Не дотянуться до небес. Обзор и тестирование монитора NEC MultiSync PA241W (страница 3)
реклама
С помощью программы HCFR Colormeter и «откалиброванного» колориметра X-Rite Eye-One Display 2 мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше режимах, как изначально предустановленных, так и специально «разработанных». Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его отсутствии.
В случае с NEC PA241W для того, чтобы увидеть различия между фактическими гамма-кривыми и референсом, мне пришлось сменить толщину линий RGB каналов с двух пикселей до одного. Но даже с учётом этих новшеств увидеть проблемные участки у монитора не удалось. Конечно, налицо некоторое расхождение между каналами, но оно настолько минимально (тем более, если сравнивать с результатами других мониторов), что говорить о нём лишено смысла.
Единственной проблемой можно признать распределение точек серого клина на CIE диаграмме в режиме AdobeRGB. Видно, что точки находятся вблизи границы максимально допустимых значений DeltaE, а некоторые из них (около 5-6) и вовсе выходят за ограничения. В случае с sRGB Mode результаты чёрно-белого градиента отличаются от референса в 6500K в среднем на 3-4 DeltaE.
реклама
Полученные результаты в тесте UDACT показали, что как таковых проблем с балансом серого в пресете AdobeRGB у монитора нет. Возможно, это так и есть. Ведь точки на CIE диаграмме лежат друг рядом с другом, лишь за небольшим исключением. А вот во всём остальном у PA241W в рассмотренном режиме действительно есть пробелы…
По поводу sRGB Mode у программы совсем иные «впечатления». Все замечательно и прекрасно, кроме точки белого, которая не доходит до необходимых 6500 Кельвин. Не такое уж и большое упущение, особенно на фоне проблем в первом из рассмотренных режимов.
О гамма-кривых в High Bright и Full пресетах можно и не говорить. Ничего нового вы на них не увидите, но чтобы не быть голословным я решил их оставить.
Как видно по CIE диаграмме, самое лучший серый клин был получен в HB Mode. В режиме Full ситуация повторяет AdobeRGB.
реклама
Однако, как показало тестирование в UDACT – ничего кроме хорошего баланса серого и близкого значения точки белого к 6500K в High Bright Mode нет.
Почти то же самое, за исключением первого параметра, наблюдается и в Full Mode. А поэтому, пожалуй, перейдём к рассмотрению результатов после разнообразной калибровки.
Если пристально рассмотреть гамма-кривые, полученные после использования двух методов калибровки, то можно заметить, что именно после применения программы Argyll и создания профиля для LUT видеокарты результаты оказались лучше.
Те же самые выводы можно сделать и по CIE диаграммам, представленным выше. Чётко видно, что, используя программу от NEC в сочетании с референсным спектрофотометром, добиться идеальных результатов не удалось. Точки серого клина находятся за границей 3 единиц DeltaE, что не очень хорошо для профессионального монитора с ценником в 40 тысяч рублей.
Несмотря на это, тест на сертификат UGRA указал на верно настроенную точку белого и хороший баланс серого. В остальном же метод с применением SVII провалился…
Совсем иную картинку продемонстрировал стандартный способ калибровки. Не пересматривая свои же статьи, я могу отметить, что на моей памяти это пока что лучший результат в тесте UDACT. Проверим, чего же можно добиться в режиме sRGB, который изначально настроен ещё лучше.
Повторно можно видеть те же результаты, что и в AdobeRGB Mode. Использование Agryll и матрицы коррекции для Display Pro позволили достичь немного лучших результатов, чем метод корректировки внутреннего LUT монитора. Хотя, с другой стороны, разница настолько несущественна, что многие её попросту не заметят. Как ни приглядывайся.
Что касается распределения точек серого градиента на CIE диаграмме в случае с калибровкой в режиме sRGB, я могу отметить лишь очень странное поведение программы Spectra View. По скриншоту видно, что все точки очень сильно сдвинуты относительно референсного значения (зелёная точка в центре малого овала с синей границей). В остальном же Argyll снова показал мне свою силу. Хотя если сравнить с калибровкой в AdobeRGB, то здесь с точкой белого явно наблюдаются большие проблемы (если в данном случае вообще применимо это слово).
реклама
С учётом изначально очень хороших результатов в sRGB режиме нет ничего удивительного в результатах UDACT после калибровки, даже таким не очень удачным методом (как я успел выяснить), как применение Spectra View II.
Самые лучшие показатели стали возможны благодаря Argyll CMS и Display Pro. Баланс серого оказался лучше, чем после калибровки AdobeRGB, а вот точка белого и качество «софтпруфа» немногим хуже. Если про первое сказать мне нечего (настолько невелика потеря), то касательно Softproof Quality могу отметить, что причина, скорее всего, кроется в меньшем цветовом охвате (что логично), который на этот раз не покрывает многие полиграфические стандарты и соответственно данный предустановленный режим даже после калибровки не так хорошо подходит для предпечатной подготовки, как AdobeRGB Mode. Это же демонстрируют и «красные кресты» в верхней области итогового отчёта напротив MultiColor и AdobeRGB.
Дополнительные возможности и настройки
Большая часть дополнительных настроек была рассмотрена в разделе «Меню и управление». Оставшиеся возможности в лице программ MultiProfile и SpectraView II были рассмотрены в сравнительной статье, где присутствовал соплеменник рассматриваемого монитора – NEC PA231W. Напомню, что первая программа позволяет управлять большей частью функционала монитора из среды Windows, а также создавать дополнительные профили (до пяти штук) с настройками на любой вкус (яркость, контраст, гамма, точка белого, цветовой охват). Точность применяемых параметров довольно высока, однако не настолько, чтобы заявлять об идеально настроенном мониторе. Дополнительная калибровка в любом случае не помешает (особенно это подтверждают полученные результаты в данном обзоре).
Доступ к «хардварной» калибровке (изменение параметров внутренней таблицы коррекции цветов) официально есть только для версий мониторов серии «PA» под названием SpectraView, которые часто стоят почти вдвое дороже, но зато снабжаются специальным козырьком для защиты от бокового света и калибратором (простым, но зато специально адаптированным под монитор колориметром). Насколько допустима разница в стоимости в вашем случае - я не знаю. Но не могу не отметить возможность использования программного комплекса SpectraView и с простыми версиями «PA». Стоит лишь вспомнить, что такое торренты…
Равномерность градиентов
Монитор использует псевдодесятибитную панель (восемь бит+A-FRC), которая при использовании цифровых разъёмов отличных от Display Port в сочетании с профессиональной видеокартой среднего ценового сегмента (с нативной поддержкой десятибитного сигнала на каждый цветовой канал) становится простой восьмибитной. Конечно, под «становится» я подразумеваю её фактические возможности воспроизведения только 24-битного сигнала (восемь бит на канал), что автоматически ставит NEC PA241W по качеству воспроизведения градиентных заливок в один строй вместе с тем же знаменитым (и мною любимым) HP ZR24W, который отличается настоящей восьмибитной матрицей без всяких там «дитерингов» (дизерингов).
Данную теорию для себя я подтвердил, буквально посмотрев пару секунд на градиенты, как до калибровки, так и после. Поэтому не стоит размышлять о большей (!) заявленной битности NEC PA241W и соответствующих преимуществах по сравнению с настоящими восьмибитными мониторами, пока вы не обладаете одной из графических карт серий NVIDIA Quadro FX или AMD\ATI FireGL среднего класса.
Стабильность цветовой температуры
Для оценки стабильности цветовой температуры (по восемнадцати измеренным оттенкам серого) изучим полученные результаты в каждом из предустановленных режимов, а после этого - в AdobeRGB и sRGB режимах после калибровки. Хочу заметить, что данный тест не подразумевает оценку на отклонения измеряемых оттенков по оси Y (ответственная за преобладание какого-либо паразитного цветового оттенка), а поэтому результаты из представленных ниже таблиц не стоит сравнивать с распределением этих же участков (точек) чёрно-белого градиента на CIE диаграмме из соответствующего раздела.
Во всех режимах по умолчанию среднее отклонение серого клина в диапазоне 15-100% составляет не выше 2% от точки белого, что в пересчёте на Кельвин составляет около 125 единиц. Максимальное же значение в самом плохом (не побоюсь этого слова) режиме AdobeRGB подошло вплотную к 10% (~630K), что уже совсем ни в какие ворота для монитора подобного класса. Планку первенства по качеству настроек продолжает держать sRGB Mode со своими 1.19 и 4.99 процентами соответственно.
Калибровка любым из применяемых методов не сильно снизила среднее отклонение баланса серого, однако, заметно помогла сократить максимальное (хотя и не в каждом пресете). Лучший результат снова был достигнут в режиме sRGB и калибровки с помощью программы Argyll с созданием профиля для LUT видеокарты. Впрочем, покорить результат HP ZR2440W (мониторы, протестированные по старой методике, я не рассматриваю) всё равно не удалось. Хотя разница, конечно, минимальная.
А теперь посмотрим, как точно монитор выставляет цветовую температуру, изменение которой, напомню, доступно с точностью до 100 Кельвин. Для анализа я использовал пять «режимов»: Native (да, есть и такое значение у PA241W), 5000K, 6500K, 7500K и 9300K – вполне стандартный набор, присутствующий во многих других дисплеях.
По сравнению с двумя *-IPS мониторами, которые были протестированы ранее по новой методике, NEC PA241W, несомненно, выбивается в явные лидеры. Разница, как говорится – налицо. Среднее отклонение не превышает 2% для любого из выставленных значений, а максимальное не переходит границу 8.2%. Просто сравните с 4-20% и 10-30% (в зависимости от режима) соответственно у HP ZR2440W и Iiyama X2377HDS и вы сразу поймёте, о чём я говорю. Всё же хорошо, когда указанные цифры в OSD монитора сходятся с реально измеренными.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила