Не дотянуться до небес. Обзор и тестирование монитора NEC MultiSync PA241W
Оглавление
- Вступление
- Методика тестирования
- Справочная информация
- Комплект поставки
- Дизайн и эргономика
- Меню и управление
- Результаты тестирования
- Заключение
Вступление
Среди всего разнообразия мониторов встречаются не только десятки похожих друг на друга моделей (как по установленной матрице, так и по возможностям и дизайну), ориентированных на массовый рынок, но и продукты, востребованные в среде профессионалов и людей, которые просто не идут на компромиссы при выборе нового рабочего инструмента или новой «игрушки».
Продукция таких компаний, как Eizo и LaCie, несомненно, обладает массой функциональных возможностей и особенностей, приводящих даже очень притязательного человека в восторг, но стоимость устройств даже в США превзойдёт для многих их допустимые границы. Но что делать, когда хочется, но не можется? Всё просто – в таких случаях на помощь приходит компания NEC.
Их профессиональные серии мониторов практически не уступают по техническим характеристикам дисплеям (а в чём-то даже превосходят) именитых конкурентов, но при этом обладают большей доступностью, как из-за возможности выбрать из десятков-сотни мест приобретения (магазинов), так и по конечному ценнику. Ведь компания NEC не ограничивается только топ-сегментом, а следовательно давно известна значительно большей аудитории, что в итоге позволяет ей вести более верную ценовую политику. Конечно, мониторы NEC не смогут порадовать вас пятилетней гарантией и надписью «Made in Japan», но по качеству, однозначно, они не хуже решений конкурирующих компаний.
реклама
Ещё летом 2011 года в одном из сравнительных обзоров я познакомил вас с самой доступной моделью серии PA – 23-дюймовым PA231W. После было много разговоров о том, а нужно ли было его относить к категории Pro при соотношении сторон 16:9 и псевдовосьмибитной матрице. Но тот монитор оказался большим исключением из правил. В линейке профессиональных устройств NEC на самом деле не все так плохо.
К превеликому сожалению, мне не удалось заполучить на тест самую доступную из 24-дюймовых моделей – новую P241W со стандартным цветовым охватом, который по моим предположениям мог бы заменить мой старый добрый BenQ FP241W. Вместо него пришлось «обойтись» самым дорогим и продвинутым PA241W, предоставленным нашим партнёром-компанией Регард, которому скоро исполнится два года с момента первого появления на рынке. Из этого обзора вы узнаете, что же могут предложить подобные мониторы простому пользователю. Узнаете о преимуществах перед более доступными моделями, оставшихся недостатках и об общей необходимости приобретения подобных «девайсов».
Методика тестирования
Данная статья написана по новой методике, датированной 27 января 2012 года. В её основе лежит опыт, накопленный мною за последнюю пару лет работы с мониторами (как в качестве автора статей/тестов, так и человека, который постоянно сталкивается с настройкой и калибровкой различных моделей дисплеев). Из оборудования используются приборы компании X-Rite (два различных колориметра и один референсный спектрофотометр), а в качестве программного обеспечения – только бесплатно распространяемые программы и утилиты.
Полученные по новой методике результаты можно без проблем сравнить со всеми другими из материалов, опубликованных до февраля 2012 года, за исключением лишь пары моментов.
Справочная информация
Рассматриваемый монитор относится к высшему ценовому сегменту среди доступных в свободной продаже 24-дюймовых моделей с соотношением сторон 16:10. В дисплее NEC PA241W впервые была применена так называемая P-IPS матрица, которая, как оказалось в будущем – является ничем иным как обычной H-IPS панелью (ранее применявшейся в других устройствах) с новым названием, придуманным маркетологами NEC.

реклама
В мониторе используется панель LG.Display - LM240WU4-SLB1 . Точно такая же (либо ревизии SLA1) применяется в моделях Dell U2410, Eizo CG243W\245W, Eizo SX2462W, LaCie 324i, Quato IP242ex ну и, конечно, в NEC Spectra View 241. Кроме того, очень вероятно, что именно она лежит в основе уже рассмотренного монитора ASUS PA246Q. К слову, все компании называют её по разному – у кого просто IPS, а у кого-то H-IPS и P-IPS. Качество панели, как вы понимаете, от изменения названия никак не меняется.
В целом же эта псевдодесятибитная панель (восемь бит+A-FRC) оснащается ламповой (CCFL) подсветкой и может похвастаться нативным расширенным цветовым охватом, статичной контрастностью в 1000:1, динамической в 3000:1, максимально возможными углами обзора и заявленной скоростью отклика в 13 мс. Последняя характеристика в случае с NEC PA241W изменилась до 8 мс (по методике GtG) за счёт применения технологии разгона «OverDrive».
Для подключения сигнала доступны следующие интерфейсы: аналоговый D-Sub (VGA), два (!) цифровых DVI-D и один Display Port. Именно за счёт последнего пользователь сможет воспользоваться преимуществами десятибитного сигнала. Только стоит помнить, что для этого ещё придётся обзавестись профессиональным графическим ускорителем (NVIDIA Quadro, AMD\ATI FireGL) среднего уровня и программами, которые могут работать с подобным сигналом. А ещё надо не забыть найти подобный контент… В общем не менее 95% покупателей будут наблюдать только восемь бит на канал. И лишь самая малая часть продумает все действия заранее.
Из используемых технологий (в какой-то степени уникальных) можно отметить:
- Свободную для редактирования трёхмерную (3D) четырнадцатибитную внутреннюю таблицу коррекции цветов (LUT – Look Up Table);
- Система ColorComp (Uniformity) для компенсации неравномерности яркости белого поля и цветопередачи на всей площади панели;
- Технология DisplaySync Pro, позволяющая управлять двумя компьютерами с помощью одной мышки и клавиатуры;
- AmbiBright – сенсор внешней освещённости, который плавно регулирует яркость подсветки в зависимости от яркости освещения рабочего пространства;
- Технология XtraView+, позволяющая достичь максимальных углов обзора с минимальным сдвигом цвета (Color Shift) – по факту простой маркетинговый ход;
- И другие…
Кроме того основной «фишкой» является программное обеспечение – MultiProfiler. C его помощью пользователь может управлять большей частью параметров, доступных также в OSD (On Screen Display) меню. Оно же даёт возможность создать до пяти собственных профилей, в которые можно прописать необходимую яркость, контраст, цветовую температуру, показатель гаммы, цветовой охват (на выбор из десятка стандартов, либо вручную по XY координатам RGB) и прочее.
Возможность откалибровать один из профилей и прописать новые значения во встроенный LUT предоставляется только модификациям SpectraView. Однако, известным для многих методом, можно заставить работать программу SpectraView II (либо аналог от BasiCColor) и на простых экземплярах NEC PA241W. Единственное «но» – не забудьте заранее обзавестись высокоточным колориметром или спектрофотометром. В противном случае толку от подобных программ не будет.
Комплект поставки
Коробка монитора сделана из обычного некрашеного картона с нанесённым логотипом NEC. Данную модель компания относит к серии MultiSync, в которую также входят ещё много других дисплеев. Единственное, что можно узнать о технических характеристиках по данным на упаковке – размер экрана, составляющий 24.1 дюйма. Все остальные надписи и мини-картинки гласят лишь о соответствии PA241W многим стандартам безопасности и прочих, не интересных обычному пользователю, вещах.


Больший интерес представляет наклейка на боковой части коробки, из которой покупатель может узнать: цвет корпуса, серийный номер, номер партии, дату производства (месяц, год) и номер ревизии. В данном случае мне попался монитор Rev.1F в чёрном исполнении.
Полный комплект поставки монитора NEC PA241W включает в себя следующее:
- Силовой кабель;
- Кабель D-Sub (VGA);
- Кабель DVI-D;
- Кабель Display Port (DP);
- USB кабель для подключения встроенного хаба;
- Краткое руководство пользователя по настройке (Setup Manual);
- Лист соответствия стандартов безопасности (содержание металлов и прочее);
- Информационный проспект по программе MultiProfiler;
- Инструкция по «установке» ферритового фильтра;
- Ферритовый фильтр на кабель питания;
- Четыре винта для установки на VESA-совместимый кронштейн;
- CD-диск с руководством пользователя и ПО.

Как вы можете понять из представленного выше списка, комплект поставки включает в себя всё, что только может понадобиться при использовании рассматриваемого монитора. И даже больше… Единственное, хотелось бы видеть ещё один USB провод (не так уж это и дорого) на случай работы с двумя ПК и применения технологии DisplaySync Pro.
Блок питания у монитора встроен в корпус, что, наверное, не играет самой главной роли, когда речь касается огромных размеров PA241W. Увы, но это не так – при яркости ниже 350-360 нит монитор начинает издавать посторонние и противных звуки (гудение), отчётливо различимые в вечернее время при тихом системном блоке и закрытых окнах. Частота звука значительно меняется во всем проблемном диапазоне (40-350 нит). Для меня это стало большой неожиданностью и некоторым разочарованием. Уж никак я не ожидал получить такую «подставу» на мониторе за 38-40 тысяч рублей из профессиональной линейки NEC. Причём, думаю, что это не проблемный экземпляр, а «уникальное» свойство всех мониторов данной модели. Хотя, чего я удивляюсь? На моей памяти, лишь немногим больше половины мониторов с CCFL подсветкой отличались 100% тишиной. Остальные же гудели, гудели и ещё раз гудели.
Дизайн и эргономика
реклама
Дизайн обоих линеек мониторов NEC («P» и «PA») одинаков. Это строгие, рубленные, аскетичные корпуса из качественных матовых материалов, с немного закруглённой центральной колонной и фигурной подставкой. Дисплей PA241W на 90% во всём повторяет рассмотренный PA231W (что касается дизайна и эргономики, естественно). Здесь нет металлических вставок, как на моделях от HP, но, с другой стороны, они тут и ни к чему. И без них монитор внушает доверие, как по качеству сборки, так и за счёт размера и веса.

Говоря о последнем параметре можно отметить вес панели в 7.4 кг, а при её установке на массивную подставку эта цифра подпрыгивает до 10.6 кг. Напомню, что некоторые модели на LED 23-24-дюйма весят те самые 3.2 кг, которые в данном случае отводятся только на «стэнд». Модель отличается немалым весом в 7.6 кг (ZR24W – 8.5 кг). Впрочем, на то вам и CCFL подсветка, очень яркая матрица и профессиональный класс устройства. Вес как бы намекает :).


К сожалению, я не замерял фактическую толщину уже рассмотренных мониторов NEC PA231W и ASUS PA246Q, которые я называл очень толстыми (крупными). Но, по ощущениям, модель PA241W их всё же обходит. Пускай и на чуть-чуть. Толщина корпуса почти вполовину больше, чем и без того толстая центральная колонна. Ну а про немалый вес уже упоминалось.

Относительно большая по размерам фигурная подставка характеризуется ровной поверхностью, без каких-либо вырезов в центре. На мой взгляд, это не очень удачное решение, но для такой тяжёлой панели, скорее всего, других вариантов и быть не может. Система прокладки кабелей (cable-management) выполнена не в пример лучше, нежели у других рассмотренных ранее мониторов, причём она заметно отличается даже от соплеменника в лице PA231W. При снятой пластиковой накладке, которая дополнительно прикрывает проведённые кабели, можно увидеть два «ушка» по бокам колоны. Причём находятся они почти наравне с колодкой интерфейсных разъёмов. Это позволяет сделать кабели практически незаметными, хотя и «нагружает» их в случае толстых проводов, особенно с интегрированными ферритовыми кольцами. Сама же пластиковая накладка из чёрного матового пластика надежно фиксируется на колонне и передвигается вслед за панелью, а точнее - положением по высоте.


В нижней части центральной колонны находится переключатель блокировки хода. Это очень удобное средство в случае, когда надо перенести монитор. Однако работает он только тогда, когда панель зафиксирована в самом низу. Но это и хорошо.


Сверху PA241W находится специальный вырез, за счёт которого монитор очень удобно поднимать/опускать и иногда перетаскивать с места на место (думаю, таких покупателей очень мало). Точно такая же «ручка» используется и на мониторах HP серии ZR. Около крепёжной пластины находится металлический рычажок, позволяющий снять панель с подставки. Предупреждение – действие это не простое, монитор тяжёлый, а поэтому позовите кого-нибудь на помощь, если уж сильно приспичит снять, посмотреть, перевесить на VESA-кронштейн. Кстати, для крепления в комплекте поставки уже есть четыре винта, которые, скорее всего, подобраны строго под глубину крепёжных отверстий модели.


На задней части корпуса покупатель обнаружит две наклейки. Одна из них полностью повторяет ту, которую можно увидеть на упаковочной коробке (рассмотренную в разделе выше). На второй присутствует информация о рабочем напряжении, соответствии стандартам и предупреждения о мерах безопасности.


Интерфейсы подключения расположены в нижней части корпуса. Здесь присутствуют два цифровых DVI-D, Display Port и один аналоговый D-Sub.

Там же пользователь найдёт два USB порта для подключения к двум различным ПК и ещё одну пару нисходящих портов USB 2.0 для подключения различной периферии (по логике NEC это должны быть мышь и клавиатура – для работы технологии DisplaySync Pro). Здесь же находится порт для подачи питания на специальную аудиосистему (SoundBar), которая покупается отдельно.

На правой части корпуса расположен ещё один USB 2.0 порт, в который очень удобно подключать различные флэш-накопители (USB-флешки). Он же может использоваться для калибратора/спектрофотометра, что порой является более удачным вариантом, нежели подключение к стационарному компьютеру.

Тяжёлая подставка модели надёжно удерживает её на рабочей поверхности. А в сочетании с очень толстым и качественным корпусом вся конструкция выглядит монументально. Лёгким движением руки центральная колонна может поднять дисплей на 150 мм. Для самого низкого положения монитор приходится наклонить, иначе он просто упирается в подставку.

Повернуть PA241W можно на 45 градусов в каждую из сторон. Наклон выполняется в диапазоне от -5 до +30 градусов. В случае необходимости экран можно развернуть в портретный режим. Любое изменение положения экрана происходит плавно и довольно легко, без прикладывания больших усилий. Центровка панели выполнена не самым лучшим образом, а поэтому после переворота из портретного режима (или в него) придётся вручную выравнивать монитор строго по горизонту.

На основании подставки приклеены шесть резиновых ножек, надёжно удерживающих монитор в одном положении на столе, в том числе и из-за самого веса монитора (уж очень внушительного).
Меню и управление
Управление NEC PA241W осуществляется за счёт механических клавиш. Половина из них расположилась на нижней части рамки, другая - на правой боковой стороне. Во время активации меню на экране монитора возникают надписи напротив каждой из клавиш управления. Названия пунктов отличны от наименования самих кнопок. Это позволило избежать двойной маркировки элементов питания и в полной мере обеспечило беспроблемное управление при отсутствии всякого внешнего освещения.

Рядом с кнопкой питания расположились светодиод питания и датчик освещенности. Первый можно отключить, изменить его яркость и цвет свечения (синий, зелёный). Сенсор автоматической регулировки яркости работает очень плавно и эффективно, однако каких-либо специальных режимов настройки у него нет. Хотя, как мне кажется, можно обойтись и без них.
А теперь пройдёмся по структуре основного меню.

В первом разделе представлены настройки яркости, контраста, режимов ECO и уровня чёрного. По сравнению со многими другими мониторами NEC PA241W предоставляет возможность выбора конкретной степени яркости, выраженной в cd/m2 (нит, nit). Это позволяет не использовать дополнительные приборы и не задумываться, какая же яркость установлена на мониторе (что происходит, когда настройки выражены в процентах). Единственное «но» – по факту любое из выставленных в меню значений будет соответствовать реальности лишь пару часов-дней. После недели использования (именно столько я поработал за этим монитором) фактическая яркость перестала соответствовать установленному значению. Лампы садятся (особенно в первые дни-недели использования) и ничего с этим не поделаешь. Разница, конечно, была не слишком большая, всего лишь 3-5 нит, однако через полгода-год она может составить и 20-30 нит.
Параметр Contrast заблокирован при любом из цифровых подключений, что есть хорошо. Ведь коэффициент контрастности можно прекрасно отрегулировать за счёт значения Black (уровень чёрного). Диапазон его настройки находится в пределах от минимального значения (min) до 5 cd/m2, с шагом в 0.1. Его изменение позволит многим понять, что ничего страшного в контрастности 200:1 по сравнению с 800:1 нет. Стоит всего лишь установить яркость в 100 нит, а уровень чёрного в 0.5. Режимы ECO по большому счёту лишены смысла, они лишь ограничивают максимально допустимую яркость, просто устанавливая относительно низкие значения.

Следующий раздел скрывает в себе настройки положения изображения на экране. На самом деле как такового смысла в них для цифрового подключения нет. Всё и так работает, как положено. Дополнительно присутствуют настройки скалера (Expansion) и резкости (Sharpness).

Третий подраздел меню является, по сути, самым основным. Именно в нём сосредоточены самые важные настройки цветопередачи монитора. Тут пользователь может включить один из предустановленных (не выдуманных инженерами и маркетологами, а соответствующие определённым стандартам), либо выбранных вручную режимов изображения, установить точку белого (Native, 3000-11000K с шагом 100K)
В отсутствии регулировки стандартных значений RGB нет ничего страшного, ведь в PA241W есть возможность изменения оттенка, насыщенности и цветового сдвига для шести основных цветов полиграфии (красный, жёлтый, зелёный, бирюзовый, синий, фиолетовый). Пока мне сложно представить для каких случаев необходимо внесение ручных корректировок подобных параметров, хотя не исключаю вероятности, что кто-то ими часто пользуется.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила