Не дотянуться до небес. Обзор и тестирование монитора NEC MultiSync PA241W (страница 2)
реклама
Изменение настроек функций «картинка-в-картине» (PIP – Picture in Picture) и DisplaySync Pro кроется в четвёртом разделе меню. В нём можно настроить положение, размер, вход (с которого будет подаваться второе изображение) и вид режима. Для подключённых USB устройств, таких как мышка и клавиатура, задается соответствие конкретным видеовходам. Производитель особенно подчёркивает возможность управления двумя компьютерами (подключённых к монитору по USB и видеокабелю) одним манипулятором.
Параметры OSD находятся в пятом подразделе меню. В нём можно изменить язык локализации (есть русский), установить положение меню на экране, выбрать прозрачность, цвет и время до исчезновения при отсутствии действий со стороны пользователя. Есть возможность выключить «нотификацию» об изменении разрешения, отключить горячие клавиши (с их помощью можно выбрать режим работы, видеовход и включить PiP) и сбросить все (!) настройки по умолчанию.
Предпоследний раздел предоставляет информацию об сэкономленных средствах (в $) за счёт уменьшения энергопотребления, а также соответствующее количество выбросов углекислого газа, которое удалось сократить. Эта не самая интересная информация может быть дополнительно настроена в трёх подпунктах раздела. Но, пожалуй, это без меня.
реклама
Информацию о рабочем режиме монитора (используемый видеовход, разрешение, частота развёртки и прочее), серийном номере и названии модели можно узнать из последнего раздела. Теперь перейдём к рассмотрению Advanced Setting.
По большому счёту его возможности во многом повторяют стандартное меню, но есть и существенные отличия. В первом разделе они кроются в том, что пользователь может переопределить каждому из пяти пунктов предустановленных режимов новый режим, каждый из которых в свою очередь может быть настроен отдельно (либо через само меню, либо через специальное ПО). Есть настройка гаммы (несколько стандартов и диапазон от 0.5 до 4.0 с шагом 0.1), установка точных координат (по X и Y) для Red/Green/Blue, включение функции Color Vision EMU и выбор режима работы Uniformity (для увеличения равномерности подсветки белого поля и цветовой температуры по полю экрана).
Следующий раздел скрывает в себе ещё больше интересных фишек. Тут вам и включение разгона матрицы (Response Improve), опция Metamerism, позволяющая улучшить совпадение цветовой температуры при использовании мультимониторных конфигураций. Включение Ambient Light Compensation провоцирует автоматическую настройку black point в зависимости от внешней освещённости. Чем она больше, тем выше яркость чёрного цвета. То же самое можно выполнить вручную с помощью настройки Black в основном меню.
Здесь же можно выбрать один из режимов ECO Mode и включить/отключить датчик освещённости. Регулировка насыщенности, оттенка и сдвига шести основных цветов в дополнительном меню выполняется куда нагляднее и проще. К тому же их настройки могут быть сохранены в пяти секторах, для дальнейшего быстрого переключения. Проще говоря, возможностей просто масса.
реклама
Три последующих раздела я выделил в одну строчку. Ничего особо интересного в них нет. Только включение функции Long Cable Capability, изменение положения изображения на экране, разрешение экрана и управление скалером.
Подраздел под числом 6 даёт возможность более наглядно управлять функцией DisplaySynс Pro, установить таймер отключения (или перехода в режим с низкой яркостью), определить поведение автоматического «определителя» видеовходов, а так же выбрать яркость и цвет рабочего светодиода питания.
Отключение логотипа при включении монитора, различных предупреждений и информационных полей выполняется в седьмом подразделе. В нём же сосредоточены настройки основного OSD (положение, прозрачность, время отключения, цвет).
Далее можно определить режим работы функции PiP, произвести переворот OSD меню, отключить протокол DDC/CI и активировать встроенный скринсейвер (либо «подкрутить» под себя дополнительные настройки его работы).
Управление опцией Tile Matrix, позволяющей создавать рабочие пространства из 25 мониторов (!) находится в разделе под буквой A.
Два последних раздела в целом повторяют таковые в стандартном OSD. Дополнительно можно узнать разве что о наработке монитора (Hours Running) и произвести более простую установку различных параметров для подсчёта сэкономленных средств и уменьшенного количества выбросов углекислого газа (естественно подразумеваются выбросы на электростанциях, а не от монитора).
В целом, как вы понимаете, настроить можно практически всё, что душе угодно. Ограничений практически нет, и поэтому главное включить воображение и определить, что же вы хотите получить на мониторе. Главное - не переусердствовать.
Результаты тестирования
Цветовой охват
В качестве подсветки в мониторе NEC PA241W используется ламповая подсветка с улучшенным люминофором, за счёт чего цветовой охват практически даже больше, чем AdobeRGB.
реклама
На скриншотах выше представлены два первых режима эмуляции монитора: AdobeRGB и sRGB. В первом цветовой охват заметно уже на сине-фиолетовой и зелёно-бирюзовой зонах по сравнению с соответствующим стандартом. Касаемо sRGB Mode, на первый взгляд в 2D-проекции кажется, что соответствие на 100%, однако, переключив режим просмотра в 3D, охват оказывается уже представленного стандартом sRGB. Итог соответствия рассмотренных режимов соответствующим цветовым пространствам:
AdobeRGB Mode:
- sRGB – 93.3%;
- AdobeRGB – 88.53%.
- sRGB – 95.5%;
- AdobeRGB - 66%.
В обоих случаях внутренние фигуры – NEC PA241W, внешние – цветовые стандарты. Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. На видеороликах ниже показан полный ЦО:
А теперь рассмотрим ещё два режима – High Bright Mode и Full Mode.
Цветовой охват каждого из них я решил сравнить со стандартом AdobeRGB. Как видно пресет High Bright сильно превосходит его во всей нижней части, но при этом уступает в зелёно-бирюзовой зоне. Переключив монитор в Full Mode, можно будет добиться дополнительного соответствия в бирюзовой зоне, на этом все преимущества и заканчиваются. Конечными результатами соответствия охватов являются:
High Bright Mode:
- sRGB – 98.9%;
- AdobeRGB – 93.1%.
Full Mode:
- sRGB – 99.6%;
- AdobeRGB – 95.6%.
Все результаты получены по той же методике, что была представлена выше. По ним легко понять, что достичь максимального соответствия (о котором говорят в NEC) стандартизованным пространствам можно только в пресете Full. Однако, в таком случае, увидеть натуральные цвета вы сможете только в специализированном ПО с поддержкой цветовых профилей (которые придётся создать). В противном случае, переключив монитор в AdobeRGB или sRGB режимы, вы получаете только 93.3% и 95.5% соответствия указанным ЦП, причём все равно лучше пользоваться специально созданными профилями. Что подойдет в вашем случае – решать только вам. Наконец представляю два последних видеоролика рассмотренных предустановленных режимов. Без комментариев.
Яркость/контрастность и основные показатели цветопередачи
Для начала рассмотрим четыре стандартных режима. По умолчанию на мониторе включен High Bright Mode при яркости 250 нит и минимально возможной глубиной чёрного.
Как таковых претензий по уровням яркости/контрастности и средней гамме у меня нет. Два режима (эмулирующие стандарты AdobeRGB и sRGB) по яркости белого поля полностью соответствуют предъявленным требованиям – 160 и 100 нит соответственно. Коэффициент контрастности для многих покажется не серьёзным, но для людей, занимающихся графикой (и знающих, какого значения достаточно для работы) этого будет более чем достаточно. Значение средней гаммы по данным расширенного теста Argyll находится в диапазоне 2.13-2.15, что в целом не сильно отличается (такую разницу, действительно, порой очень сложно заметить) от референса в 2.2.
Единственное, что меня смущает, так это среднее и максимальное отклонения DeltaE94. В AdobeRGB они значительно выше нормы для откалиброванного монитора (коим NEC PA241W является, хотя и без подтверждающей бумажки в комплекте), особенно в сравнении с очень хорошими показателями в sRGB. Точно такая же плачевная ситуация присуща и для режимов High Bright (HB) и Full. К яркости в HB Mode я не придираюсь, ибо не зря же он так назван. Тем более, у NEC PA241W максимальные возможности значительно выше этих 250 нит.
Теперь рассмотрим несколько специальных режимов, которые я выделю в две категории: два вида калибровки sRGB Mode и два AdobeRGB Mode. В первых случаях (M-LUT – Monitor Look Up Table) я применял спектрофотометр X-Rite i1 Pro в программном обеспечении NEC SpectraView II последней версии и калибровку во встроенный LUT монитора. Во вторых (VC-LUT – VideoCard Look Up Table) – использовался программный комплекс Argyll+dispcalGUI в сочетании с «откалиброванным» колориметром X-Rite Display Pro для создания профиля, который прописывал необходимые изменения в LUT видеокарты. Данный способ, по сути, должен являться менее точным, однако в действительности все оказалось с точностью наоборот.
Я не стал трогать настройки яркости и контраста в OSD, оставив их по умолчанию для каждого из предустановленных режимов. Тем более, что они полностью соответствуют заявленным стандартам. Так же в покое были оставлены и регулировки каких-либо цветовых каналов, поскольку изначально отклонения от 6500K были не очень велики, а изменять значения шести цветов довольно-таки проблематичный и долгий вариант. Пускай уж все отклонения поправят приборы и ПО в автоматическом режиме (читай: при калибровке), пускай и за счёт практически незаметного снижения яркости (как видно из таблицы в VC-LUT).
Итогами калибровки через Spectra View II и встроенного LUT NEC PA241W оказались практически незаметные изменения средних и максимальных отклонений DeltaE94 для двух предустановленных режимов в отсутствии как таковых различий в яркости и контрасте по сравнению с предыдущими результатами.
Как ни странно, но даже простая калибровка через LUT видеокарты привнесла куда более серьёзные изменения. Да, немного упала яркость (на 2 нит в sRGB и 3 нит в AdobeRGB), однако цветовые отклонения уменьшились в разы, составив ~0.35 в среднем и 0.95 в максимуме для двух пресетов. Улучшились и значения средней гаммы, которые ещё сильнее приблизились к референсному значению. В целом - это великолепные результаты (особенно с учётом усложнённой методики 2012 года), которые оказались недоступными для калибровки через встроенную четырнадцатибитную 3D таблицу коррекции цветов дисплея.
Возможно, данная проблема была связана как с самим ПО разработки NEC (у которого система верификации результатов очень уж посредственная), так и за счёт тестовой связки приборов (в Spectra View II применялся спектрофотометр, так как использование колориметра со специально созданной матрицей коррекции в данной программе невозможно, а калибровка i1 Pro занимает более полутора часов времени) и ПО (расширенный тест Argyll явно значительно строже, чем тест в SVII). В любом случае полученные результаты перед вами, а уж выводы будут у каждого свои - есть ли смысл делать «хардварную» калибровку или достаточно обойтись стандартной «софтварной».
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила