Необходимо и достаточно: тестируем GeForce 8800 GTS 320 Мб в качественных режимах графики

19 марта 2007, понедельник 00:18

Введение

Думаю, не ошибусь, если скажу, что за редким исключением требования современных графических движков вкупе с нежеланием разработчиков игр их оптимизировать таковы, что качественные режимы графики являются непозволительной роскошью для многих геймеров. Обладателей Hi-End решений не так уж и много среди оверклокеров, ведь лишь небольшая часть сегодня может себе позволить приобрести видеокарты уровня GeForce 8800 GTX/GTS, а карты предыдущего поколения уже не обеспечивают комфортный фрейм-рейт в приятных глазу режимах большинства современных игр (в чем вы сможете убедиться, ознакомившись с результатами сегодняшнего тестирования).

"Масла в огонь" подливают ещё и производители LCD мониторов, благодаря которым 17-дюймовый монитор сегодня можно приобрести в пределах 230 долларов США, а стоимость 19-дюймовых укладывается в 300 долларов. Все это приводит к тому, что наиболее часто используемое разрешение в играх плавно возрастает с 1024 х 768 до 1280 х 1024 и влечет за собой повышение нагрузки на графическую подсистему и, в частности, объем используемой видеопамяти. Конечно же, никто не мешает владельцам 17" и 19" LCD мониторов понизить разрешение, но при этом обязательно будет потеря в качестве, так как известно, что в разрешении, отличающемся от размера матрицы, LCD мониторы заметно теряют в четкости изображения. Таким образом, доступность качественных режимов графики в современных играх становится призрачной даже для владельцев видеокарт стоимостью в 250-300 долларов США, а то и выше.

Как говорится, за новыми играми не угонишься, но не многим более месяца назад компания nVIDIA решила пойти навстречу не очень богатым геймерам, выпустив GeForce 8800 GTS 320 Мб с рекомендованной стоимостью в 299 долларов США. Единственное технологическое отличие новой видеокарты от GeForce 8800 GTS 640 Мб заключается во вдвое меньшем объеме памяти и, как следствие, более низкой - на 100 долларов США - стоимости. Всё остальное: PCB, число шейдерных блоков графического процессора, разрядность шины обмена с памятью видеокарты, частоты GPU и видеопамяти, а также система охлаждения идентичны "старшей сестре". Учитывая данный факт, возникает лишь один вопрос – есть ли смысл переплачивать за дополнительные 320 Мб графической памяти и где скажется эта разница? В сегодняшнем материале мы как раз постараемся ответить на него, попутно затронув и другие не менее интересные темы.

1. Обзор ECS GeForce 8800 GTS 320 Мб

Видеокарта производства компании ECS (Elitegroup) поставляется в высокой коробке преимущественно чёрного цвета, на лицевой стороне которой изображен рыцарь с рогатым шлемом и огненным мечом:

Там же указаны модель видеокарты, объем и тип памяти, а также поддерживаемые интерфейсы. На оборотной стороне на 8 языках, включая русский, приведено описание основных технологий нового графического процессора G80, краткий обзор режима SLI и прочая информация:





Внутри тонкой картонной оболочки есть ещё одна коробка, только теперь уже выполненная из плотного и толстого картона. Коробка разделена на отсеки, в центральном из которых в антистатическом и мягком пакетах уложена видеокарта, а в остальных располагаются следующие аксессуары:

  • адаптер-разветвитель для HDTV;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
  • кабель S-Video;
  • кабель для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • инструкция по установке видеокарты и драйверов;
  • компакт-диск с драйверами и программным обеспечением.

Игр в комплекте с видеокартой нет, зато оболочка программного обеспечения выполнена и удобно, и красиво:

ECS GeForce 8800 GTS 320 Мб представляет собой копию референсного дизайна GeForce 8800 GTS, отличающуюся лишь наклейкой на кожухе системы охлаждения:

Видеокарта оснащена PCI-Express x16 интерфейсом и имеет два цифровых выхода DVI-I (Dual link с поддержкой высоких разрешений), а также TV-выход:

Как известно, функция VIVO линейкой видеокарт GeForce 8800 не поддерживается.

Оборотная сторона видеокарты испещрена микроэлементами и различными наклейками:





Без системы охлаждения устройство выглядит следующим образом:

Отмечу, что густой и серой термопасты сборщики не пожалели, её избыточное количество точно не будет способствовать организации эффективной теплопередачи от крышки теплораспределителя к основанию кулера. Остальное всё тоже самое, что и у 8800 GTS 640 Мб, даже количество чипов видеопамяти (меньшей ёмкости), которые контактируют с алюминиевым радиатором через термопрокладки с пропиткой:

Прокладки присутствуют и во всех других местах контакта радиатора с элементами PCB видеокарты. Система охлаждения уже не раз рассматривалась нами, поэтому подробно на её описании останавливаться ещё раз не вижу смысла.

Графический процессор G80 ревизии A2 выпущен на Тайване на 1-й неделе текущего года:

Частота графического процессора по техническим характеристикам составляет 500 МГц (513 МГц по данным мониторинга). Никаких отличий между данным GPU и чипом у GeForce 8800 GTS с объемом памяти в 640 Мб нет.

Десять микросхем видеопамяти стандарта GDDR3 производства компании Hynix имеют номинальное время доступа 1.1 нс:





Номинальная (эффективная) частота работы видеопамяти составляет 1600 МГц (1584 МГц по данным мониторинга), а ширина шины обмена с памятью равна 320 Бит. Маркировка микросхем – HY5RS573225A FP-11. Частоты работы, как видеопамяти, так и графического процессора, для 2D- и 3D-режимов одинаковы.

Проверка эффективности работы рассмотренной системы охлаждения проводилась в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в ~25 градусов Цельсия. Для этого использовался восьмикратный прогон теста Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 с использованием анизотропной фильтрации уровня х16 (без активации полноэкранного сглаживания). В результате чего были получены следующие температурные показатели ECS GeForce 8800 GTS 320 Мб, работающей в номинальном режиме:

Частота работы видеопамяти по какой-то причине считана утилитой неверно, но, несмотря на это, отмечу очень скромный по сегодняшним меркам температурный режим видеокарты. При этом на 1600 об/мин турбину не слышно, а нагретый воздух выбрасывается из корпуса системного блока. Заслуженные аплодисменты очень удачной системе охлаждения линейки GeForce 8800!

Перейдем к разгону, изучение которого проводилось с использованием оригинального кулера. Частоты графического процессора и видеокарты пошагово изменялись с помощью финальной версии программы RivaTuner 2.0 с последующим тестированием. В результате номинальные частоты GeForce 8800 GTS (513/1594 МГц) удалось поднять до 621/1950 МГц:

И снова проверяем температурный режим:

После разгона видеокарты можно наблюдать лишь несущественное увеличение температуры графического процессора и температуры окружения, на которое турбина системы охлаждения практически не среагировала.





В завершении данного раздела сегодняшней статьи остается дополнить обзор рассмотренной видеокарты ссылкой на её BIOS (37.6 Кб, WinRAR архив). Согласно данным поисковой системы Price.ru, в розничной московской сети видеокарту ECS GeForce 8800 GTS 320 Мб можно приобрести примерно за 10000 рублей.

2. Знакомство с Foxconn GeForce 8800 GTS 640 Мб

Можно было бы опустить этот раздел в статье и просто добавить результаты тестирования GeForce 8800 GTS 640 Мб на диаграммы, но я решил этим не ограничиваться, получив на тесты видеокарту, реализуемую под брендом Foxconn. Причин на то несколько и обо всех я скажу в данном разделе сегодняшнего материала. Прежде всего, обращаю ваше внимание, что это первая видеокарта данного производителя, тестируемая на Overclockers.ru, а новые имена на рынке видеокарт всегда интересны.

Видеокарта поставляется в длинной коробке фиолетово-жёлтого цвета с изображением различных инопланетных существ на её лицевой стороне:

Отмечу, что мне нигде не удалось найти объем памяти видеокарты, кроме как на небольшом стикере на боковой стороне коробки:

Учитывая, что версия GeForce 8800 GTS от Foxconn с объемом памяти в 320 Мб поставляется в точно такой же коробке, будьте бдительны при приобретении видеокарт данного бренда. Модель предоставленной на тесты видеокарты – FV-N88SMBD2-OD.

Информация на оборотной стороне коробки почти полностью повторяет оную у упаковки ECS:

Вроде бы и комплект поставки по своему содержимому тоже похож:

В него включены:

  • инструкция по установке видеокарты и драйверов;
  • два компакт-диска с драйверами и программным обеспечением (RestoreIT v7.0 & Virtual DrivePro v10.0);
  • кабель для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • адаптер-разветвитель для HDTV;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника.

Нет в комплекте кабеля S-Video, но зато в отдельной коробочке лежит 3D Game Pad (или, по-простому, джойстик):

В деле я его не проверял, но в руках лежит очень удобно, а нажатие кнопок не раздражает, как это часто бывает в таких устройствах. Что интересно, Foxconn обращает внимание потенциальных покупателей на тот факт, что, несмотря на входящий в комплект поставки Game Pad, стоимость их видеокарты не отличается от цен на продукцию конкурентов. Так сказать бесплатный бонус. Чем не повод обратить внимание именно на этот продукт?

Foxconn GeForce 8800 GTS 640 Мб, естественно, представляет собой копию референсного дизайна nVIDIA GeForce 8800 GTS:

Вновь отличие лишь в наклейке на кожухе системы охлаждения. Всё те же два Dual link и TV-выход, совмещённые с решёткой для выброса нагретого воздуха из системника:

Да и оборотная сторона отличается лишь наклейками и гарантийными стикерами:

Сняв систему охлаждения, можно внимательно рассмотреть PCB видеокарты:

Впрочем, здесь, как ни всматривайся, отличия от PCB предыдущей рассмотренной видеокарты можно найти лишь в маркировке микросхем GPU и памяти, да чипа NViO.

Ревизия графического процессора – А2, дата производства затерялась где-то на 44 неделе 2006 года:

А вот память на Foxconn GeForce 8800 GTS установлена другая, уже не Hynix, как на ECS GeForce 8800 GTS 320 Мб, а Samsung с номинальным временем доступа в 1.2 нс:

Эффективная частота работы видеопамяти составляет 1584 МГц. Маркировка микросхем – K4J52324QE BC12.

Чип NViO ревизии А3, отвечающий за реализацию RAMDAC и поддержку HDCP, выпущен на 42 неделе 2006 года:

Через термопрокладку с пропиткой он контактирует с алюминиевым радиатором системы охлаждения. Последняя выглядит так:

С первого взгляда на видеокарту моё внимание сразу же привлек какой-то пучок проводов с правого края платы. Как оказалось, пучок проводов образован вследствие добавления в разрыв цепи питания турбины ещё одного двухконтактного провода, ведущего к пластиковому кожуху:

По внутреннему контуру кожуха проходит клейкая лента со светодиодами, создающими внутри корпуса системного блока атмосферу маленького Нового Года:

Наличие подсветки является второй особенностью видеокарты от Foxconn, выделяющей её из ряда себе подобных. К сожалению, реализация этой самой подсветки оставляет желать лучшего, так как при первом старте видеокарта начала издавать резкий шуршащий звук неприятной тональности. Разобравшись в чем дело, я определил, что крыльчатка турбины охлаждения с одной стороны задевает за клейкую ленту подсветки. Приклеить её, конечно же, не составило никакого труда, но всё же для более чем 450-долларовой карты ляп неприятный.

Третьей отличительной чертой GeForce 8800 GTS производства Foxconn оказался очень неплохой оверклокерский потенциал карты. Хотя его будет правильнее всё же отнести к конкретному экземпляру, чем ко всей линейке данного производителя. И всё же: видеокарту удалось разогнать до 648 МГц по графическому процессору (+26.4 % к номиналу) и до 2120 (!) МГц по видеопамяти (+33.8 % к номиналу):

Конечно же, аппаратно недостающие (в сравнении с 8800 GTX) блоки унифицированных шейдерных процессоров GTS-версиям GeForce 8800 компенсировать не получится, но таким вот выдающимся разгоном их вполне можно возместить, и даже с ощутимым запасом.

Температурный режим видеокарты после столь впечатляющего разгона остался очень скромным:

При этом обратите внимание на частоту вращения турбины системы охлаждения. До 2100 об/мин я выставил её вручную, субъективно определив допустимый уровень шума (т.е. лишь слышно, но не более того). В результате GPU прогрелся только до 77 градусов Цельсия, а температура окружения не превысила 58. В автоматическом режиме турбина кулера работает в том же соотношении числа оборотов и температуры, что и у видеокарты от ECS.

BIOS видеокарты Foxconn GeForce 8800 GTS 640 Мб вы можете скачать из нашего файлового архива (37.1 Кб, WinRAR архив). По данным Price.ru стоимость такой видеокарты действительно невысока и начинается от 10500 рублей.

3. Соперники GeForce 8800 GTS 320 Мб и их технические характеристики

Первой очевидной для сравнения с GeForce 8800 GTS 320 Мб видеокартой является GeForce 8800 GTS с объёмом памяти в 640 Мб. Такое противопоставление видеокарт при равенстве во всех остальных параметрах позволит оценить разницу в скорости и целесообразность переплаты за 640 Мб карту. Две другие конкурирующие видеокарты, по сути, представляют собой топовые графические платы прошлого поколения (из выпускаемых сегодня). На смену nVIDIA GeForce 7900 GTX 512 Мб, снятой с производства, пришла GeForce 7950 GT 512 Мб с таким же количеством функциональных блоков графического процессора, но с пониженными частотами и упрощенной системой охлаждения. В то же время упраздненную AMD (ATI) Radeon X1950 XTX 512 Мб с GDDR4 заменили на более дешевую Radeon X1950 XT 512 Мб с GDDR3. Обе видеокарты находятся сегодня в том же ценовом диапазоне, что и GeForce 8800 GTS 320 Мб, но имеют преимущество в объеме видеопамяти, поэтому, на мой взгляд, будет интересно посмотреть на их результаты тестов.

Radeon X1950 XT 512 Мб представлен видеокартой производства Sapphire с номинальными частотами в 621/1594 МГц. Видеокарту без манипуляций с повышением напряжений удалось разогнать до 702/1890 МГц, что можно считать успехом для X1950 XT. В свою очередь, частоты GeForce 7950 GT 512 Мб производства компании Leadtek с номинальных в 550/1400 МГц без ущерба стабильности и качеству картинки были повышены до 625/1660 МГц (дельта между блоками GPU выставлена в 0). Добавлю, что в обоих случаях в качестве системы охлаждения использовалась уже знакомая вам Cooler Master CoolViva Pro.

Прежде, чем перейти к разделу с описанием конфигурации и методики тестирования, предлагаем вашему вниманию ознакомиться с основными характеристиками GeForce 8800 GTS, а также двух других тестируемых сегодня видеокарт:

Наименование технических характеристик AMD (ATI) Radeon X1950 XT nVIDIA GeForce 7950 GT nVIDIA GeForce 8800 GTS
Графический процессор R580+ G71 (TSMC) G80 (TSMC)
Техпроцесс, мкм 0.09 (low-k)
Площадь ядра GPU, кв.мм 352 196 н/д
Число транзисторов, Млн. 384 278 681
Частота графического процессора, МГц 625 (500 в 2D-режиме) 550 500 (1200 shader)
Частота(ы) видеопамяти, МГц 1600 (1200 в 2D-режиме) 1400 1600
Объем памяти, Мб 256 / 512 256 / 512 320 / 640
Тип поддерживаемой памяти GDDR3 GDDR3 GDDR3 / GDDR4
Разрядность шины обмена с памятью, Бит 256 320
Интерфейс PCI-Express x16
Число шейдерных пиксельных процессоров, шт. 48 24 96*
Число шейдерных вершинных процессоров, шт. 8 8
Число текстурных блоков, шт. 16 24 24
Число блоков растеризации (ROP’s), шт. 16 16 20
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 3.0 / 3.0 4.0 / 4.0
Полоса пропускания видеопамяти, Гб/сек ~50.0 ~38.4 ~62.0
Требования к мощности блока питания, Ватт ~500 ~ 500 ~ 400
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) 220 x 100 x 31 230 x 100 x 38 228 х 100 х 39
Выходы 2 x DVI (Dual link), TV-Out, HDTV-Out
Рекомендованная / розничная** стоимость на момент публикации статьи (долларов США) 349 / 333 279 / 312 299 / 357 (320Мб)
399 / 448 (640Мб)
* - число унифицированных шейдерных процессоров;
** - средняя цена из первых 20 видеокарт по розничной выборке Price.ru по состоянию на 13 марта 2007 г.

4. Тестовая конфигурация и методика тестирования

Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUSTek P5B Deluxe/WiFi-AP (Intel P965), LGA 775, BIOS 1004;
  • Процессор: Intel Core 2 Duo E6400 2133 МГц, FSB 266 МГц x 4, L2 2 x 1024 Кб, SL9S9 Malay, (Conroe, B2);
  • Система охлаждения CPU: Enzotech Ultra-X (~1650 об/мин);
  • Термоинтерфейс: Arctic Silver 5;
  • Оперативная память: 2 x 1024 Мб DDR2 PC6400 Corsair CM2X1024-6400C4 (SPD: 800 МГц, 4-4-4-12);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 320 Гб, Hitachi (HDT725032VLA360), 7200 об/мин, 16 Мб, NCQ;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver (на вдув, выдув и на боковой стенке корпуса установлены 120-мм корпусные вентиляторы Cooler Master, ~1200 об/мин, ~21 дБА);
  • Блок питания: MGE Magnum 500 (500 Ватт) + 80-мм вентилятор GlacialTech SilentBlade (~1700 об/мин, 19 дБА).
  • Монитор: LG FLATRON 795FT Plus (1600 x 1200 / 72Гц).
Учитывая, что видеокарты обладают достаточно высокой производительностью, процессор с увеличением напряжения до 1.5 В был разогнан до 3600 MHz или +68.8 %:

При этом оперативная память функционировала на частоте в 900 МГц с таймингами 4-4-3-8 при напряжении в 2.1 В.

Все тесты были проведены в операционной системе Windows XP Professional Edition SP2. Драйверы чипсета материнской платы - Intel Chipset Drivers версии 8.4.0.1009a. Использовались библиотеки DirectX 9.0с (дата релиза – февраль 2007 года), а также драйверы видеокарт: Catalyst 7.2, ForceWare 93.71 (для GeForce 7950 GT) и ForceWare 97.92 (для двух GeForce 8800 GTS). Использование разных версий драйверов для видеокарт на чипах nVIDIA обусловлено тем фактом, что ForceWare 97.92 уже не устанавливается на GeForce 7950 GT, ругаясь на несовместимость.

Опять же, ввиду достаточно высокой производительности тестируемых сегодня видеокарт все тесты в играх были проведены только в двух разрешениях: 1280 x 1024(960) и 1600 х 1200 при настройках качества графики в играх на максимум. Более того, было решено отказаться от тестов без использования методик улучшения качества графики, поэтому режим качества сегодня лишь один: "High Qual+AF16x+AA4x" (настройки в драйверах на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня х16, и полноэкранное сглаживание степени х4). Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было недоступно, то они выставлялись в панели управления драйверов Catalyst и ForceWare. Все возможные оптимизации анизотропной и трилинейной фильтрации в драйверах были выключены. Если игра поддерживает технологию HDR, то во время тестирования она была активирована.

Для проведения тестирования производительности видеокарты был использован следующий набор синтетических бенчмарков и игр:

  • 3DMark 2005 (Direct3D) – build 1.3.0, разрешение 1024 x 768, default settings;
  • 3DMark 2006 (Direct3D) – build 1.1.0, разрешение 1280 x 1024, default settings;
  • Serious Sam 2 (Direct3D) – версия игры 2.070, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики;
  • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.3.0 build 2393, демо-запись "d5" (160 МБ, WinRAR архив) на уровне "The NEXUS", детализация графики в игре "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования, файл конфигурации находится на персональной страничке;
  • F.E.A.R. – First Encounter Assault Recon (Direct3D) – версия игры 1.04, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = Off;
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion (Direct3D) – версия игры 1.1.511, максимальное качество, bloom effects, distant rendering, уровень "Aleswell – Forest", файл конфигурации;
  • Prey (OpenGL) – версия игры 1.2, максимальное качество, демо-запись "HWzone" из бенчмарка HardwareOC Prey Bench (опция "Boost graphics" активирована), двойной прогон демо-записи;
  • Company of Heroes (Direct3D) – версия игры 1.3.0, максимальное качество, встроенный бенчмарк производительности (подробнее настройки уже были описаны ранее);
  • Need For Speed: Carbon (Direct3D) – версия игры 1.2, максимальное качество (подробнее здесь и далее о настройках в разделе с результатами тестов новых игр), два круга по первой трассе в карьере;
  • Call Of Juarez (Direct3D) – версия игры 1.0.0.0En SC, максимальное качество, собственная демо-запись на 8 эпизоде игры coj_demo (запуск командной строкой "coj.exe -input demo.rec -play");
  • Gothic 3 (Direct3D) – версия игры 1.09, shader 3.0, максимальные настройки качества графики;
  • Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas – версия игры 1.01, максимальное качество, начало первого уровня кампании.

Легко заметить, что в тестовом списке появились сразу четыре новые игры, в которых ранее видеокарты нами не тестировались. Подробнее о настройках графики при проведении тестирования в данных играх будет сказано ниже в разделах с их результатами.

Если в тестируемой игре нет встроенного счетчика FPS и возможности фиксации его среднего, а также минимального значений, то измерение производилось с помощью утилиты FRAPS. Во всех случаях фиксировался и указывался на диаграммах минимальный показатель FPS. Мониторинг использования видеопамяти проводился на GeForce 8800 GTS 640 Мб разогнанной до 648/2120 МГц.

5. Результаты тестов производительности видеокарт и их анализ

Изучение результатов тестирования начнём с синтетических бенчмарков компании Futuremark, тестирование в которых проводилось с настройками по-умолчанию.

3DMark 2005

3DMark 2006

В обоих синтетических бенчмарках расстановка видеокарт одинакова. GeForce 7950 GT набирает меньше всех "попугаев", а Radeon X1950 XT опережает его с довольно приличным запасом. Ещё больше преимущества у пары GeForce 8800 GTS, между которыми разница в производительности едва заметна и, скорее всего, является следствием отличий в таймингах работы видеопамяти, а не в её объеме.

Перейдём к рассмотрению результатов в реальных играх, начав со старых, но все ещё незабытых хитов.

Serious Sam 2

Чем-то похожий на мультик безбашенный шутер Serious Sam 2 даже на максимальных настройках качества графики и в высоких разрешениях задействует менее 170 МБ видеопамяти:

Здесь и везде далее на графиках мониторинга использования видеопамяти первый "бугор" для разрешения 1280 х 1024, а второй для 1600 х 1200. Столь минимальная зависимость от объема установленной на видеокарту памяти, конечно же, никоим образом не сказалась на разнице в производительности двух версий GeForce 8800 GTS:

Только за счёт выдающегося разгона GeForce 8800 GTS 640 Мб удается немного оторваться от своей младшей "сестры". Но это лишь частный случай. Напомню вам, что игра Serious Sam 2 вышла около полутора лет назад, а комфорт на максимальных настройках и в обоих используемых сегодня разрешениях могут обеспечить только видеокарты серии GeForce 8800 GTS. Прискорбно для владельцев топовых видеокарт предыдущего поколения, надо сказать. Отмечу, что, несмотря на незначительную разницу в среднем фрейм-рейте между Radeon X1950 XT и GeForce 7950 GT, последняя обеспечивает более высокое минимальное число кадров в секунду, поэтому выглядит предпочтительнее для поклонников старого доброго Сэма.

Quake 4

Сначала смотрим на мониторинг использования видеопамяти:

Мда... Если "Ultra" качество Quake 4 оставляет "за бортом" даже 512-мегабайтные видеокарты, то что уж тут говорить про 320 Мб GeForce 8800 GTS? Ответ ниже:

Разница между 640 Мб и 320 Мб GeForce 8800 GTS просто огромна! Минимальный фрейм-рейт на 640-мегабайтной видеокарте выше, чем средний на 320 Мб. Но посмотрите – в разрешении 1600 х 1200 и самом качественном режиме с использованием анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания GeForce 8800 GTS 320 Мб обеспечивает ~60 FPS при минимальных 33. Этого вполне достаточно для комфортной игры. В 1280 х 1024 результаты ещё выше. В общем, разница между картами есть, она существенна, но для комфортной игры в Quake 4 будет достаточно практически любой из тестируемых сегодня видеокарт, включая и GeForce 8800 GTS с её наименьшим объемом видеопамяти.

F.E.A.R.

Также старенький шутер, остающийся все ещё популярным благодаря удачному дополнению "Exaction Point", вышедшему сравнительно недавно, в разрешении 1600 х 1200 требует от видеокарты немногим больше 320 Мб, которые и есть в распоряжении GeForce 8800 GTS:

Тем не менее, на производительности данный факт сказывается только в разрешении 1600 х 1200, так как в 1280 х 1024 разница между двумя GeForce 8800 GTS составляет лишь два кадра в секунду:

Неожиданно высокие результаты демонстрирует Radeon X1950 XT, опережающий не только GeForce 7950 GT, но и GeForce 8800 GTS 320 Мб. Однако это скорее исключение из правил, так как уже в следующей игре видеокарты прошлого поколения показывают удручающе низкий фрейм-рейт.

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Судя по мониторингу использования видеопамяти, для качественных режимов The Elder Scrolls IV: Oblivion и разрешений от 1280 х 1024 необходимо более 300 Мб видеопамяти:

Смотрим на результаты тестирования видеокарт:

Radeon X1950 XT и GeForce 7950 GT не позволяют их владельцам комфортно играть при таких настройках качества графики. А вот GeForce 8800 GTS 320 Мб, хоть и немного отстает от 640-мегабайтной версии, но обеспечивает оверклокерам вполне достаточный фрейм-рейт даже в разрешении 1600 х 1200. Вот вам и пожалуйста – необходимый минимум.

Prey

В данной игре мониторинг использования видеопамяти проводился и в разрешении 1024 х 768:

Как видите, тот же движок, что и в Quake 4, очень охотлив до объема локальной видеопамяти, потребляя в среднем более 400 Мб. А вот на результатах тестирования обеих GeForce 8800 GTS такая потребность сказалась минимально:

В дополнение отмечу лишь примерное равенство между Radeon X1950 XT и GeForce 7950 GT, а также их существенное отставание от пары GeForce 8800 GTS. Тем не менее, в 1280 х 1024 в Prey играть можно и на старых картах.

Company of Heroes

Встроенный в игру Company of Heroes бенчмарк имеет весьма отдаленное отношение к реальной игре, но все же потребляет просто-таки огромное количество видеопамяти! Посмотрите:

Даже GeForce 8800 GTS 640 Мб (на которой и проводилось тестирование потребления видеопамяти) в разрешении 1600х1200 позаимствовала почти 50 Мб из оперативки. Можно предположить, что куда уж тут 320 Мб видеокартам? Но оказалось всё не так плохо:

Разница в производительности между 640- и 320-мегабайтными видеокартами есть, но ощутима она, пожалуй, только в разрешении 1600 х 1200, где лишь одна разогнанная GeForce 8800 GTS 640 Мб обеспечивает комфортный уровень производительности в данной игре. Впрочем, в стратегиях реального времени показатель FPS, обеспечивающий нормальный игровой процесс, как правило, ниже, чем в шутерах.

Need For Speed: Carbon

Во время проведения тестирования в данной игре все настройки качества графики были выставлены на максимальную детализацию. Подробнее они выглядят следующим образом:

  • Anti-Aliasing = 4X;
  • Texture Filtering = Anisotropic;
  • Shader Detail = High;
  • V-Sync = Off;
  • World Detail = Maximum;
  • Road Reflection Detail = High;
  • Car Detail = High;
  • Car Reflection Update Rate = High;
  • Rain = On;
  • Visual Treatment = High;
  • Motion Blur = On;
  • Particle System = On.

Тестирование проводилось на самой первой трассе и включало в себя прохождение двух небольших по протяженности кругов с парой соперников:

Мониторинг использования видеопамяти в данной игре позволяет понять, что Need For Speed: Carbon по современным меркам нетребовательная к объему видеопамяти игра:

Даже в разрешении 1600 х 1200 с использованием полноэкранного сглаживания и "анизо" игра не потребляет выше 270 Мб видеопамяти.

А теперь результаты тестирования видеокарт:

Как и следовало ожидать, различий в уровне производительности между GeForce 8800 GTS 320 Мб и 640 Мб нет. Кроме этого хотелось бы отметить очень низкий фрейм-рейт на GeForce 7950 GT. Скорее всего, проблема в драйверах, так как почти двукратное превосходство Radeon X1950 XT над данной видеокартой выглядит необъяснимо.

Call Of Juarez

Тестирование в ещё одной относительно новой игре – Call Of Juarez – проводилось со следующими настройками качества графики:

  • Shader model = 3.0;
  • Antialiasing = 4X;
  • Texture filtering = Anisotropic;
  • Shadows = High;
  • Shadow map size = 2048;
  • Depth of field = On;
  • Quick body disappear = Off;
  • Material Quality = High;
  • Texture Quality = High;
  • Foliage quality = High.

Для проведения тестов была записана демка в самом начале восьмого эпизода, включающая короткую перестрелку с индейцами:

Игра даже в тяжелых режимах графики оказалась не слишком требовательна к объему используемой видеопамяти, запросив в пике загрузки лишь 268 Мб:

А вот в плане нагрузки на графический процессор и видеокарту в целом игра оказалась очень серьёзной. Посмотрите на результаты тестирования:

Наблюдаем низкий показатель среднего FPS в обоих разрешениях. А в 1600 х 1200 комфортно играть в Call Of Juarez можно только на разогнанных GeForce 8800 GTS, разница в производительности между которыми находится в пределах погрешности.

Gothic 3

Детализация во время проведения тестов в данном безусловном хите современности была следующая:

В качестве теста использовалась пробежка вокруг небольшого поселения в пустыне с короткой схваткой с тремя кочевниками, каким-то путешественником, неудачно пожелавшим подружиться, и попутным "срубанием" танцующей дамы в восточном наряде.

Как оказалось, в обоих разрешениях игра требует более 320 Мб видеопамяти, которые есть у недорогой версии GeForce 8800 GTS:

И данный факт тут же не преминул сказаться на результатах. Посмотрите на преимущество 640-мегабайтной видеокарты:

Да уж, поклонникам Готики 3 стоит задуматься при выборе видеокарты для данной игры, так как даже Radeon X1950 XT в разрешении 1280 х 1024 оказывается быстрее чем GeForce 8800 GTS 320 Мб, не говоря уже про огромный проигрыш последней видеокарте GeForce 8800 GTS 640 Мб.

Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas

Красивый и реалистичный шутер менее популярен, чем третья Готика, но по степени насыщенности графики данная игра даст фору большинству своих конкурентов. Перечислю настройки, при которых проводилось тестирование:

  • Hardware Skinning = On;
  • High Dynamic Range = On;
  • Shadow Quality = High;
  • Motion Blur = On;
  • Blur Quality = Very High;
  • Eye Adaptation Effect = On.

В качестве тестовой сцены был выбран первый уровень сразу же после высадки с вертолета и проход с огнём и с взрывами до чекпоинта:

Замечу, что, судя по мониторингу использования видеопамяти игрой, вполне будет достаточно карты с объемом памяти в 256 Мб:

Только вот где же такую видеокарту найти, если даже очень быстрые на сегодня GeForce 8800 GTS способны обеспечить комфортные ощущения лишь в разрешении 1280 х 1024 и то только после разгона:

В разрешении 1600 х 1200 ни одна из тестируемых сегодня видеокарт не позволяет геймеру комфортно чувствовать себя в данной игре. Преимущества 640-мегабайтной GeForce 8800 GTS над 320-мегабайтной видеокартой нет.

Заключение

Так что же в итоге? Нужно ли переплачивать за дополнительные 320 Мб видеопамяти или нет? В сегодняшнем тестировании только в двух играх разница между видеокартами GeForce 8800 GTS с разным объемом памяти оказалась значительной. Это Quake 4 и Gothic 3. Лишь две, но какие это игры! Ещё есть заметные отличия в F.E.A.R. и Company of Heroes в разрешениях 1600 х 1200 и всё. Эта разница хорошо видна по сводной диаграмме тестирования, где за 100 % производительности приняты показатели GeForce 8800 GTS 640 Мб:

Впрочем, несмотря на столь малое количество игр из тестов данной статьи, в которых можно наблюдать подавляющее преимущество 640 Мб версии видеокарты, я бы рекомендовал не экономить и брать полную GeForce 8800 GTS. Поясню почему.

Во-первых, появившиеся в американской рознице предложения GeForce 8800 GTS 320 Мб за 269 долларов США вовсе не означают, что в скором времени такие цены ждут и нас с вами, а значит сейчас ориентироваться при покупке такой видеокарты приходится на стоимость в 350 долларов США и выше. При этом сегодня GeForce 8800 GTS с объемом памяти в 640 Мб стоит в среднем на 80-90 долларов США дороже. Такая переплата при довольно высокой стоимости видеокарт в целом не выглядит чем-то устрашающим и уж точно не является критичной. Во-вторых, новые игры, как правило, становятся всё требовательнее не только к производительности графического процессора, но и к объему памяти видеокарты. Никто не даст гарантию, что в первой половине года не выйдет пара-тройка хитов с такими же потребностями, как у Quake 4 и Gothic 3. Или вы приобретаете видеокарту лишь на полгода? Решение остается за вами.

В отношении соперничества GeForce 8800 GTS 320 Мб с Radeon X1950 XT 512 Мб и GeForce 7950 GT 512 Мб, стоит отметить, что только в F.E.A.R. (в разрешении 1600 х 1200) и Gothic 3 Radeon X1950 XT 512 Мб может на равных конкурировать с 8800 GTS 320 Мб. Во всех остальных случаях обе видеокарты выглядят слабее, и их преимущество в объеме видеопамяти не сказывается на производительности. Характерные примеры: Quake 4, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Prey и Company of Heroes. Всем этим играм требуется более 320 Мб видеопамяти и при этом GeForce 8800 GTS лидирует, а порой и с заметным отрывом. Помочь "выжить" на рынке Radeon X1950 XT и GeForce 7950 GT может только снижение на них стоимости, но, на мой взгляд, это вряд ли уже произойдет до полного исчезновения таких карт из продажи.

Ещё пару слов. Наверное, можно сетовать на то, что в сегодняшней статье не проведены тесты на платформе без разгона процессора и с более медленной оперативной памятью с меньшим объемом, ведь в этом случае разница между 320- и 640-мегабайтными картами, возможно, была бы более заметна. Однако, здесь смею возразить, что приобретать видеокарту за $350 для слабой платформы с процессором за $70 и 1 Gb бюджетной оперативной памяти (примерно такой же стоимости) вряд ли кто-то когда-то станет. Поэтому смысла в таком тестирования лично я не вижу.

Дискуссии по теме статьи в конференции Overclockers.ru:

Сергей Лепилов aka Jordan

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Комментарии 106 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают