реклама
Не стоит пугаться представленной картинки. Для начала окиньте взглядом нижнюю часть, по которой вы поймёте, что для построения диаграммы поверхности используется диапазон яркости 198-209 нит. Однако в любом случае даже при такой небольшой разнице стоит отметить более яркие углы матрицы относительно центральной точки. Кстати это вы можете спокойно наблюдать на видеоролике с Glow-эффектом на чёрном поле, представленном в одном из предыдущих разделов.
Несмотря на то, что было решено обойтись результатами только при активном ColorComp я все же сделал фотографию и при выключенной «фишке» профессиональных мониторов компании NEC. Отчётливо видно, как технология выравнивает цветовое поле, делая его практически одинаковым на всей представленной площади, как по яркости, так и по цветовой температуре.
Высветленные углы отчётливо видны на фотографии чёрного поля, сделанной при выключенном освещении ночью. Подобное мне уже встречалось на младшем NEC PA231W, но, как видим, данная «фишка» перебралась и в PA241W.
А теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались настройки ЦТ по умолчанию, яркость белого поля составляла всё те же 200 нит. И снова похвала инженерам NEC: 1.1% - среднее отклонение и 2.5% - максимальное. Такие результаты, надо думать, мы еще не скоро увидим на всех остальных мониторах. Возможность выравнивания цветопередачи на всей площади матрицы, наверно, так и останется прерогативой только профессиональных моделей. А поэтому 95% покупателей так и придётся наблюдать разнообразные огрехи цветопередачи на отдельных участках экрана и особенно по углам.
На данный момент NEC PA241W показал лучшие результаты, достигнуть которые любому другому монитору будет ой как не просто. По представленной диаграмме поверхности можно отметить, что распределение цветовой температуры (диапазон 6470-6770K) представлено в виде диагональной линии – от верхнего левого угла к нижнему правому. На основании этого можно сделать вывод, что инженерам NEC есть ещё над чем поработать. Хотя и без каких-либо изменений найти на рынке что-то лучшее не представляется возможным. По крайней мере, пока и за такие деньги.
Энергопотребление и нагрев
Оснащаясь ламповой подсветкой с улучшенным люминофором, монитор при своей немалой диагонали потребляет значительно больше электроэнергии, чем современные LED дисплеи.
По умолчанию (режим High Bright – 250 cd/m2) используемый прибор показал 77 Вт. Снижение до 200 нит привело к снижению потребления до 63 Ватт в час, а самый оптимальный уровень белого поля 100 нит позволил добиться 42 Ватт. Добраться до заявленных производителем 95 Вт, наверное, можно при установке параметра Brightness в 400 нит.
Несмотря на высокое энергопотребление и соответственно тепловыделение, за счет очень большого корпуса тепло рассеивается не только через лицевую поверхность матрицы. Как видно из таблицы, NEC PA241W нагревается ничуть не выше, чем те же Iiyama X2377HDS и HP ZR2440W со светодиодной подсветкой, что ещё раз подтверждает теорию о взаимопомощи крупного корпуса :).
Особенности (КЭ, ШИМ)
В мониторе используется матовая матрица, которая по определению обладает в той или иной степени выраженным кристаллическим эффектом, а по-русски – структурой плёнки а-ля «туалетная бумага». На мой взгляд, в случае с NEC PA241W выражена она не так сильно, как у того же HP ZR2440W. И уж точно – за неделю использования данного монитора она никак не повлияла на моё мнение о мониторе. Голова не болела, глаза не «резало».
Слева направо: HP ZR2440W, NEC PA241W, Benq FP241W (если сравнивать с HP и NEC, то у него полуматовое покрытие) и дисплей ноутбука Lenovo ThinkPad X201 (матовая матрица).
Что же касается ШИ-модуляции, то предлагаю оценить её по видеоролику ниже:
Данное видео отличается от ранее представленных в моих обзорах. Я не раз задумывался о том, с какими же настройками каждый раз пишет видео моя «мыльница» Sony TX7, не отличающаяся возможностями ручных настроек в режиме видеосъёмки (не считая баланса белого и типа экспозамера). А как должно быть ясно, они напрямую зависели от яркости монитора, а поэтому постоянно (от ролика к ролику) отличались. Но, в связи с покупкой гибридной камеры Panasonic GH2 с очень широкими возможностями ручных настроек я смог провести некий показательный тест, который и представлен на видео.
В первой части я выставил яркость монитора на уровень 340 cd/m2, после чего с шагом в 1/3 EV (1 EV – увеличение выдержки в два раза) я менял скорость электронного затвора (выдержки) в диапазоне от 1/25 (использовался режим 720p, 50 кадров в секунду) до 1/1000 секунды. Затем я снизил яркость до 120 cd/m2 и стал производить обратное действие – от 1/1000 секунды до 1/25. Как можно видеть, количество полос и скорость их появления напрямую зависит от настроек выдержки камеры, что только подтверждает отсутствие какой-либо логики во всех предыдущих видеороликах.
Это так же доказывает, что все возгласы в мою сторону, что при съёмке на какие-либо другие устройства видеозаписи полосы не видны, либо видны ещё сильнее – не напрасны. Всё зависит от настроек камеры и яркости монитора! К тому же по всем подобным видео невозможно определить частоту ШИ-модуляции подсветки, что дополнительно даёт понять одну истину – смысл данных видеороликов стремится к нулю. Это только устрашение будущих покупателей. Ведь я могу спокойно добиться только благодаря настройкам камеры, как полного отсутствия «бегущих полос», так и их наличия при любой яркости, на любом из мониторов.
Таким образом, в будущем планируется прекратить подобную практику и обойтись новым методом определения частоты ШИ-модуляции с помощью фотокамеры и прямых рук. Благодаря новой статье на TFTCentral.co.uk, в которой описывается суть происходящего на экране и метод оценки частоты, я смогу без лишних затрат определить с довольно высокой точностью так интересующую многих из вас характеристику каждого из рассматриваемых в будущем мониторов.
Заключение
Модель NEC PA241W – первый монитор, с которым мне удалось проработать почти одну неделю до начала его тестирования, а поэтому у меня сложились очень чёткие представления о его возможностях, достоинствах и недостатках. До подобного знакомства я грезил желанием приобрести либо его, либо младшего брата NEC P241W со стандартным цветовым охватом. Однако после такого продолжительного тестирования я понял, что прекрасно смогу обойтись мониторами попроще. И вот почему…
Для начала не могу не отметить огромные габариты (особенно толщину корпуса) и совсем немалый вес монитора, который пугает меня (даже в отсутствии подставки) при условии того, что мне будет необходимо повесить его на кронштейн Ergotron Desk Arm LX, на котором сейчас висит куда более скромный BenQ FP241W. Да, как ни странно – меня озвученные параметры действительно беспокоят.
Высокочастотный гул от такого дорогого монитора не укладывается в мои понятия о качестве. Я не хочу платить 35-40 тысяч за то, чтобы слушать противный звук, сидя в полуметре от дисплея, который не лучшим образом влияет на головной мозг (ну а там и до головных болей не далеко). Привыкнуть, конечно, можно (как я это сделал за четыре года с BenQ FP241W), но как-то совсем не хочется.
Расширенный цветовой охват – проблема мирового масштаба, а при переключении в режим sRGB монитор эмулирует данное цветовое пространство ничуть не лучше того же ASUS PA246Q (по крайней мере, если судить по процентному соотношению, а не 2D диаграмме). Спрашивается, за что отдавать такие деньги? Сюда же можно добавить и далеко не самую точную эмуляцию того же AdobeRGB в соответствующем режиме. А пользоваться Full Mode, чтобы заполучить цифры, заявленные маркетологами NEC, при работе в специализированном ПО с поддержкой цветовых профилей и охват даже больший, чем AdobeRGB во всех остальных – явно не то, чего я (и наверное вы) ждёте от монитора с таким ценником.
Миллион сочетаний параметров в OSD экрана, огромное количество пунктов меню, которые я не буду трогать чаще, чем раз в год-другой. Все возможности монитора попросту пропадут в моих руках. Да, очень интересно поиграться со всем этим в первые дни (если у вас, конечно, присутствует подобный интерес к колориметрии), но потом – куда это всё девать? К тому же меня разочаровали результаты «хардварной» калибровки через SpectraView II. Так сказать, одно из основных разочарований.
Согласен, очень приятно знать (и даже порой замечать), что у монитора отличная равномерность подсветки белого поля и цветовой температуры. Но, как мне показалось, это не играет никакой роли для простой повседневной работы такого простого «юзверя», как я :). Наверное, многим просто нравится обладать качественной вещью, но когда её возможности не используются даже наполовину, то смысла в таком приобретении не вижу.
Кроме всего прочего, я осознаю, что подобную цветопередачу можно получить на любом другом настоящем восьмибитном мониторе (да, таких становится всё меньше, а скоро их и совсем не будет) путём простой калибровки через LUT видеокарты. И там не будет постоянных изменений в цветопередаче (а они действительно раздражают) при включении режимов с отличным от нативного цветовым охватом. Всё будет то же самое, но за другую цену, с меньшим корпусом и весом, большей доступностью на рынке и только самыми основными настройками в меню. Если же у вас нет калибратора, как и нет денег на PA241W, то, наверное, проще заказать данную процедуру за 1-2 тысячи рублей и жить спокойно.
Вы спросите: «А почему только минусы?». Всё очень просто – плюсов слишком много и смысла в подробном описании каждого из них попросту нет. Лучше просто прочтите всё, что написано ниже.
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки NEC PA241W в краткой форме представлены ниже.
Плюсы:
- Качественные матовые материалы корпуса;
- Хорошее качество изображения (особенно гамма-кривые) при заводских настройках;
- Встроенный, программируемый четырнадцатибитный 3D LUT;
- Отличные углы обзора;
- Прекрасно настроенный режим sRGB;
- Точная установка любого значения гаммы;
- Возможность регулировки уровня чёрного (удобно для оценки разницы изображения при различной контрастности);
- Относительно высокая точность установки цветовой температуры;
- Возможность имитации любого цветового пространства в пределах собственного (native) пространства монитора;
- Функциональное ПО в комплекте (MultiProfiler и прочее);
- Датчик освещённости (быстро и плавно регулирует яркость);
- Эргономичная подставка;
- Хороший комплект поставки;
- Удобная система прокладки кабелей;
- Удобство управления и возможность кастомизации меню;
- Бесконечные возможности по тонкой настройке монитора;
- Современные разъёмы для подключения (D-Sub, 2xDVI, Display Port);
- Три USB порта и система управления компьютерами DisplaySync Pro;
- Возможность создания собственных режимов (до пяти штук);
- Технология компенсации неравномерности цветопередачи ColorComp;
- Идеальная равномерность подсветки белого поля (при Uniformity 5);
- Технология «разгона» матрицы без появления видимых артефактов
- Относительно низкий инпут-лаг (18.2 мс в среднем);
- Слабо выраженный кристаллический эффект (с моей точки зрения);
- Огромный диапазон изменения яркости (40-400 cd/m2);
Минусы:
- Glow-эффект, выраженный в увеличении яркости чёрного поля и быстрой потере контрастности при диагональных углах обзора;
- Высокочастотный гул при яркости ниже 350 нит (прекрасно слышно в тёмное время суток, при закрытых окнах и при тихом системном блоке и лично меня это очень напрягает);
- Плохо настроенные режимы AdobeRGB, High Bright и Full;
- Максимальное соответствие стандартным цветовым пространствам только в режиме Full (очень неудобно при работе с ПО без поддержки CMS);
- Довольно низкий коэффициент контрастности – 500-600:1 (хотя для меня это вовсе не минус);
- Резкое снижение КК при уровне яркости от ~110 нит и ниже (вплоть до 240:1);
- Высветленные углы на чёрном фоне (наследство всей серии PA?);
- Не очень точная эмуляция цветовых пространств/стандартов;
- Очень высокая цена на фоне конкурентов.
Может не устроить:
- Частота ШИ-модуляции – видно только на видеороликах, в дальнейшем, возможно, может сказаться на зрении (рекомендую забыть об этом параметре, особенно когда дело касается монитора с CCFL подсветкой);
- Толстый и очень тяжёлый корпус;
- Отсутствие HDMI;
- Возможность официальной (!) «хардварной» калибровки только в версиях SpectraView с двойным (60-70 тысяч рублей) ценником;
- Высокое энергопотребление.
Выражаем благодарность:
- Компании Регард за предоставленный на тестирование монитор NEC Multi Sync PA241W.
Оставить вопросы, предложения и пожелания к следующим статьям, а также узнать о ходе тестирования новых мониторов вы можете у меня в Twitter-аккаунте.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила