Сравнение ATI Radeon X1600 XT / Pro с объемом памяти в 128, 256 и 512 Mb

16 февраля 2006, четверг 00:31

Введение

Выбор видеокарты в среднем ценовом сегменте (130-200 долларов США) всегда в достаточной степени сложен. Отдать предпочтение при покупке той или иной видеокарте проблематично не только по причине, я бы сказал, избыточного насыщения рынка разными типами чипов, но и различными типами видеокарт, которые спешат предложить нам компании-производители. Посмотрите сами: на сегодня в указанные выше границы стоимости у NVIDIA попадают GeForce 6600 GT с объемом памяти в 128 и 256 Mb, постепенно исчезающий GeForce 6800 LE и продолжающий терять в стоимости, хотя и менее распространенный GeForce 6800 GS. Совсем скоро к ним, по замыслу NVIDIA, должны присоединиться GeForce 7600 (GS / GT), которые поначалу будут продаваться по завышенным ценам, но относятся именно к данному ценовому диапазону.

И все же в большей степени проблемы с выбором возникают, если вы решили приобрести видеокарту, основанную на чипе ATI. К примеру, вот какой список предлагается одной из московских компьютерных фирм из продукции компании Sapphire среди видеокарт стоимостью 130-200 долларов США:

  • 512 Mb - ATI Radeon X1600 Pro 128 bit, 500/810 MHz - $175;
  • 256 Mb - ATI Radeon X1600 XT 128 bit, 587/1386 MHz - $195;
  • 256 Mb - ATI Radeon X1600 Pro 128 bit, 500/810 MHz - $149;
  • 256 Mb - ATI Radeon X800 GTO 256 bit, 400/980 MHz - $193;
  • 256 Mb - ATI Radeon X800 GT 256 bit, 475/980 MHz - $173;
  • 256 Mb - ATI Radeon X700 Pro 128 bit, 425/864 MHz - $148;
  • 128 Mb - ATI Radeon X1600 Pro 128 bit, 500/810 MHz - $144;
  • 128 Mb - ATI Radeon X800 GTO 256 bit, 400/980 MHz - $164
  • 128 Mb - ATI Radeon X700 Pro 128 bit, 425/864 MHz - $133.

И что же выбрать из этого обилия с учетом максимальной отдачи на каждый вложенный рубль? Как не выкинуть деньги на ветер и стоит ли переплачивать за 256 Mb видеопамяти против 128 Mb? А, может быть, лучше вообще вложить деньги в 512 Mb памяти, которые нужны таким играм как F.E.A.R.? Чему же в конечном итоге отдать предпочтение: разрядности шины памяти или высоким частотам и поддержке Shader Model 3.0? Спешу вас разочаровать, ответы на все поставленные вопросы в данном материале вы не найдете по нескольким причинам.

Во-первых: такой материал с учетом, как минимум, двух тестовых режимов качества графики, разрешений и состояний видеокарт (номинал/разгон) получился бы слишком громоздким и, как следствие, сложным для восприятия. Во-вторых: потому, что часть видеокарт уже тестировалась нами ранее. Так, производительность ATI Radeon X800 GT 256 Mb оценивалась в сравнении с ATI Radeon X700 Pro 256 Mb и NVIDIA GeForce 6600 GT 256 Mb, а немного позже им противопоставлялся ATI Radeon X800 GTO 256 Mb. Спустя еще некоторое время, эта же видеокарта довольно успешно конкурировала с новинками в лице ATI Radeon X1600 XT 256 Mb и NVIDIA GeForce 6800 GS 256 Mb, правда цена последних на момент публикации той статьи была существенно выше, чем сегодня (более 250 долларов США против ~200 на сегодняшний день).

Теперь же в данном ценовом диапазоне нам остается только отобрать "лучшие зерна" от всего многообразия, что предлагают нам ATI и NVIDIA, и постараться расставить все точки над i до выхода новых графических карт, либо удешевления старых. Как вы уже поняли по названию сегодняшней статьи, "отбор" мы начнем с выбора оптимальной по соотношению цена/производительность видеокарты из линейки ATI Radeon X1600 XT/Pro, познакомившись с четырьмя видеокартами от трех производителей, а именно: PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb; Sapphire Radeon X1600 Pro 256 Mb и 512 Mb; и Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb.

Перед тем, как перейти к рассмотрению видеокарт, предоставленных нам на тестирование, я предлагаю вспомнить технические характеристики ATI Radeon X1600 XT / Pro.

1. Технические характеристики ATI Radeon X1600 XT / Pro

Характеристики ATI Radeon X1600 XT / X1600 Pro
Графический чип RV530
Техпроцесс, мкм 0.09
Площадь ядра, кв.мм 156
Число транзисторов, млн. 157
Рабочие частоты графических процессоров, MHz 590 / 500
Рабочие частоты видеопамяти, MHz 1380 / 780
Объем памяти, Mb 256 / 128, 256, 512
Тип памяти GDDR-3 / GDDR-2
Разрядность шины обмена с памятью 128 Bit
Интерфейс PCI-Express 16х
Число пиксельных процессоров, шт. 12
Число вершинных процессоров, шт. 5
Поддержка версии Pixel Shaders 3
Поддержка версии Vertex Shaders 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 2360 / 2000
Полоса пропускания памяти, Gb/s 21.6 / 12.8
Поддержка версии DirectX 9.0с
Потребляемая мощность в 3D режиме работы, W ~40
Требования к мощности блока питания, W ~300
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) 160 x 100 x 15
Разъемы 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO
Дополнительно Поддержка режима CrossFire и технологии AVIVO





2. Краткий обзор видеокарт, участвующих в тестировании

Данный раздел сегодняшней статьи будет отведен краткому знакомству с участниками тестирования, изучению их особенностей, упаковок, комплектов поставок, систем охлаждения и проверке оверклокерского потенциала. Начнем с самой дорогой видеокарты в линейке ATI Radeon X1600.

PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb

Видеокарта, выпускаемая под маркой PowerColor, поставляется в небольшой коробке, на лицевой стороне которой кроме очередного футуристического робота-монстра можно найти название видеокарты, объем памяти и перечень технологий, поддерживаемых ATI Radeon X1600 XT:

На оборотной стороне упаковки технические характеристики представлены уже на 6 языках, включая и русский, что приятно:

Там же можно обнаружить перечень аксессуаров, поставляемых с видеокартой, в число которых входят:

  • коаксиальный кабель;
  • кабель S-Video;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
  • один S-Video / AV переходник;
  • руководство пользователя по установке и эксплуатации видеокарты;
  • компакт-диск с драйверами;
  • компакт-диск с пакетом программного обеспечения для DVD от CyberLink;
  • два компакт-диска с игрой Pacific Fighters и руководство.

Надо сказать, что в коробке все аккуратно разложено по отсекам и вероятность повреждения во время транспортировки сводится к минимуму. Видеокарта представляет собой точную копию эталонного дизайна:





Красный текстолит печатной платы почти наполовину закрывает медный радиатор системы охлаждения, который, в свою очередь, закрыт черным пластиковым кожухом. Небольшая турбина с прямыми и частыми лопастями прогоняет воздух сквозь медную гребенку ребер радиатора. Чипы памяти видеокарты с радиатором не контактируют.

На оборотной стороне видеокарты, кроме Х-образной стальной пластины, предназначенной для создания надежного контакта между радиатором системы охлаждения и графическим чипом, а также для предотвращения перекоса и повреждения GPU, нескольких наклеек и множества микроэлементов, заострить ваше внимание совершенно не на чем:

Видеокарта оснащена PCI-Express интерфейсом, двумя цифровыми (DVI-I) выходами и TV-выходом.

Без системы охлаждения видеокарта выглядит следующим образом:

Отдельно необходимо отметить высокое качество обработки медного основания радиатора. Добавлю, что в качестве термоинтерфейса на графическом процессоре PowerColor использовала термопасту белого цвета и достаточно густой консистенции. Редкое отличие от серых густых субстанций или широко всем известной "серебрянки". Вся память расположена на лицевой стороне печатной платы. Там же пустует место для чипа ATI RageTheatre, заменой которому в Radeon X1600 XT служит технология AVIVO.

Графический процессор RV530 XT выпущен на Тайване на 41 неделе 2005 года:





Номинальная частота работы чипа – 587 MHz (590 MHz по спецификациям ATI Radeon X1600 XT). Его технические характеристики вы можете найти в приведенной выше таблице.

Видеопамять GDDR-3 объемом в 256 Mb набрана четырьмя микросхемами производства Infineon:

Выпущенные на неделю позже, чем графический процессор, чипы памяти маркированы как HYB18H512321AF-14, таким образом их номинальное время доступа равно 1.4 нс, что выше, чем у образца ATI Radeon X1600 XT, который мы тестировали ранее (1.25 нс). Номинальная частота работы видеопамяти равна 1386 MHz (1380 MHz по спецификациям ATI Radeon X1600 XT).

При разгоне PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb продемонстрировал довольно посредственные результаты, стабильно заработав лишь на 621 MHz по графическому процессору и на 1575 MHz по видеопамяти:

Программный вольтмод Radeon X1600XT с помощью ATITool 0.25 beta 13 недоступен, а так называемый "карандашный" на тестовой карте по понятным причинам не проводился. Необходимо дополнить, что турбина системы охлаждения в 2D-режиме работает очень тихо (~35 % своей мощности), но в 3D-режиме начинает неприятно жужжать, хотя и не дает при этом подняться температуре разогнанного ATI Radeon X1600 XT выше 64 градусов Цельсия. Установка Zalman VF700-Cu на данную видеокарту без доработки его крепления невозможна, виду того, что монтажные отверстия вокруг чипа не совпадают с отверстиями в планке крепления кулера. Можно несколько доработать пластину крепления Zalman VF700-Cu, пропилив или пересверлив отверстия, но это уже совсем другая история...

Если доверять результатам price.ru, то в московской рознице PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb на сегодняшний день можно приобрести по цене от 186 до 210 долларов США.

Sapphire Radeon X1600 Pro 256 Mb и 512 Mb

Обе видеокарты производства компании Sapphire я решил представить вам в одном разделе статьи по той причине, что карты похожи друг на друга, как две капли воды. К сожалению, видеокарты нам были предоставлены в коричневых картонных коробках, без каких-либо изображений, опознавательных знаков и рисунков, поэтому знакомство начнем несколько нетрадиционно, а именно, с комплекта поставки, который, как вы понимаете, абсолютно одинаковый у обеих видеокарт.





В его состав включены:

  • коаксиальный кабель;
  • кабель S-Video;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • один 15 pin DVI / D-Sub переходник;
  • компакт-диск с драйверами;
  • голографическая наклейка с логотипом Sapphire.

В отличие от PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb, видеокарты выполнены на сине-зеленом темном текстолите, большую часть которого с лицевой стороны закрывает система охлаждения:

На крышке системы охлаждения очередное "чудо" от Sapphire – никто не знает, что же это за инопланетяне, которыми компания разрисовывает свои продукты, но многим нравится :). В качестве нагнетателя потока воздуха у видеокарт Sapphire Radeon X1600 Pro использован вентилятор с прозрачными изогнутыми лопастями, который максимально смещен к выходам платы. В центре вентилятора – голографическая наклейка с логотипом Sapphire.

Система охлаждения видеокарт представляет собой монолитный радиатор, целиком выполненный из алюминия. К его основанию припаяны тонкие алюминиевые ребра. С графическим процессором радиатор контактирует через термопасту, очень сильно напоминающую уже упомянутую мной титановскую "серебрянку", которая сильно пачкается и обладает довольно посредственной теплопроводностью:

Как вы видите, радиатор системы охлаждения контактирует с чипами видеопамяти через довольно толстые термопрокладки, а по периметру места соприкосновения радиатора с графическим чипом наклеена мягкая прокладка, предназначенная для минимизации возможности скола чипа при установке системы охлаждения.

Обе видеокарты оснащены 8 микросхемами памяти стандарта GDDR-2, расположенными с лицевой...

...и оборотной стороны платы:

Объем памяти видеокарт указан на наклейке, однако отличия заключаются и в самих микросхемах производства Infineon:

Маркировка чипов у видеокарты Sapphire Radeon X1600 Pro с объемом памяти в 256 Mb – HYB18T256161AF-25 ревизия "А" (36 неделя выпуска 2005 года), а у 512 Mb варианта карты – HYB18T512161BF-25 ревизия "B" (48 неделя выпуска 2005 года). Что интересно, память у видеокарт работает также на немного разной частоте: у 256 Mb версии карты на 792 MHz, а у 512 Mb версии на 810 MHz.

После того, как удалось очистить графические процессоры от серебряной термопасты, оказалось, что и неделя выпуска у них одинаковая – 46 того же 2005 года:

У обеих видеокарт чип RV530 Pro работает на частоте в 500 MHz.

О разгоне. Sapphire Radeon X1600 Pro 256 Mb с номинальных частот в 500/792 MHz удалось разогнать до 660 MHz по графическому чипу и лишь до 865 MHz по видеопамяти:

Огорчило, что разгон по памяти видеокарты оказался довольно посредственным. В свою очередь, карта Sapphire Radeon X1600 Pro с объемом памяти в 512 Mb показала чуть лучшие результаты разгона по видеопамяти:

Да и графический процессор работает на 665 MHz, что на 5 MHz выше, чем у 256-мегабайтной версии карты. Казалось бы, при прочих равных условиях видеокарта с меньшим объемом памяти должна гнаться лучше, но отличия в ревизиях микросхем памяти, а может в напряжении, подаваемом на чипы, повлияли на результаты в большей степени.

Вентиляторы систем охлаждения видеокарт в 2D-режиме работают на 18 % своей мощности и совершенно бесшумны. Порадовало, что и на 100 % оборотов вентиляторы работают достаточно тихо. При этом эффективность охлаждения разогнанной видеокарты находится на довольно высоком уровне:

На мой взгляд, 66 градусов Цельсия в пике нагрузки для 660 MHz ядра Radeon X1600 Pro и алюминиевого радиатора – очень неплохо. В отличие от PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb, вокруг графического чипа есть монтажные отверстия, сквозь которые можно установить Zalman VF700-Cu, однако, из-за невозможности его установки на PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb, было решено тестировать видеокарты только со стандартными кулерами.

Остается дополнить обзор ссылками на BIOS видеокарт Sapphire Radeon X1600 Pro 256 Mb и 512 Mb (WinRAR архивы, 35 Kb), а также добавить, что видеокарты можно приобрести за ~145 долларов США за 256 Mb версию и за ~165 долларов США за версию с объемом памяти в 512 Mb.

Ну что же, теперь перейдем к изучению последнего на сегодня участника тестирования, который, на мой взгляд, будет наиболее интересен оверклокерам.

Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb

Компания Palit – достаточно редкий гость наших тестов. Продукция, выпускаемая под данным лейблом, как правило, не отличается оверклокерскими изысками, усиленными характеристиками и индивидуальными системами охлаждения. Кроме того, что уж тут лукавить, продукция Palit до последнего времени зачастую грешила качеством своих видеокарт. Хочется верить, что ситуация изменилась в лучшую сторону и сейчас мы проверим, так ли это, на примере Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb.

Итак, перед нами довольно большая и красивая упаковка, выполненная из толстого картона:

Грозная девушка с пышными формами частично закрыта наклейкой с информацией о том, что в коробке находится Radeon X1600 Pro с объемом видеопамяти 128 Mb стандарта GDDR-3(!) интерфейсом PCI-Express, цифровым и TV-выходами, а также полной поддержкой DirectX 9.0. Обратите внимание, что Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb оснащена именно GDDR-3 памятью, тогда как предыдущие карты Radeon X1600 Pro производства Sapphire оснащены более дешевой GDDR-2.

На оборотной стороне коробки на 10 языках, в числе которых и русский, перечислены основные технические характеристики Radeon X1600 Pro, приведен список поддерживаемых видеокартой разрешений и прочая не слишком полезная информация.

В комплект поставки с видеокартой включены:

  • кабель S-Video;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • компакт-диск с драйверами;
  • компакт-диск с PowerDVD 5.

Небогатый комплект, надо сказать...

Видеокарта основана на текстолите ярко-красного цвета:

Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb оснащена PCI-Express интерфейсом, одним цифровым (DVI-I) выходом и TV-выходом. Довольно скромных размеров система охлаждения порадует глаз не только голографической наклейкой, но и красивым рисунком символа видеокарт на чипах ATI – знаменитой девушки Ruby.

Вся память видеокарты расположена только с её лицевой стороны, поэтому оборотная сторона платы ничем примечательным не выделяется:

Без системы охлаждения видеокарта выглядит следующим образом:

Отдельно отмечу наличие дополнительных монтажных отверстий для установки альтернативной системы охлаждения, например все того же Zalman VF700-Cu. Таким образом, из рассмотренных сегодня видеокарт, проблемы с установкой альтернативной системы охлаждения могут возникнуть только с PowerColor Radeon X1600 XT 256 Mb.

Система охлаждения видеокарты Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb состоит из медного радиатора с тонкими частыми ребрами и маленькой турбинки в пластиковом кожухе, которая прогоняет воздушный поток сквозь ребра, охлаждая, таким образом, графический процессор:

А вот вторая пластина – своеобразная backplate для Radeon X1600 Pro, которая надевается с обратной стороны платы на шпильки-крючки, за которые, в свою очередь, необходимо зацепить проволочные зажимы. Все просто и надежно, так как усилие прижима, создаваемое креплением, достаточно серьезное.

Переходим к самому интересному. Казалось бы, обычный графический процессор RV530 Pro, 46 неделя выпуска 2005 года, страна производства – Тайвань:

Все, как и у предыдущих рассмотренных чипов... Однако номинальная частота работы GPU равна отнюдь не 500 MHz, как у видеокарт от Sapphire, а 575 MHz (!), что на 75 MHz или на 15 % выше, чем в спецификациях Radeon X1600 Pro. Неплохо, не правда ли?

А что же видеопамять Palit Radeon X1600 Pro? Какие сюрпризы преподнес нам производитель в этом плане? Спешу вас порадовать – 128 Mb памяти представлены четырьмя микросхемами GDDR-3 памяти производства Samsung с номинальным временем доступа в 2.0 нс:

Маркировка видеопамяти – K4J55323QF-GC20. Как вы помните, теоретическая частота работы 2.0 нс памяти составляет 1000 MHz и Palit не преминула воспользоваться данным фактом. Вообще-то, следуя классике жанра, здесь должна быть барабанная дробь, но если я попытаюсь передать её словами, то статью вы, скорее всего, читать закончите, поэтому скажу просто: номинал работы видеопамяти Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb составляет 990 MHz (+23.8 %).

Можно предположить, что раз уж частоты видеокарты завышены, то чего-то выдающегося от её разгона ожидать не приходится. Тем не менее:

670 MHz по графическому процессору и 1270 MHz по видеопамяти без всяких там вольтмодов и замены системы охлаждения! И все это Palit сделала без, порой, лишнего пафоса и заявлений о "непревзойденной производительности" в своем классе видеокарт. Вот так вот "тихой сапой" компания выпустила видеокарту, которая вполне может стать бестселлером в экономных оверклокерских кругах. Конечно же, многое будет зависеть от качества выпускаемой Palit продукции, но к рассмотренному экземпляру видеокарты нареканий нет.

Несколько огорчает довольно высокий уровень шума турбины в 3D-режиме (хотя до визга Radeon X1600 XT 256 Mb ему еще очень и очень далеко), а также отсутствие средств мониторинга у Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb. Думаю, что последний недостаток поправим прошивкой соответствующего BIOS, но на изучение данного вопроса у меня уже просто не хватило времени. Кстати, родной BIOS видеокарты вы можете скачать с нашего сайта (WinRAR архив, 35 Kb).

Остается добавить, что стоимость видеокарты Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb по данным price.ru начинается от 123 долларов США и выше до $150. В перечне выпускаемых компанией Palit видеокарт существует версия Radeon X1600 Pro GOLDEN 128 Mb, оснащенная памятью GDDR-3 с номинальным временем доступа в 1.4 нс, алюминиевым кулером, чем-то напоминающим Zalman VF700 и работающая на частотах в 575/1300 MHz. Стоимость данного варианта колеблется в диапазоне от 150 до 170 долларов США.

С видеокартами мы с вами познакомились, теперь необходимо выяснить, какая в итоге из них будет оптимальной по соотношению цена/производительность, хватит ли 128 Mb видеопамяти Palit Radeon X1600 Pro и нужны ли 512 Mb для Sapphire Radeon X1600 Pro? Рассмотрим тестовую конфигурацию с методикой тестирования, а после этого перейдем и к анализу результатов тестов.

3. Конфигурация тестового стенда, операционная система, драйверы, бенчмарки и игры

Тестирование было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ABIT AN8 SLI (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.1.9;
  • Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz @2800 MHz 1.65 V, 512 Kb, Cool&Quiet Disable, (Venice, E6).
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon "Hands Edition", ~1300-2000 RPM, ~16-21 dBA;
  • Термоинтерфейс: КПТ-8 (OOO "Химтек");
  • Оперативная память: 2 х 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2, @255(510) MHz, 2.5-3-4-8_1T, 2.9 V;
  • Дисковая подсистема: SATA-II 160 Gb Seagate Barracuda 7200.9 (ST3160812AS 2AAA) 7200 RPM, 8 Mb;
  • DVD±R/RW & CD-RW привод: Toshiba SD-R5372;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + два корпусных 120-мм вентилятора Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA);
  • Блок питания: XG Magnum 500 W + 80-мм вентилятор SilentBlade (~1700 RPM, 19 dBA);
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

В качестве операционной системы, как и прежде, была выбрана Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска размером в 8 Gb. Все тестовые бенчмарки и игры были установлены на третий раздел винчестера размером в 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все лишние сервисы, за исключением минимально необходимых 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трэй). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.82 и библиотек DirectX 9.0с (дата релиза – декабрь 2005 года). В качестве драйверов видеокарт был использован ATI Catalyst 6.1, так как новый Catalyst 6.2 вышел уже во время завершения тестов. Справедливости ради, необходимо добавить, что в Release Notes нового драйвера не заявлено увеличение производительности на видеокартах серии Radeon X1600, поэтому к существенному недостатку статьи, учитывая ее специфику, использование Catalyst 6.1 отнести нельзя.

Так как производительность тестируемых сегодня видеокарт находится на уровне ниже среднего, то оптимизации анизотропной и трилинейной фильтрации в драйвере Catalyst были активированы. Catalyst A.I. установлен в режим "High". Тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024(960), а также при следующих кратко обозначенных на диаграммах настройках драйверов:

  • "High Qual" – настройки драйвера на "High Quality", AF Off, AA Off;
  • "High Qual+AF8x+AA2x" – настройки драйвера на "High Quality", AF8x, AA2х.

Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было недоступно, использовалась программа ATI Tray Tools версии 1.0.5.824.

Для тестирования был использован следующий набор синтетических, полусинтетических бенчмарков и игр:

  • 3DMark 2006 – build 1.0.2, только разрешение 1280 x 1024, default settings;
  • Half-life 2 Lost Coast (DirectX 9.0c) – для тестирования была записана достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d2" и установлены максимальные настройки графики в самой игре;
  • The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – версия игры 1.0.0.1, максимальное качество графики, Shader 2.0, demo "ducche";
  • Splinter Cell 3: Chaos Theory (DirectX 9.0c) – версия игры 1.05, стандартная демо-запись "01_lighthouse" с максимальными настройками графики в самой игре, Shader Model 3.0;
  • Serious Sam 2 (DirectX 9.0c) – версия игры 2.066, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики (подробнее они были описаны ранее);
  • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.0.4.0 build 2147, демо в самом начале уровня "Hangar Perimeter", детализация графики в игре – "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования;
  • X3 REUNION DEMO (DirectX 9.0c) – версия игры 1.3.0US, встроенный бенчмарк из четырех частей, подробнее – в разделе тестирования;
  • F.E.A.R.First Encounter Assault Recon (DirectX 9.0c) – версия игры 1.02, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = Off.

Если при проведении тестирования в полученных результатах присутствовал минимальный показатель FPS, то он указывался на диаграммах. Для отображения результатов видеокарт, полученных в номинальном режиме работы, использовалась холодная сине-зеленая гамма, а при разгоне – теплая оранжево-красная.

4. Тестирование линейки ATI Radeon X1600 XT / Pro и анализ результатов

Перед тем как перейти к рассмотрению результатов тестирования хотелось бы добавить, что для определения потребности в видеопамяти и зависимости скорости от ее объема все видеокарты Radeon X1600 Pro были приведены к одинаковым частотам в 500/810 MHz, соответствующим спецификациям ATI Radeon X1600 Pro. В свою очередь, Radeon X1600 XT 256 Mb функционировал на частотах в 587/1376 MHz. Кроме проведения тестов в номинальном режиме работы видеокарт, их производительность была проверена и при разгоне, который индивидуален для каждой карты.

Для начала оценим производительность видеокарт в новом синтетическом бенчмарке 3DMark 2006.

3DMark 2006

В номинальном режиме работы видеокарт Radeon X1600 XT 256 Mb опережает всех сегодняшних соперников не только на дефолтных частотах, что вполне логично, но и при разгоне. Версия Radeon X1600 Pro с объемом видеопамяти в 128 Mb при номинальном режиме работы немного отстает от соперников в лице 256 и 512-мегабайтных версий Radeon X1600 Pro. Однако впечатляющий разгон видеокарты позволил ей выйти на второе место, уступив лишь Radeon X1600 XT 256 Mb. Необходимо добавить, что 512 Mb не приносят какого-либо прироста производительности в сравнении с 256 Mb и даже чуть уступают при использовании анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Проверим, как обстоят дела в реальных играх.

Half-life 2 Lost Coast

На номинальных частотах работы видеокарт продолжает лидировать Radeon X1600 XT 256 Mb. В то же время, при разгоне в разрешении 1024х768 лидерство с XT версией оспаривает Radeon X1600 Pro 128 Mb и даже чуть опережает в одном из режимов качества графики. При повышении разрешения до 1280х1024 разогнанные видеокарты примерно равны по производительности.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

В игре The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay ситуация не меняется. Лидирует Radeon X1600 XT, разогнанный Radeon X1600 Pro 128 Mb немного уступает ему, а 512 Mb видеопамяти не приносят существенного прироста в сравнении с 256-мегабайтной версией видеокарты.

Splinter Cell 3: Chaos Theory

В Splinter Cell 3: Chaos Theory на тестируемых сегодня видеокартах можно относительно комфортно играть только в разрешении 1024х768. Если же говорить о расстановке сил, то изменений по отношению к предыдущим полученным результатам нет.

Serious Sam 2

Результаты в Serious Sam 2 интересны с той точки зрения, что по минимальному числу кадров в секунду Radeon X1600 Pro 128 Mb практически везде уступает видеокартам с объемом памяти в 256 Mb, что говорит о менее комфортных ощущениях в данной игре. Тем не менее, по среднему FPS Radeon X1600 Pro 128 Mb в лидерах. В то же время, 512 Mb видеопамяти на Radeon X1600 Pro не дают никакого прироста в сравнении с 256-мегабайтными вариантом карты.

Quake 4

X3 REUNION

В тестировании игр Quake 4 и X3 REUNION вы не найдете существенных отличий от полученных ранее результатов.

F.E.A.R.

Особо требовательная к объему видеопамяти F.E.A.R., также не отметилась чем-то особенным.

Казалось бы, если средний FPS на Radeon X1600 Pro 128 Mb в номинальном режиме работы видеокарты совсем немного ниже, чем у 256 и 512 Mb версий видеокарт (а при разгоне и вовсе выше) и достигает показателей XT-версии, то зачем переплачивать за дополнительный объем памяти видеокарты? Какой смысл?

Чтобы найти ответ на данный вопрос, я предлагаю вам посмотреть на результаты мониторинга использования видеопамяти, полученные с помощью RivaTuner при тестировании в игре F.E.A.R. в разрешении 1024х768 и использовании полноэкранного сглаживания степени 2х, а также анизотропной фильтрации уровня 8х (Soft Shadows = Off). Все видеокарты работали на частотах в 500/810 MHz. На графиках присутствует результат второго прогона тестовой демо-записи.

Итак, результаты Radeon X1600 Pro 128 Mb:

И что же мы видим? F.E.A.R. бесцеремонно "съедает" весь объем памяти видеокарты и забирает плюсом еще почти 155 Mb из оперативной памяти. Суммарный объем требуемой памяти достигает 283 Mb. Очевидно, что пропускная способность оперативной памяти ниже, чем у памяти видеокарты, отсюда на Radeon X1600 Pro 128 Mb в современных играх будут возникать и, надо сказать, возникают, рывки и так называемые "фризы".

Теперь проверим, насколько лучше в данной игре выглядит Radeon X1600 Pro 256 Mb:

Настройки качества графики не менялись и при этом F.E.A.R. у Radeon X1600 Pro 256 Mb востребовала только 208 Mb видеопамяти плюс еще чуть более 2 Mb из "оперативки". Итого вышло ~211 Mb против ~283 Mb на Radeon X1600 Pro 128 Mb. Отдельно отмечу, что визуально демка идет более плавно, а рывки после второго прогона записи исчезают вовсе, тогда как на Radeon X1600 Pro 128 Mb замирания не исчезают.

А что же в таком случае нам дает 512 Mb видеопамяти у Radeon X1600 Pro? Ответ ниже:

А ничего! :) Можно, конечно, увеличить разрешение, повысить степень полноэкранного сглаживания и уровень анизотропной фильтрации и тогда наверняка вдруг запляшут облака... тьфу, извините, и тогда 512 Mb видеопамяти, конечно же, будут востребованы, но играть в F.E.A.R., как в "Horror Action" при таких настройках качества графики на Radeon X1600 Pro вы уже не сможете. Максимум, как в пошаговую стратегию...

Таким образом, оптимальным объемом видеопамяти для Radeon X1600 Pro являются 256 Mb. Другой вопрос, насколько быстрыми окажутся эти 256 Mb у вашей карты? Как вы видите, в данной статье с разгоном памяти видеокарты от Sapphire мне не повезло.

5. Преимущество в скорости Radeon X1600 XT 256 Mb над Radeon X1600 Pro 256 Mb

Отдельно хотелось бы показать, насколько быстрее Radeon X1600 XT 256 Mb, работающий на номинальных частотах в 587/1386 MHz, чем Radeon X1600 Pro 256 Mb также в номинале на частотах в 500/810 MHz. Результаты в таблице перед вами:

Бенчмарки и игры Разрешение High Quality High Quality +AF16x +AA4x
3DMark 2006 1280x1024 25.8% 25.3%
Half-life 2 Lost Coast 1024x768 13.4% 20.3%
1280x1024 16.7% 22.3%
The Chronicles Of Riddick: EFBB 1024x768 34.8% 31.3%
1280x1024 39.2% 31.8%
Splinter Cell: Chaos Theory 1024x768 29.3% 33.0%
1280x1024 29.9% 32.8%
Serious Sam 2 1024x768 19.9% 29.9%
1280x1024 31.0% 35.7%
Quake 4 1024x768 31.7% 30.0%
1280x1024 36.0% 31.8%
X3 REUNION 1024x768 15.8% 34.2%
1280x1024 5.2% 21.0%
F.E.A.R. 1024x768 22.0% 31.3%
1280x960 27.6% 30.4%
Средний прирост 1024x768 23.8% 29.5%
1280x1024 26.4% 28.9%

Для более наглядного восприятия цифр приведу полученные данные на точечных диаграммах:

По результатам тестирования получилось, что версия XT опережает младшую Pro в среднем на 24-30 %, что, на мой взгляд, довольно неплохо. В дополнение, если сравнить стоимость видеокарт, то на сегодня Radeon X1600 XT 256 Mb стоит дороже, чем Radeon X1600 Pro 256 Mb на ~30 %, но, увы, обладает меньшим оверклокерским потенциалом по графическому процессору, и, в свою очередь, большим по видеопамяти.

Заключение

По результатам проведенного сегодня тестирования идеальным Radeon X1600 являлась бы его Pro-версия с быстрой памятью объемом в 256 Mb (лучше стандарта GDDR-3), но таковой, как вы видите, нет. Все протестированные сегодня Radeon X1600 Pro продемонстрировали впечатляющий разгон по графическому процессору, превышающий не только номинал Radeon X1600 XT, но и результат разгона его GPU. В то же время, к сожалению, разгон памяти видеокарт Sapphire с объемом памяти в 256 Mb и 512 Mb оказался довольно посредственным, а прекрасно разогнавшихся 128 Mb видеокарты Radeon X1600 Pro производства компании Palit, как вы могли видеть, уже недостаточно современным играм. Впрочем, имея достаточное количество быстрой оперативной памяти с высокой пропускной способностью и низкими таймингами можно сделать выбор в пользу именной данной карты.

После проведения тестов вполне уверенно можно ответить на вопрос, что для Radeon X1600 Pro 512 Mb видеопамяти совершенно ни к чему, и переплачивать 25, а то и 30 долларов США за дополнительные 256 Mb памяти, которые будут висеть на текстолите платы пустым грузом и дополнительным тепловыделением, бессмысленно. Что же касается целесообразности приобретения Radeon X1600 XT 256 Mb против Radeon X1600 Pro 256 Mb, то разница в производительности между видеокартами, работающими в номинальном режиме, у вас теперь есть. Выводы сделаете сами, исходя из разницы в стоимости видеокарт в вашем регионе. Если вы уже решили, что будущая видеокарта в вашем системнике это Radeon X1600 Pro, то удачной вам покупки! Ну, а мы еще не подводим черту в окончательном выборе видеокарты с лучшим сочетанием цена/производительность в данном ценовом сегменте. Оставайтесь с нами.

Ссылки по теме статьи:

Сергей Лепилов aka Jordan

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Комментарии 155 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают