Батарея отопления в компьютере – бред, или...

12 июля 2004, понедельник 10:42

Эта работа была прислана на наш "бессрочный" конкурс статей.


Шум, издаваемый работающим системным блоком компьютера – малоприятен. Компьютеры становятся все мощнее и мощнее, а значит, греются все больше. Больше нагрев, мощнее система охлаждения, шумность увеличивается. Производители компьютеров, конечно, пытаются принимать меры по борьбе с шумом, но они, на взгляд большинства пользователей, недостаточны. Поэтому неутомимые «самоделкины» (и я в их числе) пытаются решить этот вопрос самостоятельно. Конечно, некоторые фирмы, выпускают корпуса с пассивным охлаждением, например, широко известный корпус Zalman TNN 500A

Но, к сожалению, корпус стоит дорого, да и производительность его оставляет желать лучшего. Повторить и улучшить эту конструкцию в домашних условиях крайне затруднительно. А сделать подобную конструкцию, но применив вместо тепловых трубок водяное охлаждение, вполне под силу. Я давно вынашивал подобную мысль. Но не мне одному пришла в голову подобная идея. На днях на этом сайте появилась статья – «Сделаем компьютер БЕСШУМНЫМ или наш ответ на Zalman TNN 500A»

В обычных системах водяного охлаждения самым шумным компонентом являются вентиляторы на радиаторе, охлаждающем воду. Избавиться от этого шума можно, заменив радиатор, обдуваемый вентиляторами, на большой пассивный радиатор. О том, как организовать водяное охлаждение, написано много статей и обзоров. Это большой сложности не представляет. А как сделать пассивный радиатор для охлаждения воды? Радиатор должен иметь большую площадь, для эффективного теплообмена с окружающим воздухом. И должен быть изготовлен из материала, имеющего большую теплопроводность. Автор вышеуказанной статьи остроумно решил эту проблему, сделав радиаторные панели из алюминиевого уголка. Мне больше нравится другая конструкция радиатора.

Я видел конструкцию так – две алюминиевые панели, размером 103 на 30 и толщиной 2.5 см. Размеры я взял со своего самодельного корпуса, хотел заменить боковые панели из ДСП радиаторными. С внешней стороны, фрезерованные вертикальные ребра – теплообмен с воздухом. С внутренней стороны, фрезерованная «змейка», накрытая куском акрила (на герметике) с врезанными штуцерами. Этакий здоровенный водоблок. Акрил плохо проводит тепло и поэтому вода не будет нагреваться теплым воздухом внутри системного блока, а будет охлаждаться естественной конвекцией воздуха снаружи. Все это хорошо звучит, а как на практике?

На практике, когда я принес эти чертежи мастеру, который мне делает всевозможные штуки на заказ, лицо у него как будто разделилось на две части. Пол-лица предвкушало сумму, которую он с меня возьмет, а вторая половина загрустила при мысли, как это вынести с завода. Его сильно смутили габариты. Он попросил две недели на раздумья. Через две недели я позвонил, и он сказал – как придумает способ доставки, позвонит сам. По отсутствию энтузиазма в его голосе, я понял, эти раздумья могут затянуться надолго. Я был сильно огорчен подобным поворотом сюжета, т.к. предварительная цена, которую мы обговорили, меня более чем устраивала. Заказ я не отменил, но и больших надежд на успешное завершение, не испытывал.

Погруженный в эти невеселые мысли, сидел я, курил и тупо смотрел в стену. И тут я поймал себя на мысли, что смотрю я не на стену, а на батарею отопления! Приличная такая батарея, алюминиевая. Подошел поближе и стал рассматривать ее повнимательней. Высота 60 см (есть и меньше – 50 и 40) Приличное оребрение. Ребра расположены с учетом наилучшей конвекции воздуха.





На одной секции пять ребер. Прикинул площадь одной секции – примерно 3750 квадратных сантиметров. А ширина трех секций 24 сантиметра, без заглушек. Площадь трех секций, следовательно – 1.9 квадратных метра. Первая мысль была – «Ну, Clear, ты совсем со своим компьютером башкой съехал!» А вторая – «Почему бы нет!» Как писал мой земляк – «Безумству храбрых поем мы песню». Решено, будет в моем системнике стоять батарея отопления! И двинул я по магазинам, напевая People Are Strange.

Еле отбрыкавшись от менеджеров, которые настойчиво спрашивали, какую площадь я собираюсь отапливать, приобрел я три секции марки Eleganse и батарейный набор. Батарейный набор, это четыре втулки с внутренней резьбой полдюйма, заглушка и кран Маевского. Остальные хромированные железки я накрутил, прикидывая установку батареи в системник.

Встало это все в 1190 рублей. Штуцера и всяческие фитинги у меня были. Осталось только зайти за тосолом и можно приступать к монтажу.

На фотографии – старая система. Хорошо виден радиатор. На нем трудились четыре 80 миллиметровых вентилятора. Даже на пяти вольтах они издавали ощутимый шум. Шумел так же воздух, проходящий между ребер радиатора. Ребра расположены очень часто, расстояние между ними 2-3 миллиметра.

Приступим к делу, сливаем тосол. В качестве теплоносителя я использую тосол, корпус насоса чугунный, от воды ржавеет. Разбираем. И монтируем батарею. Батарею я решил разместить сзади системного блока, корпус шире батареи и поэтому она не видна с фронта. Низ батареи задней кромкой я поставил на подставку системника, а верх прикрутил проволокой к куску фанеры. Фанеру привинтил к корпусу на саморезы. Нижняя кромка батареи опирается на подставку совсем немного, миллиметров пять. Поэтому подставка не мешает притоку холодного воздуха снизу. Хромированные удлинители в верхней части батареи установлены для заливки тосола, и закручиваются латунной заглушкой.

Выше виден MobileRack с доработанной системой охлаждения. К великому сожалению, конструкция моего винчестера не позволяет эффективно охлаждать его водой. Небольшой вентилятор, подключенный через реобас, на пяти вольтах практически не шумит. Вообще вся эта штука расположена в отсеке, оклеенном звукопоглощающим материалом. Поэтому шума нет. MobileRack установлен на шасси. Шасси утоплено в корпус. Для извлечения контейнера корпус MobileRack закреплен на петлях. Потянул на себя, извлек контейнер, задвинул корпус на место. Все нутро закрывается стенкой на саморезах.





А теперь вид спереди. Расширительный бак сделан из стеклоблока. Статью об этом можно посмотреть на моей ПС (там несколько заметок на одной страничке). Водяной счетчик я поставил для контроля. Циркуляционный насос работает бесшумно и без вибрации, поэтому было трудно определить, работает он или нет. Так же с помощью счетчика можно измерить реальную производительность насоса.

Тосол, перекачиваемый насосом, попадает в батарею, потом разветвителями разделяется на три потока – процессор, видеокарта, чипсет. Охлаждает. Затем объединяется в таком же разветвителе и попадает в расширительный бак. Разветвители от «теплого пола». Они очень удобны тем, то имеют краны, поэтому менять водоблоки можно без слива теплоносителя. А цанговые зажимы на штуцерах хорошо подходят к силиконовым шлангам с внутренним диаметром 8-10мм.

В планах перевести на водяное охлаждение блок питания (уже приобретен подопытный экземпляр). Сейчас в системнике «трудятся» два блока питания, объединенные в одном самодельном корпусе, для того, чтобы использовать один вентилятор вместо двух-трех. Вентилятор диаметром 92 мм, работает от реобаса на 5-ти вольтах. И так как он расположен сзади приводов и корпус звукоизолирован, его не видно и не слышно. Еще один вентилятор обдувает память видеокарты и цепи питания процессора на материнской плате. От него, впоследствии, я тоже планирую избавиться, поставлю водоблоки на память, мосфет. Про стрелочные приборы в системном блоке написано в моих статьях:

Конечно, есть ещё подсветка, термоконтроль температуры тосола в расширительном баке, LCD... Но смысл статьи не в моддерских штучках, поэтому заправляю тосолом систему и проверяю, что же вышло.

На удивление пуск прошел, гладко без протечек. Погоняв систему для порядка вхолостую, включаю комп. Да, стало несравненно тише. Стало даже слышно тихое постукивание о стенки термодатчика, болтающегося в расширительном баке! Такое начало мне нравится.

В первую очередь сравним производительность насоса в старой и новой системах:

  • 371 л\ч – система с автомобильным радиатором
  • 392 л\ч – система с батареей

Производительность возросла, видимо из-за уменьшившегося гидросопротивления. Температуру процессора, для удобства, буду мерить MBM 5.3.4.0, датчик W83L785TS Diode. Показания МВМ выводятся в трее. Поэтому температура процессора всегда перед глазами.





Конфигурация компьютера:

  • Athlon, Barton 2500 немного разогнан множителем до 2800
  • MB Asus A7N8-X
  • Память – 2 по 512 Мb DDR400
  • Видео – GeForce FX 5950 Ultra
  • Звук – SB Live 5.1
  • Модем – Zyxel PCI
  • CD-RW Teac
  • DVD Creative
  • Винчестер 160Gb Samsung SP1614N SpinPoint (7200, 8Mb)
  • Два блока питания 250 Вт и 350Вт

Включил я свою систему вчера, 11 июля в 10.00 и начал писать статью. Занятие для компьютера нересурсоемкое. Комп не выключал весь день. Температура воды в расширительном баке медленно росла, с комнатной 29 градусов (день выдался жаркий) до 38-ми градусов, больше не поднималась. Стабилизировалась температура около четырех часов вечера. Видимо сказывается большое количество тосола. Залил я в систему больше 6-ти литров. Точно сказать не могу, было две канистры, неполная и полная.

Температура процессора (можно сказать без нагрузки) остановилась на 46 градусах! А старая система, при комнатной температуре 21 градус и вентиляторах на 5-ти вольтах, в аналогичной ситуации была тоже 46 (остались записи от статьи «Два не всегда в два раза лучше», я тогда, для себя, показания Asus Probe сравнивал с MBM). Полная победа батареи центрального отопления!

После этого я запустил 3DMark03 и гонял его до шести вечера. Температура воды выросла до 40, а температура процессора стала 48-49, видимо на грани, т.к. выскакивает то 48, то 49. Опять победа над автопечкой. И это при комнатной температуре 29 градусов.

В конце статьи хочется добавить, что систему с батареей можно усовершенствовать. Батарея покрашена довольно толстым слоем краски. Краска имеет большое термосопротивление. Если ее убрать, например, жидкостью для снятия краски (продается в лакокрасочных магазинах), эффективность батареи должна возрасти. Так же можно попробовать заткнуть футорки в батарее, через две. Тогда поток тосола через батарею пойдет по зигзагу, т.е. по первой секции сверху вниз, по второй снизу вверх и снова вниз к водоблокам. Это тоже должно прибавить производительности.

Конечно, после этой статьи многие посчитают меня конченым шизиком. Да, согласен, засадить в системник батарею отопления способен только псих, но результатом я более чем доволен. А главное – тихо.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Теги

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают