Сравнение производительности GeForce 6800 LE/6600 GT, Radeon X800 GT/GTO и X1600 XT

6 марта 2006, понедельник 00:11

Введение

Около трех недель назад на страницах Overclockers.ru были рассмотрены и протестированы четыре видеокарты среднего ценового сегмента линейки ATI Radeon X1600 XT/Pro с объемом памяти в 128, 256 и 512 Mb. Напомню, что в той статье по результатам тестирования было выяснено, что 512 Mb видеопамяти картам такого класса совершенно ни к чему. Кроме того, оказалось, разница в производительности между разогнанными видеокартами Radeon X1600 Pro 128 Mb и Radeon X1600 XT 256 Mb ничтожно мала, чтобы сделать выбор в пользу последней. Однако было наглядно показано, что комфортность ощущений в игре на видеокарте, имеющей 256 Mb видеопамяти, несколько выше, чем у 128 Mb варианта. И пока некоторые владельцы видеокарт Radeon X1600 Pro с 128 Mb памяти "на борту" в конференции тщетно пытались доказать обратное, уже вовсю шло тестирование пяти видеокарт с объемом памяти в 256 Mb, в необходимости которых сегодняшним участникам тестирования сомневаться не приходится.

Итак, на сей раз мы решили несколько сузить ценовой диапазон до границ в 175-200 долларов США и определить лучшую видеокарту данного сегмента. В результате выбор был ограничен 5 видеокартами, а именно:

  • NVIDIA GeForce 6800 LE 256 Mb / 256 bit;
  • NVIDIA GeForce 6600 GT 256 Mb / 128 bit;
  • ATI Radeon X800 GT 256 Mb / 256 bit;
  • ATI Radeon X800 GTO 256 Mb / 256 bit;
  • ATI Radeon X1600 XT 256 Mb / 128 bit.

Что же касается NVIDIA GeForce 6800 GS, то дешевле 235 долларов США в розничной продаже в наличии мне её найти не удалось, а средняя стоимость данной видеокарты находится у отметки в $250. Напомню, что ранее мы уже тестировали GeForce 6800 GS в сравнении с Radeon X1600 XT и Radeon X800 GTO, но последние две видеокарты за прошедшие с момента выхода той статьи три месяца заметно потеряли в стоимости, тогда как GeForce 6800 GS, изначально предполагавшийся к выпуску для ценового диапазона до 200 долларов США, так и не смог к нему приблизиться. На сегодняшний день, пожалуй, с учетом стоимости GeForce 6800 GS, её впору сравнивать с Radeon X800 GTO² но такое тестирование выходит за рамки сегодняшнего материала.

В отношении присутствующего в списке GeForce 6800 LE 256 Mb также необходимо добавить, что, несмотря на практически полное исчезновение данной видеокарты на розничном рынке, приобрести её сегодня все же еще можно. Кроме того, на мой взгляд, сравнение GeForce 6800 LE с конкурентами будет интересно её в достаточной степени многочисленным владельцам в плане сравнения с новыми (и не очень) видеокартами ценового диапазона до 200 долларов США.

Для начала посмотрим на технические характеристики и розничную стоимость видеокарт, участвующих в сегодняшнем тестировании.

1. Технические характеристики видеокарт NVIDIA GeForce 6800 LE/6600 GT и ATI Radeon X800 GT/GTO, X1600 XT

Характеристики NVIDIA GeForce 6800 LE NVIDIA GeForce 6600 GT ATI Radeon X800 GT ATI Radeon X800 GTO ATI Radeon X1600 XT
Графический чип NV41LE NV43 R423 / R480 R423 / R430 / R480 RV530
Техпроцесс, мкм 0.13 0.11 0.13 0.13 0.09
Число транзисторов, млн. ~202 ~146 ~160 ~160 157
Рабочие частоты, MHz (графический чип/память) 325/600 500/1000 475/980 475/700 (DDR-1) 400/980 400/700 (DDR-1) 590/1380
Объем памяти, Mb 256 256 или 128 256 или 128 256 или 128 256
Тип памяти и ширина шины GDDR-2, 256 Bit GDDR-3, 128 Bit GDDR-3, 2 или DDR-I, 256 Bit GDDR-3, 256 Bit GDDR-3, 128 Bit
Интерфейс PCI-Express х16 или AGP (HSI) PCI-Express х16 или AGP (HSI) PCI-Express х16 PCI-Express х16 или AGP (RIALTO) PCI-Express х16
Число пиксельных конвейеров, шт. 8 8 8 12 12
Число вершинных процессоров, шт. 4 3 6 6 5
Поддержка версии Pixel Shaders 3 3 2.0b 2.0b 3
Поддержка версии Vertex Shaders 3 3 2 2 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 2600 4000 3800 4800 2360
Полоса пропускания памяти, Gb/s 19.2 16 31.4 31.4 21.6
Потребляемая мощность*, W ~40 ~48 ~40 ~50 ~42
Поддержка версии DirectX 9.0c 9.0c 9.0b 9.0b 9.0c
RAMDAC 2 x 400 MHz 2 x 400 MHz 2 x 400 MHz 2 x 400 MHz 2 x 400 MHz
Дополнительно DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка SLI DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка SLI (2)xDVI, TV-Out, HDTV-Out, VIVO (опционально) (2)xDVI, TV-Out, HDTV-Out, VIVO (опционально) 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO, Crossfire и AVIVO
Примерная розничная стоимость вариантов с PCI-Express x16 интерфейсом и объемом памяти в 256 Mb, долларов США** ~190 ~200 ~175 ~190 ~195
* - по результатам статьи "Великая Битва за Ватты: энергопотребление современных графических карт";
** - по данным Price.ru на момент публикации статьи.

2. Краткий обзор видеокарт, участвующих в тестировании





В данном разделе статьи будут рассмотрены и изучены как непосредственно видеокарты, так и их упаковка, аксессуары, входящие в комплект поставки, проверен оверклокерский потенциал графических процессоров и памяти видеокарт, а также будут затронуты вопросы их температурного режима работы. Здесь и далее в тестировании видеокарты будут располагаться в порядке их анонса и последующего появления на рынке.

Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb

Перед нами предстает выполненная в привычном цветовом оформлении для продуктов линейки GeForce 6800 компании LeadTek коробка, с изображением грозного волшебника на лицевой стороне:

"Мы делаем мечты реальностью", – гласит лозунг в верхнем левом углу. Кроме названия модели видеокарты и соответствующего лейбла компании NVIDIA там же можно обнаружить информацию об объеме памяти видеокарты, её интерфейсе, поддержке видеокартой SLI, а также о наличии в комплекте с Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb игр Prince of Persia: Warrior Within и Splinter Cell 3: Chaos Theory.

Оборотная сторона изобилует подробными техническими характеристиками, технологиями, поддерживаемыми GeForce 6800, указанием минимальных системных требований и перечнем комплекта поставки:

Внутри коробки все аккуратно разложено по отсекам. Данная особенность уже стала обязательной практически для всех компаний-производителей.

Комплект поставки видеокарты выглядит следующим образом:





Кроме Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb в коробке можно обнаружить:

  • переходник 15 pin DVI/D-Sub;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • компакт-диск с драйверами и многофункциональной утилитой WinFox;
  • 2 DVD с играми Splinter Cell 3: Chaos Theory и Prince of Persia: Warrior Within.
  • руководство пользователя на нескольких языках (включая и русский).

Видеокарта выполнена на плате зеленого текстолита, оснащена аналоговым выходом, разъемом DVI, TV-выходом, а также коннектором для реализации режима SLI:

Вся память видеокарты расположена только с её лицевой стороны, однако оборотная сторона платы буквально испещрена различными микроэлементами:

В то же время, лицевая сторона платы вокруг графического чипа без системы охлаждения выглядит несколько пустынной:

Нетрудно заметить, что правая от GPU сторона платы, на которой присутствуют силовые элементы, не оснащена коннектором для подключения дополнительного питания. Там же можно обнаружить, что видеокарта выпущена на Тайване и стикер, говорящий о существовании такой же видеокарты, но с объемом памяти в 128 Mb.

Вентилятор системы охлаждения видеокарты закрыт сверху металлической сеткой, а между графическим процессором и основанием радиатора нанесена так называемая "термолипучка":





Кулер видеокарты крепится на плате с помощью двух пластиковых гвоздей-защелок, типичных для данного типа карт. При этом, для предотвращения случайного скола чипа при монтаже системы охлаждения, вокруг ядра присутствует металлическая рамка, как и на всех GeForce серии 6800:

Графический чип, как и видеокарта в целом, выпущен на Тайване уже более года назад, а именно на 1 неделе 2005 года. Ревизия чипа A2, его номинальная частота работы соответствует спецификациям и равна 325 MHz (одинаково как для 2D-, так и для 3D-режимов). Как известно, активировать отключенные конвейеры на NV41 для видеокарт с интерфейсом PCI Express не представляется возможным.

Видеокарта Leadtek WinFast PX6800 LE TDH оснащена 256 Mb памяти стандарта GDDR производства Hynix:

Номинальное время доступа памяти равно 2.8 нс, а частота работы 600 MHz. Маркировка чипов – HY5DU573222.

Перед тем, как перейти к проверке оверклокерского потенциала Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb, добавлю, что все видеокарты проверялись на разгон с использованием одинаковой системы охлаждения в виде кулера Zalman VF700-Cu, что позволило нивелировать разницу между ними в эффективности систем охлаждения. Тем не менее, о возможностях стандартных систем охлаждения здесь и далее я все же буду упоминать.

Итак, после замены системы охлаждения Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb продемонстрировала впечатляющий оверклокерский потенциал:

Как вы видите, частоту графического процессора удалось поднять на 30.8 %, а память стабильно работала на частоте, превышающей на 48.5 % номинал. На мой взгляд, без проведения соответствующих вольтмодов – просто отличный результат! Здесь необходимо сказать, что при использовании родной системы охлаждения данной видеокарты максимально возможные частоты составили 390/860 MHz, а видеокарта нагревалась до 70 градусов по графическому процессору и до 43 градусов в целом по плате. В то же время, замена системы охлаждения на Zalman не только позволила увеличить частоты чипа и памяти, но и привела к снижению максимальной температуры карты до следующих значений:





Здесь и далее, при тестировании температурного режима следующих карт, все тесты проводилось в закрытом корпусе системного блока, а вентилятор Zalman VF700-Cu функционировал на максимальной частоте вращения в ~2750 RPM.

В завершении обзора Leadtek WinFast PX6800 LE TDH 256 Mb, по сложившейся традиции, приведу ссылку на BIOS видеокарты (42 Kb, WinRAR архив).

Конечно же, на сегодняшний день частоты GeForce 6800 LE даже при разгоне на фоне высокочастотных Radeon X1600 XT, ожидаемой GeForce 7600 GT и даже популярной сегодня GeForce 6600 GT не впечатляют, однако у 6800 LE ширина шины памяти равна 256 Bit против 128 Bit у указанных карт. Тестирование GeForce 7600 нас ожидает после анонса данной карты, а вот с одной из GeForce 6600 GT сравнить видеокарту от LeadTek мы сможем уже сегодня. Рассмотрим конкурента в лице продукта компании Palit.

Palit GeForce 6600 GT 256 Mb

В отличие от Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb, с которой мы с вами ознакомились в предыдущей статье, Palit GeForce 6600 GT 256 Mb поступил к нам на тестирование в OEM-упаковке, то есть в обычном антистатическом пакете. Кроме видеокарты в нём были только диск с драйверами и адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO:

Красный текстолит с бордовым отливом, 4 микросхемы памяти с лицевой стороны и очень скромных размеров система охлаждения видеокарты с голографической наклейкой на турбинке:

Видеокарта оснащена аналоговым выходом, разъемами DVI и VIVO, а также коннектором для реализации режима SLI. Еще четыре микросхемы памяти GDDR-3 расположены с оборотной стороны платы:

Без системы охлаждения видеокарта выглядит следующим образом:

Медный цвет радиатора системы охлаждения обманчив, так как на самом деле материал радиатора – алюминий. Монолитный радиатор с тонкими конусообразными ребрами, турбиной и кожухом крепится на плате с помощью все тех же пластиковых гвоздей-защелок:

Защитная металлическая рамка вокруг графического чипа отсутствует, тем не менее, риск его повреждения сводится к минимуму благодаря наличию четырех мягких подушек на оборотной стороне радиатора:

На основании радиатора, как вы видите, отсутствуют следы какой-либо обработки. В качестве термоинтерфейса использована термопаста белого цвета и достаточно густой консистенции.

Графический процессор NV43 выпущен на Тайване в конце 2005 года и относится к ревизии A4:

Номинальная частота работы чипа для 3D-режима равна 500 MHz, в 2D GPU функционирует на 300 MHz. В свою очередь, 256 Mb видеопамяти GDDR-3 набраны 8 микросхемами производства компании Samsung:

Маркировка чипов видеопамяти K455323QF-GC20, номинальное время доступа равно 2.0 нс, а частота работы 1000 MHz. Честно говоря, после тестирования Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb, я ожидал приятных сюрпризов с частотами и данной карты, но здесь оказалось все строго в соответствии со спецификациями.

Оверклокерский потенциал графического процессора оказался довольно неплохим: после замены системы охлаждения с номинальной частоты в 500 MHz GPU стабильно заработал на 610 MHz или +22 %. Видеопамять прибавила к номиналу лишь 102 MHz или +10.2 %:

Необходимо добавить, что замена системы охлаждения повлияла только на максимальную частоту графического процессора при разгоне (со стандартным кулером GPU смог стабильно функционировать только на 570 MHz при пиковой температуре в 63 градуса Цельсия). На разгон памяти видеокарты установка Zalman VF700-Cu не повлияла. Температурный режим видеокарты в разгоне при использовании данного кулера можно посмотреть на представленных ниже графиках мониторинга:

Всего лишь 44 градуса при максимальной нагрузке в 3D-режиме для графического процессора, работающего на 610 MHz, все же довольно скромно. Несколько забегая вперед, надо сказать, что это самый "холодный" чип сегодняшнего тестирования.

BIOS видеокарты Palit GeForce 6600 GT 256 Mb вы можете скачать с нашего сайта (42 Kb, WinRAR архив).

PowerColor Radeon X800 GT 256 Mb

Именно эту видеокарту мы уже рассматривали ранее, поэтому здесь лишь вкратце напомню вам о ней. Лицевая сторона коробки:

Оборотная:

Аксессуары в комплекте поставки:

И, наконец, непосредственно видеокарта с ее лицевой...

...и оборотной стороны:

Вспомним, как выглядит видеокарта без системы охлаждения:

На очереди полностью алюминиевая система охлаждения с крепежной пластиной для оборотной стороны платы и двумя подпружиненными винтами:

Графический процессор R480 с номинальной частотой работы в 475 MHz:

256 Mb памяти видеокарты набраны 8 микросхемами производства компании Samsung:

Маркировка чипов – K4J55323QF-GC20, а их номинальная частота работы равна 986 MHz.

Напомню, что в первом тестировании данной платы при разгоне была достигнута очень высокая частота работы графического процессора в 641 MHz. Сегодня с использованием той же системы охлаждения, что и прежде, я остановился на частоте GPU в 634 MHz, так как при проверке видеокарты на 641 MHz в первом и втором тестах нового бенчмарка 3DMark 2006 изредка проскакивали дефекты изображения. В свою очередь, разгон памяти видеокарты не претерпел каких-либо изменений и были достигнуты все те же 1174 MHz:

Информационно-диагностическая утилита Everest ошибочно показывает наличие чипа R423 на видеокарте, тогда как мы с вами уже знаем точно, что на плате установлен более предпочтительный для оверклокеров R480.

В номинальном режиме работы и при использовании стандартной системы охлаждения видеокарта прогревается до 66 градусов Цельсия по GPU и только до 38 градусов по температуре платы в целом. При этом предел разгона равен 600/1148 MHz. При использовании Zalman VF700-Cu и дальнейшем увеличении частот видеокарты её температурный режим оказался следующим:

Добавлю ссылку на BIOS PowerColor Radeon X800 GT 256 Mb (32.6 Kb).

Что же касается ATI Radeon X800 GTO 256 Mb, идущей по списку статьи четвертой, то данную видеокарту подробно описывать еще раз я не вижу смысла, так как на Overclockers.ru уже было опубликовано достаточно статей, посвященных исключительно Radeon X800 GTO:

Кроме того, видеокарта на базе Radeon X800 GTO принимала участие и в прочих многочисленных тестах, которые вы можете найти в соответствующем разделе сайта.

Остается добавить, что в сегодняшнем тестировании была использована Sapphire Radeon X800 GTO² 256 Mb, но без разблокировки конвейеров, то есть в стандартном для X800 GTO соотношении пиксельных и вершинных процессоров 12/6, на номинальных частотах и при разгоне.

Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb

Продукция компании Sapphire – частый гость наших тестов. Например, в предыдущей статье, посвященной тестированию видеокарт линейки Radeon X1600, были рассмотрены сразу два варианта Sapphire Radeon X1600 Pro с объемом памяти в 256 и 512 Mb. Сегодня нашему вниманию предстает высшая видеокарта на чипе RV530 – Radeon X1600 XT 256 Mb.

Видеокарта поставляется в скромной по размерам коробке, на лицевой стороне которой в самом центре сидит грустное инопланетное существо, по непонятной причине сосущее палец (или конечность):

Кроме наименования видеокарты и типа интерфейса там же можно найти ярлычок, информирующий о возможности построения системы Crossfire на базе двух таких видеокарт и соответствующей материнской платы. Объем памяти видеокарты также указан на лицевой стороне упаковки. На оборотной стороне коробки вы можете обнаружить краткие спецификации Radeon X1600 XT, перечень аксессуаров, входящих в комплект поставки и список основных наград, полученных Sapphire за время своего существования на рынке графических плат.

Внутри коробки находится еще одна – из толстого картона, оборудованная в верхней части специальным узким отсеком для видеокарты, в котором она и расположена. В свою очередь, аксессуары просто лежат на дне коробки. В их число входят:

  • коаксиальный кабель;
  • кабель S-Video;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • один 15 pin DVI / D-Sub переходник;
  • компакт-диск с драйверами;
  • голографическая наклейка с логотипом Sapphire.

Видеокарта Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb основана на плате из текстолита цвета морской волны:

Большую часть платы закрывает массивная однослотовая система охлаждения, украшенная изображением неземного лица, логотипом Sapphire и наименованием видеокарты. Сняв защитный кожух системы охлаждения, можно обнаружить, что основание системы охлаждения и гребенка радиатора выполнены из меди:

С левой стороны у выходов платы в пластиковом кожухе находится небольшая турбинка системы охлаждения с голографической наклейкой в центре. Ее предназначение – прогонять воздушный поток сквозь ребра радиатора:

Без системы охлаждения Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb выглядит следующим образом:

Видеокарта оснащена аналоговым выходом, разъемом DVI и TV-выходом. Коннектор для подключения дополнительного питания видеокарты отсутствует, так как потребление видеокарт данного класса укладывается в пределы PCI-Express интерфейса (<75 W). Отдельно отмечу контактную площадку для чипа ATI Rage Theatre, отсутствующего на данном экземпляре Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb.

В перевернутом виде на медном основании системы охлаждения можно обнаружить "толстый, толстый" слой термопасты, чем-то напоминающей титановскую "серебрянку", четыре толстые подушки для обеспечения контакта радиатора с чипами видеопамяти и мягкую рамку по периметру процессора, предохраняющую его от сколов и повреждений при монтаже кулера:

Система охлаждения крепится на плату с помощью четырех подпружиненных винтов с пластиковыми шайбами. Усилие прижима вполне достаточное для обеспечения надежного контакта основания радиатора с GPU и микросхемами памяти.

Вся память видеокарты расположена с лицевой стороны платы, поэтому на оборотной стороне уделить внимание можно разве что наклейкам с серийными номерами и наименованием видеокарты:

Графический процессор RV530 XT выпущен на Тайване на 47 неделе 2005 года:

Его номинальная частота работы равна 581 MHz, что чуть ниже указанной в спецификациях Radeon X1600 XT.

В свою очередь, видеопамять стандарта GDDR-3 произведена компанией Infineon на 48 неделе прошлого года и имеет номинальное время доступа 1.4 нс:

Маркировка чипов - HYB18H512321AF-14, а их номинальная частота работы составляет 1386 MHz.

О разгоне Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb. До замены стандартной системы охлаждения на Zalman VF700-Cu видеокарту удалось разогнать до частот 630 / 1638 MHz (GPU / видеопамять). При этом графический процессор в пике нагрузки прогревался до 73 градусов Целься, что, на мой взгляд, очень высоко для чипа RV530. Замена системы охлаждения на медный кулер от Zalman позволила повысить частоту GPU еще на 32 MHz, но, к сожалению, никоим образом не повлияла на оверклокерский потенциал видеопамяти. В результате, окончательный разгон Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb оказался следующим:

Отмечу, что из всех трех протестированных Radeon X1600 XT разгон у Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb по графическому процессору самый высокий, хотя в процентном отношении не впечатляющий. Тем не менее, основная заслуга такого относительного, но все же успеха – возможность установки на плату от Sapphire альтернативной системы охлаждения (в плате присутствуют два монтажных отверстия). Напомню, что ни у референсной видеокарты Radeon X1600 XT, которую мы проверили первой, ни у продукта от PowerColor соответствующих отверстий нет.

После замены системы охлаждения температурный режим разогнанной видеокарты заметно улучшился, а температура графического процессора не поднималась выше 48 градусов Цельсия:

Остается добавить, что турбина стандартной системы охлаждения Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb в 2D-режиме работает на 69 % своей мощности и ощутимо слышна на фоне шума системного блока. При загрузке любого 3D-приложения обороты турбины повышаются до 100 %, шум увеличивается, хотя и не превышает уровень шума турбин рассмотренных ранее Radeon X1600 XT.

В завершении данного раздела статьи, обзор Sapphire Radeon X1600 XT 256 Mb дополню ссылкой на BIOS видеокарты (35 Kb, WinRAR архив).

3. Конфигурация тестового стенда, операционная система, драйверы, бенчмарки и игры

Тестирование было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ABIT AN8 SLI (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.2.0;
  • Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz @2800 MHz 1.65 V, 512 Kb, Cool&Quiet Disable, (Venice, E6).
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon "Hands Edition", ~1300-2000 RPM, ~16-21 dBA;
  • Термоинтерфейс: КПТ-8 (OOO "Химтек");
  • Оперативная память: 2 х 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2, @255(510) MHz, 2.5-3-4-8_1T, 2.9 V;
  • Дисковая подсистема: SATA-II 160 Gb Seagate Barracuda 7200.9 (ST3160812AS 2AAA) 7200 RPM, 8 Mb;
  • DVD±R/RW & CD-RW привод: Toshiba SD-R5372;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + два корпусных 120-мм вентилятора Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA);
  • Блок питания: MGE Magnum 500 (500 W) + 80-мм вентилятор SilentBlade (~1700 RPM, 19 dBA);
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

В качестве операционной системы, как и прежде, была выбрана Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска размером в 8 Gb. Все тестовые бенчмарки и игры были установлены на третий раздел винчестера размером в 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все лишние сервисы, за исключением минимально необходимых 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трэй). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.82 и библиотек DirectX 9.0с (дата релиза – декабрь 2005 года). В качестве драйверов видеокарт ATI был использован новый Catalyst 6.2, а для видеокарт на чипах NVIDIA ForceWare 81.95. Несмотря на то, что на сегодня номера версий драйверов ForceWare уже перевалили за отметку 83, использовалась не новая, но стабильная версия 81.95. В новых же драйверах ForceWare увеличение скорости касается только систем, основанных на двуядерных процессорах, не имеющих отношение к используемой конфигурации.

Тестирование производительности видеокарты было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024(960), а также при следующих кратко обозначенных на диаграммах настройках драйверов:

  • "High Qual" – настройки драйвера на "High Quality", анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание выключены;
  • "High Qual+AF8x+AA2x" – настройки драйвера на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня 8x, и полноэкранное сглаживание степени .

    Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было недоступно, то для видеокарт на чипах NVIDIA их активация производилась из панели управления, а для видеокарт на чипах ATI использовалась программа ATI Tray Tools версии 1.0.5.824. Так как производительность тестируемых сегодня видеокарт находится на среднем уровне, то все включаемые оптимизации анизотропной и трилинейной фильтрации в драйверах Catalyst и ForceWare были активированы. Catalyst A.I. установлен в режим "High". Дополнительно на двух видеокартах было проведено тестирование и со всеми отключенными оптимизациями, результаты которого вы можете найти в следующем разделе статьи.

    Учитывая критику своей последней статьи по тестированию видеокарт, набор тестовых программ был несколько изменен. Во-первых, из тестов временно исключен новый синтетический бенчмарк 3DMark 2006, место которого занял старый добрый 3DMark 2005. Во-вторых, ввиду ставшей уже не актуальной на сегодняшний день игры The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay было решено не проводить в ней тесты. В-третьих, как оказалось, новая игра X3 REUNION крайне непопулярна, по-крайней мере, в оверклокерских кругах, а многие и вовсе не знают о её существовании. Поэтому также исключаем её из тестового перечня. В результате для тестирования был использован следующий набор синтетических бенчмарков и игр:

    • 3DMark 2005 – build 1.2.0, default settings;
    • Half-life 2 Lost Coast (DirectX 9.0c) – для тестирования была записана достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d2" и установлены максимальные настройки графики в самой игре;
    • Splinter Cell 3: Chaos Theory (DirectX 9.0c) - версия игры 1.05, демо-запись входящая в комплект с игрой "01_lighthouse" с максимальными настройками графики в самой игре, Shader Model 3.0 (2.0 для карт X800 GT/GTO);
    • Serious Sam 2 (DirectX 9.0c) – версия игры 2.066, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики (подробнее они были описаны ранее);
    • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.0.4.0 build 2147, собственное записанное демо в самом начале уровня "Hangar Perimeter", детализация графики в игре – "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования;
    • F.E.A.R. – First Encounter Assault Recon (DirectX 9.0c) – версия игры 1.02, двойной прогон встроенного бенчмарка, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = Off.

    Если при проведении тестирования в полученных результатах присутствовал минимальный показатель FPS, то он указывался на диаграммах. Для отображения результатов видеокарт, полученных в номинальном режиме работы, как и в предыдущей статье, использовалась холодная сине-зеленая гамма, а при разгоне – теплая оранжево-красная.

    4. Тестирование видеокарт и анализ результатов тестов

    Кроме проведения тестов в номинальном режиме работы видеокарт, их производительность была проверена и при разгоне, который, как вы понимаете, для каждой карты свой, но частично нивелирован одинаковой для всех видеокарт системой охлаждения в виде кулера Zalman VF700-Cu.

    Напоминаю, что результаты разгона видеокарт, полученные в статье, не преемственны и индивидуальны для каждой видеокарты. То есть никто не гарантирует вам достижения на таких же видеокартах сопоставимых частот, как в то же время никто не будет утверждать того, что ваша видеокарта не разгонится еще выше. Статистика разгона видеокарт уже достаточно давно существует в конференции Overclockers.ru и при желании вы даже можете сделать выборку (поиском вручную) по интересующей вас видеокарте. Кроме того, в ветках обсуждения конкретных видеокарт их владельцы, как правило, всегда выкладывают результаты разгона.

    Перейдем к рассмотрению результатов тестирования.

    3DMark 2005

    В числе аутсайдеров по результатам 3DMark 2005 оказались GeForce 6800 LE и Radeon X800 GT. Последнему в легких режимах удается обходить высокочастотного GeForce 6600 GT, однако с повышением разрешения, либо активацией полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации, Radeon X800 GT начинает уступать своему немного более дорогостоящему конкуренту.

    Двенадцать конвейеров и 256-битная шина обмена с памятью Radeon X800 GTO, по мнению 3DMark 2005, бессильны перед новой архитектурой Radeon X1600 XT и высокими частотами графического чипа и видеопамяти. Только при разгоне этим видеокартам удается практически сравняться по производительности, но в номинальном режиме работы видеокарт лидерство Radeon X1600 XT неоспоримо. Проверим, каков будет расклад сил в играх.

    Half-life 2 Lost Coast

    Все тестируемые сегодня видеокарты на очень красивом уровне игры Half-life 2: Lost Coast даже в разрешении 1280x1024 и качественных режимах графики обеспечивают минимальный комфортный уровень FPS, поэтому считаю, что правильнее будет прокомментировать именно разрешение 1280х1024.

    GeForce 6800 LE вновь уступает конкурентам, разгон этой видеокарты позволяет заметно увеличить уровень её производительности, но в итоге так и оставляет на последнем месте. GeForce 6600 GT и Radeon X800 GT показывают почти одинаковый уровень производительности в номинальном режиме, с незначительным опережением в сторону Radeon X800 GT. Впечатляющий оверклокерский потенциал видеокарты от PowerColor позволяет в итоге выйти на второе место в Half-life 2: Lost Coast. С переменным успехом с GeForce 6600 GT и Radeon X800 GT соперничает Radeon X1600 XT, проигрывая в качественных режимах графики. Вне конкуренции только одна видеокарта: Radeon X800 GTO, причем как в номинальном режиме, так и при разгоне.

    Splinter Cell 3: Chaos Theory

    Очевидно, что в Splinter Cell 3: Chaos Theory ситуация не меняется: GeForce 6800 LE отстает, производительность GeForce 6600 GT, Radeon X800 GT и Radeon X1600 XT находится на одном уровне, а Radeon X800 GTO "на голову" опережает соперников. Справедливости ради, здесь необходимо добавить, что видеокарты Radeon X800 GT/GTO в данной игре тестировались с использованием версии шейдеров 2.0, тогда как все остальные карты на версии Shader Model 3.0.

    Serious Sam 2

    В Serious Sam 2 NVIDIA GeForce 6800 LE продолжает отставать от конкурирующих карт. GeForce 6600 GT немного быстрее, а Radeon X800 GT еще производительнее. В свою очередь, Radeon X800 GTO вновь вне конкуренции, а Radeon X1600 XT примерно равен GeForce 6600 GT. Однако, не это главное в тестировании Serious Sam 2. Посмотрите на минимальный показатель FPS у видеокарт на чипах NVIDIA и ATI... И GeForce 6800 LE и GeForce 6600 GT обеспечивают минимальное число кадров в секунду в два, а то и в три раза превышающее оный показатель у Radeon. В разрешении 1024х768 и при разгоне видеокарт данная особенность проявляется наиболее наглядно. На мой взгляд, перед нами явная недоработка драйверов Catalyst и тестирование видеокарт без оптимизаций в соответствующем разделе статьи подтвердит это мое предположение. Ну а пока перейдем к рассмотрению результатов тестирования в Quake 4.

    Quake 4

    В многими любимой игре Quake 4 видеокарты на чипах NVIDIA проявляют себя во всей красе. Только разогнанный Radeon X800 GTO может достойно соперничать с GeForce 6800 LE и GeForce 6600 GT. В свою очередь, Radeon X1600 XT уступает даже восьмиконвейерному Radeon X800 GT, работающему на более скромных частотах, но обладающему 256-битной шиной обмена с памятью. Ничего нового здесь не скажу – фанатам Quake 4 в данном ценовом диапазоне рекомендуется обратить внимание на GeForce 6600 GT.

    F.E.A.R.

    А вот в F.E.A.R. нас с вами вновь ждет сюрприз. Лидерством Radeon X800 GTO не удивить, но нельзя не обратить внимание на Radeon X1600 XT. Несмотря на 128-битную шину обмена с памятью, этой видеокарте удается занять второе место по итогам тестирования в F.E.A.R., а в номинальном режиме работы видеокарт и вовсе выйти на первое. Неплохой результат, жаль только, что Radeon X1600 XT пока проявляет себя лишь в редких играх и бенчмарках. Кроме того, F.E.A.R. – это единственный тест, где GeForce 6800 LE в разгоне удаётся опередить GeForce 6600 GT.

    Далее я предлагаю вам рассмотреть, как влияют оптимизации на скорость на примере GeForce 6600 GT и Radeon X800 GTO.

    5. Производительность NVIDIA и ATI с оптимизациями и без на примере GeForce 6600 GT и Radeon X800 GTO

    Ранее мною уже было сказано о том, что вследствие невысокого уровня производительности тестируемых сегодня видеокарт, все тесты были проведены с активированными оптимизациями в драйверах ForceWare и Catalyst. Между тем с такими условиями тестирования согласны не все, так как некоторые из оптимизаций при определенных условиях приводят к потере качества в играх, порой довольно значительной. Вопросы изучения снижения качества при активации различных оптимизаций в драйверах здесь затронуты не будут. В то же время, я предлагаю вам посмотреть, какой прирост производительности достигается при одновременном включении всех доступных для изменения оптимизаций в драйверах ForceWare и Catalyst.

    Итак, изменению были подвергнуты следующие доступные пользователю настройки:

    ForceWare 81.95: Catalyst 6.2*:
    Trilinear optimization = Off / On Anisotropic Filtering Optimization = Off / On
    Anisotropic mip filter optimization = Off / On Trilinear Filtering Optimization = Off / On
    Anisotropic sample optimization = Off / On. Catalyst A.I. = Off / High
    * - настройка производилась с помощью утилиты ATI Tray Tools.

    Со стороны NVIDIA в тестировании принимает участие GeForce 6600 GT 256 Mb, работающая на номинальных частотах, а со стороны ATI самая быстрая видеокарта сегодняшнего тестирования – Radeon X800 GTO 256 Mb, также с номинальными частотами графического чипа и памяти. Тестирование было проведено в бенчмарках и играх при использовании анизотропной фильтрации уровня 8x и полноэкранного сглаживания степени 2х, активировавшихся либо непосредственно в настройках игр, либо в их конфигурационных файлах. В драйверах данные настройки были выставлены в положение "По выбору приложением".

    Бенчмарки и игры Разрешение GeForce 6600 GT 256Mb (500/1000MHz) Radeon X800 GTO 256Mb (398/986MHz)
    Optimizations Off Optimizations On % Optimizations Off Optimizations On %
    3DMark 2005 1024x768 3 341 3 469 3.8% 3 365 3 612 7.3%
    1280x1024 2 660 2 775 4.3% 2 577 2 802 8.7%
    Half-life 2 Lost Coast 1024x768 63.9 71.8 12.4% 67.8 79.6 17.4%
    1280x1024 44.3 50.2 13.3% 48.2 62.9 30.5%
    Splinter Cell: Chaos Theory 1024x768 36.5 37.8 3.6% 44.5 47.1 5.8%
    min fps 19.6 22 12.2% 24.2 26.2 8.3%
    1280x1024 26 26.8 3.1% 31.6 33.2 5.1%
    min fps 14.8 15.4 4.1% 17.6 19.1 8.5%
    Serious Sam 2 1024x768 27.9 32 14.7% 40.2 43.5 8.2%
    min fps 19.6 23.6 20.4% 20.1 11.5 -42.8%
    1280x1024 19.2 22.9 19.3% 22.9 28.8 25.8%
    min fps 11.2 13.4 19.6% 15.9 10.8 -32.1%
    Quake 4 1024x768 54.8 68.2 24.5% 60.7 60.6 -0.2%
    1280x1024 39.3 46.5 18.3% 40.7 40.7 0%
    F.E.A.R. 1024x768 29 30 3.4% 44 45 2.3%
    min fps 17 17 0% 23 23 0%
    1280x960 21 23 9.5% 31 33 6.5%
    min fps 10 10 0% 17 17 0%
    Полужирным шрифтом в таблице выделены проценты максимального изменения производительности, полученного в результате активации оптимизаций.

    Как вы видите из таблицы, максимальный прирост от активации оптимизаций у GeForce 6600 GT достигается в играх Serious Sam 2 (DirectX) и Quake 4 (OpenGL). В то же время на Radeon X800 GTO в разрешении 1280х1024 в игре Half-life 2 Lost Coast получается увеличение производительности в 30.5 %! Обратите внимание на минимальный FPS на Radeon X800 GTO: при отключении оптимизаций он вырастает примерно на 74.8 % и 47.2 % для разрешений 1024х768 и 1280х1024, соответственно. На мой взгляд, показатель минимального числа кадров в секунду более важен для комфортной игры, чем средний FPS, поэтому, несмотря на повышение среднего фреймрейта, стоит подумать, использовать ли оптимизации в данной игре или нет (по крайней мере, на драйверах Catalyst версии 6.2). Также довольно интересны результаты тестирования ATI Radeon X800 GTO в Quake 4, а именно – отсутствие какого-либо прироста или уменьшения производительности от активации оптимизаций. Впрочем, ни для кого не секрет, что OpenGL драйвер у NVIDIA отработан лучше, чем у ATI.

    Пожалуй, пора подводить итоги сегодняшнему видеомарафону.

    Заключение

    Рассмотрим каждую видеокарту в отдельности и именно в том порядке, в котором проводилось их тестирование.

    GeForce 6800 LE 256 Mb оказалась самой слабой видеокартой сегодняшних тестов. Тем не менее, отставание GeForce 6800 LE от идущей следом GeForce 6600 GT легко перекрывается разгоном, который у тестируемого экземпляра видеокарты от LeadTek очень впечатляет. Конечно же, GeForce 6600 GT также разгоняется, но прирост производительности от разгона 128-битных карт, как правило, ниже, чем у видеокарт, обладающих 256-битной шиной. Однако это слабое утешение для владельцев GeForce 6800 LE, так как в итоге GeForce 6600 GT оказывается все равно быстрее.

    GeForce 6600 GT 256 Mb достаточно быстрая карта, и, пожалуй, пока еще самая быстрая у NVIDIA в ценовом диапазоне до 200 долларов США. И все же, как мне кажется, цена этой видеокарты несколько завышена на фоне Radeon X800 GT, стоящего сегодня на $25-30 дешевле. Поэтому, если вас не пугает отсутствие поддержки у последней шейдеров третьей версии, а также подавляющее преимущество GeForce 6600 GT в Quake 4 (и DOOM 3), то выбор лучше остановить на Radeon X800 GT.

    Radeon X800 GT 256 Mb. И опять "если"... Казалось бы, комментарии к результатам тестирования двух предыдущих карт сводят выбор в пользу Radeon X800 GT, но если у вас есть возможность доплатить все те же 25-30 долларов США, которые вы сэкономили на GeForce 6600 GT, то я бы предложил рассмотреть вариант данной видеокарты с буквой "O" в конце названия, то есть, читаем дальше ;).

    Radeon X800 GTO 256 Mb, как и предполагалось, по результатам сегодняшнего тестирования вполне закономерно является самой быстрой видеокартой ценового сегмента до 200 долларов США. Справедливости ради необходимо добавить, что потенциального покупателя от приобретения Radeon X800 GTO может остановить лишь отсутствие поддержки Shader Model 3.0, споры о необходимости которой и сегодня продолжаются на страницах нашей конференции.

    Radeon X1600 XT 256 Mb – видеокарта, которая хоть и способна изредка преподносить сюрпризы (3DMark 2005 и F.E.A.R.), но в целом все же разочаровывающая. На фоне более сильного Radeon X800 GTO производительность Radeon X1600 XT меркнет, блистая лишь маленькой звездочкой под именем Shader Model 3.0. Пока версталась статья, появилась новость о грядущем снижении цен на видеокарты, основанные на чипах ATI, в том числе и на Radeon X1600 XT с рекомендованной сегодня стоимости в 179 долларов США до 149 долларов, что должно благоприятно сказаться на рыночной перспективе данной видеокарты. Время покажет.

    Ну а нам с вами остается только ждать снижения цен на GeForce 6800 GS, а также появления в продаже NVIDIA GeForce 7600 GT (благо, остались лишь считанные дни), надеяться, что цены на эту видеокарту не будут слишком уж завышены от рекомендованной ($199) и что архитектура нового чипа вкупе с высокими частотами позволит оверклокерам достичь новых высот производительности в ценовом сегменте до 200 долларов США.

    Ссылки на обсуждение видеокарт в конференции:

  • Всё о GeForce 6800 LE (Ссылка на FAQ на первой странице);
  • Всё о GeForce 6600 GT. FAQ на первой странице (обновление);
  • Всё о RADEON Х800 GT;
  • Всё о RADEON X800 (GTO/GTO2). FAQ на первой странице;
  • Всё о Radeon 1600 Pro/XT.

    Сергей Лепилов aka Jordan

  • Страницы материала
    Страница 1 из 0
    Оценитe материал

    Комментарии 56 Правила

    Возможно вас заинтересует

    Популярные новости

    Сейчас обсуждают