Мы за ценой не постоим: обзор современных мультипроцессорных графических систем (страница 2)
реклама
Gainward Bliss 9800 GX2 1024MB: упаковка и комплектация
Новый двухпроцессорный видеоадаптер Nvidia в нашем обзоре будет представлять Gainward Bliss 9800 GX2 1024MB, поэтому мы сочли нужным посвятить несколько абзацев его упаковке и комплектации. Сразу отметим, что цифра 1024 в названии продукта не должна вводить вас в заблуждение – на карте вовсе не установлено два комплекта микросхем памяти емкостью 1 ГБ каждый; общий объем локальной видеопамяти, досутпный 3D-приложениям составляет обычные для GeForce 9800 GX2 512 мегабайт. К сожалению, новый дизайн упаковки Gainward разрабатывать не стала, и продукт по-прежнему встречает покупателя, будучи упакованным в неоднократно описанную нами коробку:
Дизайн упаковки можно описать как спокойный и даже непритязательный, однако, он, на наш взгляд, не очень подходит для продукта, относящегося к высшей ценовой категории. Защитные свойства упаковки, как обычно, на высоте, и карта в достаточной степени защищена от возможных случайных повреждений в процессе транспортировки и складирования. Помимо самого видеоадаптера в комплекте можно найти следующий набор аксессуаров:
- Переходник DVI-I->D-Sub
- Кабель S/PDIF
- Краткое руководство по установке
- CD с драйверами и полной версией руководства пользователя
- DVD с игрой Tomb Raider: Anniversary
реклама
Комплектация более чем аскетичная: какие-либо дополнительные кабеля или переходники отсутствуют напрочь. Из бонусов имеется только полная версия игры Tomb Raider: Anniversary, входящая в комплект всех рассмотренных нами ранее продуктов Gainward. Отсутствие переходника DVI-I->HDMI и адаптера 8-pin PCI Express можно засчитать в качестве серьёзного недостатка. Особенно это касается последнего пункта, так как далеко не все современные блоки питания оснащены восьмиконтактным разъемом питания для видеокарт, а, как мы уже знаем, Nvidia GeForce 9800 GX2 отказывается работать, если вместо восьмиконтактного разъема подключить распрстранённый шестиконтактный.
Увы, если упаковка Gainward Bliss 9800 GX2 1024MB сравнительно неплоха, то комплектация не выдерживает никакой критики и её бедность усугубляется высоким ценовым классом, к которому принадлежит описываемое изделие. Компании-производителю следует тщательно подумать над тем, как сделать свой флагманский продукт привлекательнее для потенциального покупателя.
Nvidia GeForce 9800 GX2: дизайн печатной платы
Новинка имеет те же габариты, что и Nvidia GeForce 8800 GTX и ATI Radeon HD 3870 X2, но, в отличие от них, использует двухплатную компоновку, подобно Nvidia GeForce 7950 GX2.
Как, вероятно, помнят наши читатели, конструкция Nvidia GeForce 7950 GX2 была не самой удачной и вызвала множество справедливых нареканий, в том числе, из-за плохого охлаждения графического процессора, установленного на нижней плате. Проектируя GeForce 9800 GX2, Nvidia проделала работу по искоренению этих недостатков. В отличие от предшественницы, платы новинки повернуты «лицом» друг к другу и чипы отдают тепло единому радиатору, расположенному между ними. Nvidia считает такую компоновку оптимальной, так как она существенно облегчает разводку плат и снижает тепловую нагрузку на видеоадаптер, позволяя добиться более высоких тактовых частот графических ядер.
Последнее заявление, впрочем, кажется нам сомнительным. Да, при такой компоновке каждый GPU нагревает только свою плату, но в то же время, чипы нагревают друг друга сквозь общий радиатор, что нивелирует возможный положительный эффект. Косвенным подтверждением этому являются как раз тактовые частоты новинки, заметно пониженные по сравнению с Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB, не говоря уж о GeForce 9800 GTX. Не является весомым и аргумент, касающийся достижения более высокой частоты работы памяти за счёт оптимизации разводки PCB. Да, память эталонного варианта ATI Radeon HD 3870 X2 работает на более низкой частоте, но в версии этого видеоадаптера, выпущенной PowerColor , используется память GDDR4, работающая на частоте 1125 (2250) МГц, и одноплатная конструкция отнюдь не является этому препятствием.
реклама
Так как платы GeForce 9800 GX2 расположены необычным образом, для того, чтобы добраться до «внутренностей» карты, нам пришлось полностью разобрать её, что заняло немало времени.
На наш взгляд, при таких габаритах печатной платы оба графических чипа можно было бы без труда разместить на одной PCB, тем более что микросхема коммутатора PCI Express, используемая Nvidia, значительно меньше чипа PLX PEX8547, установленного на ATI Radeon HD 3870 X2. Существенную площадь на обеих PCB занимает фигурное отверстие, предназначенное для забора воздуха системой охлаждения, расположенной внутри «бутерброда» из двух плат, так что теоретически доступная площадь использована не слишком эффективно, несмотря на заявления Nvidia об оптимизации разводки. Платы соединяются двумя гибкими шлейфами и скрепляются металлическими стойками.
Каждая плата использует отдельную высокочастотную трёхфазную систему питания с контроллером Volterra VT1165MF в качестве управляющего элемента; такие же чипы используются в ATI Radeon HD 3870 X2. За управление питанием памяти отвечают миниатюрные чипы Intersil ISL6269CRZ. Применение высокочастотной «цифровой» системы питания позволило отказаться от использования электролитических конденсаторов, имеющих сравнительно большие габариты, что немаловажно при высокой плотности компоновки Nvidia GeForce 9800 GX2. Каждая из плат оснащена отдельным разъемом питания, причём, если на нижней установлен обычный шестиконтактный, то на верхней – восьмиконтактный PCI Express 2.0, причём, в отличие от ATI Radeon HD 3870 X2, обойтись двумя шестиконтактными кабелями не удастся – карта просто не запустится. Рядом с шестиконтактным разъемом питания расположен двухконтактный разъем для передачи звукового потока S/PDIF в HDMI; можно сказать, что теперь эта функция получила официальный статус.
Из-за глухого пластикового кожуха подключение разъемов питания к GeForce 9800 GX2 может стать нетривиальной задачей, поскольку прорезь под защёлку очень узкая и разъемы с широкой защёлкой просто не войдут в гнёзда. Как выяснилось, это относится и к нашему лабораторному БП Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL, так что защёлки на разъемах блока питания пришлось срезать. По этой же причине отключить уже подключенный к GeForce 9800 GX2 кабель питания практически невозможно без использования тонкой отвёртки. Упоминание об этой проблеме есть на официальном веб-сайте Nvidia в списке сертифицированных для работы с GeForce 9800 GX2 блоков питания.
Микросхема коммутатора PCI Express, установленная на нижней плате, имеет маркировку BR04-300-A2.
К сожалению, её технические параметры нам неизвестны, мы знаем лишь, что она поддерживает стандарт PCI Express 2.0 и способна коммутировать 48 линий. Графические процессоры маркированы как G92-450-A2, в то время как на GeForce 8800 GTS 512MB устанавливались чипы с маркировкой G92-400-A2. Возможно, это означает новую версию G92 с более высоким частотным потенциалом, но одинаковый номер ревизии говорит об обратном. Оба чипа изготовлены на 52 неделе 2007 года, в самом конце декабря. Как мы уже говорили, частота работы графических процессоров составляет 600 МГц для основного домена и 1500 МГц для домена шейдерных процессоров. Конфигурация обычна – 128 ALU, 32 (64) TMU и 16 ROP.
На платах GeForce 9800 GX2 установлена память GDDR3 производства Samsung. Микросхемы K4J52324QE-BJ1A ёмкостью 512 Мбит (16Мх32) рассчитаны на напряжение питания 1.9В и частоту 1000 (2000) МГц. На этой частоте память и работает, обеспечивая каждый GPU пропускной способностью на уровне 64 ГБ/сек.
реклама
Суммарный объем видеопамяти составляет 1024 МБ, но в силу особенностей гомогенной мультичиповой архитектуры доступный 3D-приложениям объем равен 512 МБ, так что в некоторых играх, требующих свыше 512 МБ видеопамяти, новинка может оказаться медленней Nvidia GeForce 8800 GTX/Ultra или Nvidia GeForce 8800 GTS 1024MB, несмотря на наличие двух GPU.
В эталонной конфигурации Nvidia GeForce 9800 GX2 оснащена двумя портами DVI-I и одним портом HDMI, однако, вместо последнего может быть установлен разъем DisplayPort. В этом случае верхняя плата оснащается чипом-транслятором, для которого на ней предусмотрено посадочное место. Поддержка аналогового выхода не предусмотрена, что достаточно закономерно для 2008 года. Тем не менее, на нижней плате рядом с портом DVI можно видеть пустое посадочное место под некий разъем неизвестного назначения. Возможно, оно может быть использовано для реализации поддержки S-Video/RCA.
Помимо разъемов, на крепёжной планке также установлены два светодиода – двухцветный и синий. Первый служит для индикации возможных проблем с питанием: он светится зелёным в случае подключения обоих кабелей или красным, если не подключен один или оба кабеля питания, или же оба кабеля используют шестиконтактные разъемы. Второй, по сути, является индиактором, указывающим на один из существенных недостатков GeForce 9800 GX2 в сравнении с ATI Radeon HD 3870 X2 – отсутствие поддержки более одного монитора в режиме SLI. Этот светодиод подсвечивает ведущий порт DVI, к которому и следует подключать монитор в режимах SLI и Quad SLI. Впрочем, Nvidia обещает исправить этот недостаток в будущих версиях драйверов ForceWare.
Nvidia GeForce 9800 GX2: конструкция системы охлаждения
Как мы уже отметили, конструкция GeForce 9800 GX2 кардинальным образом отличается от конструкции всех других графических карт, включая ATI Radeon HD 3870 X2 и двухчиповые решения Nvidia предыдущего поколения. При такой компоновке компании потребовались разработать специальную двухстороннюю систему охлаждения.
К сожалению, разобрать её полностью нам не удалось, поскольку части конструкции, похоже, скреплены не только болтами, но и термоклеем, а применять силу мы не стали, опасаясь повредить карту. Тем не менее, ясно, что система использует медные подошвы для отвода теплового потока от кристаллов GPU, плоские тепловые трубки и общий радиатор, набранный из тонких алюминиевых пластин. В качестве термоинтерфейса между медными основаниями и кристаллами графических процессоров используется традиционная серая густая термопаста, а для обеспечения плотного контакта чипов памяти с алюминиевым основанием системы – волокнистые подушечки, пропитанные белой термопастой. Это традиционно для продуктов Nvidia.
В качестве вентилятора используется хорошо знакомая нам и нашим читателям по другим продуктам Nvidia турбина Delta BFB1012L, имеющая максимальную мощность порядка 5.8 Ватта, и забирающая воздух с обеих сторон видеоадаптера сквозь фигурные прорези в печатных платах. Кожух системы охлаждения выполнен из алюминия и значительно утяжеляет карту.
Так как большую часть площади крепёжной планки оккупируют порты DVI и HDMI, лишь небольшая её секция имеет прорези для выброса горячего воздуха за пределы корпуса системы. Это отверстие выполняет, скорее, эстетическую, нежели утилитарную функцию: при работе карты оно красиво подсвечивается ярко-зелёными светодиодами, а вот воздушный поток, проходящий через него, довольно слаб. Большая часть нагретого воздуха выбрасывается сбоку, так как рёбра радиатора сориентированы под углом к крепёжной планке. Для этого в торце кожуха системы охлаждения предусмотрены прорези. Решение, на наш взгляд, не самое удачное, так как большая часть горячего воздуха будет оставаться внутри корпуса, существенно ухудшая общую тепловую картину, ведь уровень тепловыделения GeForce 9800 GX2 в режиме 3D очень высок.
Более эффективным вариантом было бы классическое размещение портов DVI в нижней части крепёжной планки и отведение всей верхней части под выхлопное отверстие, как это реализовано в GeForce 8800 GTS 512MB или GeForce 8800 GTX. При этом размещение выделенного порта HDMI не представляется нам существенным преимуществом, так как соответствующая функциональность легко реализуется с помощью переходника, а в режиме SLI всё равно активен только один порт и поддерживается не более одного монитора.
Вышеописанная система охлаждения, разработанная Nvidia специально для GeForce 9800 GX2, кажется нам не самой удачной конструкцией для карты с уровнем энергопотребления и тепловыделения в районе 180-200 Ватт. Скорее всего, приемлемая эффективность охлаждения будет реализовываться за счёт повышенной скорости вращения вентилятора, и, как следствие, ухудшения шумовых характеристик продукта, однако в следующей главе нашего обзора мы это проверим.
Nvidia GeForce 9800 GX2: шумность, температурный режим, разгон и совместимость
Для любого графического адаптера, входящего в «высшую лигу 3D» вопрос о тепловом режиме и шумовых характеристиках является одним из наиболее важных. В случае с Nvidia GeForce 9800 GX2 этот вопрос приобретает особую актуальность, так как новинка имеет нестандартную компоновку и, вместе с тем, должна превосходить по уровню тепловыделения все описанные нами ранее видеоадаптеры, включая ATI Radeon HD 2900 XT. Чтобы прояснить ситуацию с шумовыми и тепловыми характеристиками новинки мы провели соответствущие замеры. При фоновом уровне шума 36 дБА и уровне шума работающего стенда 43 дБА были получены следующие цифры
При отсутствии нагрузки Nvidia GeForce 9800 GX2 практически не шумит благодаря качественному вентилятору, работающему на пониженных оборотах. Однако в режиме 3D система управления оборотами вентилятора значительно повышает его скорость вращения, дабы удержать тепловой режим в приемлемых рамках. Уровень шума существенно возрастает и карту становится отчётливо слышно даже в закрытом корпусе. Под нагрузкой она может поспорить с признанным аутсайдером в области шумовых характеристик - эталонной системой охлаждения ATI Radeon HD 2900 XT, разве что в спектре шума отсутствует хорошо различимое жужжание двигателя самого вентилятора, что делает новую разработку Nvidia несколько более комфортной в эксплуатации.
Тепловой режим при этом довольно напряжённый: даже в режиме 2D, без нагрузки температура графических ядер держится в пределах 65 градусов Цельсия, а при интенсивной игре она быстро возрастает до 81 градуса даже при открытой боковой стенке корпуса и до 90-91 – в полностью закрытом корпусе Chieftec LCX-01 с установленным 120-мм вентилятором на задней стенке.
Попытка разгона Nvidia GeForce 9800 GX2 принесла неожиданно хороший результат: с помошью фирменной утилиты nTune нам удалось добиться стабильной работы графических ядер на частоте 710 МГц. Частота шейдерных процессоров при этом составила 1750 МГц. Память устойчиво разгоналась до 1100 (2200) МГц – совсем неплохой результат для чипов, изначально рассчитанных на 1000 (2000) МГц. На этих частотах карта работала устойчиво, однако из-за нехватки времени полное тестирование в разогнанном режиме было решено не проводить. Температура разогнанных GPU под нагрузкой выросла до 82-85 градусов с открытой боковой крышкой и достигала 93-95 градусов в закрытом корпусе.
Что касается совместимости, то, в отличие от своего идейного предшественника в лице Nvidia GeForce 7950 GX2, GeForce 9800 GX2 отказался запускаться только на плате Intel Desktop Board D925XCV, являющейся, по сути, одной из первых в индустрии потребительских плат с поддержкой PCI Express. К сожалению, эта несовместимость не позволила нам замерять уровнеь энергопотребления новинки. На всех остальных системных платах, имевшихся в нашем распоряжении, GeForce 9800 GX2 заработал без каких-либо проблем.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила