Максимальное увеличение производительности системы: настройкой и разгоном всех компонентов компьютера, а также уменьшение шума, производимого им при работе

3 декабря 2003, среда 11:32

Эта работа прислана на наш конкурс статей.


Гнать или не гнать, вот в чем вопрос: или вместо предисловия

Почти все статьи на этом сайте в той или иной мере касаются разгона. Естественно беря в руки новую материнскую плату, становится интересно, а какой у нее предел возможностей с тем или иным железом. Однако перед тем, как начать что-либо трогать в компьютере, работающем в своих штатных режимах, нужно определиться, что же, в конечном счете хочешь получить, надо ли это вообще и насколько далеко готов ради этого зайти. Лично я разделяю разгон на 4 вида: мягкий, средний, жесткий и экстремальный.

Для последнего разгона необходимо приобретать дорогое оборудование, например криогенные установки или элементы "пельтье". В этом случае возникают такие проблемы, о которых рядовой пользователь никогда бы и не задумался – выпадение росы рядом с процессором, установка 2-4 дополнительных блоков питания (элементы "пельтье" очень любят "кушать" электричество, а в купе с тем, что они эффективны только в форме гармошки, их нужно ставить несколько штук) и т.д. Подобный разгон является уделом небольшого числа людей, и в данной статье рассматриваться не будет. Да и применяется подобный разгон часто либо для получения рекордных результатов, либо когда требуется наивысшая производительность любой ценой. В иных случаях цель совсем не окупает средств, на нее потраченных.

Жестким разгоном я называю разгон, требующий вмешательства человека в железо, которое хочется разогнать, однако не требующий приобретения дорогих дополнительных устройств или допускающий их изготовление своими руками. Например, допайка дополнительных резисторов для увеличения питания памяти. К данной категории я отношу людей, устанавливающих себе жидкостное охлаждение т.к. есть риск затопить весь комп. Необходимо учитывать, что подобные действия ведут к явной потери гарантии на изделие в виду заметного со стороны вмешательства. В виду того, что подобные изменения для каждой железяки индивидуальны, жесткий разгон будет рассматриваться поверхностно и для ознакомления.

К среднему разгону я отношу разгон, который осуществляется с установкой дополнительного охлаждения без вмешательства в железо. Например, установка дополнительных радиаторов на память видеокарты и вентилятора для их обдува. Это вид разгона является самым рациональным и самым используемым т.к. не вносит необратимых изменений в железо и обеспечивает, как правило, не намного меньшие результаты по сравнению с жестким разгоном. Для этого разгона характерно то, что при нем напряжение не поднимается больше 8-10% (ибо если вы рискуете задирать напряжение выше, то вы вполне должны чувствовать уверенность в себе достаточную для жесткого разгона).

Мягкий разгон не предусматривает вообще никакой доработки железа и изменения напряжения, на котором оно функционирует. Используется чаще скорее для осознания, что система разогнана и работает больше чем на 100%. Наиболее оптимален для новичков т.к. при этом разгоне очень тяжело чего-нибудь спалить.

Естественно, четких границ здесь не существует и процессор можно разблокировать с помощью карандаша, а можно и с помощью паяльника. Карандаш легко стереть в случае чего и следов вмешательства не останется, но он от тепла может иногда терять контакт, его можно случайно стереть при замене кулера (для чистки, например). Паяльник – надежнее, но про гарантию можно сразу забыть. В общем, как и писалось выше, выбор метода зависит от квалификации и желания.





При разгоне необходимо вывести себе несколько правил:

При использовании разгона (а особенно жесткого) надо быть готовым, что подопытная плата выйдет из строя и придется приобретать новую. Разумеется, при правильных руках вероятность летального исхода стремится к нулю, но вероятность остается.

После удачного разгона лучше не оставлять железо работать в максимально стабильном режиме. Лучше сделать небольшой откат назад т.к. возможно некоторые проблемы при поверхностном тестировании не были найдены и проявятся рано или поздно. Да и работа в максимальных режимах редко настолько необходима, они, как правило, используются для определения пределов железа, а потом ставка делается на стабильность.

При любом разгоне за температурой необходимо следить особенно тщательно. Хотя конечно и без разгона это не бывает лишним, но повышение тепловыделения повышает риск перегрева. Я себе принял за правило, если система виснет больше 2х раз в час проверять все на предмет остановки вентиляторов и текущей температуры.

При соблюдении этих правил и осознании того, что делаешь, вероятность выхода из строя железа минимальна, но как говорится, автор не несет никакой ответственности ;-)

Как все начиналось

Когда появились первые материнские платы на KT333, я решил поменять на нее свою DFI. В тот момент мой выбор пал на Asus A7V333. Это была первая плата с аппаратной защитой от перегрева, которую я смог достать. Thoroughbred'ов тогда не было, для Palomino и DDR266 разгонного потенциала матери хватало за глаза и потому прожила она у меня довольно долго. Со временем я поменял DDR266 на DDR400 для установки минимальных таймингов, а также на будущее, и вот оно пришло. Было задумано и осуществлено полное обновление почти всего железа, а также проведено сравнение производительности старой и новой машины для анализа его эффективности. Текст, который вы читаете, получился из сбора всех результатов последних тестов и более ранних наработок. Результаты я собирал не только для сравнения старого и нового компьютера, но и для демонстрации его максимальной производительности, на которую способно данное железо. Это и позволило составить статью больше как рекомендации по оптимизации, что будет интересно более широкому кругу людей.

Как я тестировал

Так как на данный момент самыми сложными для компьютера задачами являются компьютерные игры, тесты в офисных приложениях не проводились. После проведения тестирования детонаторов я решил не включать в большинство тестов 3DMark 2001 по причине оптимизации под него драйверов (что будет очень сильно заметно во время тестирования драйверов). Другие версии 3Dmark'ов я тоже решил не рассматривать по причине того, что 3DMark 2000 – морально устарел, а 3DMark 2003 чересчур требователен к видеокартам, да и приложений поддерживающих DX9 (беты не в счет) до сих пор нет.

Также из тестов исключен Doom3 по причине того, что разница между полностью не разогнанной системой и максимально разогнанной (без разгона видео) составила десятые доли fps (из-за низкой оптимизации движка), что совершенно не показывает положение дел. Для получения наиболее правдоподобных результатов была использована одна старая игра (в трех разрешениях) – Quake 3. Для сопоставления результатов с современными играми был использован Unreal Tournament 2003 (в одном разрешении, но с ботами и без, что позволило более четко выявить влияние процессора). Ну и конечно, в подобном тестировании, нельзя обойтись без синтетического теста, и в данной роли выступает GLMark.





Процент прироста производительности рассчитывается для каждого теста, суммируется для одной игры, делится на количество тестов, суммируется для всех игр и делится на число всех игр. Например, получили прирост в квайке 15, 10, 5 % для разных разрешений, складываем значения и делим на их количество (3) в результате имеем (15+10+5)/3=10% прироста. По этому принципу высчитывается и полный прирост производительности. Прирост производительности всегда сравнивается с неразогнанным состоянием и пишется в процентах. Однако обращать пристальное внимание на эту цифру не нужно, т.к. она требуется только для вычисления эффективности разгона конкретного процессора и поэтому сравнивать эти цифры между собой в разных процессорах нет абсолютно никакого смысла.

Ну и, наконец, после всех вступлений и объяснений приступим непосредственно к сути статьи – увеличению производительности системы.

Для начала разумнее всего будет выжать все, что можно из программ. Про оптимизации Windows писалось очень много, и возвращаться к этому не хочется. Об этом довольно подробно написано на сайте www.3dnews.ru. Особенно богаты с точки зрения оптимизации Windows 2000 и Windows XP. В этих операционных системах можно выключать службы, которые не используются, освобождая память и процессор. Помимо этого рекомендую использовать программу CPUCool или подобную, дабы процессор во время простоя меньше грелся. Ну и наконец следует выбрать наиболее быстрый драйвер.

Выбор драйвера

Каждый раз с выходом нового драйвера нам сулят прирост производительности в несколько десятков процентов. Я решил посмотреть, так ли это. К сожалению, достать видеокарту ATI и проверить, как у них с этим обстоят дела, не представилось возможности, и тестировались только драйвера от Nvidia. Владельцам видеокарт старее GeForce4 MX следует осторожнее относится к этим данным, т.к. различия в видеокартах может изменить производительность в ту или иную сторону. Учитывая, что все последние детонаторы оптимизированы под GeForce FX, вероятнее всего производительность видеокарты на них не увеличится, а несовместимость запросто. В нижеприведенной таблице четко видно что, начиная с драйвера 42.30, перестал запускаться Doom 3 (вместо него появлялся белый экран). Это конечно альфа версия, но уменьшение совместимости налицо. По данной причине последующие драйвера тестировались только на предмет совместимости с Doom3 и по причине ее отсутствия в список не вносились. Весьма впечатлили своей глючностью и тормознутостью драйвера, входящие в комплект первого сервис пака для Windows XP. Для удобства восприятия таблицы я выделил отдельными цветами поколения драйверов (синий, зеленый, черный), лучшие результаты в поколении (красным) и драйвера с неполной совместимостью (светло-фиолетовым). Измерения проводились на стенде KT333 описанном чуть ниже, с использованием процессора Athlon XP 1600+ Palomino. При этом ни один компонент не был разогнан. Тестирование на качество картинки не проводилось.

Мда ... после перехода с 3х.хх на 4х.хх детонаторы прирост около 10% (вместо обещанных 20-40%) наблюдается в 3DMark 2001, причем и только в нем ;-) Это несколько настораживает и наводит о мысли что под 3DMark 2001 дрова просто понижают качество картинки. Именно после получения этих результатов 3Dmark'ом я и решил больше не тестировать. Прирост скорости заметен, если сравнивать самый старый с самым быстрым новым драйвером (и, не особо смотря на результаты 3DMark 2001). Впрочем, 10% разница, между этими драйверами, все же достигает. Исходя из полученных результатов, остается только рекомендовать не торопиться переходить с 3х драйверов на видеокартах до GeForce FX.

Уже после тестирования и изменения конфигурации компа вышли детонаторы 44.03 и 45.23, которые довольно сносно работают и не глючат в отличие от предыдущих 4х, но сравнить их с уже имеющимися возможности не представляется. Помимо этого 44.03 довольно много хвалят за качество картинки, а 45.23 наоборот ругают.

После настройки программной части переходим к аппаратной. В данной статье производится сравнение разгона как на уже давно появившихся материнских платах на основе KT333 (KT400 и KT400A являются, по сути, доработками KT333 и не вносят ничего принципиально нового), так и на выпущенных относительно недавно платах на nForce2.

В качестве подопытного кролика на KT333 выступал следующий стенд





  • Main Board - ASUS A7V333 на KT333
  • RAM - 512 Mb Winbond DDR400
  • Main HDD - 80Gb 7200 Maxtor 6L080J4
  • Video - Chaintech GeForce4 Ti 4200 128Mb 6ns
  • Cooler - Thermaltake Voolcano 7
  • Case - Inwin 506 с источником Power Man 300W
  • Дополнительно стояли звуковуха, TV tuner, еще 1 винт 80Gb DVD читалка и CDRW.

В качестве подопытного на nForce2 был использован следующий стенд.

  • Main Board - Soltek SL-75FRN2-RL на nForce 2 Ultra
  • RAM - 512 Mb Winbond DDR400
  • Main HDD - 2x 120Gb Seagate SATA150 7200 на 80Gb пластинах 8Mb в Raid 0
  • Video - Chaintech GeForce4 Ti 4200 128Mb 6ns
  • Cooler - Cooler Master Aero 7+
  • Case - Inwin 506 с источником Power Man 300W

Аппаратный разгон обычно начинают с процессора. Как правило, одновременно разгоняется системная шина (т.к. это увеличивает производительность всей системы) и память. Перед разгоном я рекомендовал бы установить качественный кулер. Например, я не допускаю повышения температуры процессора выше 65 градусов в режиме прогрева (когда искусственно поддерживается максимальная нагрузка на процессор). Все тесты я провожу в закрытом корпусе, все стенки которого обклеены линолеумом для уменьшения шума, производимого компьютером (о том, как достичь низкой шумности будет написано ниже).

Совместно с тестированием способности разгоняться процессора я решил заодно определить влияние таймингов памяти на систему. Ведь уменьшение таймингов также ведет к увеличению производительности, но разгонять память таймингами и шиной сразу у вас получится только на очень хорошей памяти.

На "северном" мосту обоих материнских плат было установлено изначально пассивное охлаждение, "южные" же мосты были вообще без радиаторов. С начала я установил вентилятор на "северный" мост на плату с nForce2 Ultra, т.к. радиатор на ней был меньше в разы и эта плата позволяла изменять напряжение чипсета. Далее на "южные" мосты я наклеил радиаторы (с помощью теплопроводящего скотча), а вентилятор 120х120, установленный напротив них (и видеокарты) должен обеспечить циркуляцию воздуха рядом с ними. Сами радиаторы я достал со старых процессоров и видеокарт (в некоторых местах уголки пришлось выкусить, как показано на фото). После этого можно уже без боязни в случае необходимости повышать напряжение на чипсете (в пределах разумного, разумеется).

Перед началом разгона необходимо определить, заблокирован ли процессор (может ли менять коэффициент умножения). Если попавшийся процессор оказался заблокирован, то необходимо для себя решить, стоит ли его разблокировать в принципе. Необходимо помнить, что разблокирование процессора – весьма трудоемкий процесс (особенно для новичков в этом деле). Хорошо, если процессор попался не лакированный (с коричневой подложкой). В нем чиркнул карандашом, а если неудачно – стер и чиркнул снова. А если процессор лакированный (все выпускающиеся современные процессоры AMD лакированные) то при разблокировании, вероятно, останутся нескрываемые следы и про гарантию можно смело забыть, да и ошибки править будет сложнее.

Для этой цели один процессор (Athlon XP 1600+ Palomino, который в природе чаще заблокирован) тестировался как с изменяемым, так и с неизменяемым коэффициентом умножения.





Для наглядности результатов различий степени разгона в зависимости от типа ядра были выбраны процессоры:

Athlon XP 1600+ Palomino
Технопроцесс 18 мкм
Внутренняя частота 1400
Множитель 10.5 x
Напряжение 1,75 В
Дата выпуска процессора 13 неделя 2002 года
Ядро при производстве находилось в центре пластины
Положение в партии процессоров самое начало (29)
Количество транзисторов 37,5 млн

Судя по дате выпуска и положению на пластине этот экземпляр должен хорошо разгоняться по сравнению со своим классом.

Athlon XP 1700+ Thoroughbred A
Технопроцесс 13 мкм
Внутренняя частота 1466
Множитель 11 x
Напряжение 1,5 В
Дата выпуска процессора 23 неделя 2002 года
Ядро при производстве находилось в центре пластины
Положение в партии процессоров самое начало (23)
Количество транзисторов 37,2 млн

Этот процессор также находился в центре пластины и достаточно новый для весьма неплохого разгона.

Athlon XP 1700+ Thoroughbred B
Технопроцесс 13 мкм
Внутренняя частота 1466
Множитель 11 x
Напряжение 1,6 В
Дата выпуска процессора 51 неделя 2002 года
Ядро при производстве находилось с краю пластины
Положение в партии процессоров середина (1127)
Количество транзисторов 37,6 млн

Ну а этот процессор попался не так удачно как предыдущие два, что должно проявится в несколько меньшем разгоне по сравнению с другими образцами Thoroughbred B, однако он почти наверняка должен разогнаться лучше, чем Thoroughbred A.

Процессоры на ядре Barton не рассматривались, т.к. мало кто умеющий разгонять станет приобретать уже разогнанный Thoroughbred B, доплачивая только за удвоение кэша L2 минимум 50$. Гораздо правильнее улучшить видеокарту или память. Ну а для все еще сомневающихся следует отметить тот факт что, увеличенный кэш скажется в положительную сторону на производительности только в случае оптимизации под него программы, да и то в пределах погрешности вычислений. Что касается Duron Applebred – он наверняка даст подобный Thoroughbred-у B разгон, однако, на мой взгляд, не стоит за 8-12$ мучиться с его мостиками (мне хватило развлечений с Palomino). Этот вариант можно порекомендовать только в случае крайней нехватки денег. По данной причине я не стал тестировать этот процессор.

Ну а теперь перейдем непосредственно к тестированию. Тестирование проводилось на Detonator 29.42 с штатными частотами на видеокарте 250/446. В таблицах показана частота ядра процессора.

Athlon XP 1600+ Palomino

Синим цветом обозначается заблокированный результат, красным – разблокированный.

Тайминги памяти использовались 2,5/3/3/6. Как видно, данный экземпляр процессора крайне неохотно работает выше 1730Mz. Попробуем теперь для разогнанных режимов установить минимальные тайминги дабы сравнить производительность.

Синим цветом обозначается заблокированный результат, красным – разблокированный.

В качестве вывода, по данному процессору, хочется заметить, что возложенных на него надежд о хорошем разгоне он не оправдал. Показанные им результаты, конечно, не являются плохими, но я рассчитывал на большее. Также хочется отметить довольно высокие температуры при разгоне. Повышение питания существенного прироста производительности не дало, но дало существенный прирост температуры. По этой причине напряжение питания в этом тесте я решил не повышать. Более того, его даже получилось немного понизить ;-)

Athlon XP 1700+ Thoroughbred A

Красным цветом обозначается результат с минимальными таймингами.

Для Thoroughbred A результат разгона до 1780 является очень неплохим. В моих руках были образцы, которые не могли достигнуть и 1650. Однако для получения подобного результата пришлось поднимать напряжение с 1,5 до 1,7. Повышение до 1,8 дало уже незначительный прирост производительности между 50 и 100 мегагерцами, а дальнейшее повышение уже ничего не изменяло. Очень порадовали температурные режимы данного процессора. После разгона температура редко превышала 45 градусов при выполнении обычных задач и не намного превышала 50 градусов при прогреве.

Последний тест весьма любопытен: система с минимальными таймингами, на менее высокой скорости шины оказалась более производительной практически во всех тестах сдавая только в режимах, где максимальная нагрузка на видеосистему. К сожалению ASUS A7V333 не позволяет повышать напряжение на памяти и получить результат, с минимальными таймингами на максимальном разгоне процессора, возможности не представилось.

Athlon XP 1700+ Thoroughbred B

Красным цветом обозначается результат с минимальными таймингами.

Как мы видим результаты разгона Thoroughbred B (1900) оказались самыми высокими по сравнению с остальными тестируемыми процессорами (можно подумать, что в этом кто-то сомневался) и по этому только этот процессор будет тестироваться на стенде с nForce2. Однако этот результат не так уж и сильно превосходит результат Thoroughbred A. При тестировании было обнаружено то, что после 192 Mz память начинает глючить с таймингами 2/2/2/5, но повышение таймингов не дает существенного прироста в силу того, что от 198 Mz начинает глючить мать. Например, на данном процессоре 198 Mz так и не получилось выставить, чтобы система работала устойчиво (хотя в предыдущем тесте мать смогла пройти тесты на этой частоте). Кстати эти результаты были получены без повышения напряжения, повышая напряжение на 0,2В система стартовала на 1996 Mz (190х10,5), но тесты так и не прошла.

А теперь посмотрим, как этот процессор будет себя чувствовать на nForce2. В следующем тестировании за точку отчета принял неразогнанный стенд на nForce2.

Красным цветом обозначается результат с минимальными таймингами.

Из результатов четко видно, что nForce2 значительно быстрее KT333, однако разгон на нем приносит меньше прирост производительности. Эффективность перехода с KT333 на nForce составила 8,86%, неразогнанным стендом KT333 и разогнанным nForce2 составила 27,63%, а между разогнанными стендами 8,68%. В данном случае мы видем то, что эффективность разгона nForce ниже, чем KT333. Вероятно, это объясняется тем, что в nForce не требуется высокая скорость шины (за счет 2х канального контроллера памяти) и недостаточной скоростью видеосистемы для полной загрузки процессора.

Что удивительно, на этой материнской плате процессор разогнался до 1995 Mz с поднятием 0,15В и был стабилен. Вероятно, увеличение разгона связано с более качественным охлаждением. При поднятии на 0,25В процессор разогнался и был стабилен на 2050 Mz, но значительно грелся и в целях снижения уровня шума кулера (обороты которого пришлось увеличить) я его оставил на 1995 Mz. Память без повышения напряжения и с минимальными таймингами все также была стабильна до 192 Mz, однако повысив напряжение на 0,2В она прекрасно работала на 210 Mz. Выставив тайминги 2,5/3/3/6 система была стабильна на 220 Mz, но дальше гнаться отказалась несмотря на попытки дополнительного повышения напряжения на памяти и чипсете на 0,1В и 0,2В соответственно от предыдущего состояния. В результате система с минимальными таймингами оказалась опять более быстрой, чем с повышенными частотами.

Разгон видеосистемы

Еще до того как я купил видеокарту, я решил, что буду ее разгонять, тогда, когда ее производительности перестанет хватать. Память там стояла на 1 нс более качественная, чем рекомендует Nvidia но на ней отсутствовали радиаторы. Кулер на GPU был довольно неплох. Поэтому мною было решено его не менять, а только доклеить радиаторы на видеопамять. На моей предыдущей видеокарте (GeForce 2 MX400) было установлено только пассивное охлаждение GPU. Понимая, что хорошему разгону это не способствует, я приклеил туда старый кулер от какого-то слабого Duron-a (предварительно выпилив в тех местах, где конденсаторы мешали установке).

В качестве радиаторов я тогда воспользовался старыми радиаторами от Pentium, распиленными на 2 части. Приклеивал я их (за отсутствием теплопроводящего клея) следующим образом; я наносил термопасту очень тонким слоем, таким образом, чтобы она не затрагивала примерно 1 мм до края микросхемы, а края смазывал суперклеем. Однако один раз, что-то делая в компе, я случайно зацепил 1 из радиаторов и он легко отвалился. Как выяснилось, суперклей разрушается от длительного воздействия повышенной температуры. Помня о данном опыте, я решил на этот раз сделать что-либо более надежное. Теплопроводящий клей так я и не нашел, но в региональном отделении 3M я натолкнулся на двухсторонний специальный скотч, который был теплопроводящим. Судя по всему, на подобную ленту наклеиваются радиаторы на чипсеты и память.

Конечно, поначалу 10-15 см. я истратил на пробы и ошибки, но потом, приноровившись, приклеил радиаторы так, что через неделю я не смог оторвать радиатор (для пробы на прочность) по причине боязни оторвать вместе с микросхемой. Кстати, говорят, что если охладить видеокарту в морозилке до минус -дцати градусов, радиаторы оторвутся очень легко. Разумеется, напротив видеокарты был установлен вентилятор 120х120 на 7 вольтах для обдува радиаторов (полностью всю систему можно посмотреть на общем виде).

После этого я совершенно без боязни спалить видеокарту приступил к экспериментам. Родная частота ядра видеокарт GeForce 4 Ti 4200 – 250 Mz, 4400 – 275 Mz и 4600 – 300 Mz. Для начала я решил не грубить и выставил 275 - карта прекрасно работала. Я решил несколько повысить ставки и по 5 Mz достиг частоты 300Mz – карта работала ;-). После этого я продолжал повышать частоту, пока не достиг предела драйверов – 315Mz! Это выше Ti 4600! Причем карта была абсолютно стабильна в течение тестирования в различных приложениях и играх.

После такого впечатляющего разгона я с памятью не особо церемонился. Первым шагом разогнал ее до ее штатной частоты – 500 Mz. Вторым выставил 530 Mz и третьим 560 Mz – предел в драйверах для памяти. Однако усиленное тестирование показало что на максимальной частоте иногда проскакивают небольшие артефакты на текстурах примерно раз в 5-15 мин. (их не видно если специально не искать). Получив подобные результаты, я решил прогреть машину и протестировать снова (тесты проводились в довольно теплой комнате). В результате выяснилось, что после длительной работы при максимальном разгоне игры иногда зависают, но только при закрытом корпусе. Из этого можно сделать только один вывод – перегрев. В принципе, заменив родное охлаждение видеокарты на более мощное, открыв корпус и увеличив обороты вентилятора, обдувающего память, я без сомнения получу стабильную работу на частотах 315x560 или выше, при небольшом повышении напряжения. Но пока не появились приложения, в которые хоть чуть-чуть тормозят в 800x600 (альфы и беты не в счет), я не готов жертвовать тишиной во благо производительности.

При тестировании видеокарты на втором стенде я решил исключить нестабильную частоту 315x560, а вместо этого протестировать частоту 300x500 для определения влияния частоты видеопамяти на производительность.

Производительность дисковой системы

В последнее время, сидя за быстрым компьютером, все чаще и чаще замечаешь, что ждешь преимущественно жесткий диск. Поэтому, приобретая материнскую плату, я сразу решил, что должен быть Raid. Рассмотрев все предложения, я нашел плату, на которой был Serial ATA трехканальный Raid контроллер с 2 каналами для Serial ATA и одним для ATA 133. Естественно и винчестеры приобретались с расчетом на максимальную производительность. Однако, помня о том, что современные жесткие диски (а особенно быстрые модели) довольно ощутимо греются, я решил установить на них активное охлаждение. Начальный план был установить кулер между жесткими дисками и передней панелью корпуса (вырезав отверстие в металлической основе корпуса). Но, сняв панель, я убедился, что даже тонкий вентилятор 80х80 туда не установить, не изуродовав внешний вид корпуса. По этому я решил приобрести устройство охлаждения жестких дисков и установить его между дисками так, чтобы вся электроника обдувалась (если из картинки не очень понятно как это все же работает, то посмотрите на общий вид компа и все станет ясно).

Эффективность такого метода не так высока, но особенно хорошее охлаждение и не требуется. Необходимо просто создать циркуляцию воздуха вокруг электроники, что и было выполнено. После установки винтов я создал Raid массив с блоком 64к и приступил к сравнению с другими винтами. Тестирование производилось поверхностно для принятия решения о целесообразности использования Raid0 и сравнения производительности старых и новых HDD. Замеры были проведены утилитой HD Speed 1.3.1.33, которая хоть и обладает некоторыми погрешностями, но крайне проста в использовании и позволяет увидеть картину в целом.

По результатам данной диаграммы владельцам нескольких HDD можно выбрать наиболее быстрый диск для размещения на нем операционной системы (что ускорит ее загрузку). Использование Raid0 дало прирост 28,75% при линейном чтении. Вероятно, при чтении небольших файлов это значение будет значительно меньше, но, как правило, в домашних условиях, редко приходится читать большие объемы мелких файлов. Также видно, что переход на пластины большего объема дает значительный прирост скорости.

Шум

Данный раздел, я думаю, будет особо интересен всем владельцам высокопроизводительных систем, т.к. сидеть за высокопроизводительным железом без сомнения приятно, но особенно приятно, когда оно не издает звуков похожих на звуки старого пылесоса. Особенно это актуально в случаях, когда машина работает без выключения, а спать рядом с таким монстром далеко не всегда получается. Однако так уж заведено, что все быстрое железо выделяет много тепла и нуждается в хорошем охлаждении, а воздушное охлаждение уже приближается к своему пределу. По этому производителям кулеров приходится создавать все больший и больший поток воздуха для отвода десятков ватт тепла, а иногда это кол-во и за сотню переваливает.

Для начала вам необходимо решить, что для вас дороже: тишина или скорость. Разумеется, при обоих случаях придерживаются компромисса, но надо сразу определиться, чем вы хотите жертвовать. На данный момент моя система оптимизирована на разгон, но при этом она была доработана так, что ее еле слышно днем при открытой форточке. Для начала я доработал корпус, оклеив его, где можно линолеумом (в качестве звукопоглощающего материала). Например, после того как был наклеен кусок под переднюю панель (см. фото) звука холостой работы жестких дисков стало неслышно. Не беспокойтесь, на температуре это не должно сказаться т.к. стенки корпуса практически не участвуют в теплообмене. Для уменьшения шума производимого вентиляторами они все были переведены на 5-7В. Это можно сделать, воткнув питание кулера в красный и черный (для 5В) и желтый и красный (для 7В). Не забывайте соблюдать полярность! Для того чтобы воткнуть все кулеры на 5 или 7 вольт и не занимать при этом большого кол-ва разъемов питания можно воспользоваться обычными электрическими клеммами. Все защитные решетки корпуса и блока питания лучше вырезать т.к. проходящий через них воздух довольно громко гудит.

Если вы хотите получить еще более тихую машину, то имеет смысл не разгонять процессор, а максимально понизить на нем напряжение, установив при этом качественный радиатор. Тепло от радиатора можно отводить с помощью желоба, сделанного из жести (например, как на фото) или из других подручных материалов. После чего для жестких дисков можно изготовить коробку (например из картона), в которой их будет не слышно (не забывайте об охлаждении). Например, около полугода у меня в качестве стенда для работы стоял комп (на котором эти методики и были опробованы), находясь рядом с которым было совершенно невозможно, по звуку, определить работает ли он. Иногда стандартное охлаждение видеокарты работает довольно громко, а иногда и просто ревет. В подобных случаях можно пожертвовать ближайшими к видеокарте PCI слотами и заменить ее стандартное охлаждение на большой пассивный радиатор. Шум от этого уменьшится, а разгон, скорее всего, увеличится. А вообще улучшение компа для более тихой работы – довольно индивидуальное и творческое занятие.

Выводы

Выводы по драйверам

Как показала практика, прирост производительности в разных версиях детонаторов существенно не меняется и исходя из этого остается порекомендовать выбрать драйвера с самыми высокими значениями, а после тестировать их на стабильность, выбрав тот драйвер, с которым совсем не будет проблем. В моем случае им стал детонатор 30.82.

Выводы по разгону процессоров

Athlon XP Palomino начинающему оверклокеру рекомендуется разгонять не разблокируя, в силу больших трудностей, возникающих при данном процессе. Еще стоит отметить очень высокое тепловыделение у этой серии процессоров.

Athlon XP Thoroughbred A обычно встречается незаблокированным и обладает низким тепловыделением, но и разгоняется ненамного лучше Palomino, а в некоторых случаях и хуже. Идеален для использования в случае, когда тишина работы ставится приоритетной, а скорость второстепенным, но тоже важным фактором. Это обусловлено тем, что этот процессор вероятнее запустится при большем понижении напряжения, что позволит использовать тихий кулер или вообще обойтись качественным пассивным охлаждением и небольшой доработкой блока питания (установка специальной трубы для вытяжки тепла с радиатора процессора вентилятором блока питания, который в свою очередь ставится на 7 или 5В.).

Athlon XP Thoroughbred B показал довольно приличные результаты разгона, при не очень высоком температурном режиме, что позволяет рекомендовать использовать его при необходимости высокой производительности и не очень высокого шума. Но система KT333 не сможет полноценно воспользоваться всем разгонным потенциалом данного процессора.

Отдельно хочется упомянуть, что после тестирования на KT333 по причине увеличения частоты шины PCI с 33 до 38-40Mz после проведения тестирования у меня были некоторые проблемы с партишинами на жестком диске. Опасаясь вообще потерять все данные, я решил не разгонять первый стенд шиной больше 166, что значительно уменьшило разгон. nForce с данной точки зрения является просто находкой с его заблокированном PCI на 33Mz.

Наглядно разгонный потенциал процессоров можно увидеть на этой диаграмме.

Выводы по настройке памяти

Как мы уже видели, система при разгоне более производительна с минимальными таймингами. Из результатов видно, что разница между установками 2/2/2/5 и 2,5/3/3/6 вызовет необходимость снижения частот на 10-15 Mz по шине, но при этом выигрыш в производительности при установке минимальных таймингов, жертвуя скоростью шины, составит 1-2%. Это, конечно, немного, но приятно.

Выводы по разгону видеокарты

В результате тестирования мы имеем прирост на 11,72% на первом стенде и на 10,68% на втором при частотах 300x530. Увеличение частоты памяти на 30Mz (c 300x500 до 300x530) дало прирост ровно в 1%. Как видно из результатов, видеосистема до сих пор является самой выгодной в апгрейде и разгоне. Разгоном видеокарты мы получили не многим меньше, чем разгоном всей шины, процессора и памяти вместе взятыми. Также, исходя из результатов, видно, что данный экземпляр Ti4200 обладает хорошим разгонным потенциалом т.к. заработал быстрее, чем максимальная модель в своем классе, пусть даже и с некоторыми оговорками.

Выводы по дисковой системе

Казалось бы результат значительного (28,75%) прироста скорости налицо, но тут все не однозначно. Не многие имеют 2 одинаковых жестких диска и Raid контроллер одновременно, да и не все из имеющих готовы пойти на повышающуюся вероятность потери данных ради прироста скорости, пусть даже довольно высокого. В данном вопросе каждый должен решить для себя, насколько это ему надо.

Обобщая результаты можно с уверенностью сказать что, общая производительность системы после разгона возросла примерно на 30% в обоих стендах. Переход с KT333 на nForce, с учетом возросшего разгона, добавил еще почти 13% производительности (не путать с эффективностью). Исходя из этого уверенным в своих силах, но сомневающимся разгонять или не разгонять стоит обратить внимание, что замена старенькой матери KT333 на nForce2 со всякими новыми примочками вроде 2х канальной памяти дало в 2 с небольшим раза меньше прирост, чем банальный разгон старого железа, который, ко всему прочему, абсолютно бесплатен.

В заключение хочу выразить благодарность всем, кто помог мне достать железо для тестирования и вносил дополнения или исправления.

Попов Михаил

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают