Обзор и тестирование LeadTek WinFast GeForce 6600GT 128Mb с интерфейсом AGP

7 декабря 2004, вторник 02:19

Введение

В лаборатории overclockers.ru совершенно случайно ;) оказались три видеокарты GeForce 6600GT:

  • Leadtek WinFast A6600GT TDH (AGP);
  • XFX GeForce 6600GT (PCI-E);
  • Gainward GeForce 6600GT Golden Sample (PCI-E)

а также один представитель GeForce 6600 в лице все того же Leadtek – WinFast PX6600TD (PCI-E). Все видеокарты имеют 128Mb памяти и Retail упаковку.

Безусловно, мы познакомим Вас со всеми вышеперечисленными видеокартами, а начать я предлагаю, как Вы уже наверное догадались, с самой интересной в настоящее время для большинства пользователей (а для оверклокеров – вдвойне) видеокарты – Leadtek WinFast A6600GT TDH с интерфейсом AGP.

В данном обзоре Вы познакомитесь с комплектом поставки видеокарты и ее техническими характеристиками. Кроме того, будет проведено тестирование производительности 6600GT в сравнении с почти топовой видеокартой прошлого поколения из "стана" ATI Radeon 9800Pro 128Mb. На этом, обычно, подобные обзоры видеокарт и заканчиваются, но ведь Вы на overclockers.ru ;), поэтому далее Вас ждет исследование процессорозависимости GeForce 6600GT на платформе Intel (ну, не надо морщиться владельцам платформ на процессорах AMD – Вы же знаете какому "пеньку" равен Ваш процессор). И, безусловно, проверим оверклокерский потенциал графического процессора и памяти видеокарты. Но и это еще не все! После определения максимально возможных частот работы Leadtek GeForce 6600GT будет проведено тестирование для оценки прироста производительности видеокарты как отдельно от разгона графического процессора, памяти, так и при разгоне в целом. Кроме этого скажем несколько слов и о температурном режиме работы новой видеокарты.

Итак, обо всем по порядку.

1. Видеокарта и ее особенности

Видеокарта поставляется в довольно большой коробке, сделанной из плотного и толстого картона:





На лицевой стороне коробки кроме названия, основных характеристик и наград, завоеванных видеокартой в различных тестовых лабораториях, указаны CD с играми, идущими в комплекте. На обратной же стороне потенциальный покупатель может увидеть фотографию платы, спецификации и прочую полезную (и не очень) информацию. К сожалению, информации о тактовых частотах видеокарты на коробке мне найти не удалось, но это упущение не только Leadtek – лишь единицы из производителей видеокарт указывают тактовые частоты на упаковке. А вот компания XFX, например, вообще сделала такую коробку, что... извините, это уже совсем другая история :)

В комплект поставки Leadtek WinFast A6600GT TDH входят: диск с драйверами, CD-диски с играми Prince Of Persia и Splinter Cell: Pandora Tomorrow, руководство пользователя (в том числе и на русском языке), DVI-переходник и короткий кабель-разветвитель:

Сама карта выполнена на привычном зеленом текстолите:

Непривычным является лишь наличие дополнительного радиатора, закрывающего переходный мост... В отличие от PCI-E версий 6600GT у всех видеокарт с интерфейсом AGP есть дополнительный разъем питания, выполненный в виде обычного Moleх-а.

Обратная сторона платы ничем примечательным не выделяется, только привлекает взгляд обилием различных микроэлементов напротив графического процессора и памяти.





Основание обоих радиаторов не подвергнуто никакой даже самой маломальской полировке. Крепятся оба устройства охлаждения обычными пластиковыми защелками. Мягкая окантовка по краям радиаторов предохраняет оба чипа от сколов.

Видеокарта оснащена 128Mb памяти GDDR3 производства Samsung и временем выборки 2,0 нс. Маркировка чипов видеопамяти – K4J55323QF-GC20.

Номинальные частоты работы видеокарты – 500/900MHz (GPU/память).

При работе видеокарты кулер издает еле-заметный глухой звук, который тонет в общем шуме системного блока.

2. Тестовая система, драйверы, бенчмарки и игры, а также методика тестирования

Для проведения тестов был собран системный блок следующей конфигурации:

  • Материнская плата: EPoX-4PDA (i865PE);
  • Процессоры:
    • Intel Pentium 4 3.0E (Prescott) 800MHz FSB, 1Mb, 1.4v., Socket 478;
    • Intel Celeron D 320 2.4GHz, 533MHz FSB, 256Kb, 1.375v., Socket 478
  • Кулер: Zalman CNPS7000A-Cu, ~2700 rpm, 27.5 dB;
  • Термопаста: Thermaltake Thermal Grease #1;
  • Память: 1 x 512Mb PC3200 2-2-2-5, 2.75v., (Patriot);
  • Жесткий диск: 164.7Gb SATA150 Hitachi 7200rpm 8Mb;
  • Привод: DVD±R/RW & CD-RW NEC ND-2510A;
  • Корпус: INWIN-S508 + блок питания 420W (Thermaltake-W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1700 rpm, 7v.).

Для проведения тестирования на отдельный раздел жесткого диска размером в 5Gb была установлена Windows XP Home Edition SP1. Все лишние сервисы, за исключением 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось – "чистый трэй". Система настроена на максимальное быстродействие.

Тесты были проведены на системных драйверах Intel v. 6.2.0.1005, с использованием DirectX 9.0с. Версии драйверов видеокарт: Catalyst 4.11 и ForceWare 66.93.





Тестирование было проведено в 32bit-ном цвете в двух разрешениях: 1024х768 и 1280x1024, а также в трех различных режимах настроек драйверов:

  1. Режим "Quality" – настройки драйвера на "High Quality", VSync=Off, AF Off, AA Off;
  2. Режим "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF16x, AA Off;
  3. Режим "Quality+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF16x, AA4х.

Оптимизации анизотропной и трехлинейной фильтрации, в драйверах их поддерживающих, во время тестирования были отключены.

Так как данный обзор состоит из нескольких разделов, в которых тестируются (для различных целей) одни и те же бенчмарки и игры, то, чтобы не повторяться в каждой "главе" статьи, настройки графики в играх и бенчах, используемые демки, а также особенности тестирования в каждом приложении я решил привести в одном месте, то есть здесь :)

Итак, производительность Leadtek WinFast A6600GT TDH оценивалась в следующих синтетических бенчмарках и играх:

  • 3DMark'03 - build 3.4.0, 1024x768, default settings;
  • 3DMark'05 - build 1.1.0, 1024x768, default settings;
  • AquaMark 3 - fixed Direcpll.dll, настройки графики при тестировании выставлялись непосредственно в бенчмарке;
  • Call of Duty: United Offensive - версия "шутера" 1.41, демо – Dawnville, максимальные настройки графики;
  • Splinter Cell - демо "Tbilisi", настройки графики "Very High", в режиме "Quality+AF16x+AA4x" игра не тестировалась, так как ее движок не поддерживает полноэкранное сглаживание, версия игры – 1.2b.
  • Unreal Tournament 2004 - тестировался botmatch "Rankin" при установках графики "Maximum Detail Settings", версия 2225;
  • Halo: Combat Evolved - версия 1.05, тесты проводились на встроенном в игру бенчмарке, установки графики на максимум, в режимах с полноэкранным сглаживанием тесты не проводились по той же причине, что и в Splinter Cell;
  • Far Cry - версия игры 1.3 (1337),уровень "Research", демо-запись от 3DNews, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка;
  • DOOM 3 - стандартное демо "demo1", детализация графики в самой игре – "Medium", также двойной проход демки;
  • Half-Life 2 – для тестирования была выбрана демо-запись d1_town_01:

Игра была оттестирована при следующих настройках:

За исключением Half-Life 2, тестирование во всех играх и бенчмарках проводилось с помощью программы Bench’emAll. Half Life 2, а также игры, результаты тестирования которых вызывали сомнения, были оттестированы повторно и вручную.

3. Скорость в сравнении с Radeon 9800Pro

В соперники GeForce 6600GT Radeon 9800Pro был выбран не случайно. На данный момент эта видеокарта – единственная от извечного конкурента Nvidia (в борьбе за наши с Вами кошельки) - канадской компании ATI, находящаяся в ценовом диапазоне около 235$ и обладающая 128Mb памяти. Как известно, цена в 230$ является ожидаемой стоимостью видеокарт 6600GT с интерфейсом AGP. На данный момент первые экземпляры еще только стали появляться в японской рознице по цене около 250$. Учитывая данную информацию о сроках, а также как всегда высокие цены японского рынка, можно предположить, что недели через 2-3 в России все же появятся в розничной продаже первые образцы GeForce 6600GT и по цене... примерно равной Radeon 9800Pro! Чем, казалось бы, не конкурент? В том то и дело, что "казалось бы...".





Но не будем забегать вперед и для начала рассмотрим технические характеристики видеокарт:

Характеристики ATI Radeon 9800Pro Nvidia GeForce 6600GT
Чип R350 NV43
Техпроцесс, мкм 0,15 0,11
Число транзисторов, млн. 115 146
Рабочие частоты, MHz (чип/память) 380/680 500/900
Объем памяти, Mb 128 128
Тип памяти и ширина шины DDR 256Bit GDDR3 128Bit
Число пиксельных конвейеров 8 8
Число вершинных конвейеров 4 3
Поддержка версии Pixel Shaders 2 3
Поддержка версии Pixel Shaders 2.0+ 3
Fillrate, Mpix./s 3040 4000
Поддержка версии DirectX 9 9.0c
Интерфейс AGP 8x AGP 8x (HSI)
RAMDAC 2x400MHz 2x400MHz

Казалось бы, из существенных отличий бросаются в глаза только значительно более высокие частоты работы графического процессора и памяти у GeForce 6600GT (на 31,6% выше тактовая частота ядра и на 32,4% память). Но на стороне Radeon 9800Pro ширина шины памяти в 256Bit против 128Bit у 6600GT. Посмотрим, что получается на практике:

3DMark'03

3DMark'05

AquaMark 3

Call of Duty: United Offensive

Splinter Cell

Unreal Tournament 2004

Halo: Combat Evolved

Far Cry

DOOM 3

Half-Life 2

Думаю, что комментарии излишни. Победа GeForce 6600GT очевидна и довольно значительна. Посмотрим на суммарный выигрыш в каждой игре в сводной таблице:

Test's Resolution Преимущество GeForce 6600GT над Radeon 9800Pro
Quality Quality + AF16x Quality + AF16x + AA4x
AquaMark 3 1024x768 8,3% 21,9% 17,1%
3DMark'03 29,6% 45,8% 42,2%
3Dmark'05 29,2% 52,1% 88,0%
Call Of Duty: United Offensive 1024x768 9,2% 26,2% 20,0%
1280x1024 13,8% 40,4% 18,7%
Splinter Cell 1024x768 14,2% 18,9%  -
1280x1024 10,2% 21,3%  -
UT2004 1024x768 -2,3% 30,6% 21,9%
1280x1024 14,1% 35,7% 14,5%
Halo: Combat Evolved 1024x768 29,3% 44,3%  -
1280x1024 46,7% 54,4%  -
Far Cry 1024x768 37,9% 35,0% 34,2%
1280x1024 28,2% 25,5% 16,0%
DOOM 3  1024x768 43,4% 49,5% 50,2%
 1280x1024 75,6% 82,0% 43,2%
Half-Life 2 1024x768 7,1% 15,3% 2,4%
1280x1024 19,8% 31,4% 1,8%
В среднем: 1024x768 19,8% 31,4% 25,7%
1280x1024 29,8% 41,5% 18,8%

Очевидно, что при таком раскладе и текущих розничных ценах на сравниваемые видеокарты, шансов "на выживание" на рынке у Radeon 9800Pro совсем нет. Но у Канадской компании в рукаве есть дама-пик в лице Radeon X700Pro (XT), правда в реинкарнации под интерфейс AGP такие видеокарты ожидаются еще не скоро...

4. Процессорозависимость GeForce 6600GT

Исследование процессорозависимости – всегда довольно интересное и непредсказуемое тестирование. Почти всегда неизвестно, чего ожидать от замены процессора, каков будет прирост производительности в играх и будет ли вообще? А тестирование процессорозависимости новой видеокарты интересно, на мой взгляд, вдвойне – так как это задача уже с двумя неизвестными...

В качестве процессорной составляющей тестовой системы сегодня будут выступать два CPU от Intel: Celeron D 320 (2.4GHz) и Pentium 4 3.0GHz. Жаль, но на этот раз подвела материнская плата – максимум, чего удалось на ней добиться, это 3.4GHz на обоих процессорах (хотя проверенным ранее пределом на ASUS-P4P800 SE для данного экземпляра Celeron D являются 3.6GHz, а P4 способен работать на частоте немного большей, чем 3.8GHz).

3DMark'03

3DMark'05

Оба бенчмарка оказались практически равнодушными к производительности центрального процессора при работе с GeForce-6600GT. И переход от Celeron D 3.4GHz (пусть и с более высокой частотой) к P4-3.0GHz не приносит заметного прироста производительности, как это было когда-то при тестировании процессорозависимости GeForce FX 5900XT.

AquaMark 3

А вот Aquamark 3, отнюдь, не равнодушен к процессору Вашего системного блока. Небольшой прирост наблюдается даже в режиме с использованием полноэкранного сглаживания

Call of Duty: United Offensive

Одна из самых процессорозависимых игр данной главы и обзора в целом. Судя по результатам, без использования полноэкранного сглаживания, но с активацией анизотропной фильтрации максимального уровня, производительность GeForce 6600GT не упирается даже в P4-3.4GHz.

Splinter Cell

В самом популярном разрешении 1024х768 прирост производительности GeForce 6600GT при переходе от более слабого процессора к более сильному практически линеен. Увеличив разрешение до 1280х1024 вполне можно ограничиться и Celeron D с 30% разгоном.

Unreal Tournament 2004

Результаты тестирования GeForce 6600GT на Celeron D 2.4GHz в разрешении 1024х768 у оверклокера вызывают улыбку, а вот за владельца такого же процессора, но далекого от явления, называемого "оверклокингом", радоваться не приходится :( Тем не менее, судя по более чем достаточным для комфортной игры 97,4FPS, показанными GeForce 6600GT в разрешении 1280x1024 с активацией как AA4x, так и AF16x, можно сказать, что Celeron D 2.4GHz – оптимальный процессор для тестируемой видеокарты в Unreal Tournament 2004 ;)

Halo: Combat Evolved

Не далее чем полгода назад HALO считалась игрой, не зависящей от скорости центрального процессора. Причем, это утверждение было справедливо для всех видеокарт, в том числе и топовых на тот момент в лице ATI Radeon 9800XT и GeForce FX5900Ultra. Прошло совсем немного времени и видеокарте среднего ценового диапазона уже "подавай" в HALO процессор помощнее. Впрочем, разрешение 1280х1024 вновь опускает GeForce 6600GT "на землю" и показывает очень небольшой прирост от замены CPU.

Far Cry

В разрешении 1024х768 при тестировании процессорозависимости получилась чушь, с причиной появления которой мне разобраться не удалось. Кому интересно, может убедиться сам(а), а я предлагаю все же перейти к рассмотрению результатов тестирования в разрешении 1280х1024:

Максимальная детализация Far Cry сводит "на нет" как все возможности процессоров, так и самой GeForce 6600GT.

DOOM 3

Без активации полноэкранного сглаживания в DOOM 3 для GeForce 6600GT мало любого процессора. Напомню, что в игре все настройки были выставлены на "Medium". Сразу бросается в глаза равенство результатов режима Quality и режима с активацией анизотропной фильтрации. Несколько опережаю Вашу мысль, скажу, что AF16x включалась – ибо сам удивившись таким результатам, я сделал несколько скриншотов, которые убедили меня в этом.

Half-Life 2

Как показали результаты опубликованной на прошлой неделе на fcenter.ru статьи Gavric-а "Выбираем лучший процессор для Half-Life 2", новый хит оказался сильно процессорозависимой игрой на топовой видеокарте от ATI. Как же обстоят дела с процессорозависимостью GeForce 6600GT мы с Вами сейчас проверим:

Ну что же, чем быстрее процессор, тем лучше для GeForce 6600GT! :) В разрешении 1024х768 с P4-3.4GHz можно играть даже при активации полноэкранного сглаживания, а анизотропную фильтрацию выключать не рекомендуется вообще.

Подводя итог главе, посвященной процессорозависимости исследуемой видеокарты, можно сделать вывод, что без включения полноэкранного сглаживания GeForce 6600GT очень сильно процессорозависимая карта. Особенно это видно в наиболее популярном среди геймеров разрешении – 1024х768. Данный факт не может не радовать тех, кто приобретает или в недалеком будущем собирается приобрести GeForce 6600GT, ибо можно быть уверенным, что при очередном upgrade своего системного блока, заменив центральный процессор, поднимет производительность не только в 3DMark-2001SE :)

5. Разгон и прирост производительности GeForce 6600GT при разгоне

Максимальные частоты видеокарты при разгоне составили 585MHz (+17,0%) у графического процессора и 1110MHz! (+23,3%) у памяти. К слову, так называемый "авторазгон" с точностью до мегагерца определил стабильный максимум разгона GeForce 6600GT по памяти, а вот чип переразогнал до 618MHz :)

В данном разделе обзора Вашему вниманию будут представлены тесты видеокарты в различных вариантах ее разгона:

  • при работе на номинальных частотах, т.е. без разгона совсем;
  • при разгоне только GPU до 585MHz (память работала на дефолтовых 900MHz);
  • при разгоне только памяти до 1.11GHz и дефолтовой частоте работы чипа;
  • при максимальном разгоне, как ядра, так и памяти (585/1110MHz).

Задачей проведения тестов в данной главе является определение приоритета при разгоне GeForce 6600GT, то есть выявить, что, где и когда необходимо разгонять для максимума производительности, а что не нужно совсем :).

3DMark'03

Разгон графического процессора приносит чуть больший прирост производительности, чем разгон памяти. Но при переходе к более качественным режимам, в частности активации полноэкранного сглаживания, увеличение пропускной способности памяти влияет на производительность видеокарты более благоприятно. Суммарный разгон ядра и памяти вне конкуренции.

3DMark'05

Попугаев стало меньше, но расклад все тот же.

AquaMark 3

А вот в Aquamark 3 разгон графического процессора во всех режимах выглядит предпочтительнее, чем разгон памяти.

Прежде чем перейти к игровым бенчмаркам, необходимо внести несколько пояснений. Как известно, увеличение производительности видеокарты от ее разгона в целом сильнее проявляется в высоких разрешениях и качественных графических режимах. Учитывая данный факт, а также для экономии Вашего трафика, далее я буду приводить только результаты тестирования в разрешении 1280х1024. С игровыми тестами в разрешении 1024х768 Вы можете ознакомиться сами, посмотрев данный файл – 6600GT_Test (26,5Kb).

Call of Duty: United Offensive

Как мы уже убедились ранее, данная игра в большей степени зависит от производительности процессора, чем от видеокарты. Поэтому прирост от разгона видеокарты ощутимо заметен лишь при одновременной активации анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Причем, выигрыш от разгона памяти прибавляет 10 FPS, а от GPU только 3 FPS.

Splinter Cell

И вновь разгон памяти выгладит предпочтительнее, чем разгон графического процессора.

Unreal Tournament 2004

Halo: Combat Evolved

Судя по полученным результатам, для HALO прежде всего нужен быстрый GPU, а к пропускной способности памяти данная игра не так капризна.

Far Cry

В Far Cry же, наоборот, разгон памяти видеокарты наиболее предпочтителен (если, конечно, приходится выбирать и жертвовать чем-то одним).

DOOM 3

В DOOM 3 в сумме наблюдается примерный паритет.

Half-Life 2

Half-Life 2 солидарен с HALO и требует, прежде всего, разгона GPU. Тем не менее, нельзя сказать, что уж совсем равнодушен к разгону памяти.

Если только по игровым тестам рассчитать среднее количество FPS в каждом разрешении и при всех трех настройках качества графики, и в процентном отношении рассчитать прирост производительности при разгоне ядра/памяти по отношению к дефолтовым частотам, то получается следующая картина:

  Resolution @585/900MHz @500/900MHz @585/1110MHz
Quality 1024x768 2,3% 2,1% 3,7%
1280x1024 5,5% 5,1% 10,5%
Quality + AF16x 1024x768 2,5% 2,2% 4,9%
1280x1024 6,0% 5,5% 12,8%
Quality + AF16x + AA4x 1024x768 5,0% 7,3% 13,4%
1280x1024 5,3% 9,5% 17,4%

Полный и подробный вариант %-го прироста Вы можете посмотреть в уже ранее мною упоминавшемся файле 6600GT_Test.

6. Температурный режим

Обзор был бы не полным, если бы ничего не было сказано о температурном режиме работы видеокарты. В закрытом системном блоке в 2D режиме, работая на 300MHz, температура графического процессора находится у отметки в 42 гр.:

При разгоне ядра до максимума данного экземпляра (585MHz) и после получасового непрерывного тестирования в Far Cry в разрешении 1280х1024 с активацией анизотропной фильтрации режима 16x и полноэкранного сглаживания уровня 4x, температура достигала отметки 56-57 гр.:

Память же, работающая на 555(1110)MHz, прогревается до такой степени, что палец не выдерживает даже двух-трех секундного контакта с ней. Поэтому строго рекомендуется установка эффективных медных радиаторов на память (правда, в случае с Leadtek WinFast A6600GT TDH без полной замены, либо кардинальной переделки системы охлаждения графического процессора это сделать, к сожалению, невозможно).

Итоги и выводы

Ну что же, недельное тестирование LeadTek WinFast GeForce 6600GT 128Mb завершено. И пусть выполнено оно не без изъянов и недочетов, но сформировать общее представление о возможностях данной видеокарты, думаю, эта статья Вам поможет.

Напомню, что видеокарты уровня 6600GT являются лишь средним звеном по производительности в новой линейке от Nvidia. Несмотря на это, данный факт не помешал со значительным запасом обойти главного (на данный момент и в данном ценовом диапазоне) конкурента с интерфейсом AGP в лице ATI Radeon 9800Pro. Учитывая, что разница в производительности между 128Mb и 256Mb версиями 9800Pro (XT) очень невелика, с насыщением рынка видеокартами GeForce 6600GT можно надеяться на скорый обвал цен на Radeon 9800Pro.

Остается лишь два вопроса: сколько и когда?

Ваши замечания и предложения готов обсудить в соответствующей ветке конференции.

Сергей Лепилов aka Jordan

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают