Методика тестирования мониторов 2012 года и ответы на часто задаваемые вопросы (страница 2)
реклама
Для получения и анализа цветового охвата используются профили, созданные с помощью спектрофотометра X-Rite i1 в стандартных (Standard, Normal Mode и подобных) режимах мониторов, без какой-либо дополнительной настройки. В случае наличия у монитора режимов эмуляции определённых цветовых пространств профили создаются и для них (с целью анализа качества подобного приведения нативного цветового охвата к определённому стандарту).
Как и в статьях за последний год, я не собираюсь менять давно зарекомендовавшую себя с хорошей стороны программу Gamut Vision разработки Imatest. Удобство её использования и возможности анализа просто не оставляют в голове мыслей о необходимости поиска чего-то иного.
Программа позволяет сравнивать между собой любые профили и стандарты (sRGB, AdobeRGB и прочие), наглядно представляя их в самых различных пространствах отображения. Я использую исключительно 3D L*a*b* и двумерную xy Chromaticity (Saturation Map). Поговорим о каждой более подробно.
Для оценки цветового охвата монитора в «объёме» при сопоставлении со стандартами sRGB и AdobeRGB нет ничего удобнее 3D L*a*b*. C его помощью можно легко узнать, на каких участках монитор превосходит тот или иной стандарт, а на каких его охват уже. Подобные действия проводятся в режиме рендеринга None (for Print Test), который даёт наглядное представление о том, как будет вести себя дисплей в программах без поддержки Color Management System (CMS) и при отсутствии специального профиля в системе.
реклама
Однако для подсчёта процентного соответствия цветового охвата предусмотренным стандартам режим None не подходит, серьезно мешают выходящие за границы sRGB и AdobeRGB области. На помощь приходит тип рендеринга Absolute (ранее использовался Perceptual), который отсекает эти области и приводит данные в колонке Gamut Volumes только по значениям, находящимся в пределах интересующего нас пространства, отсекая все остальные. Далее – простая математика.
Первая цифра (1) в Gamut Volumes – sRGB, вторая (2) – выбранный для примера цветовой охват монитора Dell U2412M. Подсчёт – 793684/840064=0.944=94.4% соответствия стандарту sRGB. Как видите – ничего сложного.
Важно (!) Стоит учитывать, что в своих видеороликах я использую Rendering – None, за счёт чего можно увидеть цветовой охват определённого монитора без каких-либо ограничений. Но в этом случае по цифрам в Gamut Volumes вы не сможете самостоятельно определить точность соответствия монитора разнообразным цветовым пространствам. Именно поэтому в описании видео указываются все необходимые данные, полученные в Rendering – Absolute.
Самый же простой способ представления цветового охвата – 2D – xy Chromaticity. Именно его я использую в своих статьях для большей наглядности. В качестве примера возьмём другой монитор – ASUS PA246Q с настройками по умолчанию.
Перед нами стандартная CIE диаграмма и три опорные точки каждого из основополагающих цветов монитора: красного, зелёного и синего. На первой картинке показан полный охват монитора (режим рендеринга None). Во втором случае активирован режим Absolute, который позволяет оценить насколько сильно изображение на экране будет отличаться (если, конечно, будет) от стандартного рабочего пространства (к примеру, sRGB) в программах, поддерживающих CMS и работу с профилями ICM\ICC. В прочих программных продуктах без поддержки соответствующих возможностей пользователю придётся смотреть на заметно более насыщенные цвета.
Для игр это порой бывает полезно, для всего остального – стоит опасаться подобных мониторов и в целом расширенного цветового охвата. Ведь практически единственной сферой его применения можно считать только полиграфию и с натяжкой - профессиональную фотографию.
реклама
Яркость\Контрастность и основные показатели цветопередачи
Яркость и контрастность мониторов измеряются с помощью колориметра X-Rite Display Pro в программе Argyll с графическим интерфейсом dispcalGUI. Под тестирование попадают все предустановленные режимы, а также несколько дополнительных: при яркости 100 нит и после калибровки и профилирования. Среднее значение гаммы измеряется в ходе прохождения общего теста – Verify Profile.
Используемая для калибровки яркость в 100 нит (cd/m2, кд/м2) является средним значением между двумя стандартами ISO – 3664:2000 и 12646 . Первый из них определяет условия настройки и эксплуатацию мониторов, предназначенных для редактирования цифровых изображений, которые воспроизводятся на мониторах и видеопроекторах: видеомонтаж, мультимедиа, интернет, презентации. Дополняющий его стандарт ISO 12646 определяет аналогичные условия для мониторов, предназначенных для работы с изображениями, которые затем будут воспроизводиться на бумаге (!): фотопечать и полиграфия, изготовление фоторепродукций цифровых или сканированных изображений.
По методике 2012 года этот раздел включает в себя сразу два из предыдущих статей. Кроме рассмотрения показателей яркости белого и чёрного полей, коэффициента контрастности и аппроксимирующей функции гаммы (проще говоря, среднего значения гаммы), общая таблица была дополнена средним и максимальным отклонениями, выраженных в единицах DeltaE94. Напомню, что в интерпретации компании LaCie показатель DeltaE94:
- >3 - Отображаемые цвета значительно отличаются от теоретических;
- <2 - Отображаемые цвета близки к теоретическим. Такую цветопередачу можно считать удачной;
- <1 - Отображаемые цвета выводятся верно.
От себя могу добавить, что при значениях от 0.5 и ниже – человеческий глаз просто не увидит разницы. Поэтому, получив в итоге калибровки среднее значение 0.3-0.6 и максимальное 1-1.5 вы можете быть уверены в том, что их снижение никак не повлияет на ваше восприятие изображения.
По новой методике я отказался от использования программы LaCie Blue Eye Pro PE для определения отклонений DeltaE94. Причин две:
- На мой взгляд, количество проверочных патчей недостаточно для точного определения качества настройки;
- Как было выявлено, программа очень любит, когда калибровка и профилирование проводятся с её помощью. Полученные же профили из других (более серьёзных) программ, у неё не вызывают доверия. Собственно, на то он и коммерческий продукт (да, Blue Eye Pro PE по факту является таковым), чтобы давать понять пользователю «кто в доме хозяин».
Выход был найден в лице уже указанной выше свободно распространяемой программы Argyll. Она способна проводить замеры по любой проверочной таблице, в которой может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч патчей. Я же остановился на расширенном тесте с количеством замеров пятьдесят один, что почти втрое больше, чем в стандартном тесте Blue Eye Pro. Считаю, что этого будет более чем достаточно.
Именно из этого отчёта, который представляет интерактивную HTML-страницу, данные будут попадать в таблицу в начале раздела. Замечу, что Argyll разделяет «Дельты» на несколько больше диапазонов, окрашивая каждый из них в соответствующий цвет:
- Тёмно-зелёный (<0.5);
- Зелёный (0.5-2.0);
- Светло-зелёный (2.0-2.79);
- Жёлтый (2.8-2.99);
- Оранжевый (3.0-3.79);
- Темно-оранжевый (3.8-3.99);
- Красный (>4.0).
Однако чтобы не делать из будущих статей «красочную книгу» вся предоставленная мною информацию будет крайне скудна – Average DeltaE94 и Maximum DeltaE94.
В качестве инструмента используется всё тот же X-Rite Display Pro, но с применением матрицы коррекции, созданной для конкретной связки «прибор-монитор» с помощью референсного спектрофотометра.
По выходным отчётам после измерений можно узнать большое количество информации, которая позволяет делать точные выводы по многим характеристикам качества цветопередачи.
реклама
Argyll, являясь некоммерческим продуктом, не страдает «манией величия», а поэтому адекватно воспринимает любые профили, созданные другими программами, хотя и не без некоторых ухищрений. На представленной выше картинке можно увидеть данные по средней гамме, минимальному и максимальному значению, а также по разбросу между ними. Для удобства восприятия колонка с цветом поделена на две. В левой части – то, что должно быть, в правой – как есть в действительности.
Калибровка и профилирование так же будут производиться посредством Argyll и интерфейсного модуля dispcalGUI при следующих настройках:
- Profile Type - Curves+matrix;
- Testchart file - Extended testchart for «curves+matrix» profiles;
- Whitepoint – 6500K (Daylight);
- White level – 100 cd/m2;
- Black level – Native;
- Tone curve – 2.2;
- Calibration Quality – High;
- Profile Quality – High.
В качестве примера приведу результаты подобного действия на примере своего монитора BenQ FP241W:
Как можно видеть, не всегда получается идеально (баланс серого оставляет желать лучшего), но в любом случае значительно лучше того, что было. К этому и стремимся…
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила