Старый рецепт на новый лад: обзор и тестирование Gainward GeForce GTX 550 Ti
реклама
Оглавление
- Вступление
- Архитектура, стоимость и положение на рынке
- Упаковка и комплектация
- Особенности конструкции
- Тестовый стенд
- Инструментарий и методика тестирования
- Разгон
- Температурный режим и уровень шума
- Тестирование производительности
- Заключение
Вступление
«Иногда они возвращаются» - замечательная фраза, которой можно емко описать стратегию обоих ведущих производителей видеокарт – AMD/ATI и NVIDIA. Речь о том, что ускорители, сумевшие хорошо проявить себя в борьбе с конкурирующими решениями, не исчезают бесследно после морального устаревания, а возрождаются в следующем поколении под новым именем.
Самой показательной в этом плане является история «128 потоковых процессоров NVIDIA» (звучит почти как «300 спартанцев»). Начав свой путь с легендарных GeForce 8800 Ultra/GTX, графический процессор с похожей архитектурой позже перекочевал на карты GeForce 9800, а затем обосновался на GeForce GTS 250.
Но это – «дела давно минувших дней», а при переходе от предыдущего поколения ускорителей (GeForce 400) к нынешнему (GeForce 500) получилось еще интереснее. По сути – все представленные видеокарты пятисотой серии являются такими «заимствованиями»: GeForce GTX 580/570/560 Ti основаны на хорошо знакомых любителям железа графических процессорах прошлого поколения и по многим характеристикам очень схожи соответственно с GeForce GTX 480/470/460. Преимущество новинок в производительности достигается в основном за счет роста частот и незначительного увеличения количества активных блоков GPU, которые взяты из заложенных ранее резервов.
Забавно, что компания, которую обвиняли в частом изменении названий уже знакомых покупателям продуктов, выпустила похожим образом целую линейку видеокарт нынешнего поколения. Конечно, я утрирую, речь не идет о прямом переименовании. Новые карточки показывают неплохие результаты, превосходя прошлогодние аналоги, и достойно выдерживают конкуренцию с ускорителями AMD. Эта компания в текущем поколении тоже взяла небольшой тайм-аут, подлатав слабые места своей архитектуры, что не сопровождалось революционным скачком производительности.
реклама
Неудивительно, что, едва заслышав о скором выходе GeForce GTX 550 Ti, любители железа сразу принялись проводить параллели с GeForce GTS 450, ведь в рамках нынешней стратегии NVIDIA следовало ожидать, что и у этих видеокарт будет много общего. В целом такие прогнозы сбылись, новинка действительно оказалась её прямым потомком. И опять-таки, как и в случае со старшими видеокартами, претерпела некоторые архитектурные изменения, призванные увеличить ее производительность. Подробнее об этом – в следующем разделе.
Архитектура, стоимость и положение на рынке
Итак, в иерархии ускорителей NVIDIA новинка должна занять место прошлогодней GeForce GTS 450. Я уже писал выше, что эти ускорители во многом схожи, неужели и в этот раз компания ограничилась сменой названия, представив в качестве новой видеокарты уже хорошо известную модель?
И да, и нет. Взгляните на краткую таблицу характеристик, составленную для сравнения двух этих ускорителей «лоб в лоб»:
|
|
|
Дата релиза |
|
|
Графический процессор |
|
|
Техпроцесс, нм |
|
|
Количество транзисторов, млн штук |
|
|
Площадь ядра, мм |
|
|
Количество потоковых процессоров |
|
|
Количество блоков растеризации |
|
|
Количество текстурных блоков |
|
|
Частота ядра/шейдерного домена, МГц |
|
|
Разрядность шины памяти, бит |
|
|
Тип видеопамяти |
|
|
Эффективная частота видеопамяти, МГц |
|
|
Полоса пропускания памяти, Гбайт/c |
|
|
Объем видеопамяти, Мбайт |
|
|
Заявленный уровень энергопотребления, Вт |
|
|
Первое, на что стоит обратить внимание – применение на новом ускорителе графического процессора GF116, тогда как на предшествующую карту устанавливался GF106.
Добавление «десятки» к числовому индексу GPU - характерный момент. Ранее NVIDIA уже переименовала таким образом GF100 (применяющийся на GeForce GTX 480/470/465) в GF110 (GeForce GTX 580/570), а GF104 (GeForce GTX 460) в GF114 (GeForce GTX 560 Ti). Во всех этих случаях новые видеокарты получались производительнее своих «одноклассников» предыдущего поколения по двум основным причинам:
- Рост частот, что стало возможно благодаря окончательной «обкатке» и усовершенствованию техпроцесса, а также применению специальных систем автоматической подстройки напряжения в случае GTX 580/570.
- Активация дополнительных блоков ядра, которые уже были предусмотрены конструкцией графического процессора, но не использовались на картах предыдущего поколения из-за проблем с выпуском полностью работоспособных кристаллов.
В случае с переходом от GF106 к GF116 второй пункт не соблюдается в полной мере. Конфигурация ядер (192 потоковых процессора, 32 текстурных блока) совпадает. Различие есть только в количестве блоков ROP, но тут ситуация особая, чуть ниже я объясню - почему. По сути, GPU можно было бы и вообще не переименовывать, но уж слишком это некрасиво с точки зрения маркетинга (... подумали парни из NVIDIA). Новое название процессора оправдывает разве что увеличенная частота (с 783 до 900 МГц, или на 15%), что предполагает «невидимые» улучшения в производственном процессе. Косвенно на это указывает и совершенно незначительный рост энергопотребления новой видеокарты в сравнении с предшественницей, возможно, новый GPU удалось сделать чуть менее прожорливым (это справедливо и для GF110 и GF114).
реклама
Итак, конфигурация графического ядра сохранена в его «вычислительной» части. Условно говоря, данный GPU по-прежнему является половинкой GF104/GF114 и содержит один вычислительный кластер (у GF104 их два). Кластер делится на более мелкие архитектурные единицы – потоковые мультипроцессоры; здесь их четыре. В каждом потоковом мультипроцессоре (извините за тавтологию) 48 потоковых процессоров (NVIDIA еще называет их CUDA-cores), 8 текстурных блоков и блок PolyMorph Engine. Умножив эти числа на четыре, как раз можно получить итоговую конфигурацию GPU. Схематично устройство процессора изображено на следующей иллюстрации:
С большими допущениями, но если расположить рядом две такие картинки – получится схема GF104/114. Соответственно – у этого GPU уже восемь потоковых мультипроцессоров. В прошлом поколении один из них не использовался, хотя и был заложен в конструкцию. Следовательно, превращение GF104 в GF114 во многом сводилось к активации этого «спящего» блока, что позволило дополнительно задействовать 48 потоковых процессоров. Похожая операция была проведена и для превращения старшего GF100 в GF110 – в том случае «спящим» оставался один из 16 потоковых мультипроцессоров, после активации которого количество ядер CUDA возросло на 32 штуки (из-за отличий архитектуры).
Очевидно, что в отличие от этих старших GPU, GF106 сразу использовал все мультипроцессоры, заложенные при конструировании. Так что «пробуждать» в самом вычислительном кластере было попросту нечего. Зато резервы нашлись в «обвязке» - вспомогательных блоках.
На GeForce GTS 450 использовались только два контроллера памяти из трех доступных, теперь активированы все. Шина памяти из 128-битной «разрослась» до 192-битной (+50%). Видеокарта, как и предшественница, оснащается скоростной памятью типа GDDR5, однако теперь ее эффективная частота увеличена до 4104 МГц (на GeForce GTS 450 – 3608 МГц, прирост составил ~13,7%). В результате этих мер, полоса пропускания памяти расширилась с 57,7 до 98,6 Гбайт/c (прирост составляет ~71%), что очень много, когда речь идет о двух видеокартах с предельно близкой архитектурой GPU.
Помимо ускорения работы с памятью, задействование еще одного контроллера привело к активации 8 дополнительных блоков ROP, связанных с ним. Логично, что и тут прирост составил сразу 50% - с 16 до 24 штук. По этому параметру видеокарта догнала GeForce GTX 460 768 Мбайт – видеокарту более высокого класса предыдущего поколения.
В завершении раздела затрону вопрос цены. В последнее время все четче прослеживается интересная тенденция: AMD и NVIDIA уходят от прямой конкуренции, когда за кошельки покупателей борются две видеокарты с одинаковой стоимостью и близким уровнем производительности. Сейчас оба разработчика стараются занять промежуточные ниши. Характерный пример – Radeon HD 6870 или Radeon 6950 компании AMD, для которых тяжело найти прямые аналоги из арсенала NVIDIA. Видеокарты конкурируют по принципу «чуть дороже и мощнее/чуть дешевле и слабее».
С GeForce GTX 550 Ti ситуация та же. Я провел небольшой мониторинг цен на популярные ускорители среднего класса, воспользовавшись данными «Яндекс-Маркет». В расчет не брались самые дорогие версии карт – со сложными системами охлаждения и модифицированными печатными платами, претензией на «элитарность» и соответствующим ценником. С другой стороны, не учитывались и рекламные предложения по заниженной цене и разные «завалявшиеся» карточки из старых партий – если тщательно «прошерстить» рынок, то можно найти вариант и подешевле. Проще говоря, я попытался смоделировать ситуацию «обычный покупатель приходит в магазин, и…», получилось вот что:
- GeForce GTX 550 Ti – диапазон цен - ~4600-5000 рублей, большинство адекватных предложений - ~4700 рублей.
- GeForce GTS 450 – диапазон - ~3200-3800 рублей, большинство - ~3600 рублей.
- GeForce GTX 460 768 Мбайт – диапазон - ~4300-5300 рублей, большинство - ~4700 рублей.
- GeForce GTX 560 Ti – диапазон - ~7000-8000 рублей, большинство ~7500 рублей.
- Radeon HD 6850 – диапазон - ~5200-6500 рублей, большинство - ~5500 рублей.
- Radeon HD 5770 – диапазон - ~3600-4100 рублей, большинство - ~3800 рублей.
Следует указать, что это приблизительные («прикидочные») данные, а не серьезный статистический анализ рынка – в данном случае важна общая картина.
Цена GeForce GTX 550 Ti как новинки до сих пор чуть завышена, в ближайшем будущем она может в среднем подешеветь еще на 100-200 рублей. И все равно, получается, это ощутимо более дорогой ускоритель, чем предшествующая GeForce GTS 450. Прямой конкуренции на рынке между этими видеокартами не намечается, тем более что последние сейчас начнут исчезать с прилавков, и их стоимость может еще немного снизиться из-за морального устаревания.
Старшая GeForce GTX 560 Ti по цене превосходит новинку более чем в полтора раза и играет уже совсем в другой лиге «производительных видеокарт». А самым очевидным конкурентом из списка видеокарт NVIDIA, широко представленных на прилавках, выходит прошлогодняя GeForce GTX 460 768 Мбайт – урезанная по объему видеопамяти, ширине шины и количеству ROP-блоков. Цена этих ускорителей практически совпадает, и новичку будет ох как не просто бороться с видеокартой, основанной на гораздо более производительном GPU GF104.
Что касается «красного лагеря AMD» - здесь сложилась ситуация, описанная мной выше. Новинка по цене попадает точно в промежуток между Radeon HD 5770 – картой среднего класса, относящейся к предыдущему поколению и Radeon HD 6850 – «середняком» уже нынешним. Так что противостояния двух похожих ускорителей разных компаний не выйдет.
В сеть уже просочилась информация о скором выводе на рынок Radeon HD 6790. В AMD нимало не стесняются того, что эта видеокарта искусственно создана путем упрощения Radeon HD 6850 для прямой конкуренции с GeForce GTX 550 Ti. Такая дуэль обещает быть чрезвычайно интересной.
На тестирование в лабораторию Overclockers.ru прибыла видеокарта GeForce GTX 550 Ti, выпущенная под маркой Gainward. Этот ускоритель слегка отличается от эталонного варианта NVIDIA.
С одной стороны, это не очень-то хорошо для данного материала, поскольку с использованием этой карты невозможно оценить температурный режим, уровень шума и разгонные возможности «референса».
реклама
С другой стороны, данная модель, как это часто бывает с недорогими ускорителями NVIDIA, представлена на рынке именно в виде многочисленных «нереференсных» вариантов, - оригинальный ускоритель днем с огнем не сыщешь. Поэтому для теста подойдет любой из них – будем считать, что помимо исследования возможностей новой видеокарты в материале дополнительно изучается продукт Gainward.
Упаковка и комплектация
Видеокарта поставляется в небольшой коробке, которая, традиционно для Gainward оформлена очень ярко (ясное дело, не обошлось без пафосного серебристого ангела).
На фронтальную часть упаковки вынесены значки всевозможных фирменных технологий NVIDIA (это всем хорошо знакомые PhysX, SLI и так далее). Помимо этого в правой части «обложки» присутствует крупный лейбл с буквами GS, это сокращение от Golden Sample («Золотой экземпляр») – так именуются видеокарты Gainward с заводским разгоном.
Обратная сторона упаковки тоже использована для размещения полезной информации. В общем – все в лучших традициях.
Та упаковка, что описана выше, является декоративной. Обеспечить сохранность карты при транспортировке, призван дополнительный внутренний ящичек из плотного картона:
А чтобы понадежнее обезопасить карту от «дорожных приключений» и вездесущего статического электричества, ее вдобавок поместили в многослойный «пакет с пупырышками», лопание которых является для многих людей излюбленным занятием .
Комплект поставки чрезвычайно скромен и с легкостью поместился на одной-единственной фотографии:
Книжечка-инструкция, рекламный купон, диск с драйвером, и единственный переходник с пары разъемов типа «Molex» на один шестиштырьковый штекер дополнительного питания видеокарты – вот и все богатство. Негусто, хотя последний аксессуар для подобной видеокарты может быть полезен – невысокое энергопотребление вполне допускает использование GeForce GTX 550 Ti в связке с маломощным или просто устаревшим блоком питания, вот тут-то и пригодится переходник.
Итак, видеокарта, прибывшая на тест, надежно упакована, но укомплектована «по минимуму» - в коробке нашлось только самое необходимое. Впрочем, сложно было ожидать другого от недорогого продукта; если это позволяет немного снизить конечную цену – оно и к лучшему.
Особенности конструкции
Внешний вид ускорителя можно оценить, взглянув на следующее фото:
Обычно черно-красная цветовая гамма ассоциируется с продуктами AMD/ATI, а не NVIDIA, но такое оформление является традиционным для Gainward. В форме кожуха системы охлаждения в очередной раз просматривается носовая часть болида Формулы-1, производителям очень нравится эта идея, а на видеокартах ASUS Formula она вообще возведена в абсолют, там кожух представляет собой готовую модель гоночной машинки, разве что без колес.
Длина ускорителя составляет 185 мм. Выступающая система охлаждения перекрывает соседний с видеокартой разъем расширения (проще говоря: «ширина карты - два слота»). С учетом невысокого тепловыделения графического процессора GF116, можно прогнозировать появление и узких «однослотовых» вариантов данной видеокарты.
Задняя панель платы снабжена современными разъемами DVI и HDMI, а также VGA, который сегодня уже принято называть устаревшим. Учитывая, что перед нами не самый дорогой ускоритель, применение этого разъема оправдано – экономные покупатели новой видеокарты вполне могут использовать мониторы без цифрового входа. Кстати, наличие сразу трех разных разъемов объясняет отсутствие каких-либо переходников в комплекте поставки.
На видеокарте GeForce GTX 550 Ti применяется только один разъем для объединения пары таких ускорителей в SLI-систему, об экзотических 3/4-SLI можно забыть – такова политика NVIDIA в отношении младших моделей.
Кожух системы охлаждения опирается на ножки, он не доходит до поверхности текстолита, поэтому нагретый воздух свободно развеивается во все стороны, оставаясь внутри корпуса; до «выхлопной» решетки на задней панели карты доходят жалкие крохи от общего потока.
Из-под кожуха СО выглядывает единственный шестиштырьковый разъем дополнительного питания. Он направлен вверх (а не расположен на «хвосте» видеокарты) и это положение, на мой взгляд, является более удобным для монтажа ускорителя в корпусе ПК.
Согласно официальным спецификациям энергопотребление платы составляет 116 Вт; благодаря заводскому разгону данного экземпляра эта цифра может быть чуть-чуть выше. Для нормальной работы видеокарты NVIDIA рекомендует использовать блок питания мощностью не менее 400 Вт, специалисты Gainward не дают своих рекомендаций по этому вопросу, поэтому можно считать, что такого БП легко хватит и для модели Golden Sample.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила