Сколько NVIDIA GeForce 4 MX4000 ни разгоняй...

13 мая 2004, четверг 00:39
для раздела Лаборатория
Когда в Сети появились первые упоминания о NVIDIA GeForce MX 4000, поначалу было не совсем ясно, что же это за зверь, и чем он лучше или хуже GeForce 4 MX 420, MX 440, MX 460 и MX480 – того же GeForce 4 MX 440, только с поддержкой AGP 8x.

В скором времени выяснилось, что "новинка", по сути, ничем не лучше и не хуже старых чипов. Это тот же GeForce4 MX 440, но с немного обновленным контроллером памяти: на рынке появилось достаточное количество недорогих и емких микросхем памяти, и, благодаря доработанному контроллеру в новом GeForce 4 MX 4000, видеокарты при сохранении прежнего объема видеопамяти могут брать на борт уже меньшее количество микросхем DDR SDRAM.

Судя по ассортименту видеокарт на базе NVIDIA GeForce MX 4000, производители с радостью приняли обновление серии GeForce4 MX – количество чипов памяти становится меньше, разводка печатных плат становится проще, а сами платы – дешевле. GeForce 4 MX 4000 – это идеальный вариант для производства обрезков с шириной шины 64 бита: те же необходимые 128 МБ можно набрать всего четырьмя 16-битными TSOP-чипами с ёмкостью 256Мбит.

Кстати, сказав "необходимые 128МБ", я не имею в виду то, что они необходимы видеокарте для работы в высоких разрешениях и тяжелых режимах – в таких условиях эти платы работают со скоростью мертвой черепахи, и никакие объемы видеопамяти здесь не помогут. Зато эти 128 МБ на борту нужны производителям и продавцам: далеко не каждый покупатель понимает, что 128МБ – это не всегда в два раза лучше, чем 64МБ, и в результате спокойно покупает 128-мегабайтного уродца с 64-битной шиной.

Но это еще не всё. Считаете, что 128МБ – лишние для таких плат? Хорошо, лишние. Хотите 64 мегабайта? Да запросто! Берем 64-битную видеокарту на базе NVIDIA GeForce 4 MX 4000 и ставим на нее не четыре, а два чипа памяти. Получаем видеокарту с 64 мегабайтами и 32-битной шиной памяти. Еще раз: видеокарту с 32-битной шиной памяти! Вспоминаете NVIDIA Vanta, что была вечным объектом критики из-за своей урезанной шины? А сейчас на дворе 2004 год, и рассказывать о том, какой производительностью в современных играх могут похвастаться эти платы, я думаю, не стоит – они недалеко ушли от той же NVIDIA Vanta.

Сделав запрос в price.ru по фразе "MX 4000", вы сможете убедиться сами: первые несколько страниц в списке предложений – парад 32-битных уродов. Цены таких видеокарт начинаются в районе 30-35 долларов и простираются до 40-45$. Но уже начиная с отметки в 35-40$ начинают встречаться платы с 64-битной шиной памяти.

Верхняя планка стоимости видеокарт на базе GeForce 4 MX 4000 по price.ru – в районе 60-70$. Но даже среди самых дорогих видеокарт, основанных на NVIDIA GeForce4 MX4000, практически не встречаются видеокарты со 128-битной шиной памяти. Оно и неудивительно: место 128-битных плат прочно занимает GeForce4 MX 440 или MX 480 c ценами, начинающимися на отметке 40$.

Итак, к чему я затеял перечисление всех этих вариантов и цен? К тому, что 32-битные варианты видеокарт на базе NVIDIA GeForce 4 MX 4000 можно рассматривать только как самые дешевые видеокарты для офисного применения: качество вывода изображения на монитор у них имеет все шансы быть лучше, чем у встроенных графических контроллеров, а скорость офисных машин в 3D-приложениях никого не волнует.

Если же хочется не мертвого, а хотя бы полумертвого 3D, и при этом полноценный 128-битный GeForce4 MX440 в силу каких-то причин не подходит, то можно попробовать на вкус 64-битный вариант GeForce 4 MX 4000. Что из этого получится, мы сейчас и выясним.

Сегодня мне представилась возможность протестировать видеокарту на NVIDIA GeForce 4 MX4000, имеющую 64-битную шину памяти – в нашу тестовую лабораторию попала видеокарта ASUS V9400 Magic/T/P/128M/A:





Плата поставляется в Retail-варианте – всё как положено: картонная коробка, в которой находится компакт-диск с драйверами и утилитами, руководство пользователя, и, собственно, сама видеокарта. Но размеры самой картонной коробки – определенно, детские, "для самых маленьких любителей 3D" :).

На фото ниже – коробка с ASUS V9400 Magic в сравнении с коробкой от ASUS V9570 TD на базе GeForce FX 5700:

Удивительно: неужели компания ASUS, славящаяся огромными размерами коробок своих Retail-комплектов, в данном случае решила сэкономить на картоне? :)

Видеокарта основана на графическом процессоре NVIDIA GeForce 4 MX 4000 и оснащена 128 МБ видеопамяти в четырех 256-мегабитных чипах DDR SDRAM от Samsung c временем цикла 4 нс (Samsung K4D551638D-TC40). Тактовые частоты графического ядра и видеопамяти в номинале составляют 250/330 (165 DDR) МГц – очевидно, видеопамять на этой плате имеет огромный разгонный потенциал, ведь максимальная номинальная частота для таких чипов составляет не 330, а 500 МГц.

Разгон видеокарты не только подтвердил, но даже превзошел ожидания: максимальные тактовые частоты, на которых видеокарта заработала устойчиво, составили 400/600 МГц (!). Впрочем, этот результат скорее закономерен, чем уникален: графические процессоры серии GeForce 4 MX выпускаются уже давным-давно, процесс производства отлажен, и процент выхода годных чипов, очевидно, очень высокий. Это значит, что разгонный потенциал таких чипов также должен быть очень солидным.

Что же касается видеопамяти, то 600 МГц для чипов, номинальная частота которых составляет 500 МГц – ничем не выделяющийся результат. Эти 600 МГц впечатляют только в сравнении с 330 МГц - той номинальной частотой видеопамяти, которая установлена на ASUS V9400 Magic.

Итак, разгонный потенциал этого экземпляра GeForce 4 MX 4000 оказался прекрасным. Но уж если разгонять – так разгонять по максимуму. Для того, чтобы выжать из GeForce 4 MX 4000 все соки, я повысил напряжение питания графического процессора и видеопамяти и установил систему водяного охлаждения.

Конечно, использование системы водяного охлаждения для разгона видеокарты, которая стоит дешевле, чем сама система – неправильно по определению, и в реальной практике такое сумасшествие встречается нечасто. Но я оправдываю себя тем, что если уж поставлена цель – добиться максимума, то для ее достижения можно использовать любые средства :).





Итак, для повышения напряжения питания на видеокарте я подпаял два дополнительных подстроечных резистора сопротивлением 1 кОм так, как показано на фотографии:

Эти резисторы изменяют соотношение сопротивлений в цепях обратной связи каналов микросхемы-контроллера APW7045, на которой основаны стабилизаторы питания графического процессора и микросхем видеопамяти. До модификации номинальные напряжения питания ядра и видеопамяти составляли, соответственно, 1.65 и 2.49В. После модификации, постепенно уменьшая сопротивление подстроечных резисторов, я остановился на величинах 1.85 и 2.95В.

Максимальные частоты, на которых плата заработала устойчиво при повышении напряжения и установке системы водяного охлаждения, составили 450/665 МГц. Двукратный разгон видеопамяти и почти двукратный разгон графического процессора – впечатляет, не правда ли? Лишь единичные видеокарты могут похвастаться таким уникальным разгонным потенциалом.

Впрочем, не будем забывать, что речь идет о GeForce 4 MX 4000 с 64-битной шиной памяти, поэтому, очевидно, что даже самая заурядная видеокарта среднего класса, скажем, GeForce FX 5700, даже без разгона легко опередит наш феноменально разогнанный "обрезок". Для того, чтобы проверить это, а также сравнить результаты GeForce 4 MX 4000 с 64-битной шиной памяти с результатами "полноценного" 128-битного GeForce 4 MX 440-8x, я провел несколько тестов.

Конфигурация тестовой системы:

  • Процессор: Intel Pentium 4 3000 МГц (800 МГц FSB)
  • Материнская плата: ASUS P4C800 (i875P)
  • Память: 2х512 МБ TwinMOS PC3200 CL2.5

Программное обеспечение:

  • Windows XP Pro
  • DirectX9.0b
  • Драйвер ForceWare версии 56.64.

Видеокарты были протестированы в Unreal Tournament 2004 Demo и Halo при максимальных из доступных установках качества в игровых настройках. Учитывая класс видеокарт, я провел тесты только в разрешениях 800х600 и 1024х768. Смею вас уверить, двух игровых тестов при двух разрешениях экрана будет достаточно, чтобы оценить, что же такое GeForce MX 4000 с 64-битной шиной памяти. Смотрите сами:





Результаты GeForce 4 MX 4000 без разгона, мягко говоря, не впечатляют: шина памяти на плате вдвое урезана по сравнению с шиной памяти GeForce 4 MX 440-8х, и результаты GeForce 4 MX 4000, соответственно, оказались вдвое ниже.

Прирост производительности при разгоне GeForce 4 MX 4000 оказался почти двукратным. Тем не менее, даже при разгоне производительность GeForce4 MX 4000 оказалась ограничена пропускной способностью шины памяти, и, несмотря на значительное превосходство в частоте графического ядра над 128-битной платой, GeForce 4 MX 4000 лишь незначительно опередила GeForce 4 MX 440-8x.

Тема для отдельного разговора – превосходство GeForce 4 MX 4000 и GeForce 4 MX 440-8x над гораздо более мощной видеокартой на базе GeForce FX 5700 в Halo. Видеокарты серии NVIDIA GeForce 4 MX не имеют аппаратной поддержки вершинных и пиксельных шейдеров DirectX 8, не говоря уже о шейдерах DirectX 9. Поэтому современные игры, использующие шейдеры DirectX 8 и DirectX 9, при работе на таких видеокартах отключают использование шейдеров, то есть, переходят в упрощенные режимы построения изображения.

Halo – как раз, та игра, что использует шейдеры DirectX 8 и DirectX 9, поэтому среди всех видеокарт, протестированных на этот раз, лишь плата на базе GeForce FX 5700 отработала "по полной программе". Разницу в качестве изображения на NVIDIA GeForce 4 MX 4000 и NVIDIA GeForce FX 5700 в Halo трудно не заметить: все шейдерные эффекты на GeForce 4 MX пропадают бесследно.

Смотрите сами: слева – скриншоты, снятые на NVIDIA GeForce 4 MX 4000, а справа – на NVIDIA GeForce FX 5700:

Комментарии излишни.





Для того, чтобы дополнить удручающую картину, можно привести скриншоты из самого высокотехнологичного на сегодняшний день 3D-шутера – Far Cry:

Попробуйте сами догадаться, где скриншот, снятый на GeForce 4 MX 4000, а где – на GeForce FX 5700. Это было совсем нетрудно, не так ли?

Итак, подводим итоги.

  1. NVIDIA GeForce 4 MX 4000 с 64-битной шиной памяти – видеокарты, вдвое более медленные, чем GeForce 4 MX 440. О производительности плат с 32-битной шиной памяти лучше тактично умолчать.
  2. NVIDIA GeForce 4 MX 4000 стоят всего на несколько долларов дешевле, чем полноценные GeForce 4 MX 440-8х или даже GeForce FX 5200 со 128-битной шиной памяти. В случае с видеокартами от ASUS, вполне закономерно (качество, надежность, комплект поставки и т.д.) стоящими дороже "безымянных" плат, эта разница стремится к нулю или становится, вообще, отрицательной.
  3. Судя по всему, NVIDIA GeForce 4 MX 4000 имеют прекрасный разгонный потенциал. Но, судя по тестам, даже при почти двукратном разгоне лишь ненамного опережают NVIDIA GeForce MX 440-8x. Очевидно, что даже самый скромный разгон GeForce 4 MX 440-8x тут же вернет плате преимущество над разогнанным обрезком. "Сколько MX 4000 не гони..." :)
  4. Все чипы серии NVIDIA GeForce4 MX не имеют аппаратной поддержки шейдеров DirectX 8, не говоря уж о DirectX 9.

Обобщив все вышесказанное, я могу смело порекомендовать NVIDIA GeForce 4 MX 4000 тем, кого принципиально не интересует скорость в 3D или тем, кто хочет заменить устаревшие 2D-видеокарты в рабочих машинах. NVIDIA GeForce 4 MX 4000 с 32-битной и 64-битной шиной памяти – прекрасные кандидаты на эту роль.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают