Когда третий не лишний: ATI Radeon X1600 XT против NVIDIA GeForce 6800 GS и ATI Radeon X800 GTO
- Введение
- Сравнение технических характеристик ATI Radeon X1600 XT и NVIDIA GeForce 6800 GS, а также ATI Radeon X800 GTO
- Обзор ATI Radeon X1600 XT 256 Mb
- Обзор MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E)
- Конфигурация тестового стенда, методика тестирования, драйверы, бенчмарки и игры
- Результаты тестирования ATI Radeon X1600 XT, NVIDIA GeForce 6800 GS и ATI Radeon X800 GTO в номинальном режиме работы и при разгоне
- Заключение
Введение
Выход новой линейки графических чипов канадской компании ATI продолжает будоражить оверклокерское сообщество. Самая обеспеченная часть оверклокеров с нетерпением ждет последних результатов разгона топовых карт класса Radeon X1800 XT под водяным и фреоновым охлаждением и затем обсуждает их, примеряя достижения на собственные конфигурации. Немного менее богатые поклонники продукции ATI все никак не могут смириться с отсутствием превосходства ATI Radeon X1800 XL над более дешевым соперником в лице GeForce 7800 GT, возлагая свои надежды на выход новых, "волшебных" драйверов Catalyst и рост производительности, либо попросту ссылаясь на "некорректность" проведенного тестирования. Самые экономные или же не обремененные любовью к таким играм, как F.E.A.R., пользователи ждут снижения цен на ATI Radeon X1300 Pro, совсем недавно уступивший GeForce 6600 DDR2 и не показавший ничего вразумительного в разгоне. Ну, а средний ценовой сектор мы с вами рассмотрим сегодня, ознакомившись с видеокартами ATI Radeon X1600 XT и NVIDIA GeForce 6800 GS и сравнив их производительность в номинальном режиме работы и при разгоне.
Что же касается "третьего лишнего", то сегодня им станет ATI Radeon X800 GTO, подробный FAQ по выбору и вольтмоду которого был опубликован буквально на днях. Стоимость данной видеокарты с шиной 256 бит и объемом памяти 256 Mb на сегодняшний день вполне сопоставима как со сниженной недавно ценой на Radeon X1600 XT (199 $), так и с объявленной стоимостью GeForce 6800 GS (199 $), поэтому участие этой видеокарты в тестировании считаю вполне оправданным. GeForce 6600 GT, также попадающий в рассматриваемый сегодня ценовой диапазон, в тестах принимать участие не будет по двум причинам. Во-первых, его производительность уже сравнивалась с Radeon X800 GTO, поэтому по результатам сегодняшней статьи противопоставить GeForce 6600 GT новым видеокартам будет не слишком сложно. Во-вторых, при участии в тестировании GeForce 6600 GT в номинальном режиме и при разгоне диаграммы производительности получились бы слишком громоздкими и трудночитаемыми, что отнюдь не привело бы к улучшению восприятия статьи в целом.
Для начала рассмотрим технические характеристики участников тестирования.
реклама
Сравнение технических характеристик ATI Radeon X1600 XT и NVIDIA GeForce 6800 GS, а также ATI Radeon X800 GTO
Характеристики | ATI Radeon X800 GTO | ATI Radeon X1600 XT | NVIDIA GeForce 6800 GS |
Графический чип | R423 / R430 / R480 | RV530 | NV42 |
Техпроцесс, мкм | 0.11 / 0.13 | 0.09 | 0.11 |
Число транзисторов, млн | 160 | 157 | 202 |
Рабочие частоты (графический процессор/память) | 398/986 (700) | 590/1380 | 425/1000 (350 GPU в 2D режиме) |
Объем памяти, Mb | 256 | 256 | 256 |
Тип памяти и ширина шины | GDDR-3, 256 Bit | GDDR-3, 128 Bit | GDDR-3, 256 Bit |
Интерфейс | PCI-Express x16 | PCI-Express x16 | PCI-Express x16 |
Число пиксельных процессоров, шт. | 12 | 12 | 12 |
Число вершинных процессоров, шт. | 6 | 5 | 5 |
Поддержка версии Pixel Shaders | 2.0b | 3 | 3 |
Поддержка версии Vertex Shaders | 2.0b | 3 | 3 |
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s | 4800 | 2400 | 5100 |
Полоса пропускания памяти, Gb/s | 30.6 (21.9) | 22 | 31.3 |
Поддержка версии DirectX | 9 | 9.0c | 9.0c |
Потребляемая мощность в номинальном режиме работы, W | ~50 | ~42 | ~55 |
Требования к мощности блока питания, W | ~300 | ~300 | ~350 (~550 для SLI) |
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм (Д x В x Т) | 190 x 100 x 15 | 160 x 100 x 15 | 200 x 100 x 15 |
Разъемы | 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO | 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO и технологии Avivo | D-Sub, DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP |
Дополнительно | – | Поддержка технологии Crossfire | Поддержка SLI |
Примерная стоимость на момент публикации статьи, долларов США | 190–210* | 199** | 199** |
** – рекомендованная стоимость производителями графических чипов.
ATI Radeon X1600 XT обладает высокими, даже по сегодняшним меркам, частотами работы графического процессора и памяти. Тем не менее, шина обмена с памятью видеокарты ограничена всего лишь 128 битами, что уменьшает возможности нового чипа и производительность видеокарты в целом. В свою очередь, компания NVIDIA, как и в случае с GeForce 6600 DDR2, пошла по пути меньших потерь, сняв с производства дорогие GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 GT, но при этом дополнив модельный ряд видеокартой класса GeForce 6800 GS. GPU новой видеокарты функционирует на частоте в 425 MHz, превышающей частоту процессора GeForce 6800 Ultra (400 MHz по спецификациям), но чип имеет только 12 пиксельных и 5 вершинных процессоров. Обмен с памятью видеокарты, работающей на частоте в 1000 MHz, осуществляется посредством 256-битной шины. Что на этот раз окажется эффективнее при прочих равных условиях – частота или ширина шины памяти, покажет тестирование, а сейчас я предлагаю рассмотреть экземпляры видеокарт.
Обзор ATI Radeon X1600 XT 256 Mb
Для проведения тестирования нам был предоставлен эталонный семпл видеокарты Radeon X1600 XT производства компании ATI. Устройство находилось только в антистатическом пакете, поэтому об упаковке и комплекте поставки сказать нечего. Совсем скоро на прилавках компьютерных магазинов мы сможем изучить внешность серийных видеокарт, а пока рассмотрим предоставленный семпл.
Видеокарта выполнена на текстолите красного цвета, большая часть которого закрыта системой охлаждения:

Вся память стандарта GDDR-3 расположена на лицевой стороне видеокарты, но не контактирует с радиатором системы охлаждения. На оборотной стороне кроме нескольких бумажных наклеек присутствует крестообразная стальная пластина, со стороны платы оснащенная пластиковыми амортизаторами. Пластина предназначена для создания надежного контакта между радиатором системы охлаждения и графическим чипом, а также для предотвращения перекоса и повреждения GPU:

Видеокарта оснащена двумя цифровыми выходами (DVI-I) и TV выходом:
реклама

Разъем для подключения дополнительного питания отсутствует, что вполне логично, так как потребляет устройство всего лишь около 40 ватт.
Под системой охлаждения скрывается довольно скромных размеров графический процессор:

Обратите внимание, что монтажные отверстия в PCB для установки системы охлаждения расположены не только вокруг чипа, но и около памяти видеокарты, что позволяет производителям, использующим стандартный дизайн платы, устанавливать монолитную систему охлаждения, закрывающую не только графический процессор, но и память видеокарты. Хочется отметить пустующую контактную площадку для чипа ATI Rage Theatre, который на данной плате не распаян.
Радиатор системы охлаждения представляет собой медную пластину с припаянной к ней медной гребенкой:

Пластиковый кожух с прямолопастной турбиной с левой стороны закрывает радиатор, а в месте контакта радиатора и графического процессора радиатор имеет несколько большую толщину, нежели по остальной площади:

Во время работы видеокарты турбина системы охлаждения сильно шумит и не изменяет свои обороты в зависимости от температуры чипа (хотя это может быть всего лишь особенность тестового экземпляра карты). Нанесенная на радиатор и чип термопаста по цвету и консистенции чем-то напоминает Arctic Silver 5. Удалив остатки термоинтерфейса с графического процессора, открываешь взору RV530:

Судя по маркировке, перед нами еще инженерный семпл, хотя выпущен на Тайване на 36-й неделе текущего года, то есть сравнительно недавно. Если тогда у ATI еще не было серийных чипов, то вполне понятным становится причина затягивания выпуска видеокарт класса Radeon X1600 XT.
Память объемом в 256 Mb уместилась всего в четырех микросхемах производства компании Samsung:

Расположение видеопамяти исключительно с лицевой стороны платы не только упрощает ее разводку, но и способствует эффективному охлаждению чипов. Номинальное время доступа памяти – 1.25 нс, а дефолтная частота работы видеопамяти равна 1380 MHz, что, как и в случае с Sapphire Radeon X1800 XT 256 Mb, заметно ниже ее теоретического максимума в ~1600 MHz. Маркировка чипов – K4J52324QС-BC12 , и их спецификации вы всегда можете скачать с официального сайта ( формат PDF, 1.46 Mb ).
реклама
Сразу скажу, что оверклокерский потенциал ATI Radeon X1600 XT не впечатлил: графический процессор с номинальной частоты в 590 MHz удалось разогнать до 630 MHz, или только лишь на 8 %, а видеопамять вместо номинальных 1390 MHz стабильно заработала на 1575 MHz (+14 %), что несколько ниже ее теоретической частоты:

Добавлю, что при повышении напряжения на GPU с номинальных 0.85 до 1.00 V поднять частоту не удалось ни на мегагерц. То же самое справедливо и для памяти видеокарты, которая совершенно равнодушно отнеслась к увеличению напряжения с 1.80 до 2.00 V.
В завершение обзора приведу скриншот информационной диагностической утилиты Everest с информацией о ATI Radeon X1600 XT:

Последняя из доступных на момент подготовки статьи бета-версия программы – 2.20.465, хотя и определила графический процессор, но неверно отразила разрядность шины памяти, указав всего лишь 64 бита.
Познакомимся со следующим участником сегодняшнего тестирования.
Обзор MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E)
В отличие от ATI Radeon X1600 XT, на сей раз перед нами серийно выпускаемый экземпляр видеокарты производства компании Micro-Star International. Больших размеров картонная коробка снабжена удобной пластиковой ручной для переноски:

Дизайн коробки остался прежним и аналогичен оформлению MSI GeForce NX6800-TD256E 256Mb (MS-8984). Оборотная сторона просто изобилует полезной информацией:

Основные характеристики видеокарты на 24 (!) языках, включая русский, информация о поддержке видеокартой режима SLI и "секретное оружие" MSI – утилита автоматического разгона D.O.T. (Dynamic Overclocking Technology), способная повышать частоты видеокарты в пределах 2–10 % и увеличивать таким образом ее производительность. Во время проведения тестов данная утилита не использовалась.
Внутри картонной коробки находится прозрачный пластиковый кожух, в котором все аккуратно разложено по отсекам, а видеокарта упакована еще и в полиуретановую оболочку, до минимума снижающую риск повреждения устройства при транспортировке:

Комплект поставки MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E) выглядит следующим образом:

В его состав включены:
- кабель S-Video;
- шнур для подключения дополнительного питания видеокарты;
- компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой D.O.T.;
- DVD-диск с лицензионной версией игры Colin Mc.Rae Rally 2005;
- руководство пользователя по установке и эксплуатации видеокарты, буклеты.
MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E) выполнена на плате зеленого текстолита размерами 200 x 100 x 15 мм:

Дизайн платы идентичен дизайну 7800 GT. Однослотовая система охлаждения видеокарты оснащена тепловой трубкой, распределяющей температурную нагрузку между чипами памяти. В целом, на мой взгляд, видеокарта выглядит очень стильно – красивый глянцевый рисунок на крышке системы охлаждения и голографическая наклейка с лейблом MSI на ее турбине радуют глаз. Силовые элементы и разъем для подключения дополнительного питания видеокарты расположены в задней части платы, как и у всей линейки видеокарт 6800/7800.
На оборотной стороне можно обнаружить только широкую стальную пластину, выполняющую те же функции, что и в случае с ATI Radeon X1600 XT:

Видеокарта оснащена аналоговым, цифровым (DVI-I) и TV-выходами, а также разъемом для подключения SLI-моста:

К сожалению, наклейка на системе охлаждения закрывает собой винты крепления радиатора, и попытка ее удалить без повреждения товарного вида видеокарты не увенчалась успехом. Поэтому фотографий графического чипа и памяти видеокарты MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E) сегодня вы не увидите. Добавлю лишь, что чипы памяти контактируют с радиатором через термопрокладки, а часть радиатора, находящаяся непосредственно над GPU, выполнена из меди:

Графический процессор NV42 имеет 12 пиксельных и 5 вершинных процессоров:

Частота работы чипа равна 425 MHz в 3D режиме и 350 MHz при работе в 2D. Память видеокарты по умолчанию работает на 1000 MHz. Разгон видеокарты, на мой взгляд, удался:

Графический процессор стабильно работал на частоте, превосходящей на 21.5 % штатную, а память превысила свой частотный номинал на целых 30.5 %! При этом температура чипа во время максимальной нагрузки не поднялась выше 68 градусов Цельсия, а температура видеокарты в целом держалась около 41 градуса:

Вполне достойный результат для разогнанной видеокарты и родной системы охлаждения. Необходимо добавить, что при работе в 3D режиме турбина системы охлаждения издает довольно неприятный шум, который исчезает при переходе чипа на частоту в 350 MHz для 2D режима.
Дополню, что при минимально качественных настройках драйверов ForceWare и активации всех оптимизаций разогнанная до 486/1305 MHz GeForce 6800 GS с процессором AMD Athlon 64 @ 2.8 GHz набирает 13918 "попугаев" в 3DMark 2003, 6107 "попугаев" в 3DMark 2005 и 82855 очков в Aquamark 3. По сложившейся традиции, дополню описание ссылкой на BIOS MSI GeForce 6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E).
Перед тем как перейти к результатам тестирования рассмотренных выше видеокарт, я предлагаю ознакомиться с конфигурацией тестового стенда, методикой тестирования и драйверами, настройки которых кардинально отличаются от использованных в предыдущих статьях.
Конфигурация тестового стенда, методика тестирования, драйверы, бенчмарки и игры
Все тесты проводились при закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
- Материнская плата: ASUS A8N-SLI rev.1.02 (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.1013.
- Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz, 512 Kb, Cool & Quiet Disable (Venice, E3).
- Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon (CL-P0114), ~1350 RPM, ~16 dBA.
- Термоинтерфейс: КПТ-8 (OOO "Химтек").
- Оперативная память: 2 x 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2.
- Дисковая подсистема: SATA 160 Gb Seagate Barracuda 7200.9 (ST3160812AS 2AAA) 7200 RPM, 8 Mb.
- Привод: DVD±R/RW & CD-RW Toshiba SD-R5372.
- Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + блок питания 420 W (Thermaltake W0009) + два корпусных 120-мм вентилятора Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA).
- Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).
Процессор AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz степпинга E3 был разогнан до 2790 MHz при увеличении напряжения с номинальных 1.4 V до максимально допустимых материнской платой 1.55 V:

Оперативная память Corsair при разгоне функционировала на частоте 199 (398) MHz с таймингами 2-2-2-8-1Т при напряжении 2.7 V:

В качестве операционной системы выбрана Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска объемом 8 Gb. Все бенчмарки и игры установлены на третий раздел винчестера объемом 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все сервисы, за исключением четырех необходимых, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное быстродействие.
Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.70 и библиотек DirectX 9.0c (дата релиза – апрель 2005). В качестве драйверов видеокарт использовались ATI Catalyst 5.10a и NVIDIA ForceWare 81.85. Учитывая, что в сегодняшнем тестировании все оптимизации в драйверах Catalyst и ForceWare отключены, а также во избежание дополнительных вопросов в конференции при обсуждении статьи, считаю целесообразным привести подробные настройки драйверов во время проведения тестов видеокарт:
ForceWare 81.85: | Catalyst 5.10a*: |
Antialiasing settings = Off / AA4x | Texture Preference = High Quality |
Anisotropic filtering = Off / AF16x | MipMap Detail Level = High Quality |
Image Settings = High Quality | Wait for Vertical Sync = Always Off |
Vertical sync = Off | Anisotropic filtering = Off / AF16x |
Force mipmaps = Trilinear | (Quality with Trilinear) |
Conformant texture clamp = On | Anisotropic Filtering Optimization = Off |
Extension limit = Off | Trilinear Filtering Optimization = Off |
Hardware acceleration = Single-display mode | Antialiasing settings = Off / AA4 |
Trilinear optimization = Off | Temporal AA = Disabled |
Anisotropic mip filter optimization = Off | TRUFORM = Always Off |
Anisotropic sample optimization = Off | Triple Buffering = On |
Triple Buffering = On | Catalyst A.I. = Off |
Negative LOD bias = Clamp. | Flip Queue Size = Undefined |
Smart Shader = No effect | |
Texture LOD Adjustment = 0 | |
Support DTX texture format = On | |
Support Bump Mapping = On | |
Alternate Pixel Centers = Off. |
Объясню, почему было решено отключить оптимизации. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что с выходом практически каждой новой версии драйверов ForceWare и Catalyst нам обещают прирост производительности в играх и бенчмарках, достигающий порой 40–60 %. Очевидно, что такой прирост даже в случае выпуска новых графических чипов и видеокарт не всегда реален, чего уж говорить о драйверах... Поэтому к подобным заявлениям всегда нужно относиться со здоровой долей скептицизма. Оптимизации под конкретную игру, положительно влияющие на число кадров в секунду и не приводящие к ухудшению картинки, только приветствуются, однако при отключении оптимизаций разница в качестве заметна даже в 3DMark. Представлю вашему вниманию язык "голых" цифр в виде двух таблиц с данными о влиянии оптимизаций в драйверах ForceWare и Catalyst на скорость. Результаты тестирования рассмотренных сегодня видеокарт, как вы уже обратили внимание, будут получены без использования отключаемых оптимизаций в драйверах. На совести разработчиков остаются те оптимизации, которые скрыты от пользователя и их нельзя отключить.
Итак, тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 1024x768 и 1280x1024 (в двух играх 1280x960), а также при следующих кратко обозначенных на диаграммах настройках драйверов:
- "Quality" – настройки драйвера на "High Quality", AF Off, AA Off.
- "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "High Quality", AF16x, AA Off.
- "Quality+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "High Quality", AF16x, AA4x.
Набор синтетических, полусинтетических бенчмарков и игр, за исключением добавления в тестовый список игры Serious Sam 2, остался прежним:
Как вы уже заметили, в список тестовых приложений добавлена новая игра – Serious Sam 2, использующая Shader Model 3.0 и поддерживающая HDR. О настройках тестирования в данной игре я расскажу детально в посвященном ей разделе.
Результаты тестирования ATI Radeon X1600 XT, NVIDIA GeForce 6800 GS и ATI Radeon X800 GTO в номинальном режиме работы и при разгоне
Так как Radeon X1600 XT и GeForce 6800 GS уже подробно рассмотрены выше, то остается добавить, что вместо ATI Radeon X800 GTO взята "несуществующая" Sapphire Radeon X800 GTO2 256 Mb, которая при разгоне стабильно работала на частотах 555/1260 MHz:

Надо сказать, что если результат разгона памяти видеокарты весьма неплохой, то, судя по статистике, разгон графического процессора R480 с 12 пиксельными конвейерами – достижение довольно заурядное, так как нередки случаи работы Radeon X800 GTO на частоте чипа выше 600 MHz.
На диаграммах видеокарты расположены в порядке их анонсирования производителями чипов.
3DMark 2003

На номинальных частотах работы видеокарт во всех графических режимах лидирует GeForce 6800 GS. Однако его отрыв от ближайшего преследователя в лице – нет, не нового Radeon X1600 XT, как это логично было бы предположить, а старого Radeon X800 GTO – заметен лишь в режиме "Quality" без использования анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. При разгоне результаты GeForce 6800 GS и Radeon X800 GTO практически сравниваются, причем падение производительности при активации AF16x видеокарты на чипе ATI ниже, чем у NVIDIA. В свою очередь, разгон ATI Radeon X1600 XT оказывает минимальное влияние на производительность видеокарты, которая, по результатам 3DMark 2003, в соперники GeForce 6800 GS явно не годится.
3DMark 2005

Очень интересны результаты в 3DMark 2005. Radeon X1600 XT в номинальном режиме работы видеокарт внезапно выходит в лидеры. Архитектура нового чипа RV530 помогает опередить соперников в данном синтетическом бенчмарке. При разгоне в режиме "Quality" вперед вырывается Radeon X800 GTO, а в двух других графических режимах GeForce 6800 GS выглядит несколько предпочтительнее.
Aquamark 3

Плохие результаты ATI Radeon X1600 XT в полусинтетическом Aquamark 3 позволяют нам временно забыть о новой видеокарте на чипе ATI и рассмотреть состязание Radeon X800 GTO и GeForce 6800 GS. Что интересно, последний одерживает верх только в режиме "Quality" с отключенной анизотропной фильтрацией и полноэкранным сглаживанием. Стоит только активировать эти методы улучшения графики, как Radeon X800 GTO опережает соперника и в номинальном режиме работы, и при разгоне.
Far Cry


Картина И. П. Репина "Не ждали"... А именно не ждали в Far Cry поражения GeForce 6800 GS от Radeon X800 GTO в режимах с использованием анизотропной фильтрацией и полноэкранного сглаживания. В этих же режимах на номинальных частотах работы видеокарт ATI Radeon X1600 XT способна соперничать с GeForce 6800 GS, но для оверклокеров это слабое утешение, так как при разгоне видеокарта на чипе NVIDIA не оставляет шансов Radeon X1600 XT.
Half-Life 2


В целом в Half-Life 2 ситуация довольна схожа с Far Cry, однако здесь обращает на себя внимание резкое падение производительности при активации анизотропной фильтрации. Взглянув на таблицы с данными о влиянии оптимизаций в драйверах ForceWare и Catalyst на скорость, легко убедиться, что именно в данной игре и ATI, и NVIDIA достигли просто ошеломляющего прироста производительности при использовании AF16x (вплоть до 40 %!). Даже полноэкранное сглаживание уровня 4x не столь сильно бьет по числу FPS, как анизотропка.
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay


В очередной раз в режиме "Quality" GeForce 6800 GS оставляет далеко позади своих соперников, и в очередной раз его преимущество тает (но не до конца) с активацией качественных режимов AF16x и AA4x. ATI Radeon X1600 XT способен соперничать с Radeon X800 GTO только на номинальных частотах работы видеокарт, но прирост производительности при разгоне Radeon X800 GTO не в пример выше показателей новой видеокарты на чипе ATI. Производительность последней очень слабо масштабируется с ростом частоты GPU и памяти (если вообще не сказать: "не масштабируется"), отсюда и ее поражение.
Serious Sam 2
В качестве бенчмарка из трех доступных по умолчанию демок в игре была выбрана демо-запись "GREENDALE", одинаково сильно нагружающая как видеокарту, так и центральный процессор:

Так как тестирование в Serious Sam 2 проводится в первый раз, считаю целесообразным привести подробные настройки графики во время проведения тестов на всех видеокартах:
Video Options:
- Quality: Custom.
- Resolution: 1024x768 / 1280x960.
- Texture Size: Maximum.
- Antialiasing: None / Medium (в зависимости от режима тестирования).
- Full Screen: Yes.
- Wide Screen: No.
Advanced Video Options:
- Dynamic Shadows: High.
- Particle Amount: High.
- Crumbs: Maximum.
- Geometry LOD: Maximum.
- Texture Quality: Optimal.
- Texture Size: Maximum.
- Light Map Quality: Optimal.
- Light Map Size: Maximum.
- Bloom: Brighter.
- Anisotropy: None / 16x (в зависимости от режима тестирования).
- Filtering: Trilinear.
- Lens Flare Quality: Glaring.
- Parallax Mapping: Yes.
- Reflection Quality: High.
- Refractions: Yes.
- Wait V Syncs: No.
- Only Shaders v1.1: No.
- HDR Rendering: No.
И вот какие результаты показали участники сегодняшних тестов:


Казалось бы, с использованием качественных режимов быстрее всех Radeon X800 GTO, однако эффективность видеокарт на чипах NVIDIA значительно повышается, если в качестве метода рендеринга в Serious Sam 2 выбрать не Direct3D, а OpenGL:

На мой взгляд, при этом картинка становится чуть-чуть размытой, но это только субъективное мнение. Остается добавить, что переключение с Direct3D на OpenGL на Radeon X800 GTO привело к падению производительности в среднем на три кадра в секунду. В каком режиме играть – выбор за вами.
Quake 4


Казалось бы, Quake 4 – игра, в которой во всех предыдущих материалах видеокарты на чипах NVIDIA просто громили ATI. Однако в сегодняшнем тестировании (оно, я напомню, проводилось без использования оптимизаций в драйверах Catalyst и ForceWare) преимущество GeForce 6800 GS значительно лишь в режиме "Quality", а в двух других режимах качества графики он хотя и опережает Radeon X800 GTO, но уже не столь существенно. Несколько загадочно выглядит минимальный прирост производительности разогнанной GeForce 6800 GS в сравнении с номинальным режимом работы при активации анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Но повторная проверка показала, что ошибки здесь нет.
F.E.A.R.
Файл запуска игры "fear.exe" переименован в "fears.exe".


В самой графически "тяжелой" игре сегодняшнего тестирования сложилась очень интересная ситуация. В номинальном режиме работы Radeon X1600 XT в целом опережает Radeon X800 GTO, а в некоторых режимах обходит даже GeForce 6800 GS! Оптимизации в драйверах были отключены на всех картах и, несмотря на низкий показатель FPS, Radeon X1600 XT все же каким-то непостижимым образом лидирует. Возможно, ATI в новых чипах реализовала архитектуру будущего, которая, по правде сказать, никоим образом не проявила себя в F.E.A.R. на Radeon X1800 XL (Radeon X1300 Pro все-таки имеет некоторые урезания), а, возможно, переименование пускового файла столь пагубно сказалось на производительности GeForce 6800 GS... но ведь это легко проверить? Следующей диаграммы не будет, так как результаты тестирования видеокарты на чипе NVIDIA с оригинальным названием файла "fear.exe" совпали с результатами, полученными при переименованном файле. Остается добавить, что после разгона тестируемых сегодня видеокарт, за исключением совершенно неиграбельного режима AA4x, Radeon X1600 XT оказывается не у дел и проигрывает своим соперникам. Шина обмена с памятью шириной 128 бит превращает высокую частоту графического чипа и памяти видеокарты в воздушную кукурузу.
Заключение
По результатам проведенного сегодня тестирования очевидно, что ATI Radeon X1600 XT в соперники NVIDIA GeForce 6800 GS не годится. При равной стоимости видеокарт не отдать предпочтение GeForce 6800 GS может лишь фанат графических чипов ATI (впрочем, и у него есть лучший выбор – например, ATI Radeon X800 GTO). Последний на фоне двух новых участников тестирования явно не оказался "третьим лишним", составив здоровую конкуренцию GeForce 6800 GS как в номинальном режиме работы, так и при разгоне. На мой взгляд, вопрос сейчас стоит только в сроках присутствия видеокарт ATI Radeon X800 GTO и NVIDIA GeForce 6800 GS на рынке, а также в динамике снижения цен на ATI Radeon X1600 XT. В то же время на сегодня остается открытым вопрос влияния оптимизаций в драйверах ForceWare и Catalyst на скорость и качество графики, но всё в ваших руках: в техническом плане такое исследование требует лишь одну видеокарту (а кто сказал, что статья должна быть обязательно сразу по двум драйверам?).
Ввиду того, что рассмотренная сегодня ATI Radeon X1600 XT не является серийно выпускаемой картой, то говорить о ней категориями конечного продукта смысла нет. Что же касается MSI GeForce NX6800 GS 256 Mb (NX6800GS-TD256E), то перед нами, как и прежде у MSI, продукт высокого качества, демонстрирующий, пожалуй, одно из лучших на сегодня сочетание цены и производительности в данном сегменте видеокарт. Шум системы охлаждения в 3D режиме может отпугнуть потенциального покупателя, однако ничто не мешает вручную с помощью RivaTuner задать приемлемую скорость вращения турбины и, как следствие, уровень звука. Да, необходимо учитывать, что эффективность системы охлаждения при этом несколько понизится. Остается добавить, что видеокарты GeForce 6800 GS будут выпускаться до второго квартала 2006 года, когда на смену им придет GeForce 7600.
Обсуждение видеокарт, участвовавших в тестах, в конференции Overclockers.ru:
Пофанатствовать на тему "ATI vs. NVIDIA" можно в предназначенных для этого разделах конференции, а обсудить статью в специально созданной ветке форума.
Сергей Лепилов aka Jordan
реклама
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила