Сорокананометровый, длинный, черный - обзор ATI Radeon HD 5870

23 сентября 2009, среда 07:36
для раздела Лаборатория

Оглавление

Вступление

Материал этот, как нетрудно догадаться из названия, посвящен анонсированному сегодня новому видеочипу AMD и семейству видеокарт 58xx, построенному на его базе. Также будут кратко описаны некоторые нововведения, которые компания AMD решила приурочить к анонсу преемника RV790.

Архитектурные особенности

Не буду утомлять читателей долгими рассуждениями, перейду сразу к делу. AMD явила миру линейку видеокарт Radeon HD 58xx. Все сильные стороны нового видеоадаптера уместились на одном слайде:

Поговорим о них подробнее.

Первым идет упоминание о новом видеочипе, который, вопреки многочисленным предположениям, назван собственным именем Cypress, а не буквенно-цифровым сочетанием. AMD решила позаимствовать способ обозначения видеочипов у CPU и ныне стала присваивать графическим процессорам собственные имена. Решение удачное, особенно учитывая, сколько разных модификаций обычно вырастает из одного чипа. Использование собственных имен позволит хорошо привязать оригинальное название к конкретной модификации GPU и запомнить их полный перечень. Это всяко проще, чем ассоциировать в уме трехзначные числа, определяющие видеочипы, и четырехзначные названия видеокарт:

Также из этого слайда можно почерпнуть информацию о ближайших анонсах и распределении по секторам рынка ожидаемых продуктов: в текущем году будут представлены новый двухчиповый флагман, призванный заменить HD 4870x2, и одночиповое middle-end решение, а в начале следующего года - несколько недорогих бюджетных решений.





Характеристики новой видеокарты выглядят впечатляюще:

Количество текстурных блоков, ROP и универсальных процессоров возросло аж в два раза, число транзисторов - более чем вдвое, хороший результат! Но почему именно в два раза? Ответ нам дает слайд со схематическим строением видеочипа:

Сравните его со схемой RV770. Грубо говоря, 40-нм техпроцесс позволил запихнуть в один кристалл двойной набор универсальных процессоров, текстурных блоков и ROPов:

Обратите внимание - контроллеров памяти осталось прежнее количество, а в слайде с ТТХ ничего не сказано про ширину шины. Все потому, что она все так же 256-битная. Производители уверяют нас в том, что этого вполне достаточно: увеличенной до 1200 МГц частоты памяти вполне хватает. Что же, посмотрим по тестам, насколько это заявление верно.

Кстати, о видеопамяти. Одна из причин малого уровня энергопотребления видеокарты - возможность аппаратно изменять напряжение питания и тактовую частоту работы чипов GDDR5. Многое было сделано для уменьшения аппетитов и при разработке видеочипа. Так, например, частоты в 2D-режиме составляют всего 155 и 300 МГЦ (GPU и видеопамять соответственно).

Cypress - первый чип, обладающий полной поддержкой DirectX11. Некоторые преимущества новой версии можно увидеть на слайде:





Блок тесселяции позволяет увеличивать число полигонов на объектах (читай - повышать детализацию), не создавая дополнительную нагрузку на другие части ПК. Блок тесселяции присуствует в видеочипах AMD (ATi) ещё со времен 2900XT, однако использовать этот блок до сей поры не представлялось возможным из-за сильного падения производительности (часть функций реализовывалась программно). Для OpenGL уже существует аддон к драйверам, позволяющий использовать этот метод, но, насколько мне известно, широкого распространения он не получил.

В Shader Model 5.0 сняты некоторые ограничения, присутствующие в ранней версии (подробнее можно посмотреть тут). А сжатие HDR-текстур позволит качественно улучшить картинку, выдаваемую последними (выставить большее разрешение экрана, например).

Естественно, что при упоминании о DirectX11 возникает вопрос об играх, позволяющих оценить в деле все красивые цифры и заявления. Не буду вести пространных речей по этому поводу, а просто покажу очередной слайд:

Скажу пару слов о технологии Eyefinity, которая, говоря по-простому, позволяет из нескольких мониторов сделать один большой. Одно из основных направлений применения данной разработки - игры, ведь, как известно, врага (даже виртуального) лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать:

Поддержка этой "фичи" со стороны драйверов уже присутствует, да и многие известные игры (например, Crysis) позволяют выставить такие огромные разрешения, как 5760 х 1200.

Самое интересное в Eyefinity не идея, а реализация. Комбинацию из мониторов (коих может быть до шести штук) можно сконфигурировать как душе угодно:

Такая гибкая настройка стала возможной благодаря новому контроллеру портов вывода, позволяющему подключить до 6 мониторов к одной видеокарте (используя разъемы DisplayPort):





Конструкционные особенности платы

В нашу тестовую лабораторию попал новый флагман линейки, Radeon HD 5870. Первое, что бросается в глаза при его визуальном осмотре - длина платы, составляющая 29 см (вместе с крепежной планкой):

Перевернув карту, увидим, что GPU лишь немного сместился относительно разъема к задней части платы:

Разбирать плату представитель компании AMD нам категорически запретил, поэтому детально её рассмотреть пока не представляется возможным. Однако, если верить иным источникам (ищущие найдут) с системой охлаждения, отличной от референсной, длина видеокарты будет меньше (как минимум на 1 сантиметр).

Система охлаждения на видеоадаптере HD 5870 двухслотовая, что позволило разработчикам сделать видеокарту очень тихой - при работе под нагрузкой (Fur Mark Stability Test) уровень шума на расстоянии 1 метр от нее отличался от фоновых 40 дБ всего на 2 дБ, а температура видеочипа не поднималась выше 88 градусов.





Узнать о назначении двух крупных отверстий в кожухе карты не представилось возможным, а предположение о том, что это воздуховоды, отпало после первого же теста.

Выброс отработанного воздуха осуществляется сквозь прорези в красной пластиковой накладке и небольшую решетку в крепежной планке:

На последней фотографии можно увидеть разъемы: два DVI, один HDMI и один DisplayPort. От S-Video разработчики решили отказаться из-за его морального устаревания и неоправданности затрачиваемых на его установку средств.

Дополнительное питание подключается к двум шестиконтактным разъемам, установленным с торцевой стороны:

Присланная производителем вместе с комплектом драйверов утилита GPU-Z корректно опознала видеочип и выдала о нем подробную информацию:

Тестовая система, приложения

Тестирование всех четырех видеокарт производилось на тестовом стенде следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS P6T Deluxe
  • Оперативная память: Corsair TR3X6G1600C8D (3 x 2 Гбайт DDR3-1600 8-8-8-24 1,66 В)
  • Процессор: Core i7 920 @ 4,0 ГГц 1,4 В
  • Жесткиe диски:
    • WD1500AHFD (WD Raptor 150 Гбайт)
    • WD6401AALS (WD Caviar Black 640 Гбайт)
  • Блок питания: Tuniq 950
  • Наряду с видеокартой ATI Radeon HD 5870 1 Gb в тестировании сегодня участвовали следующие видеоадаптеры:

  • BFG GeForce GTX 295
  • Gainward GeForce GTX 285
  • 2x Sapphire Radeon HD 4890
  • ATi Radeon HD 5870
  • Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows Vista SP2 EN x64
  • Драйвера:
    • GeForce GTX 295, GTX 285: ForceWare 190.62
    • Radeon HD 4890: Catalyst 9.9
    • Radeon HD 5870: 8.66 RC6

    По всей видимости, поставляемые с HD 5870 драйвера затачивались исключительно под новинку: распознавание других плат (4890, например) происходило некорректно, артефакты появлялись даже в 2D-режиме, а CF-связка из двух HD 4890 не определилась вовсе. В качестве тестовой ОС была выбрана Windows Vista SP2 из соображений приемственности результатов. Исследование производительности HD 5870 под Windows 7 будет предложено вашему вниманию позже.

    Во всех играх, задействованных в тесте, выставлялось максимальное качество изображения, 3D Mark Vantage запускался в режиме "Xtreme", 3D Mark 06 - с настройками по умолчанию.

    Сводная таблица, представленная ниже, содержит характеристики всех задействованных в процессе теста видеокарт.

    Gainward GTX 285
    BFG GeForce GTX 295
    ATi Radeon HD 5870
    Sapphire Radeon HD 4890
    Видеочип
    GT200
    2 x GT200
    Cypress
    RV790
    Техпроцесс, нм
    55
    55
    40
    55
    Число транзисторов, млн. шт
    1400
    1400
    2150
    959
    Площадь видеочипа, мм2
    470
    470
    334
    282
    Универсальные процессоры, шт
    240
    2 x 240
    1600
    800
    Текстурные блоки, шт
    80
    2 х 80
    80
    40
    ROP, шт
    32
    2 x 28
    32
    16
    Тактовая частота, МГц
    648 / 1242
    576 / 999
    850
    850
    Шина памяти, бит
    512
    2 x 448
    256
    256
    Тип памяти
    GDDR3
    GDDR3
    GDDR5
    GDDR5
    Объем памяти, Мбайт
    1024
    2 x 896
    1024
    1024
    Тактовая частота памяти, МГц
    738 (1476)
    621 (1242)
    1200 (4800)
    975 (3900)
    Макс. потребляемая мощность, Вт
    160
    215
    188
    170

    Страницы материала
    Страница 1 из 2
    Оценитe материал

    Комментарии 385 Правила

    Возможно вас заинтересует

    Популярные новости

    Сейчас обсуждают