ATI Radeon X1650 XT: новый конкурент для NVIDIA GeForce 7600 GT?
- Предисловие
- 1. Технические характеристики ATI Radeon X1650 XT и NVIDIA GeForce 7600 GT
- 2. Видеокарта PowerColor Radeon X1650 XT 256 Mb, её особенности и температурный режим
- 3. Конфигурация тестового стенда и методика тестирования
- 4. Производительность ATI Radeon X1650 XT в сравнении с NVIDIA GeForce 7600 GT
- Заключение
Предисловие
Если сегодня оверклокеру при выборе видеокарты установить верхний предел $180-200, то, думаю, что большинство из нас с вами выберут видеокарту GeForce 7600 GT с объемом памяти в 256 Mb. Огромный ассортимент таких видеокарт на розничном рынке, версии со стандартными и повышенными частотами, различные комплектации и системы охлаждения, отличный оверклокерский потенциал и достаточно простой в реализации "карандашный" вольтмод – все это не может не привлечь внимание потенциальных покупателей данной видеокарты.
Компания ATI так просто наблюдать за этим "безобразием", конечно же, не могла и достаточно быстро попробовала было противопоставить GeForce 7600 GT видеокарту Radeon X1800 GTO, однако ей так и не суждено было стать соперником GeForce 7600 GT. И дело здесь не в производительности, а в том, что Radeon X1800 GTO находилась (и сейчас находится) в другом ценовом диапазоне. Попытка ATI временно "заткнуть брешь" в ценовом сегменте до 200 долларов США удешевлением видеокарт линейки X1800, на мой взгляд, провалилась.
Наконец, за вполне успешным анонсом RV570 (Radeon X1950 Pro) пришло время выхода нового графического чипа RV560 и видеокарт на его основе, именуемых Radeon X1650 XT. Уже по анонсу видно, что ATI не стала повторять своих ошибок с релизом Radeon X1600 XT, когда рекомендованная стоимость составляла 249(!) долларов США (правда потом была резко снижена до 199, а сегодня такие видеокарты с объемом памяти в 256 Mb можно приобрести не более чем за 150 долларов США). Рекомендованная стоимость Radeon X1650 XT составляет всего лишь $149, и, скорее всего, барьер в 200 долларов США, даже с учетом "аппетитов" продавцов и новизны видеокарты, RadeonX1650 XT вряд ли перешагнет.
реклама
Насколько удачной оказалось новое графическое решение? Сможет ли Radeon X1650 XT на равных соперничать с основательно закрепившейся в этом секторе рынка GeForce 7600 GT? Велико ли тепловыделение? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в сегодняшнем материале.
1. Технические характеристики ATI Radeon X1650 XT и NVIDIA GeForce 7600 GT
Характеристики новинки от ATI рассмотрим ниже в таблице в сравнении с её прямым конкурентом – NVIDIA GeForce 7600 GT:
Наименование технических характеристик | ATI Radeon X1650 XT | NVIDIA GeForce 7600 GT |
Наименование графического процессора | RV560 | G73 (TSMC) |
Техпроцесс, мкм | 0.08 | 0.09 |
Площадь ядра, кв.мм | 270 | 127 |
Число транзисторов, млн. | н/д | 177 |
Рабочие частоты графических процессоров, MHz | 600 | 560 |
Рабочие частоты видеопамяти, MHz | 1400 | |
Объем памяти, Mb | 256, 512 | |
Тип памяти | GDDR3 | |
Разрядность шины обмена с памятью | 128 bit | |
Интерфейс | PCI-Express x16 / AGP | |
Число шейдерных пиксельных конвейеров, шт. | 24 | 12 |
Число текстурных процессоров, шт. | 8 | 12 |
Число шейдерных вершинных конвейеров, шт. | 8 | 5 |
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders | 3.0 / 3.0 | |
Теоретическая скорость выборки текстур, Mtex./s | ~7130 | ~6720 |
Полоса пропускания памяти, Gb/s | ~ 21.7 | ~22.4 |
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, W | н/д | < 40 |
Требования к мощности блока питания, W | ~350 | ~350 (400 для SLI) |
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) | 130 х 100 х 25 | 170 x 100 x 15 |
Выходы | 2 x DVI (Dual-Link), TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO | |
Дополнительно | поддержка технологии CrossFire | поддержка SLI режима |
Рекомендованная | розничная стоимость видеокарты на момент публикации статьи, долларов США | 149 | н/д | 139 | ~155* |
2. Видеокарта PowerColor Radeon X1650 XT 256 Mb, её особенности и температурный режим
Для тестирования нам был предоставлен предсерийный образец в небольшой белой коробке, в которой кроме видеокарты находился диск с драйверами (Catalyst 6.10 beta).
Видеокарта производства компании PowerColor выполнена на текстолите ярко красного цвета:

Толщина небольшой по высоте и ширине системы охлаждения равна 25 мм., что не должно помешать установке карт расширения в соседний PCI-слот материнской платы. Разъем для подключения дополнительного питания видеокарты отсутствует, так как её потребление невелико. Два разъема на верхней части платы (такие же, как и у рассмотренной ранее X1950 Pro) предназначены для объединения видеокарт в режим CrossFire.
Видеокарта оснащена PCI-Express x16 интерфейсом и имеет два цифровых выхода (Dual-Link с поддержкой высоких разрешений) и TV-выход:
реклама

Кто внимательно следит за новостями на страницах Overclockers.ru тот уже наверняка знает, что Radeon X1650 XT будет выпускаться и с интерфейсом AGP, что позволит пока ещё достаточно большому числу пользователей модернизировать свою графическую подсистему.
Оборотная сторона видеокарты ничем примечательным не выделяется:

Без системы охлаждения плата выглядит следующим образом:

Все 4 чипа памяти видеокарты расположены с лицевой стороны. Объем видеопамяти составляет 256 Mb, но на Radeon X1650 XT возможна установка и 512 Mb памяти.
Система охлаждения видеокарты представляет собой медную пластину в основании с припаянной к ней алюминиевой гребенкой с тонкими ребрами. Сверху конструкцию закрывает пластиковый кожух с рисунком, завершающийся турбиной:

Турбина подключается к видеокарте трёхконтактным разъемом. Во время работы турбина не изменяет свои обороты и работает ощутимо громко. С учетом низкого энергопотребления и тепловыделения видеокарты турбину можно было бы сделать и потише.
В качестве термоинтерфейса между графическим чипом и основанием радиатора системы охлаждения применена жидкая термопаста белого цвета:

Кулер крепится четырьмя винтами по периметру чипа. Две резиновых прокладки предназначены для предотвращения перекоса кулера и скола графического процессора, так как последний не имеет защитной рамки.
Графический процессор видеокарты RV560 XT выпущен на Тайване на 27-й неделе текущего года:

реклама
Чип функционирует на частоте в 594 MHz (600 MHz по характеристикам), одинаковой как для 3D, так и для 2D-режима. Число пиксельных и шейдерных вершинных конвейеров равно 24 и 8, соответственно.
Видеокарта оснащена 4 микросхемами памяти стандарта GDDR3 производства компании Infineon с номинальным временем доступа в 1.4 нс:

Частота работы памяти видеокарты составляет 1390 MHz при заявленных по техническим характеристикам 1400 MHz. Маркировка чипов памяти видеокарты – HYB18H512321AF-14. К сожалению, ширина шины обмена с памятью равна 128 Bit и это сильно ограничивает производительность видеокарты. С другой стороны, 256-битная шина потребовала бы более дорогую PCB и, в конечном итоге, Radeon X1650 XT не попала бы в предназначенный ей ценовой сегмент.
Одна из последних версий информационно-диагностической утилиты Everest отображает о видеокарте Radeon X1650 XT следующую информацию:

С разгоном Radeon X1650 XT возникли почти такие же проблемы, как и с разгоном Radeon X1950 Pro. К сожалению, отличия заключались в том, что в случае с PowerColor Radeon X1650 XT не удалось разогнать не только графический процессор, но и память видеокарты. Надеюсь, с появлением серийных продуктов на чипе RV560 мы, наконец, сможем изучить оверклокерский потенциал новых видеокарт.
Пришло время проверки температурного режима рассмотренной видеокарты. Для этого использовался восьмикратный прогон теста Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 с использованием анизотропной фильтрацией уровня 16x (без полноэкранного сглаживания). В результате чего в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в 18 градусов Цельсия были получены следующие температурные показатели PowerColor Radeon X1650 XT:

70 градусов по GPU и 49 по температуре платы в целом – много это или мало для 0.08 мкм чипа и работы видеокарты на номинальных частотах? На мой взгляд, все-таки многовато. Быть может, просто система охлаждения видеокарты не обладает должной эффективностью? Проверим это, заменив родной кулер на Zalman VF900-Cu LED в тихом режиме работы на ~1650 RPM:

Температура графического процессора упала на 10 градусов Цельсия, а температура окружения даже выросла на 5, но это мы уже не раз могли наблюдать при установке Zalman VF900-Cu LED. Добавлю, что стандартная турбина системы охлаждения PowerColor Radeon X1650 XT все же ощутимо шумит.
В завершение данного раздела статьи остается дополнить обзор рассмотренной видеокарты ссылкой на её BIOS (35.5 Kb, WinRAR архив).
3. Конфигурация тестового стенда и методика тестирования
Так как рекомендованная ATI стоимость Radeon X1650 XT составляет 149 долларов США, то выбрать ей конкурента особого труда не составляет. Им стала NVIDIA GeForce 7600 GT 256 Mb производства компании SYSCONN. Данная видеокарта тестировалась как на номинальных частотах в 560/1400 MHz, так и при разгоне до 680/1580 MHz (c отрицательной дельтой геометрического блока GPU в 90 MHz).
Тестирование видеокарты Radeon X1650 XT и её сегодняшнего конкурента было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
- Материнская плата: ASUSTek P5B Deluxe/WiFi-AP (Intel P965), LGA 775, BIOS 0711;
- Процессор: Intel Core 2 Duo E6300 1866 MHz, 266 x 4 MHz FSB, L2 2 x 1024 Kb, SL9SA Malay, (Allendale, B2);
- Система охлаждения CPU: Thermaltake Big Typhoon + Noctua NF-S12 120-мм fan (~800 RPM, ~7 dBA);
- Термоинтерфейс: Zalman CSL850;
- Оперативная память: 2 x 1024 Mb DDR2 PC6400 Corsair CM2X1024-6400C4 (SPD: 800 MHz, 4-4-4-12);
- Дисковая подсистема: SATA-II 320 Gb, Seagate Barracuda 7200.10 (3320620AS), 7200 RPM, 16 Mb, NCQ;
- Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + на вдув 120-мм корпусный вентилятор Coolink SwiF 120 mm (~1200 RPM, ~24 dBA) + на выдув и на боковой стенке 120-мм корпусные вентиляторы Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA);
- Блок питания: MGE Magnum 500 (500 W) + 80-мм вентилятор GlacialTech SilentBlade (~1700 RPM, 19 dBA).
- Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).
Процессор Intel Core 2 Duo Е6300 с увеличением напряжения до 1.5 V был разогнан до 3450 MHz. Оперативная память функционировала на частоте в 986 MHz при таймингах 4-4-4-12.
Все тесты были проведены в операционной системе Windows XP Professional Edition SP2. Драйверы чипсета материнской платы – Intel Chipset Dirvers версии 8.1.1.1001. Использовались библиотеки DirectX 9.0с (дата релиза – август 2006 года), а также драйверы видеокарт ForceWare 91.47 и Catalyst 6.10 beta.
Тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024 при следующих настройках качества графики:
- "High Qual" – настройки драйвера на "High Quality", анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание выключены;
- "High Qual+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня х16, и полноэкранное сглаживание степени х4.
Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было недоступно, то их изменение выполнялось из панелей управления драйверов ForceWare и Catalyst. Все оптимизации анизотропной и трилинейной фильтрации в драйверах были выключены. Catalyst A.I. деактивирован.
Для проведения тестирования производительности видеокарты был использован следующий набор синтетических бенчмарков и игр:
- 3DMark 2005 – build 1.2.0, разрешение 1024 x 768, default settings;
- 3DMark 2006 – build 1.0.2, разрешение 1280 x 1024, default settings;
- Serious Sam 2 (Direct3D) – версия игры 2.070, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики (подробнее они были описаны ранее);
- Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.3.0 build 2393, новое собственное записанное демо "d5" на уровне "The NEXUS", детализация графики в игре – "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования, файл конфигурации находится на персональной страничке;
- Call Of Duty 2 (Direct3D) – версия игры 1.3, настройки текстур выставлены на уровень "Extra", уровень "Fortress Stalingrad", файл конфигурации и демо-запись "d1" (614.8 Kb) вы можете скачать с моей персональной странички;
- F.E.A.R. – First Encounter Assault Recon (Direct3D) – версия игры 1.04, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = On;
- The Elder Scrolls IV: Oblivion (Direct3D) – версия игры 1.1.425, максимальное качество, bloom effects, distant rendering, уровень "Aleswell – Forest", файл конфигурации;
- Tomb Raider: Legend (Direct3D) – версия игры 1.2, максимальное качество, Next generation content = On, уровень "Bolivia";
- Prey (OpenGL) – версия игры 1.1, максимальное качество, демо-запись "HWzone" из бенчмарка Prey Bench (опция "Boost graphics" активирована), двойной прогон демо-записи.
Остается добавить, что если в игре нет встроенного счетчика FPS и возможности фиксации его среднего значения, то измерение производилось с помощью утилиты FRAPS. В том случае, когда при проведении тестирования в полученных результатах присутствовал минимальный показатель FPS, он указывался на диаграммах.
4. Производительность ATI Radeon X1650 XT в сравнении с NVIDIA GeForce 7600 GT
Результаты тестирования Radeon X1650 XT на диаграммах отмечены красным тоном, а NVIDIA зеленым. Посмотрим, что получилось.
3DMark 2005 & 3DMark 2006


В обоих синтетических бенчмарках лидирует Radeon X1650 XT. Причем разгон помогает GeForce 7600 GT опередить сегодняшнего конкурента только в 3DMark 2006, а в прошлогодней версии данного бенчмарка преимущество новинки от ATI непоколебимо.
Serious Sam 2


Достаточно интересно складывается ситуация в Serious Sam 2. В легких режимах качества графики Radeon X1650 XT опережает конкурента в обоих разрешениях. Разгон GeForce 7600 GT позволяет ему лишь немного приблизиться к потенциальному сопернику на рынке. При этом, если активировать полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию, Radeon X1650 XT начинает немного проигрывать GeForce 7600 GT. Правда фрейм-рейт снижается настолько, что комфортно играть в Serious Sam 2 на обеих видеокартах вряд ли получится.
Quake 4


Отличные результаты демонстрирует Radeon X1650 XT и в Quake 4. Во всех графических режимах и двух разрешениях данная видеокарта оказывается быстрее, чем GeForce 7600 GT. Оверклокинг последней не исправляет ситуацию. Учитывая, что Radeon X1950 Pro (RV570) также не уступил соперникам в данной игре, то, как это ни парадоксально, но в Quake 4 быстрее видеокарты на новых чипах ATI.
Call Of Duty 2


Во все ещё популярном боевике Radeon X1650 XT вновь "на коне" (применительно к игре правильнее сказать – на танке). Производительность новинки выше, чем у GeForce 7600 GT, а разгон позволяет ей лишь сравняться по производительности с Radeon X1650 XT в разрешении 1280 х 1024 при использовании полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Справедливости ради необходимо отметить, что комфортным на тестируемых сегодня картах можно назвать лишь самый "легкий" режим и разрешение 1024 х 768, в противном случае придется снижать настройки качества графики в игре, дополнительно активируя оптимизации в драйверах.
F.E.A.R.


И вновь лидирует Radeon X1650 XT. Оверклокинг GeForce 7600 GT позволяет опередить конкурента, но без разгона преимущество опять на стороне новинки от ATI.
The Elder Scrolls IV: Oblivion


Движок игры The Elder Scrolls IV: Oblivion всегда более благосклонно относился к архитектуре чипов ATI. Не стало исключением и сегодняшнее тестирование. Radeon X1650 XT оставил позади своего соперника в трех тестовых режимах из четырех. Разгон GeForce 7600 GT позволяет вернуть лидерство в качественных режимах графики. В целом средний фрейм-рейт очень низкий в данной игре, для владельцев Radeon X1650 XT и GeForce 7600 GT качественные режимы графики останутся непозволительной роскошью.
Tomb Raider: Legend


Первая и единственная игра из сегодняшнего тестирования, где между Radeon X1650 XT и GeForce 7600 GT наблюдается паритет. Чуть-чуть быстрее видеокарта на чипе NVIDIA, но разница столь мала, что при выборе между этими двумя видеокартами ею можно пренебречь. При разгоне GeForce 7600 GT не оставляет шансов сопернику, чего, впрочем, и следовало ожидать.
Prey


И последняя (и снова единственная) игра из тестируемых сегодня, где GeForce 7600 GT безоговорочно лидирует. Причем отрыв от Radeon X1650 XT довольно существенный.
Заключение
Наконец-то со второй попытки ATI удалось выпустить пусть пока и потенциального (рынок покажет), но все же конкурента для GeForce 7600 GT. Сделать это быстро было достаточно сложно, настолько видеокарта от NVIDIA оказалась удачной в плане производительности и перспективной в отношении снижения стоимости. Я уже сказал во введении, что первая попытка в лице ATI Radeon X1800 GTO так и осталась попыткой, ввиду высокой стоимости и редкости на розничном рынке. Насколько будет сопутствовать удача новинке Radeon X1650 XT – покажет время, но рекомендованная стоимость в 149 долларов США и преимущество в производительности в подавляющем большинстве игр говорит о вполне радужных перспективах.
Что же касается интереса к Radeon X1650 XT со стороны оверклокеров, то здесь пока все несколько туманно. Предоставленный на тестирование семпл не разгонялся ни на йоту, при любой попытке повышения частот стабильно вешая систему и изображая какую-то авангардную картину на мониторе. Остается надеяться, что со временем проблемы с оверклокингом Radeon X1650 XT будут решены. Подождем.
Дискуссии по теме статьи в конференции Overclockers.ru:
Сергей Лепилов aka Jordan
реклама
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила