Водная баталия. Тестируем СВО на GeForce GTX 590, Radeon HD 6990 и Radeon HD 5970 (страница 2)
реклама
Разгон, температурный режим и уровень шума
Для начала отмечу, что собранная система водяного охлаждения получилась довольно шумной. С расстояния в 1 м шумомер зафиксировал цифру 38,6 дБ. При работе «водянку» очень отчетливо слышно, хотя уровень шума и не «зашкаливает». По большей части такое значение было получено из-за применения высокооборотных вентиляторов для «продувания» толстого радиатора и прямого обдува печатных плат. Необходимо учитывать, что система водяного охлаждения была создана с прицелом на максимальную эффективность, а не полную тишину. Тем более что полученная цифра (37,6 дБ) – ниже, чем аналогичный показатель любой из тестируемых видеокарт со штатной воздушной СО под нагрузкой. И это при несопоставимо большей эффективности!
Начну с GeForce GTX 590, разгон которой проводился без повышения напряжения. Здесь пришлось ограничиться штатным значением, поскольку NVIDIA заблокировала возможность изменения напряжения в последних версиях драйверов (также сообщалось, что позже соответствующие ограничения были «намертво» прописаны в BIOS, так что новые GTX 590 сходят с конвейера совсем «небоеспособными» в плане разгона).
0,925 В – совсем низкое значение. NVIDIA пришлось пойти на такой шаг из-за сообщений о сгоревших GTX 590, которые стали появляться сразу после официальной премьеры видеокарты. Причем плата могла выйти из строя даже при вполне безобидных настройках, моим коллегам с одного российского ресурса посчастливилось «спалить» ускоритель, выставив всего 1,025 В (+0,1 В к номиналу, гораздо ниже того значения, при котором GPU GF 110 работает на GeForce GTX 580 «по умолчанию»). В сети встречаются и сообщения о «тревожных признаках» при выставлении всего лишь 0,975-1,0 В! Врожденная слабость преобразователей питания заставила «зеленых» начисто лишить топовую видеокарту возможности разгоняться.
Максимум, чего удается достичь – «добрать» несколько десятков МГц при штатном напряжении питания. С использованием стандартной системы охлаждения частоту удалось поднять до 660 МГц (номинал 607 МГц, прирост ~8,7 %). Это не самый плохой результат, но с использованием водяного охлаждения можно было рассчитывать и на большее. При прогонах тестов Unigine Heaven Benchmark видеокарта со стандартной системой охлаждения прогревалась до 86-87 градусов, уровень шума, измеренный с расстояния 1 м, составил 42,3 дБ.
реклама
Тот же тест с применением «водянки»:
Замер проводился после окончания всех тестов производительности, чтобы дать воде в контуре как следует прогреться. Феноменальный результат, особенно если принять во внимание снижение уровня шума с 42,3 до 37,6 дБ и «кривое» крепление водоблоков на двух винтах. Улучшение температурного режима GPU позволило добиться роста частоты на 20 МГц – до 680 МГц. При этом рабочие температуры остались прежними.
В принципе, разгон ядер на 12,2% - неплохой результат для топовой видеокарты. Однако GeForce GTX 590 явно способна на большее. С применением качественного водяного охлаждения, снимающего проблему высоких температур, видеокарта должна разгоняться уж, по крайней мере, не хуже GeForce GTX 580 «на воздухе». Для этого есть все объективные предпосылки, ведь принято считать, что для GTX 590 отбираются удачные GPU, способные работать на пониженном напряжении, к тому же рабочие температуры должны получится более выгодными для оверклокинга.
Даже если действовать «без фанатизма», частоты порядка 850-900+ МГц выглядят достижимыми (удачные GTX 580 разгоняются и до 1 ГГц с качественным охлаждением), в таком случае GPU разогнались бы чуть ли не на 50% к номинальному значению. К сожалению, ошибки, допущенные при проектировании преобразователей питания, лишили нас такой замечательной возможности.
Микросхемы видеопамяти были разогнаны с 3416 до 3700 МГц (эффективное) или на 8,3%. Это очень невысокий результат, редкость для GTX 590. Отмечаю, что память разгонялась одинаково, что с применением штатной СО, что в варианте с водоблоками – разницы не замечено.
Далее я принялся за разгон Radeon HD 6990. В режиме «880 МГц» (регулятор на плате выставлен в положение «OC» - напряжение питания GPU 1,175 В, в положении «Standard» - частота снижается до 830 МГц при напряжении 1,12 В), графические процессоры прогревались в тестах Heaven Benchmark до 86-88 градусов.
реклама
Отмечаю, что по моей методике измерения GeForce GTX 590 греется слабее Radeon’a всего на градус! Правда, «красная» видеокарта просто «завывает» под нагрузкой, уровень шума не менее 53,7 дБ – это ОЧЕНЬ громко.
Установка системы водяного охлаждения позволяет сбить температуры сразу на 35-40 градусов – максимальные температуры в том же тесте 47-52 градуса. Нужно отметить, что из-за последовательной установки водоблоков в контур температура GPU различается на 5 градусов (на второй водоблок поступает вода, подогретая первым).
В ходе разгона напряжение повышалось до 1,21 В, поскольку дальше возникали проблемы с охлаждением силовых ключей преобразователей питания, а частота практически не увеличивалась при еще доступных значениях 1,225-1,237 В. Так что был выбран «компромиссный режим», безопасный для видеокарты. Частоту процессоров удалось поднять до 1010 МГц.
Температуры графических процессоров выросли лишь на 4-5 градусов, эффективность используемой системы охлаждения продолжает удивлять.
В процентном отношении разгон составляет 21,6% или 14,7% в зависимости от того, какое значение (830 или 880 МГц) считать базовым.
Отмечу, что графические процессоры данного экземпляра Radeon HD 6990 на определенном этапе перестают разгоняться, даже несмотря на отличный температурный режим. С применением «fullcover»-водоблока, обеспечивающего водяное охлаждение MOSFET’ов, я, скорее всего, смог бы сделать еще несколько «шажков» по напряжению, но даже отметка 1050 МГц выглядит труднодостижимой.
Видеопамять была разогнана с 5000 МГц до 5800 МГц (эффективная частота) – прирост составил 16%.
Последним разгону был подвергнут Radeon HD 5970. При прогреве Heaven Benchmark видеокарта показала неплохие результаты.
78-79 градусов под нагрузкой, сказывается меньшее тепловыделение. Уровень шума не высок: 41,9 дБ, субъективно по этому параметру видеокарта равна GeForce GTX 590, но характер шума разный – Radeon работает «глухо», звук можно охарактеризовать как «гул», GeForce же скорее «шипит». Как бы то ни было, применяемая СВО работает куда тише (37,6 дБ) и обеспечивает просто фантастическую производительность:
реклама
33-34 градуса! Под нагрузкой! На двухпроцессорной видеокарте с заявленным уровнем TDP под 300 Вт! Феноменально.
Последующий разгон GPU до 1000 МГц с серьезным поднятием напряжения до 1,25 В также не смог «озадачить» используемую СВО:
Графические процессоры с трудом удалось прогреть до 40 градусов.
Разгон очень кстати уперся в возможности MSI Afterburner, где банально «закончилась» шкала регулировки. Это, конечно, шутка, я намеревался нарастить частоту еще на пару десятков МГц, но силовые ключи и так начали греться сверх всякой меры. Редактирование файла Afterburner.cgf не привело к повышению верхнего предела регулировки частоты. Так или иначе – достигнутые частоты очень неплохи, особенно если учесть, что видеокарта остается пригодной для повседневного использования. В процентном отношении к номиналу разгон GPU составил ~37,9%!
Видеопамять удалось разогнать с 4000 МГц до 5000 МГц (эффективная частота) – прирост составил 25%.
Подведу краткие итоги раздела. Разгон всех трех видеокарт проходил по-разному. Radeon HD 5970 оказался самым беспроблемным и вышел в лидеры по процентному приросту частоты.
Radeon HD 6990 выступил похуже из-за неудачности конкретного экземпляра карты. В таких случаях даже «вода» - не помощник. При этом нельзя не отметить, что GPU Cayman в итоге удалось разогнать до более высокой частоты, чем Cypress (HD 5970), несмотря на худший температурный режим и использование куда более низкого напряжения питания.
GeForce GTX 590 стала аутсайдером по вине самой NVIDIA, выше я уже приводил «соблазнительные» цифры 850-900 МГц, которые по моему мнению, могли бы быть доступны этой карте при разгоне с повышением напряжения. Остается надеяться, что новая ревизия печатной платы подоспеет своевременно.
Отмечаю, что во всех случаях удавалось достичь резкого улучшения температурных характеристик после установки СВО. При этом одновременно был снижен уровень шума (напомню, что сравнение проводилось на стандартных настройках частот/напряжений, представляете, как «запели» бы воздушные СО ускорителей Radeon, вздумай я провести такой разгон с их применением). В целом СВО такого уровня здорово «развязывает» руки оверклокеру, позволяя почти не обращать внимания на температуру GPU и спокойно наращивать напряжения и частоты.
Тестирование производительности
Участники тестирования
Видеокарты уже были представлены в соответствующем разделе, поэтому не буду повторяться. Все тесты были проведены как на штатных частотах, так и в разгоне. На графиках ускорители будут обозначены следующим образом:
- GeForce GTX 590 OC – разгон. Частота ядра 680 МГц, шейдерного домена - 1360 МГц, видеопамяти – 3700 (925) МГц.
- GeForce GTX 590 – штатные частоты. Ядро – 608 МГц, шейдерный домен – 1216 МГц, видеопамять - 3416 (854) МГц.
- Radeon HD 6990 OC – разгон. Частота ядра 1010 МГц, видеопамяти – 5800 (1450) МГц.
- Radeon HD 6990 - штатные частоты. Ядро – 880 МГц, видеопамять - 5000 (1250) МГц.
- Radeon HD 5970 OC – разгон. Частота ядра 1000 МГц, видеопамяти – 5000 (1250) МГц.
- Radeon HD 5970 - штатные частоты. Ядро – 725 МГц, видеопамять - 4000 (1000) МГц.
Результаты тестов
Я думаю, мало кто сомневается, что в 3DMark06 все видеокарты покажут близкие результаты, «уперевшись» в процессор? Так и есть. А жаль, я уж было подумал, что производительный стендовый процессор вдохнул новую жизнь в старый бенчмарк, позволяя определять соотношение производительности участников тестов в старых приложениях с использованием DirectX 9. Это оказалось верным только для карточек уровня Radeon HD 6670.
Поэтому начну сразу с Vantage, использовался пресет Extreme.
3DMark Vantage
Extreme preset, Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Впервые за долгое время было интересно в тысячный раз проследить за происходящим на экране. В тесте есть несколько «трудных» мини-сцен вроде падения ящика в воду с разлетом брызг (первый графический тест). Разогнанные флагманы в этот момент «икали» с просадкой FPS до ~30 кадров, но все-таки умудрялись сохранить «плавность» момента.
Удивительно, но даже небольшой разгон GTX 590 позволяет ей бороться с «гигагерцным» Radeon HD 6990, здорово увеличивая количество очков, набираемых «зеленым» ускорителем. Radeon HD 5970 даже после разгона не может достать флагманов нынешнего поколения – вот вам и прибавка по частоте почти в 40%!
Результаты «рафинированного» GPU-теста.
3DMark Vantage
Extreme preset, GPU Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Здесь соотношение сил почти такое же. Обращаю ваше внимание, что на базовых частотах GTX 590 идет вровень с Radeon HD 6990 «880 МГц».
Самый свежий «Марк» - одиннадцатый, он активно использует тесселяцию, поэтому тут преимущество должна получить архитектура Fermi.
3DMark11
Performance preset, Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
На удивление, в пресете Performance все получается не так. Да, GeForce GTX 590 c легкостью бьет результат даже сильно разогнанного Radeon HD 5970, но однозначным лидером выглядит Radeon HD 6990.
Пресет Extreme разработан компанией FutureMark с явным прицелом на будущее, разогнанные флагманы не способны пока обеспечить здесь приемлемый уровень FPS.
3DMark11
Extreme preset, Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
На первом месте вновь Radeon HD 6990, к которому вплотную подобрался разогнанный Radeon HD 5970. GeForce занимает почетное третье место (помните анекдот про то, как «советский спортсмен пришел вторым, а американский только предпоследним! – а сколько было участников? - … двое»).
В 3DMark11, к моему удивлению, архитектуре Fermi не удалось раскрыть своих преимуществ в работе с API DX 11. Быть может, Heaven Benchmark окажется более благосклонным к NVIDIA?
Unigine Heaven Benchmark
Dx11, AA4x, Tessellation Extreme
Min | Avg FPS
1680 x 1050
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
1920 x 1200
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Использованы следующие настройки:
- API: DirectX 11
- Shaders: High
- Tessellation: Extreme
- Anisotropy: 16x
- Anti-aliasing: 4x
Да, GTX 590 безоговорочно впереди по уровню минимального FPS. И посмотрите, как «сдулся» Radeon HD 5970! Все-таки в AMD проделали огромную работу по устранению узких мест архитектуры Cypress, и новые Cayman обсчитывают тесселяцию гораздо быстрее. Даже преимущество разогнанного Radeon HD 6990 по частоте позволяет ему показать в этом тесте результат, аналогичный достижению стандартной GTX 590.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила