Radeon X700Pro 256Mb от Sapphire: производительность, масштабируемость, разгон и температурный режим работы


Введение

Так уж получилось, что в последнее время в новостной колонке не обходится чуть ли ни дня без информации, так или иначе связанной с X700 и его модификациями. Несмотря на тот факт, что с официального анонса решений на базе RV410 прошло уже более 3-х месяцев, материала о видеокартах на его основе на нашем сайте так и не было. Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и представляем Вашему вниманию подробный материал о видеокарте Sapphire Radeon X700Pro с интерфейсом PCI-Express 16x и объемом памяти в 256Mb.

С прямым конкурентом сегодняшнего героя обзора мы с Вами уже познакомились ранее в статье "Обзор и тестирование LeadTek WinFast GeForce 6600GT 128Mb с интерфейсом AGP". ATI же несколько затянула с выпуском видеокарт ценового диапазона до 200$ на новых чипах RV410. Несмотря на то, что в настоящее время доля как видеокарт, так и платформ с интерфейсом AGP несоизмеримо выше, чем с PCI-Express 16x разъемом, ATI анонсировала линейку X700 под AGP лишь только на прошлой неделе. В то же время, AGP-варианты GeForce 6600GT уже довольно прочно заняли ценовую нишу в 200$ на рынке и новичкам из стана ATI, оборудованным для поддержки AGP переходным мостом RIALTO, будет очень непросто их "подвинуть".

И все же, несмотря на пока еще очень слабую распространенность среди оверклокеров платформ на базе процессоров Intel, поддерживающих PCI-Express (и, до недавнего времени, полного отсутствия таковых на базе AMD), ввиду слабого оверклокерского потенциала материнских плат, либо их очень высокой стоимости (при отсутствии первого), производители видеокарт просто вынуждают переходить пользователей на новую платформу. Ассортимент PCI-Express видеокарт ценового диапазона в ~200$ в прайсах шире чем AGP, стоимость – ниже, дополнительного разъема питания не требуют, да и, зачастую, PCI-Express видеокарты оснащаются более быстрой памятью чем их AGP аналоги (характерный пример – все та же 6600GT от LeadTek).

В сегодняшнем обзоре Вашему вниманию будет представлена видеокарта на чипе ATI RV410 производства Sapphire, относящаяся к классу X700Pro и "несущая на борту" 256Mb памяти. Мы познакомимся с самой картой и комплектом ее поставки, оценим ее производительность в сравнении с PCI-Express видеокартой NVIDIA GeForce 6600GT 256Mb, рассмотрим влияние мощности центрального процессора и платформы в целом на скорость работы видеокарты в бенчмарках и играх, постараемся раскрыть ее частотный потенциал и, наконец, проверим температурный режим работы X700Pro. Приступим.

1. Видеокарта и ее особенности

Видеокарта поставляется в небольшого размера коробке на которой изображена лысая, серебристая и полосатая женщина в позе готовности к защите от любых посягательств, которые в данный момент реализуются в виде GeForce 6600GT, видимо ;):





Нелепо, конечно, но, поверьте на слово, это все же интереснее, чем то "чудо", которое изображено на коробке с Sapphire X600Pro 256Mb.

Достав видеокарту из коробки, довольно быстро осознаешь, что ничем особенным устройство не отличается от себе подобных:

Текстолит платы цвета морской волны и скромный кулер без модных сейчас "примочек" в виде моддерских подсветок вентилятора, вкупе с легкостью видеокарты в целом, придают устройству некоторую аскетичность. К особенностям, пожалуй, можно отнести лишь наличие довольно низких радиаторов на память, наклеенных как с лицевой, так и с обратной стороны платы, что, с одной стороны, приятно, так как появляется некоторое спокойствие за температурный режим работы памяти, а, с другой стороны, обидно, ввиду того, что посмотреть на номинальное время доступа памяти непосредственно в магазине все же не получится. Да и впоследствии, что греха таить, снять радиаторы без риска потери гарантии, очень непростая задача...

Видеокарта имеет аналоговый, цифровой и TV-Out выходы. Номинальные частоты работы видеокарты – 425/864MHz (GPU/memory).

Отстегнув шпильки-защелки кулера, убеждаешься, что в качестве термоинтерфейса Sapphire применяет пресловутую термолипучку, не отличающуюся особыми достижениями в плане теплоотвода:

Несмотря на "проскакивавшие" новости об использовании некоторыми производителями для видеокарт X700Pro более высокочастотных чипов X700XT (ввиду дефицита первых), графический процессор оказался обычным X700:





Судя по второй снизу строке маркировки, GPU был выпущен на 51-й неделе 2004 года.

Комплект поставки также довольно скромен и включает в себя два кабеля (S-Video и коаксиальный), два переходника и диск с драйверами:

Никаких Вам пачек дисков с бесплатными играми и купонов с Half-Life 2 :). Кстати, на стикере, наклеенном на коробке, так и написано – "Lite Retail Version". P/N видеокарты – 1024-6С53-00-SA.

2. Тестовая система, драйверы, бенчмарки и игры, а также методика тестирования

Тесты были проведены на следующей конфигурации системного блока:

  • Материнская плата: EPoX EP-5EPA+ (Intel 915P), LGA775, PCI-E x16;
  • Процессоры:
    • Intel Pentium 4 3.0E (Prescott) 800MHz FSB, 1Mb, 1.350v., LGA775;
    • Intel Celeron D 320 2.66GHz, 533MHz FSB, 256Kb, 1.375v., LGA775;
  • Кулер: GlacialTech Igloo 5100PWM, ~600-3600RPM;
  • Термопаста: Thermaltake Thermal Grease #2 (Arctic Silver 5);
  • Память: 2 x 256Mb PC3200 Patriot XBLK;
  • Жесткий диск: 164.7Gb SATA150 Hitachi 7200rpm 8Mb;
  • Привод: DVD±R/RW & CD-RW NEC ND-3520A firmware v.1.05;
  • Корпус: INWIN-S508 + блок питания 420W (Thermaltake-W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1400RPM, 7v.).

Все тесты были выполнены в операционной системе Windows XP Home Edition SP2, установленной на отдельный 5Gb раздел жесткого диска. Бенчмарки и игры были установлены на другой раздел винчестера. Для минимизации влияния на итоговые результаты все лишние сервисы, за исключением 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый трэй"). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тесты проводились с использованием системных драйверов Intel Chipset Software Installation Utility версии 6.3.0.1007 и DirectX 9.0с. Кроме того, были использованы последние (на момент подготовки материала) официальные драйверы видеокарт ATI - Catalyst 5.2 и имеющие WHQL-сертификацию драйверы NVIDIA - ForceWare 71.80. Несмотря на тот факт, что в сети уже появились драйверы NVIDIA версии 76.10, довольно прилично поднимающие производительность видеокарт GeForce как в играх, так и в бенчмарках, они не лишены недостатков (в частности для корректной работы игры The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay приходится прибегать к помощи последней версии RivaTuner).

Тестирование было проведено в 32bit-ном цвете в двух разрешениях: 1024х768 и 1280x1024, а также при трех различных режимах настроек драйверов:

  1. Режим "Quality" – настройки драйвера на "High Quality", VSync=Off, AF Off, AA Off;
  2. Режим "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF16x, AA Off;
  3. Режим "Quality+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF16x, AA4х.

В драйверах Catalyst оптимизации (Catalyst A.I.) были использованы в режиме "HIGH". В драйверах NVIDIA во время тестирования также были активированы оптимизации трехлинейной и анизотропной фильтрации. Сделано это было ввиду того, что разницы в качестве картинки между различными режимами оптимизаций как в драйверах Catalyst, так и ForceWare замечено не было. Между тем, активация данных функций прибавила 1-3FPS в режимах с использованием анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Можно, конечно, долго спорить о степени влияния данных оптимизаций на качество картинки, разбирая каждую отдельную игру по скриншотам, но я более чем уверен, что большинство геймеров в процессе игры просто не заметят ухудшения качества картинки (если, конечно, таковое вообще имеет место быть).





Ввиду того, что данный обзор состоит из нескольких разделов, в которых тестируются (для различных целей) одни и те же бенчмарки и игры, то, чтобы не повторяться в каждой "главе" статьи, настройки качества графики в играх и бенчмарках, используемые демо-записи, а также особенности тестирования в каждом приложении было решено привести в данном разделе.

Итак, производительность Sapphire Radeon X700Pro 256Mb оценивалась в следующих синтетических бенчмарках и играх:

  • 3DMark 2003 - build 3.6.0, 1024x768, default settings;
  • 3DMark 2005 - build 1.2.0, 1024x768, default settings;
  • AquaMark 3 – также тесты были проведены только 1024х768 и настройки графики по умолчанию;
  • Splinter Cell (DirectX) - демо "Tbilisi", настройки графики "Very High", в режиме "Quality+AF16x+AA4x" игра не тестировалась, так как ее движок не поддерживает полноэкранное сглаживание. Версия игры – 1.2b.;
  • Unreal Tournament 2004 (DirectX) - тестировался BotMatch "Rankin" при установках графики "Maximum Detail Settings". Версия игры 2225;
  • Far Cry (DirectX) - версия игры 1.3 (1337), уровень "Training", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка. Технологии "Geometry Instancing" и сжатия карт нормалей ("normal-maps compression") были активированы;
  • DOOM 3 (OpenGL) - стандартное демо "demo1", детализация графики в самой игре – "High", также двойной проход демки;
  • Half-Life 2 (DirectX) – для тестирования была выбрана демо-запись d1_town_01 и максимальные настройки графики в самой игре.
  • The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) - максимальное качество, Shader 2.0, demo_ducche.

3. Производительность в сравнении с NVIDIA GeForce 6600GT

В качестве соперника Radeon X700Pro будет выступать видеокарта с PCI-Express 16x интерфейсом - GeForce 6600GT от Palit с 256Mb 2.0нс памяти от Infineon.

Для начала рассмотрим и сравним технические характеристики видеокарт (видеочипов):

Характеристики ATI Radeon X700Pro NVIDIA GeForce 6600GT
Чип RV410 NV43
Техпроцесс, мкм 0.11 0.11
Число транзисторов, млн. 120 146
Рабочие частоты, MHz (чип/память) 425/864 500/1000
Объем памяти, Mb 256 или 128 256 или 128
Тип памяти и ширина шины GDDR3 128Bit GDDR3 128Bit
Интерфейс PCI-Express 16x или AGP (RIALTO) PCI-Express 16x или AGP (HSI)
Число пиксельных конвейеров, шт. 8 8
Число вершинных процессоров, шт. 6 3
Поддержка версии Pixel Shaders 2 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 3360 4000
Полоса пропускания памяти, Gb/s 13.8 16
Поддержка версии DirectX 9.0 9.0
RAMDAC 2 x 400MHz 2 x 400MHz
Энергопотребление, Ватт <70  
Примерная стоимость вариантов с PCI-E интерфейсом, 256/128Mb, $ 230/180 240/190

Очевидно, что на стороне NVIDIA GeForce 6600GT более высокочастотное ядро и память. Получается, что прямое противопоставление нужно проводить не с ATI Radeon X700Pro, а с более быстрой версией X700XT, работающей на дефолтовых частотах 475/1050MHz. Но X700XT уже никоим образом не попадает в один ценовой диапазон с 6600GT, так разница в стоимости этих видеокарт более 50$. С другой стороны, графические процессоры серии X700 имеют 6 вершинных процессоров против 3 у NVIDIA. Что же получится на практике, сейчас мы с Вами и проверим.

По традиции тестирование начнем с синтетических и полусинтетических бенчмарков.

3DMark’s





Наблюдаем очень серьезное преимущество GeForce 6600GT в обоих синтетических бенчмарках, достигающее 9,6% в 3DMark’03 и 10,7% в 3DMark’05.

AquaMark 3

В AquaMark 3 Radeon X700Pro хоть совсем и немного, но вновь все же уступил своему конкуренту.

Unreal Tournament 2004

Преимущество GeForce 6600GT во всех режимах графики и обоих разрешениях просто колоссально для карт одного ценового диапазона!

Splinter Cell

Вновь чистая победа 6600GT.

Far Cry

Еще пару таких результатов тестов и о X700Pro, как о сопернике 6600GT, можно смело забыть...

DOOM 3

Сделаем скидку - в DOOM 3 никто других результатов и не ждал, как-никак законная "вотчина" NVIDIA :). Сейчас Half-life 2 все расставит на свои места.

Half-Life 2

Вот оно! ATI Radeon X700Pro в разрешении 1280х1024 при активации полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации не уступает в производительности NVIDIA GeForce 6600GT! Ура, товарищи! ;)

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Свежеиспеченный хит оказался солидарен со всеми остальными тестами: GeForce 6600GT на порядок быстрее своего конкурента из стана ATI.

В итоге посмотрим на результаты процентного преимущества GeForce 6600GT над Radeon X700Pro в каждой игре, разрешении и режиме качества графики:

Test’s Resolution Quality Quality + AF16x Quality + AF16x + AA4x
AquaMark 3 1024x768 4.9% - -
3DMark'03 9.6% - -
3DMark'05 10.7% - -
Unreal Tournament 2004 1024x768 9.6% 9.8% 27.5%
1280x1024 24.3% 8.0% 17.6%
Splinter Cell 1024x768 29.2% 30.8% -
1280x1024 20.9% 24.1% -
Far Cry 1024x768 9.3% 13.2% 16.7%
1280x1024 21.1% 22.6% 13.8%
DOOM 3 1024x768 34.5% 27.0% 18.6%
1280x1024 65.5% 64.0% 20.3%
Half-life 2 1024x768 7.5% 5.4% 2.8%
1280x1024 15.5% 10.9% 0.2%
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay 1024x768 31.2% 31.6% 21.6%
1280x1024 21.6% 33.7% 14.7%
Average FPS (games only) 1024x768 15.1% 15.1% 18.8%
1280x1024 25.0% 18.9% 13.2%

Результаты выглядят более чем удручающе для ATI Radeon X700Pro. Мало того, что появление данной линейки видеокарт под AGP интерфейс затянулось, так теперь приходится задумываться – а стоило ли вообще это делать? Напомню, что в данный момент GeForce 6600GT и Radeon X700Pro находятся в одном ценовом диапазоне, и при этом ATI умудряется вчистую проигрывать в среднем от 13% до 25% своему извечному конкуренту.

Быть может, оверклокерский потенциал X700Pro на порядок лучше, чем у GeForce 6600GT, и, в таком случае, видеокарте от ATI удаться стать выбором оверклокера? Об этом мы с Вами узнаем в 5-м разделе обзора. А пока я предлагаю ознакомиться с масштабируемостью производительности Radeon X700Pro при увеличении мощности платформы.

4. Зависимость производительности Radeon X700Pro 256Mb от скорости платформы

Данный раздел нельзя отнести строго к процессорозависимости X700Pro, так как процессоров всего два, а проверить масштабируемость производительности тестируемой видеокарты с увеличением скорости центрального процессора очень бы хотелось. Естественно, в таком случае был использован разгон обоих процессоров по FSB с ростом частоты работы оперативной памяти.

Несмотря на тот факт, что в тестах был использован уже знакомый постоянным читателям "китаец" степпинга E0 с максимально возможным разгоном до 4.28GHz, в данном тестировании его возможности ограничила материнская плата, и достигнутая итоговая частота составила 3.93GHz (при 261MHz FSB). В результате при тестировании были использованы следующие неразогнанные и разогнанные платформы:

CPU Intel Celeron D Intel Pentium 4 Prescott
CPU, MHz 2666 3333 3000 3450 3930
FSB, MHz 533 667 800 920 1040
Memory, MHz 266 333 400 460 562

На очереди - синтетические бенчмарки:

3DMark 2003

В слабости Celeron D 2.66GHz для X700Pro вряд ли кто-то сомневался, но и тот факт, что прибавка 930MHz процессорной частоты, разгон FSB и оперативной памяти принесли только лишь 367 "попугаев" или +5% производительности отнюдь не радует. Celeron D 3.33GHz оказался даже чуть быстрее чем Pentium 4 3.0GHz, работающий с более быстрой памятью.

3DMark 2005

В 3DMark 2005 все более-менее предсказуемо: этот бенчмарк все еще слишком "тяжел" даже для таких монстров как Radeon X850XT, поэтому влияние скорости платформы на производительность X700Pro в нём минимально.

AquaMark 3

Данный полусинтетический бенчмарк поддерживает HyperThreading и Celeron D в любом виде здесь уже не у дел. Общая картина масштабируемости X700Pro радует глаз своей линейностью.

Unreal Tournament 2004

В разрешении 1024х768 мы наблюдаем значительное влияние скорости платформы на производительность X700Pro в режимах без использования полноэкранного сглаживания. При увеличении разрешения до 1280х1024 рост ограничивается Celeron D 3.33GHz, примерно равному Pentium 4 3.0GHz. Но если посмотреть на показанные Radeon X700Pro 92,6FPS в данном разрешении при AF16x и AA4x на самом слабом процессоре, то невольно начинаешь задумываться – "а зачем больше?". При максимальных настройках графики в самых качественных режимах Unreal Tournament 2004 для X700Pro больше чем Celeron 2.66GHz и не нужно...

Splinter Cell

В Splinter Cell можно отметить только относительное отставание Celeron D 2.66GHz в разрешении 1024х768. В остальном же зависимость производительности видеокарты от скорости платформы минимальна.

Far Cry

Отличная, можно сказать – "линейная", масштабируемость в разрешении 1024х768! Да, полноэкранное сглаживание позволяет ограничиться разогнанным Celeron, но при 44-45FPS в данном шутере себя особо комфортно чувствовать не придется. Увеличение разрешения до 1280х1024 делает X700Pro равнодушной к скорости платформы.

DOOM 3

DOOM 3 целиком и полностью недоволен производительностью видеокарты, поэтому здесь либо уменьшаем настройки графики в игре с "High" на "Medium", либо выше чем Pentium 4 3.0GHz для X700Pro не покупаем :).

Half-Life 2

В самом популярном разрешении 1024х768: чем мощнее платформа, тем выше производительность Radeon X700Pro в Half-life 2. 64-65FPS при использовании полноэкранного сглаживания практически уравнивают результаты всех процессоров, но, в отличие от 44-45FPS Far Cry, здесь уже можно играть без боязни быть убитым из-за низкого фрейм-рейта. Для разрешения 1280х1024 выбор процессора и разгон платформы становится неактуальным.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

В самой "тяжелой" игре из всех тестировавшихся в данном обзоре влияние скорости платформы на производительность Radeon X700Pro минимально. Достаточно разогнать Celeron D до скромных 3.33GHz чтобы в The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay не ощущать разницы между Celeron и Pentium 4 @3.93GHz.

Подводя итог исследованию зависимости производительности Radeon X700Pro от скорости платформы, можно сказать, что за исключением движка DOOM 3 в современных играх в разрешении 1024х768 без использования полноэкранного сглаживания видеокарта обладает достаточно неплохо масштабируемостью и ее потенциал полностью не раскрывается даже при наличии Pentium 4 3.93GHz. В то же время, увеличение разрешения до 1280х1024, либо включение AA4x в разрешении 1024х768 тут же снижают планку "необходимого и достаточного" процессора до Celeron D 3.33GHz либо Pentium 4 3.0GHz. Учитывая сегодняшние чуть ли не ежедневно снижающиеся цены на 17" LCD мониторы, для которых 1280х1024 является "родным" разрешением, данный факт не может радовать пока еще немногочисленных владельцев Radeon X700Pro или потенциальных покупателей данной видеокарты.

5. Разгон и прирост производительности Radeon X700Pro 256Mb при разгоне

Судя по сообщениям в новостях и пока немногочисленным отзывам в форумах об оверклокерском потенциале Radeon X700Pro, видеокарты на чипе RV410 на данный момент не относятся к разряду "продуктов для оверклокеров". Частотный потенциал чипа очень слабый, не зря, видимо, у ATI существовали проблемы с выпуском более скоростного ядра X700XT. "На данный момент" – сказано потому, что, как это часто бывает, после отладки техпроцесса, либо внесения незначительных модификаций (переход на новые степпинги и ревизии GPU) появляется возможность достичь более высоких частот работы графического процессора. Так что остается только надеяться на расторопность инженеров, а также самих производителей видеокарт, от которых, правда, в большей степени зависит выбор памяти.

К сожалению, мои опасения по поводу предполагаемого низкого разгона графического процессора подтвердились. С номинальных частот 425/864MHz видеокарту удалось разогнать только до 455MHz по ядру и до 1030MHz по памяти:

GPU тестируемого экземпляра X700Pro не достиг при разгоне даже номинального уровня X700XT (475MHz), тогда как чипы на видеокартах более низкого класса – X600Pro легко превосходят своих старших собратьев - X600XT, разгоняясь с номинальных 400MHz до 550-570MHz без переделки штатного охлаждения и вольтмода.

Разгон по памяти оказался более достойным и недотянул до номинала X700XT (1050MHz) только 20MHz. Судя по разгону и несмотря на то, что чипы памяти закрыты радиаторами, можно предположить, что Sapphire на данной видеокарте использует все же память с номинальным временем доступа 2.0нс.

Завершая предварительный обзор разгона Sapphire Radeon X700Pro 256Mb, приведу тайминги работы памяти видеокарты:

С помощью ATI Tray Tools без появления артефактов и потери в качестве картинки удалось понизить следующие тайминги памяти (на частоте работы – 1030MHz):

  • RAS to CAS Read delay (TRCDR) 7 ⇒ 6;
  • RAS to CAS Write delay (TRCDW) 4 ⇒ 3;
  • Shift of RBS signal for READ data (TR2W) CL+2 ⇒ CL+1;
  • Write Recovery Time (TWR) 7 ⇒ 6;
  • Write to Read Turnaround Time (TW2R) 1 ⇒ 0;
  • Read To Read Turnaround Time (TR2R) 3 ⇒ 1.

Учитывая довольно значительные достигнутые изменения в уменьшении таймингов работы памяти видеокарты, считаю целесообразным привести прирост производительности от данных изменений дополнительно на диаграммах (с пометкой (T)).

Теперь рассмотрим насколько изменится производительность Sapphire Radeon X700Pro 256Mb при разгоне отдельно графического процессора и памяти, а также при разгоне видеокарты в целом и уменьшении таймингов работы ее памяти.

Синтетические и полусинтетические бенчмарки тестировались только в одном режиме настроек драйверов Catalyst – Quality. То есть при активации анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания тесты в 3DMark 2003, 3DMark 2005, а также AquaMark 3 не проводились. Игровые тесты, в свою очередь, были проведены в полном объеме.

3DMark 2003

Результаты, полученные в 3DMark 2003 вполне предсказуемы: очень скромный разгон только графического процессора прибавил лишь 2.6% производительности. В то же время, память, разогнавшаяся в итоге на 166MHz, позволила работать видеокарте на 7.8% быстрее, что, впрочем, тоже очень посредственно. Суммарный же разгон видеокарты как по ядру, так и по памяти одновременно с твикингом таймингов, выглядит уже довольно прилично: +13% или +990 "попугаев".

3DMark 2005

Общая зависимость производительности от разгона в 3DMark-е образца 2005 года не изменилась по отношению к 3DMark’03. Разгон памяти приносит больший прирост скорости, чем разгон GPU. При разгоне X700Pro до 455/1030MHz и уменьшении работы таймингов памяти производительность в 3DMark 2005 выросла на ~11%.

AquaMark 3

Несмотря на то, что кардинальных изменений не произошло, общий прирост производительности в AquaMark 3 при разгоне очень скромен и ограничивается ~8%. Уверен, что здесь дело не в слабом процессоре и системы в целом, а в низком оверклокерском потенциале видеокарты (прежде всего, конечно, её графического процессора).

Посмотрим теперь на прирост производительности от разгона X700Pro в играх.

Unreal Tournament 2004

Чем выше разрешение и чем "тяжелее" графический режим, тем сильнее растет производительность при разгоне. Максимально (в разрешении 1280х1024 при использовании AF16x и AA4x) производительность выросла почти на 21%! Обратите внимание, насколько сильно влияет на рост производительности уменьшение таймингов работы памяти, прирост в данном случае даже более существенен, чем при суммарном разгоне GPU и памяти. Если же продолжить сравнение эффективности разгона графического процессора и памяти, то здесь вновь приоритетным остается именно разгон памяти, а не GPU. Впрочем, если учесть, что результаты их разгона в процентном отношении несопоставимы, то выводы делать, как минимум, некорректно и преждевременно.

Splinter Cell

Пророст производительности в Splinter Cell только от разгона графического процессора вряд ли вообще можно назвать "приростом", разница минимальна. Кроме того, что мы с Вами уже могли наблюдать в предыдущих тестах, в бенчмарках Splinter Cell обращает на себя внимание очень небольшое снижение производительности при активации анизотропной фильтрации. Напомню, что в данной игре работает Catalyst A.I. и, скорее всего, его влияние здесь присутствует. Ну а общий прирост производительности от разгона здесь уже не так впечатляет как в UT2004.

Far Cry

В Far Cry мы также можем наблюдать совсем незначительное снижение производительности при активации анизотропной фильтрации максимального уровня (AF16x). Уменьшение таймингов работы памяти здорово влияет на производительность видеокарты в режимах с использованием полноэкранного сглаживания.

DOOM 3

Тестирование в "жадном" до оперативной памяти DOOM 3, как и Far Cry, проводилось за два прогона демо-записи. И вновь, как и в случае с Splinter Cell, в DOOM 3 активация анизотропной фильтрации практически не влияет на производительность (результаты вполне укладываются в рамки погрешности). Мои последующие сомнения по поводу того, что "анизотропка" просто не включилась, были развеяны несколькими скриншотами, так что смею предположить, что Catalyst A.I. и здесь оказался "к месту". Что же касается прироста производительности от разгона, то местами он достигал 20%, но, учитывая, что средний FPS в DOOM 3 на X700Pro довольно низкий, приемлемо играть в данную игру можно только в разрешении 1024x768 и без использования полноэкранного сглаживания.

Half-Life 2

В Half-Life 2 общая картина прироста производительности от разгона видеокарты не изменилась: разгон памяти приносит больше "дивидендов" чем разгон графического процессора. Переход к более качественным режимам и высоким разрешениям еще более подтверждает данный факт. Впрочем, ничего странного здесь нет – высокие разрешения и полноэкранное сглаживание более критично относятся к пропускной способности памяти, чем к скорости GPU. В целом, при суммарном разгоне видеокарты и уменьшении таймингов работы её памяти максимальный прирост производительности составил ~16% (1280x1024 + AF16x + AA4x).

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Результаты совсем грустные :(. Прирост производительности от разгона практически отсутствует, да и в целом играть в качественных режимах при таком FPS в The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay на Radeon X700Pro не представляется возможным. Видимо, здесь уже все "упирается" в количество конвейеров. Радует лишь тот факт, что активация анизотропной фильтрации влияет на производительность минимально.

Если вычислить среднее значение во всех играх прироста от разгона видеокарты по отношению к дефолтовым ее частотам (и таймингам) работы, то можно наблюдать следующую картину:

Catalyst Settings Resolution @455/864MHz @425/1030MHz @455/1030MHz @455/1030MHz (+ Timings)
Quality 1024x768 +2.0% +6.9% +8.8% +11.3%
1280x1024 +2.7% +8.7% +12.2% +15.2%
Quality + AF16x 1024x768 +0.8% +3.2% +3.9% +8.6%
1280x1024 +2.2% +5.8% +6.9% +12.8%
Quality + AF16x + AA4x 1024x768 +2.8% +10.1% +10.6% +17.7%
1280x1024 +2.5% +10.7% +10.2% +18.2%

Несмотря на то, что разгон графического процессора тестируемого экземпляра Radeon X700Pro от Sapphire оказался очень слабым, по результатам таблицы очевидно, что разгон памяти видеокарты все же является приоритетным. Видимо, не случайно в референсных видеокартах Radeon X700XT ATI использует память, работающую на 525(1050)MHz.

В целом, как я уже сказал выше, ни сам разгон видеокарты, ни увеличение производительности при этом не впечатлили. Если вернуться несколько выше к результатам тестов GeForce 6600GT, то становится очевидно, что разогнанный X700Pro с уменьшенными таймингами в большинстве тестов так и недотягивает по скорости до неразогнанного GeForce 6600GT и это при том, что оверклокерский потенциал у продуктов на базе NV43, как правило, очень высокий.

Учитывая результаты тестов видеокарты на разгон и рост её производительности при разгоне, X700Pro нельзя отнести к продуктам интересным для оверклокеров. Жаль, но необходимо признать, что и в этом аспекте NVIDIA на порядок выглядит сильнее ATI (написано с сожалением по той причине, что отсутствие конкуренции в данном ценовом сегменте видеокарт не приведет к ожидаемому скорому снижению цен на них).

6. Температурный режим работы GPU Radeon X700Pro 256Mb и шумность кулера

Исследование температурного режима работы видеокарты проводилось с помощью утилиты ATI Tray Tools версии 1.0.1.538. С помощью модуля мониторинга, являющегося составной частью программы, отслеживались показания температурного датчика Sapphire Radeon X700Pro 256Mb и фиксировались на графиках следующие показатели: температура ядра (графического процессора), температура самой карты в целом и скорость вращения вентилятора кулера видеокарты (в процентном отношении).

Прогрев видеокарты осуществлялся с помощью многократного и непрерывного прогона демки "Training" из Far Cry в разрешении 1280х1024 при активированном полноэкранном сглаживании уровня 4x, а также анизотропной фильтрации 16x. В процессе тестирования было выяснено, что видеокарта выходит на свои пиковые температуры уже после 4-5 прогонов выбранного демо, и дальнейшее тестирование не приводит к росту температурных показателей. Тем не менее, для "пущей надежности", температура фиксировалась после 7-ми прогонов теста.

Посмотрим на режимы работы карты при номинальных частотах GPU и памяти:

Учитывая, что графический процессор NVIDIA GeForce 6600GT при стандартном охлаждении и на номинальных частотах работы (500/1000MHz) прогревается до 72 градусов, и если не принимать во внимание условия тестирования, можно сказать, что этот раунд за ATI. Впрочем, несмотря на то, что температуры даже по меркам современных горячих центральных процессоров достаточно высоки, находятся они в допустимых пределах и не оказывают отрицательного влияния на стабильность работы видеокарты. Кроме того, обратите внимание, насколько быстро происходит снижение температуры при снятии нагрузки (выходе из 3D приложения).

Теперь посмотрим насколько изменится температурный режим работы X700Pro при разгоне ядра с номинальных 425MHz до 455MHz и при разгоне памяти с 864MHz до 1030MHz:

И что же мы можем наблюдать? Температура самой карты практически не выросла, а графический процессор стал греться только на 2-3 градуса сильнее. Да, как я уже сказал выше, оверклокерский потенциал ядра видеокарты оказался неудачным, но, учитывая проблемы у ATI с выпуском более скоростного Radeon X700XT, вряд ли в ближайшее время можно надеяться на успешный разгон других экземпляров X700Pro...

Если уж была затронута тема эффективности стандартного охлаждения видеокарты, то необходимо добавить, что в абсолютно идентичных условиях Zalman VF700Al-Cu охлаждает этот же GPU на 22(!) градуса лучше, чем стандартный кулер.

Несколько слов о шумности вентилятора кулера видеокарты. В 2D режиме работы видеокарты вентилятор вращается на ~67% своей мощности, при этом издаваемый им звук не слышен. При запуске любого 3D приложения, будь то графический бенчмарк или игра, обороты вентилятора практически моментально возрастают до 100% и на звуковом фоне тихого системного блока появляется раздражающий шум кулера Sapphire Radeon X700Pro. Тональность его при этом довольно высокая и воспринимается даже несколько тяжелее чем звук, издаваемый работающим на максимальных 3600RPM процессорным кулером GlacialTech Igloo 5100PWM.

Так как в ATI Tray Tools существует возможность ограничить частоту вращения вентилятора видеокарты, то было решено провести тестирование разогнанной видеокарты с бесшумно работающим кулером, то есть ~67% от частоты вращения его вентилятора и посмотреть, насколько увеличится температура GPU при этом:

В результате, температура выросла еще всего лишь на 2 градуса и при этом разогнанное ядро проходило все тесты стабильно. Карта была оттестирована при разгоне до 455/1030MHz с вентилятором кулера, работающим практически бесшумно, во всех бенчмарках и игровых тестах. Получается, что у данного экземпляра видеокарты "разгон" вентилятора кулера при запуске 3D приложения абсолютно не нужен и приводит только к значительному увеличению шума. Хотелось бы надеяться, что другие производители не последуют примеру Sapphire и будут применять на Radeon X700Pro(XT) менее шумные устройства охлаждения.

Заключение

Сегодня Вашему вниманию была представлена PCI-Express видеокарта Sapphire Radeon X700Pro 256Mb. Хотелось бы сказать побольше хороших слов в адрес героя сегодняшнего обзора, но придется ограничиться только дифирамбом в сторону высокого качества самой видеокарты, наличия радиаторов на памяти с обеих сторон печатной платы, а также бесшумности работы кулера в 2D режиме. Имей мы с Вами сейчас в наличии в качестве конкурента только GeForce 5900XT и Radeon 9800Pro (XT), то производительность X700Pro на их фоне выглядела бы вполне достойно. Но, увы, для ATI, в качестве противника на сегодняшний день выступает уже значительно более сильный чип NV43 от NVIDIA, обладающий оверклокерским потенциалом, несравнимым с RV410, да еще и по умолчанию работающим на 75MHz частоты выше . Кроме того, как уже упоминалось в статье, сейчас на прилавках магазинов в плане наличия 6600GT есть из чего выбрать, тогда как видеокарты класса X700Pro(XT) только появляются.

Остается только надеяться на благоразумие ATI, а также производителей видеокарт на ее чипах, и ожидать либо значительного снижения цен на X700Pro (XT), либо выхода новых ревизий RV410, способных поднять частотный потенциал графического процессора как минимум выше 500MHz. А лучше и то, и другое "одномоментно" ;).

Ваши замечания и предложения готов обсудить в соответствующей ветке конференции.

Сергей Лепилов aka Jordan

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.3 из 5
голосов: 66


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают