Один хорошо, а два лучше? Ложка дегтя, Frametimes и Club3D HD 6870x2 (часть 2)

Окончание. Начало здесь.

Оглавление

Вступление

За плечами остался этап первоначального знакомства с Club3D HD 6870x2. Пора заострить внимание на работе CrossFireX и сравнить видеокарты, исходя из результатов Frametimes, по которым, в отличие от показаний Min/Avg FPS, можно будет судить о комфортности игрового процесса. Чтобы лучше понять, о чём пойдёт речь, рекомендую ознакомиться с материалами по GTX 570 SLI, HD 5850 CF и HD 6990.

Помимо основного тестирования, в некоторых играх было изучено влияние сторонних факторов (таких как производительность CPU и вертикальная синхронизация) на стабильность работы «двухголовой» карты. Забегая вперёд, скажу, что возможно именно последние результаты будут наиболее интересными и неожиданными.

Итак, приступим.

Тестовый стенд

Тестирование проводилось на следующей конфигурации:

  • Материнская плата: Biostar TP67XE, bios 4.6.4;
  • Процессор: Intel Core i7-2600K @ 4.8 ГГц (104.4x46), HT off;
  • Система охлаждения: СВО, Watercool Heatkiller 3.0+ThermoChill PA120.3+Laing DDC-1Plus;
  • Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX2;
  • Оперативная память: Corsair CMX4GX3M2A1600C7 2*2 Гбайт DDR3-1600 (7-8-7-20, 1.65 В) @ DDR3-1948 (6-9-6-24, 1.65 В);
  • Жесткий диск: Western Digital Caviar Blue (WD500AAKS), 500 Гбайт;
  • Блок питания: Corsair CMPSU-750HX (750 Вт);
  • Корпус: Открытый тестовый стенд.

Протестированные конфигурации видеокарт:

  • Radeon HD 6870x2 @900/1050 МГц;
  • Radeon HD 6870x2 @980/1220 МГц;
  • Radeon HD 6870 @900/1050 МГц;
  • Radeon HD 6870 @1000/1220 МГц;
  • Radeon HD 6950 @ HD 6970 880/1375 МГц;
  • Radeon HD 6950 @ HD 6970 950/1450 МГц;
  • GeForce GTX 580 @ 772/1544/1002 МГц;
  • GeForce GTX 580 @ 916/1832/1126 МГц.





Программное обеспечение

  • Операционная система: Windows 7 Ultimate SP1, build 7601.17514 RTM, x64;
  • Драйвера видеокарт: Catalyst 11.7 WHQL, ForceWare 275.33 WHQL;
  • Дополнительное ПО: MSI Afterburner 2.1; FRAPS 3.2.3, build 11797; AutoHotkey 1.0.48.05, Fraps-Calc v1.1b, RadeonPro 1.1.0.6.

Методика тестирования

В следующих играх использовались встроенные средства измерения производительности:

  • Colin McRae DIRT 3;
  • Crysis 2 (Times Square);
  • F1-2010;
  • Metro 2033 (FrontLine).

В остальных играх проводился замер производительности с помощью Autohotkey сцен:

  • Arcania: Gothic 4 (Фишир);
  • Battlefield Bad Company 2 (Тяжелый металл);
  • Dragon Age 2 (Моровые земли);
  • Fable 3 (Яснодол);
  • Metro 2033 (Башня);
  • Test Drive Unlimited 2 (Гонка: Пляжи Ибицы);
  • Shogun 2 Total War (Битва при Окехадзаме);
  • S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Аномалия «Котёл»);
  • The Witcher 2: Assassins of Kings (В поисках магии).

Все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1680х1050 и 1920х1080.

Для анализа frametimes была взята программа Fraps-Calc, которая позволяет увидеть основные особенности, связанные с производительностью системы в конкретно взятом приложении. На основе среднего (AVG) FPS и характеристик его стабильности Fraps-Calc вычисляет значение так называемого рейтинга производительности. Можно сказать, что рейтинг производительности – численная характеристика комфортности игрового процесса, где под значением 1 и выше подразумевается отсутствие видимых глазу «тормозов» при показе изображения.

По сравнению с предыдущими статьями по изучению работы SLI и CrossFireX обновился тестовый пакет, а также слегка изменилась методика тестирования.

Если раньше при сравнении одинаковых видеокарт приходилось прибегать к «подгону» рейтинга производительности под одно и то же значение, после чего оценивалась разница полученных AVG FPS, необходимых для достижения нужного рейтинга производительности, то теперь подбор видеокарт позволяет делать прямое противопоставление с изучением результатов, полученных в общем тестировании.

Вдобавок проводилась активация вертикальной синхронизации в тех играх, где значения Avg FPS на CrossFireX связке находились на отметке 60-70, но при этом рейтинг производительности был меньше 1.

Для игр, в которых наблюдалась максимальная нестабильность результатов Frametimes, был проведён тест на процессорозависимость системы в диапазоне частот процессора от 1600-1800 МГц до 4800 МГц.





Тестирование производительности


Arcania: Gothic 4

Настройки графики:

  • Быстродействие: высоко;
  • Качество теней: высоко;
  • Тени: мир и геометрия;
  • Динамичные тени: мир и геометрия;
  • Качество текстур: высоко;
  • Качество SSAO: высоко;
  • Качество света: высоко;
  • Качество персонажей: высоко;
  • Качество мира: высоко;
  • Качество частиц: высоко;
  • Радиус обзора: 100%.

Дополнительные настройки:

  • Экспозиция;
  • Блики;
  • Детализация лиц;
  • Постобработка.

Таблица значений рейтинга производительности для разных режимов:

Видеокарта
1920x1080
1680x1050
HD 6870 @ 900/4200 МГц
0.76
0.8
HD 6870 @ 1000/4880 МГц
0.81
0.85
HD 6870x2 @ 900/4200 МГц
0.94
0.99
HD 6870x2 @ 980/4880 МГц
1.01
1.05
HD 6970 @ 880/5500 МГц
0.86
0.9
HD 6970 @ 950/5800 МГц
0.9
0.93
GTX 580 @ 772/1544/4008 МГц
0.88
0.91
GTX 580 @ 916/1832/4508 МГц
0.95
1

При сопоставлении со сравнением Min/Avg FPS из предыдущей статьи есть некоторые изменения. HD 6870x2 сохранив за собой лидерство, подпустила GTX 580 и HD 6970 на более близкое расстояние, причем разогнанная GTX 580 способна конкурировать с «двухголовой» видеокартой, функционирующей на штатных частотах.

Кстати, интересно выглядит результат HD 6970 в разгоне, которая несмотря на меньшие цифры Min/Avg FPS показала более высокое значение рейтинга производительности.

Для наглядности взглянем на некоторые наиболее интересные графики.





HD 6970 в разгоне, 1920x1080:

495x633  33 KB

GTX 580 на штатных частотах, 1920x1080:

495x633  34 KB

По графикам уже должно быть понятно, почему при меньшем FPS HD 6970 показала более высокое значение рейтинга производительности по сравнению с GTX 580. На карте AMD значительно меньше точек вне основной линии графика, что свидетельствует о большей стабильности «мгновенного FPS».

Теперь пришёл черёд сравнения CrossFireX с одиночным GPU. Для начала, один из графиков HD 6870 (штатные частоты, 1920x1080):

495x633  33 KB

Внешне линия графика практически совпадает с оной у HD 6970. Различия только в том, что AVG FPS ниже, разницей в стабильности можно пренебречь.

HD 6870x2 в тех же условиях:

495x633  35 KB





Никакой стабильностью и не пахнет, ситуация аналогична той, что была в тестах ранее на HD 6990 или 2xHD 5850. Хотя, в отличие от них, на графике нормального распределения можно отметить наличие одного пика, недалеко от AVG FPS.

Поскольку AVG FPS находился недалеко от отметки в 60, а рейтинг производительности получился <1, была произведена попытка активации вертикальной синхронизации. Вот что вышло:

495x633  34 KB

Да уж, лучше явно не стало, особенно это заметно по нижней части графика, где видны провалы «мгновенного FPS» до значения 15. Собственно, и рейтинг производительности только упал.

Подводя итоги по данной игре можно сказать, что CrossFireX на HD 6870x2 хоть и вносит нестабильность Frametimes результатов, но это компенсируется неплохим преимуществом по AVG FPS.

Battlefield Bad Company 2

Настройки графики:

  • Уровень детализации: выс;
  • Качество текстур: выс;
  • Качество теней: выс;
  • Качество эффектов: выс;
  • Сглаживание: 8x;
  • Анизотропный фильтр: 16x;
  • Вертикальная синхронизация: выкл;
  • HBAO: вкл.

Видеокарта
1920x1080
1680x1050
HD 6870 @ 900/4200 МГц
0.95
1.01
HD 6870 @ 1000/4880 МГц
1.01
1.08
HD 6870x2 @ 900/4200 МГц
1.08
1.19
HD 6870x2 @ 980/4880 МГц
1.2
1.29-1.31
HD 6970 @ 880/5500 МГц
1.09
1.15
HD 6970 @ 950/5800 МГц
1.13
1.19
GTX 580 @ 772/1544/4008 МГц
1.25
1.33
GTX 580 @ 916/1832/4508 МГц
1.33
1.42

Однопроцессорные видеокарты расположились в таблице так же, как было и в первой части статьи с результатами AVG FPS, расстановка сил не изменилась. А вот HD 6870x2 сбавила ход, если в предыдущем тесте она лидировала, то здесь уже не может составить конкуренции продукту NVIDIA. Следует отметить, что вдобавок у неё «плавают» значения рейтинга производительности, несмотря на близость смежных замеров по FPS.

Ещё одна интересная особенность – неплохой отклик рейтинга производительности на разгон видеокарты, даже с учетом не самого высокого частотного потенциала. Сравним GTX 580 и HD 6870x2 по графикам Frametimes.

GTX 580, штатные частоты, 1920x1080:

495x633  34 KB

Вполне типичный и ничем не выделяющийся для карты с одним GPU график.

HD 6870x2, штатные частоты, 1920x1080:

495x633  39 KB

Ну а вот и вполне привычный график для AFR связки.

Картина происходящего практически полностью совпадает с оной у протестированных ранее 2xHD 5850 и HD 6990. Те же два пика производительности, первый в районе около 60 FPS и второй - далеко за чертой в 200 FPS, что сигнализирует о практически попарном выводе кадров. В итоге, количество не перетекает в качество, и, несмотря на более высокие цифры AVG FPS, значение рейтинга производительности ниже. Поскольку при разгоне вырос и рейтинг производительности, будет интересно взглянуть на график разогнанной карты:

495x633  39 KB

Внешне он не изменился, однако числовые характеристики стабильности слегка выросли, что вместе с ростом FPS обусловило увеличение рейтинга производительности.

В связи с нестабильностью фреймрейта была проверена процессорозависимость связки видеокарта/игра (на мысль провести её натолкнули результаты HD 6990 в F1-2010 и ветка обсуждения той статьи). Частота процессора снижалась в диапазоне от 4800 до 1800 МГц с шагом 600 МГц, в дальнейшем был построен график рейтинг производительности/частота процессора. Вот что получилось:

450x331  16 KB. Big one: 855x628  16 KB

Интересный результат, не правда ли? Перед тем, как приступить к детальному рассмотрению результатов, ещё один график, показывающий значение AVG FPS относительно частоты процессора:

450x331  14 KB. Big one: 855x628  14 KB

Вплоть до частоты процессора 2400 МГц его производительности достаточно, и AVG FPS «плавает» в пределах погрешности измерений, при дальнейшем снижении частоты производительности процессора начинает уже не хватать, что приводит к резкому падению FPS. Если сопоставить эти графики, получается, что снижение частоты процессора не влияло на значения FPS, но рейтинг производительности рос. Росла и стабильность. Взглянем на пару графиков Frametimes:

495x633  39 KB

Разница по сравнению со штатным графиком с процессором на 4800 МГц не велика, но она всё же есть.

Теперь пик производительности, график с частотой процессора 2400 МГц:

495x633  37 KB

А здесь даже сложно поверить, что это та же самая видеокарта в той же самой игре. Пики максимального FPS стали значительно ниже, а минимального – выше. Значительно выросла и общая стабильность. Собственно, и работающая на штатных частотах GTX 580 осталась позади по значению рейтинга производительности.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 4
Оценитe материал
рейтинг: 4.6 из 5
голосов: 63

Комментарии 79 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают