Описание "водянки" Titan TWC-A04

4 января 2005, вторник 14:23
для раздела Лаборатория

Эта работа была прислана на наш "бессрочный" конкурс статей.


Задумалось мне установить на свой компьютер водяное охлаждение. Цель преследовалась одна: понизить температуру процессора и, как следствие, постараться больше его разогнать. Изготавливать самоделку не хотелось, поэтому после оценки того, что предлагалось на компьютерном рынке, выбрал я "водянку" фирмы Titan: TWC-A04. Обошлась она в $130, не дешево, конечно, но посмотрим, на что она способна. Далее опишу, что она собой представляет, процесс установки и результаты.

1. Осмотр.

Начнем с коробки:

Выглядит солидно и, с учетом размеров и веса, ручка для переноски очень кстати. Открываем:

Выложенное со всех сторон плотным поролоном черного цвета, предстает аккуратно упакованное содержимое: главный компонент системы охлаждения, второй радиатор с вентилятором, коробка с водоблоками, коробка с аксессуарами и толстая инструкция на нескольких языках (русский тоже есть). Теперь понятно, почему коробка такая большая – примерно половину объема занимает поролон.





Что ж, посмотрим, что там в коробочках:

Ассортимент впечатляет. Все разложено по пакетикам с идентификаторами (соответствующие ссылки на них есть в описании).

Приступим к рассматриванию и оценке возможностей сего устройства. Основной блок предназначен для установки как внутри корпуса (занимает сразу два 5,25" слота), так и снаружи (для подключения есть PCI-переходник). На передней панели расположены: индикатор, ручка регулировки скорости вращения внутреннего вентилятора, три кнопки настроек и отверстие для залива жидкости (с пробкой). Сзади: разъем питания, разъем для подключения второго вентилятора, разъем для термопары, вливное и выливное отверстия.

Не в силах удержаться от любопытства, я решил отвинтить крышку (эх, рискнем гарантией) и посмотреть, что же там внутри. Открутив 14 (!) винтов, смотрим (рядом лежит дополнительный радиатор):

Итак, одинаковые решетки сверху и снизу, между ними расположена емкость с помпой, у задней стенки роторный вентилятор. Небольшой блок электроники у передней панели. Короче, ничего особенного. Сразу возникла мысль, не ставить пластмассовую крышку на место – пусть воздуха вокруг радиатора будет больше.

2. Установка.

Начинаем установку. Бегло просмотрев описание, займемся водоблоками. Их в комплекте два: для CPU и GPU. Крепления есть для сокетов А, 370, 478 и два разных крепления на видеокарту. Сами водоблоки представляют собой зеркально отполированные снаружи медные основания, запаяные медные коробки (опять же из любопытства раскрутил один) и изящные, также зеркально отполированные крышки сверху. С установкой процессорного водоблока вопросов не возникло. А вот видюшный я решил поставить на микросхему северного моста, т.к. видеокарту свою все равно собираюсь менять, а по размерам чип NB совпадает с видеочипом. Проблема возникла с закреплением на чипе. Ставилось все на материнскую плату MSI i865PE Neo2-PLS и на ней радиатор северного моста закреплен на скобочках, а мне надо бы на "дырочках". Обдумав и отвергнув вариант сверления мамы, придумал систему крепления с помощью отрезков стальной проволоки (попутно отметим, что использовалась термопаста АлСил-3, хотя в комплекте идет паста от Titan "Nano Blue").

В результате получилось вот что:





После установки платы с водоблоками в корпус, пришло время поработать со вторым радиатором. Titan предполагает устанавливать его внутрь системного блока, однако не будем тупо следовать инструкции и поставим радиатор снаружи (предварительно разлучив его с вентилятором), а сам вентилятор установим уже внутри:

Ну вот, с тем, что было в комплекте, почти закончено:

А теперь применим некую феньку: достался мне, по случаю, радиатор системы отопления "Газели" – вот и сделаем его третьим радиатором системы охлаждения процессора:

3. Подключение.

Итак, все подключив и завинтив, приступаем к самому неприятному моменту – возне с жидкостями. Насчет жидкости: инструкция советует залить воду и добавить ~100мл антифриза, входящего комплект. Не будем обходиться полумерами – заливаем чистый антифриз "А65-М" (поместилось примерно около литра). Не буду описывать некоторые технические сложности, связанные с заливкой и прокачкой системы – в итоге все заработало. При старте системы сразу запускается помпа (с однократным писком), оба вентилятора крутятся на своих минимальных оборотах. Как работает помпа не слышно, а вот вентиляторы жужжат отчетливо. С передней панели основного блока можно задать различные скорости вращения первичного вентилятора и выставить пороговое значение температуры термодатчика из комплекта, при котором второй вентилятор включается на максимальные обороты (~2900 об/мин). Кстати, термодатчик я пока засунул под водоблок северного моста (между нижней поверхностью водоблока и текстолитом микросхемы). Вот, что отображается после 2-х часового прогрева системы:





4. Результаты.

Ну, теперь тестируем. Конфигурация системы такая:

Процессор: Intel Pentium IV 2,8E (Prescott)
Материнская плата: MSI i865PE Neo2-PLS
Память: Kingston HyperX 2x512Mb DDR466 PC3700
Винчестер: Seagate ST3120026AS 8Mb 7200 SATA150 120Gb
Видеокарта: MSI FX5700 256Mb VIVO AGP
Корпус: MidiTower GeoIT CUBE Black ATX 300W

Результаты при штатной частоте процессора мне не интересны, так что сразу "разгоняемся" до частот, бывших стабильными при "воздушке": FSB/CPU=239/3346 MHz, vCore=1.55 V.

Приведу сравнение с тем, что было до этого с воздушным охлаждением (кулер GlacialTech DiamondGold 4200) и что получилось (замеры проводились фирменной утилиткой MSI CoreCenter):

t "Воздушка" "Водянка"
t в покое 48-50°C 43-44°C
t в нагрузке 70-75°C 63-65°C

Что же я в результате получил? Температура стала пониже, но не очень и это с дополнительным автомобильным радиатором. А вот разогнать дальше не удалось – стабильность пропадает.

Ладно, попробуем внести дополнительное охлаждение автомобильного радиатора. Привинчиваем 120мм вентилятор, запускаем:

t в покое 39-40°C
t в нагрузке 59-61°C





Температура понизилась еще на пару градусов, но теперь возник шум от дополнительного вентилятора, а вот дальнейший разгон опять неудачен.

Короче, смысла в этой "водянке" особого нет, ну что ж, пусть стоит. Теперь обдумываю идею вынести автомобильный радиатор на балкон – там, на морозе, можно получить интересные результаты, но это уже будет другая история.

С уважением, SETZ!


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают