GT, GT или XT? Сравниваем ATI Radeon X1900 GT с NVIDIA GeForce 7900 GT и Radeon X1800 XT

25 мая 2006, четверг 00:29

Введение

Пожалуй, только самые преданные поклонники и фанаты компании ATI не признают того факта, что с момента выхода NVIDIA GeForce 7800 GTX и до анонса Radeon X1900 XTX канадцы в Hi-End сегменте видеокарт все время находились в роли догоняющего. Впрочем, точно такая же ситуация была и с выпуском линейки Radeon X1800, да и в среднем (на тот момент) ценовом диапазоне Radeon X1600 XT не выдерживал конкуренции с GeForce 6800 GS, и не будь тогда на рынке удачного Radeon X800 GTO, неизвестно, какой финансовый отчет за 2005 год представила бы своим акционерам ATI. Надо сказать, что и в Low-End для X1300 Pro у NVIDIA уже был готов достойный ответ в лице GeForce 6600 DDR2. Совсем недавно ATI выпустила Radeon X1800 GTO, который поначалу должен был закрыть ценовую нишу до 300 долларов США, но спустя лишь пару недель после официального анонса его рекомендованная стоимость была снижена до $249, и уже сегодня такие видеокарты можно приобрести в пределах данной суммы.

Таким образом, получается, что в линейке выпускаемых ATI видеокарт образовалась "дыра" в ценовом диапазоне от 250 до 350 долларов США. Конечно же, здесь есть представитель предыдущего поколения графических карт на чипах ATI – Radeon X1800 XL, но он не выдерживает никакой конкуренции с GeForce 7800 GT и постепенно приближающемуся к отметке в $350 GeForce 7900 GT. Нельзя здесь не вспомнить и про Radeon X1800 XT с объемом памяти в 256 Mb, который по стоимости на сегодняшний день держит паритет с уже названным мною GeForce 7900 GT. И вот, ATI пускает "под нож" часть чипов R580, изначально предназначенных для Hi-End карт Radeon X1900 XT (XTX), и выпускает Radeon X1900 GT с рекомендованной стоимостью в 299 долларов США, который до выхода продуктов на новом чипе RV570 и призван составить конкуренцию NVIDIA GeForce 7900 GT, рекомендуемого NVIDIA к продаже по той же цене.

Итак, Radeon X1900 GT представляет собой урезанную версию Radeon X1900 XT(XTX): число пиксельных конвейеров (процессоров) уменьшено с 48 до 36, а блоков растеризации с 16 до 12, а частоты снижены до 575/1200 MHz. Radeon X1900 GT оснащается объемом памяти в 256 Mb, однако, учитывая, что используется та же PCB что и у Radeon X1900 XT (XTX), вполне возможно, что вскоре нам удастся увидеть такие видеокарты с 512 Mb памяти на борту. Хотя, с другой стороны, есть информация, что количество Radeon X1900 GT ограничено тиражом лишь в 25000 штук и такие видеокарты, прежде всего, будут отпускаться OEM производителям, поэтому можно предположить, что в розничной продаже X1900 GT будет редким гостем. Такая же ситуация наблюдалась в прошлом году, когда были выпущены Radeon X800 GTO и GTO2, являющиеся урезанными версиями более мощных Radeon X850 XT (PE). В тот момент предполагалось, что тираж таких карт также будет ограничен, однако приобрести их можно свободно и по сей день.

На тестирование последовательно были предоставлены два семпла Radeon X1900 GT производства компаний Sapphire и PowerColor (TUL), с которыми мы вас сегодня и познакомим, изучим их комплект поставки, особенности, проверим температурный режим, оверклокерский потенциал и даже попытаемся переделать одну из карт в Radeon X1900 XT. Прежде чем приступить непосредственно к изучению видеокарт, я предлагаю вам посмотреть на технические характеристики ATI Radeon X1800 XT, Radeon X1900 GT и NVIDIA GeForce 7900 GT.

1. Технические характеристики ATI Radeon X1800 XT, Radeon X1900 GT и NVIDIA GeForce 7900 GT

Наименование технических характеристик ATI Radeon X1800 XT ATI Radeon X1900 GT NVIDIA GeForce 7900 GT
Дата релиза 30 ноября 2005 года (начало поставок) 5 мая 2006 года 9 марта 2006 года
Наименование графического процессора R520 R580 G71 (TSMC)
Техпроцесс, мкм 0.09
Рабочие частоты графических процессоров, MHz 625 (594 для 2D-режима) 575 (500 для 2D-режима) 450 (470 geometric)
Рабочие частоты видеопамяти, MHz 1500 1200 1320
Объем памяти, Mb 256 / 512 256 256
Тип памяти GDDR-3
Разрядность шины обмена с памятью, Bit 256
Интерфейс PCI-Express 16х
Число пиксельных процессоров (конвейеров), шт. 16 36 24
Число блоков растеризации, шт. 16 12 16
Число вершинных процессоров, шт. 8
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 3.0 / 3.0
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, W ~112 ~110 <50
Требования к мощности блока питания, W ~450 (550 для CrossFire) ~300 (550 для SLI)
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) 205 x 100 x 25 205 x 100 x 15 195 x 100 x 15
Выходы 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO и технологии Avivo 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO
Рекомендованная / розничная* стоимость на момент публикации статьи, долларов США 256 Mb - 299 / 350 299 / 400 299 / 372
512 Mb - 349 / 391
* - средняя цена из первых 20 записей по выборке Price.ru на 21 мая 2006 г.

2. Знакомимся с первыми продуктами на основе Radeon X1900 GT

Sapphire Radeon X1900 GT 256 Mb





Видеокарта поставляется во вполне типичной для Sapphire коробке, оформление которой уже хорошо знакомо нашим постоянным читателям:

В комплект поставки с видеокартой Sapphire Radeon X1900 GT включены следующие аксессуары:

  • коаксиальный кабель;
  • кабель S-Video;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • разветвитель с S-Video на коаксиальный кабель;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
  • шнур для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • буклет и инструкция по установке видеокарты и драйверов;
  • голографическая наклейка с логотипом Sapphire.

Кроме того, в коробке вы можете обнаружить четыре компакт-диска:

  • компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой triXX;
  • компакт-диск с лицензионной версией программы PowerDVD 6;
  • компакт-диск с лицензионной версией программы Power Director 4 DE;
  • DVD "Sapphire Select".

Видеокарта Radeon X1900 GT выполнена на PCB дизайна Radeon X1900 XTX/XT. Большую часть довольно длинной платы (205 мм.) из текстолита красного цвета закрывает однослотовая система охлаждения, лицевая сторона которой оформлена в том же стиле, что и фронтальная сторона коробки:

Вся память видеокарты расположена с её лицевой стороны, поэтому на оборотной можно отметить лишь X-образную крепежную пластину, довольно сильно прижимающую радиатор системы охлаждения к графическому процессору:





Две наклейки на оборотной стороне платы противоречат друг другу в части наименования платы: верхняя говорит о том, что перед нами Radeon X1900 GT:

Нижняя рапортует о Radeon X1900 GTO:

Видеокарта оснащена PCI-Express х16 интерфейсом и имеет два цифровых (DVI) выхода и TV-выход:

Страна производства – Китай. Однослотовая система охлаждения видеокарты представляет собой точную копию системы охлаждения Radeon X1800 XL/GTO:

Все никак не перестану удивляться логике инженеров, разрабатывающих такие системы охлаждения, и упорству компаний, оснащающих ими свои видеокарты. Уже не раз проверка эффективности данного кулера показывала, что для серьезного разгона видеокарты он малопригоден, шумит в 3D-режиме неприемлемо громко, да и эти термоподушки в местах контакта с чипами памяти нисколько не способствуют организации быстрой теплопередачи... Может они вообще не тестируют видеокарты на температурный режим? ;)

Без системы охлаждения видеокарта Sapphire Radeon X1900 GT выглядит следующим образом:





Выпущенный в начале апреля текущего года на Тайване графический процессор R580 внешне совершенно не отличается от изученного нами ранее GPU Radeon X1900 XT:

Sapphire Radeon X1900 GT оснащена 256 Mb видеопамяти стандарта GDDR-3 производства компании Samsung:

Номинальное время доступа памяти равно 1.4 нс, что примерно соответствует теоретической частоте в 1400 MHz, однако реальная частота работы памяти видеокарты несколько ниже и равна 1188 MHz (1200 MHz согласно спецификациям X1900 GT). Маркировка чипов памяти видеокарты – K4J55323QG-BC14.

Кроме того, видеокарта оснащена чипом ATI Rage Theatre, отвечающим за функции VIVO и обработку видеоизображения:

В завершении данной части статьи дополню предварительный обзор рассмотренной видеокарты ссылкой на её BIOS (35.2 Kb, WinRAR архив).

PowerColor Radeon X1900 GT 256 Mb





Второй участник сегодняшних тестов выпущен на свет компанией PowerColor, которая открыла свое представительство в России одновременно с выпуском Radeon X1900 GT. Символично, однако. Видеокарта данного производителя за исключением наклейки на верхней крышке системы охлаждения является копией продукта от Sapphire (или наоборот). Поэтому в данном разделе я предлагаю вам остановиться только на отличительных особенностях PowerColor Radeon X1900 GT 256 Mb.

Конечно же, первое отличие заключается в упаковке устройства:

На лицевой стороне упаковки от Radeon X1900 GT производства PowerColor приведены подробные характеристики "нового" графического чипа и видеокарты в целом. На оборотной – краткое описание технологии AVIVO, плюс те же характеристики, что и на лицевой, только уже на 6 языках, включая русский.

Кроме видеокарты в коробке можно обнаружить следующие компоненты:

  • кабель S-Video;
  • разветвитель с S-Video на коаксиальный кабель;
  • коаксиальный кабель;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
  • шнур для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • буклет и инструкция по установке видеокарты и драйверов;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты;
  • компакт-диск с программными продуктами компании CyberLink.

Игры в комплекте поставки PowerColor Radeon X1900 GT 256 Mb отсутствуют.

Видеокарта представляет собой копию эталонного дизайна и отличается от продукта Sapphire только наклейкой крышки системы охлаждения, на которой изображена Ruby с самурайским мечом:

Со стикерами на оборотной стороне видеокарты все в порядке: он один, зеленый и на нем написано, что в руках у меня Radeon X1900 GTO, так что сомнений быть не может. ;)

Графический процессор, ATI Rage Theatre и память видеокарты с точностью до маркировки совпали с приведенными мною выше GPU и памятью на плате Sapphire, поэтому в данном разделе статьи остается лишь дополнить ссылкой на BIOS PowerColor Radeon X1900 GT 256 Mb (35.2 Kb, WinRAR архив), в котором и отличия-то заключаются разве что в SubVendor ID.

Ну что же, с картами познакомились, теперь проверим их температурный режим работы, оверклокерский потенциал и попытаемся что-нибудь сделать с отключенными пиксельными конвейерами.

3. Температурный режим работы Radeon X1900 GT, оверклокерский потенциал и возможность переделки в X1900 XT

Прежде всего, был проверен температурный режим работы обеих видеокарт при использовании стандартной системы охлаждения. В закрытом корпусе системного блока с помощью восьмикратного прогона теста Firefly Forest из синтетического бенчмарка 3DMark 2006 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 2x и анизотропной фильтрацией уровня 16x, был в очередной раз подтвержден "пылкий нрав" серии Radeon X1900.

Почти 92 градуса по графическому процессору и 56 по видеокарте в целом, и это на номинальных частотах! О каком разгоне при таком охлаждении и столь высокой температуре вообще может идти речь? Довольно интересно, что по достижении высокой температуры турбина системы охлаждения резко повысила свои обороты со стартовых и относительно тихих ~2500 RPM до ~4500 RPM. Как следствие, возрос и уровень шума. На графике видно, что после такой автоматической регулировки оборотов вращения турбины произошло даже некоторое падение температуры, относительно пиковой. Добавлю, что максимальная скорость вращения турбины при условии ручной её регулировки достигает 6000 RPM и, благодаря издаваемому ею при этом звуку, врачи и психологи могут легко оценить негативное влияние шума на психику пользователя компьютера. ;)

Замена стандартного кулера на Zalman VF700-Cu (~2750 RPM) привела не только к уменьшению шума, но и к снижению температуры в номинальном режиме работы видеокарты до 60 градусов Цельсия по графическому процессору и до 40 градусов по видеокарте в целом. В этих условиях и проводилось изучение видеокарт в плане разгона.

К сожалению, оверклокерский потенциал графического процессора Sapphire Radeon X1900 GT как следует проверить не удалось. Дело в том, что данный экземпляр видеокарты не желал поднимать частоту графического процессора выше номинальной для 3D-режима (575 MHz). Более того, если не выставлять частоту вручную, то графический процессор видеокарты функционировал только на 500 MHz, что вполне нормально для 2D-режима, но совершенно неприемлемо для 3D, частота в котором должна составлять все те же 575 MHz. Прекрасно помня ещё со времен проведения тестов Radeon X1800 XT, что за регулировку частоты GPU и напряжения на нём отвечает сервис "ATI Hot Key Poller", устанавливаемый вместе с драйверами Catalyst, я проверил его наличие в памяти. Кроме того, был включен Overdrive на соответствующей вкладке в панели управления драйверов и даже переустановлены сами драйверы Catalyst с предварительной чисткой, но все усилия оказались тщетными – частота не желала автоматически повышаться до 575 MHz. Я не исключаю того, что виновата и моя тестовая система, но хотелось бы точно узнать причину данного бага. Здесь же остается добавить, что память видеокарты при разгоне стабильно функционировала на 1550 MHz.

Вышеописанных проблем с видеокартой производства PowerColor не наблюдалось, более того, по разгону памяти видеокарта продемонстрировала впечатляющие достижения, разогнавшись с номинальной частоты в 1188 MHz до 1728 MHz или +44 %! Отличный результат! Добавлю, что программное повышение напряжения на цепях ввода-вывода и чипах памяти GDDR-3 не приводило к улучшению оверклокерского потенциала видеопамяти.

В свою очередь, графический процессор PowerColor Radeon X1900 GT на номинальном напряжении (1.2 V для 2D-режима и 1.25 V для 3D) смог стабильно функционировать лишь на 630 MHz, что в процентном отношении равно лишь +9.5 %. Результат разгона GPU довольно посредственный. Предположив, что причина кроется в заниженном напряжении на чипе (напомню, что например у Radeon X1900 XTX в 3D оно равно 1.55 V) было решено проверить, действительно ли это так? Так как последняя доступная на момент подготовки материала бета-версия программы ATI Tool ещё не способна менять напряжения на Radeon X1900 GT, то изменения производились при помощи хорошо известной владельцам карт серии X1000 утилиты OverClocker. С постепенным повышением напряжения частота также ступенчато увеличивалась бета-версией RivaTuner, с последующим тестированием по указанной выше методике.

Таким образом, было определено, что при напряжении в 1.4 V графический процессор может стабильно работать на 716 MHz или +24.5 %. При таком разгоне PowerColor Radeon X1900 GT с процессором AMD Athlon 64 3200+, разогнанном до 2800 MHz, и при максимально скоростных настройках драйвера Catalyst 6.4 в 3DMark 2005 удалось набрать 11397 "попугаев".

Что интересно, после разгона температурный режим Radeon X1900 GT остался довольно скромен для видеокарты, работающей не только на повышенных частотах, но и увеличенном напряжении на GPU:

А что же с конвейерами? Да грустно пока в этом плане. Дело в том, что Radeon X1900 XT и XTX, BIOS которых можно попытаться прошить в Radeon X1900 GT, имеют объем памяти в 512 Mb, а 256 Mb версии к выпуску не планируются (по крайней мере, мне о таковых ничего не известно). Как мне кажется, в большей степени разница в объеме памяти видеокарт и стала причиной неудачной попытки прошивки BIOS от PowerColor Radeon X1900 XT 512 Mb. Предварительная проверка таймингов оригинального BIOS Radeon X1900 GT и Radeon X1900 XT показала, что отличия есть только в одном параметре – "Memory Refresh Rate", который в случае с Radeon X1900 XT был равен 1D, а у X1900 GT – 3B:

Даже после корректировки данного параметра и прошивки BIOS видеокарта хоть и стартовала, но ничего, кроме мешанины иероглифов, на экране было невозможно разобрать. Вполне может быть, что причина кроется и в отличиях в других таймингах работы памяти видеокарт, а не только в её объеме. Однако, привести в соответствие прочие тайминги не представляется возможным из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения. Нормальное функционирование видеокарты было восстановлено с помощью прошивки оригинального BIOS вслепую с помощью заранее подготовленной дискеты.

Между тем, не стоит терять надежды на разблокировку отключенных конвейеров, так как видеокарты Radeon X1900 GT пока еще практически не распространены и, надеюсь, что гуру оверклокинга и модификаций ещё смогут порадовать нас с вами успешными преобразованиями.

4. Конфигурация тестового стенда, операционная система, драйверы, бенчмарки и игры, методика тестирования

Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ABIT AN8 SLI (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.2.0;
  • Процессор: AMD Athlon 64 3200+ 2000 MHz, 1.40 V, 512 Kb, Cool&Quiet - Disable, (Venice, E6).
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon "Hands Edition", ~1600 RPM, ~16-21 dBA;
  • Термоинтерфейс: Coollaboratory Liquid Pro;
  • Оперативная память: 2 х 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2 (SPD: 400 MHz, 2-2-2-5_1T);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 160 Gb Seagate Barracuda 7200.9 (ST3160812AS 2AAA) 7200 RPM, 8 Mb;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + на вдув 120-мм корпусный вентилятор Coolink SWiF 120 mm (~1200 RPM, ~24 dBA) + на выдув и на боковой стенке 120-мм корпусные вентиляторы Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA);
  • Блок питания: MGE Magnum 500 (500 W) + 80-мм вентилятор GlacialTech SilentBlade (~1700 RPM, 19 dBA);
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

Для исключения процессорозависимости тестируемых сегодня видеокарт и зависимости от скорости системы в целом процессор при повышении напряжения с номинального в 1.4 V до 1.65 V был разогнан до результирующей частоты в 2800 MHz:

Оперативная память при повышении напряжения с номинального в 2.6 V до 2.8 V функционировала на частоте в 466 MHz с таймингами 2-3-4-8 и Command Rate = 1Т.

Тестирование видеокарт проводилось в операционной системе Windows XP Professional Edition Service Pack 2 с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.82 и библиотек DirectX 9.0с (дата релиза – декабрь 2005 года). В качестве драйверов GeForce 7900 GT использовался ForceWare 84.21, а для видеокарт на чипах ATI – Catalyst 6.4. Так как на сегодняшний день производительность тестируемых видеокарт находится на довольно высоком уровне, то все отключаемые оптимизации анизотропной и трилинейной фильтрации в драйверах были выключены.

Тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024(960), а также при следующих кратко обозначенных на диаграммах настройках дайверов:

  • High Qual – настройки драйвера на High Quality, анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание выключены;
  • High Qual+AF16x+AA4x – настройки драйвера на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня х16, и полноэкранное сглаживание степени х4.

Если тестируемые игры допускали использование технологии HDR Lighting (освещение с повышенным динамическим диапазоном), то тестирование проводилось и в сочетании "High Quality+AF16x+HDR". При этом полноэкранное сглаживание отключалось, так как видеокарты на чипах NVIDIA не поддерживают данную методику улучшения качества изображения совместно с полноэкранным сглаживанием (которое оказывает на видеокарту большую нагрузку, чем только HDR). Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр, а в случае отсутствия такой возможности, из панели управления драйверов ForceWare и Catalyst.

Для проведения тестирования видеокарт был использован следующий набор синтетических бенчмарков и игр:

  • 3DMark 2005 – build 1.2.0, разрешение 1024 x 768, default settings;
  • 3DMark 2006 – build 1.0.2, разрешение 1280 x 1024, default settings;
  • Serious Sam 2 (Direct3D) – версия игры 2.070, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики (подробнее они были описаны ранее);
  • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.2.0 build 2386, собственное записанное демо на уровне "MCC Landing Site", детализация графики в игре – "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования, файл конфигурации находится на персональной страничке;
  • Call Of Duty 2 (Direct3D) – версия игры 1.2, настройки текстур выставлены на уровень "Extra", файл конфигурации и демо-запись "d1" (614.8 Kb) вы можете скачать с моей персональной странички;
  • F.E.A.R. (Direct3D) – версия игры 1.04, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = Off;
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion (Direct3D) – версия игры 1.1.425, максимальное качество, bloom effects, distant rendering, уровень "Aleswell - Forest", файл конфигурации;
  • Tomb Raider: Legend (Direct3D) – версия игры 1.1, максимальное качество, уровень "Bolivia" (подробнее – в разделе с результатами тестирования игры).

Обращаю ваше внимание, что все игры были пропатчены до последних доступных на момент подготовки материала версий. Списки изменений и доработок в каждом из патчей к играм столь обширны (в том числе и в плане скорости видеокарт), что сравнивать результаты, полученные ранее в этих же играх, не представляется возможным. Кроме того, в играх Quake 4 и The Elder Scrolls IV: Oblivion используются новые тестовые демо-записи и уровни, а в патче к игре Serious Sam 2 разработчики перезаписали заново все демки, включая и тестируемую мною "GREENDALE".

В качестве GeForce 7900 GT будет выступать видеокарта производства компании MSI с которой постоянные посетители Overclockers.ru уже знакомы. Напомню, что разгон MSI GeForce 7900 GT 256 Mb после замены стандартной системы охлаждения на Zalman VF700-Cu составил 560/1800 MHz.

Видеокарты GeForce 7900 GT становится все более популярными среди оверклокеров. И дело здесь не только в доступности карт на рынке и постоянном снижении цен на них, не только в невысоком тепловыделении и потреблении энергии, но и в очень простой методике вольтмода графического процессора, подробно изложенной Nilson-ом на своей Персональной Страничке. Если же вашим рукам не чужд паяльник, то с помощью рассказа zammoy вы можете добиться от GeForce 7900 GT ещё более впечатляющих результатов (тестирование 7900 GT после вольтмода в трех синтетических бенчмарках и одной игре приведено в той же статье). Однако любой из двух приведенных вариантов вольтмода является вмешательством в аппаратную часть продукта, что недопустимо для "железа", предоставленного на тесты, и MSI GeForce 7900 GT не исключение. Так что пока будем тестировать видеокарты на максимуме воздушного охлаждения без аппаратного вольтмода.

Кроме GeForce 7900 GT в соперники герою сегодняшнего обзора был взят Radeon X1800 XT, который сегодня можно приобрести за сопоставимую с GeForce 7900 GT цену. Но вот незадача, предоставленный нам экземпляр Sapphire Radeon X1800 XT имеет 512 Mb видеопамяти, а не 256 Mb, как Radeon X1900 GT и GeForce 7900 GT. Тем не менее, сравнивать будем с предоставленной на тесты картой, делая поправку на разницу в объеме памяти видеокарт.

Несколько слов о разгоне Sapphire Radeon X1800 XT 512 Mb. После замены стандартной системы охлаждения на Zalman VF700-Cu (~2750 RPM) и при увеличении напряжения на GPU до 1.425 V видеокарту удалось разогнать до 729 MHz по графическому процессору и до 1710 MHz по памяти:

Увеличение напряжения на цепях ввода-вывода и чипах памяти, как и в случае с Radeon X1900 GT, улучшению частотного потенциала не способствовало. Без повышения напряжения графический процессор при разгоне смог стабильно функционировать лишь на 660 MHz.

В данном разделе статьи остается добавить, что если при проведении тестирования в полученных результатах существовала возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то он указывался на диаграммах. Для отображения результатов видеокарт работающих в номинальном режиме на диаграммах использовалась "холодная" зелено-синяя гамма, а для разогнанных карт – "тёплая" оранжево-красная.

5. Результаты тестирования и их анализ

По сложившейся традиции, изучение результатов тестирования начнём с синтетических бенчмарков 3DMark 2005 и 3DMark 2006.

3DMark 2005

Судя по результатам 3DMark 2005, Radeon X1900 GT имеет существенное преимущество над конкурентом в лице GeForce 7900 GT (порядка 20 %). Более того, новинка от ATI не уступает и своему собрату – Radeon X1800 XT – у которого не только выше частоты графического процессора и памяти, но и в нашем случае двукратное превосходство в объеме видеопамяти. Однако, нетрудно вспомнить, что 3DMark 2005 при дефолтовых настройках не требует более 200 Mb видеопамяти, поэтому дело здесь не в двукратной разнице. Лишь в номинальном режиме работы при использовании анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания X1800 XT оказывается немного быстрее, чем X1900 GT.

Разгон видеокарт заметно повышает их производительность в данном синтетическом бенчмарке, при этом общая расстановка сил изменений не претерпевает. Особо впечатляет прирост у Radeon X1900 GT. Увы, но даже быстрая память GeForce 7900 GT не помогает этой видеокарте приблизиться к лидерам.

3DMark 2006

Результатов тестирования GeForce 7900 GT с полноэкранным сглаживанием на диаграмме нет, так как у видеокарт на чипах NVIDIA отсутствует возможность одновременного использования технологии HDR и указанной методики улучшения качества изображения. Между тем, без включения AA4x видеокарты показывают примерно одинаковую производительность. В пределы погрешности разница между полученными данными, конечно же, не укладывается (3DMark 2006, как правило, выдает очень точные результаты), но, тем не менее, видеокарты очень близки друг к другу.

Отдельно отмечу существенное преимущество Radeon X1800 XT 512 Mb над Radeon X1900 GT 256 Mb в тестах с AF16x и AA4x. Довольно интересный момент, так как сослаться на нехватку памяти у второй видеокарты было бы не совсем корректно, ведь в данном режиме потребность в памяти видеокарт также не превышает 256 Mb. Очевидно, что перед нами последствия урезания Radeon X1900 GT по числу блоков растеризации, так как пропускная способность памяти видеокарт при разгоне практически одинакова (~53.4 Gb/s у X1800 XT против ~54.0 Gb/s у X1900 GT).

Синтетические бенчмарки пользуются большой популярностью, в том числе и в оверклокерском сообществе. Однако их результаты зачастую далеки от данных, полученных при тестировании в реальных играх, изучением которых мы с вами сейчас и займемся.

Serious Sam 2

Думаю, что низкому минимальному количеству кадров в секунду на видеокартах с чипами ATI в Serious Sam 2 вы уже не удивляетесь. Вполне типичная ситуация, которая уже не раз встречалась при тестировании и сравнении видеокарт. Можно было бы сетовать на недоработку в драйверах Catalyst, но прошло уже более полугода с момента выхода игры и видеокарт ATI линейки X1000. Можно предположить, что дело здесь вовсе не в "сырых" драйверах, а в движке игры Serious Sam 2, который более благоволит к конкурирующим изделиям на чипах NVIDIA.

Если же говорить о сравнении среднего показателя FPS, то необходимо отметить, что GeForce 7900 GT удается лидировать в самом "легком" в плане качества графики режиме – High Quality. Стоит только активировать полноэкранное сглаживание с анизотропной фильтрацией, либо HDR, то видеокарты на чипах ATI начинают выигрывать, причем в последнем случае довольно заметно. Учитывая, что при этом число кадров в секунду находится на уровне, комфортном для игры, то в целом между этими двумя картами победу здесь вполне закономерно заслуживает Radeon X1900 GT.

Остается отметить, что Radeon X1800 XT во всех режимах тестирования оказывается быстрее, чем X1900 GT. И вновь причина в преимуществе полноценного GPU над урезанным, так как данной тестовой демо-записи в самом качественном режиме и разрешении 1280х1024 более 180 Mb видеопамяти попросту не нужно.

Quake 4

Результаты тестирования видеокарт в Quake 4 для режима без использования методик улучшения качества графики практически равны. Несмотря на очень "тяжелую" и графически насыщенную демо-запись, здесь нужен более мощный центральный процессор. Если же сравнивать средний фрейм-рейт при активации AF16x и AA4x, то GeForce 7900 GT незначительно опережает Radeon X1900 GT, а их обоих, в свою очередь, совсем чуть-чуть обходит Radeon X1800 XT с объемом видеопамяти в 512 Mb, которые в Quake 4 при "Ultra Quality" являются насущной необходимостью.

Call Of Duty 2

По вышеприведенным диаграммам и полученным ранее результатам мониторинга использования памяти данной игрой, очевидно, что и для Call Of Duty 2 512 Mb видеопамяти лишними также не являются. Превосходство Radeon X1800 XT 512 Mb в данной игре над видеокартами с объемом памяти в 256 Mb впечатляет. Но не будем отступать от темы статьи и обратим внимание на сравнение Radeon X1900 GT и GeForce 7900 GT.

Легко заметить, что в Call Of Duty 2 преимущество у Radeon X1900 GT, причем на номинальных частотах и без использования методик улучшения качества изображения минимальный фрейм-рейт на X1900 GT почти равен среднему на GeForce 7900 GT. При включении полноэкраного сглаживания и анизотропной фильтрации, а также увеличении разрешения скорость видеокарт сравнивается. Только Radeon X1800 XT 512 Mb не желает сдавать позиции и безоговорочно лидирует.

F.E.A.R.

А вот в F.E.A.R. отлично выглядит GeForce 7900 GT, опережая в трёх из четырёх тестовых режимов не только Radeon X1900 GT, но и более дорогую видеокарту – Radeon X1800 XT 512 Mb. Отделенный мною четвертый режим – это разрешение 1280x1024 + AF16x и AA4x (если считать по два режима в каждом из разрешений экрана). И здесь уже по среднему FPS быстрее оказываются видеокарты на чипах ATI, при этом проигрывая по минимальному FPS (X1800 XT уступает только при разгоне). По всей видимости, сказывается высокая пропускная способность памяти GeForce 7900 GT, достигнутая посредством оверклокинга видеокарты, плюс отточенные драйверы, ведь именно логотип NVIDIA появляется при загрузке данной игры...

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Так как тема потребности в объеме памяти видеокарты современными играми проходит через весь раздел результатов тестирования и их анализа (пусть и вторым планом), то считаю целесообразным посмотреть, сколько же памяти нужно для игр, в которых ранее я такую проверку не проводил: The Elder Scrolls IV: Oblivion и чуть позже Tomb Raider: Legend. На приведенном ниже графике мониторинга использования видеопамяти приведены результаты тестирования в разрешении 1280х1024 на тестовом уровне Oblivion в лесу около селения с названием "Aleswell" в следующей последовательности: High Quality, High Quality+AF16x+AA4x и High Quality+AF16x+HDR.

Как вы можете видеть, только при использовании полноэкранного сглаживания потребность в видеопамяти превышает планку в 256 Mb. Это отнюдь не значит, что при более слабых настройках качества графики в целом игре не нужны 512 Mb, так как справедливо только для уровня, на котором проводилось тестирование.

Посмотрим на результаты тестов видеокарт:

Просто-таки разгром GeForce 7900 GT... Radeon X1900 GT ни в одном из разрешений и режимов качества графики не уступил своему сопернику по ценовой категории. Отставание GeForce 7900 GT столь существенно, что в некоторых случаях, когда средний фрейм-рейт на данной видеокарте нельзя назвать играбельным (читай – комфортным), на Radeon X1900 GT он выглядит вполне приемлемо даже с учетом специфики игры в The Elder Scrolls IV: Oblivion. Учитывая популярность данной игры, ситуация для GeForce 7900 GT выглядит довольно удручающе.

Tomb Raider: Legend

Тестирование в игре о новых приключениях Лары Крофт проводится впервые, поэтому считаю целесообразным привести подробные настройки графики в игре, использованные во время тестирования:

  • Widescreen = Off;
  • Next generation content = On;
  • Fullscreen effects = On;
  • Depth of field = On;
  • Fullscreen Anti-Aliasing = On/Off;
  • Shadows = On;
  • Reflections = On;
  • Water effects = On.

Особо хотелось бы обратить ваше внимание на параметр "Next generation content", который в буквальном смысле слова преображает игру, но и, к сожалению, приводит к значительному падению FPS, а на картах среднего ценового диапазона использование "графики следующего поколения" вообще проблематично. Активация анизотропной фильтрации при тестировании в данной игре проводилась из панели управления драйвера Catalyst. Тестирование было выполнено при помощи утилиты FRAPS в самом начале игры на очень красивом уровне "Bolivia" с обилием водопадов, горных рек и растительности:

Прежде всего, посмотрим на мониторинг использования видеопамяти данной игрой (High Quality, High Quality+AF16x+AA4x, соответственно):

Как вы можете видеть, требования Tomb Raider: Legend к объему памяти видеокарты достаточно скромны по сегодняшним меркам. Ну а теперь перейдем к результатам тестирования.

Обратите внимание – Tomb Raider: Legend единственная из сегодняшних тестов игра, когда Radeon X1900 GT опережает Radeon X1800 XT. Причем, последний уступает и GeForce 7900 GT (здесь речь идет о номинальном режиме работы видеокарт).

Итак, судя по полученным в данном разделе статьи результатам, Radeon X1900 GT все же вышел победителем в нелегкой схватке против GeForce 7900 GT. На стороне последнего небольшое преимущество в Quake 4 и выигрыш в F.E.A.R. (за исключением качественного режима в разрешении 1280х1024). Зато в 3DMark 2005, Serious Sam 2, Call Of Duty 2, The Elder Scrolls IV: Oblivion и Tomb Raider: Legend новый продукт компании ATI проявил себя с самой лучшей стороны. Паритет между данными картами можно наблюдать только в 3DMark 2006 и в уже неиграбельном режиме Call Of Duty 2 (High Quality+AF16x+AA4x в разрешении 1280x1024).

Заключение

Подводя итог сегодняшнему материалу, в первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что спустя почти три недели после анонса Radeon X1900 GT эти карты пока еще очень и очень редкие гости в розничной продаже. Какой смысл рассуждать о производительности и оверклокерском потенциале карты, если нет возможности её приобрести? Сейчас все зависит от канадцев – захотят ли они массово отпустить в данный ценовой диапазон свои топ-продукты, пусть и урезая их по числу пиксельных конвейеров, блоков растеризации и занижая частоты, или ограничатся лишь каплей в море в виде 25 тыс. экземпляров? Очень может быть, что Radeon X1900 GT является лишь видеокартой для галочки – "и у нас за $299 есть видеокарта, ни в чем не уступающая продукту конкурента". Гадать на кофейной гуще я не собираюсь, подождем ещё около месяца и посмотрим, каким образом сложится ситуация на рынке со стоимостью и доступностью видеокарт.

Если же говорить непосредственно о сравнении Radeon X1900 GT и GeForce 7900 GT, то преимущество в скорости продукта от ATI очевидно. К минусам новой видеокарты нужно отнести очень высокое тепловыделение и энергопотребление, этот недостаток отсутствует у GeForce 7900 GT. Высокий шум стандартной системы охлаждения и её неудовлетворительная эффективность – ещё одна отрицательная черта референсной Radeon X1900 GT. Тем не менее, оверклокеров данный факт, скорее всего, не остановит, да ещё и потенциальная возможность включения заблокированных конвейеров будет "греть" душу (ну, до определенного момента, по-крайней мере). :)

Нельзя в заключение не отметить и еще одного конкурента двум сегодняшним картам – Radeon X1800 XT, так как официальная цена за версию карты с объемом памяти в 256 Mb равна 299 долларов США и идентична рекомендуемым ценам на Radeon X1900 GT и GeForce 7900 GT. При отсутствии первого на рынке Radeon X1800 XT 256 Mb может стать хорошей альтернативой данной карте в сражении против GeForce 7900 GT. Кроме того, за версию с объемом памяти в 512 Mb нужно доплатить только $40, что, на мой взгляд, при общей стоимости видеокарты не критично. Ну, а где именно полезен такой объем памяти можно узнать по статье "Обзор Palit GeForce 6800 GS SUPER или Когда видеокарте нужны 512 Mb памяти?" и, отчасти, по сегодняшнему материалу.

Дискуссии по теме статьи в конференции Overclockers.ru:

Сергей Лепилов aka Jordan

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Комментарии 137 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают