Двое за одного: обзор видеоадаптера Nvidia GeForce 7950 GX2
реклама
- Вступление
- GeForce 7950 GX2: Два в одном
- Спецификации и конкуренты
- Конструкция и дизайн печатной платы
- Система охлаждения
- Шумность
- Разгон и качество 2D
- Проблемы, с которыми мы столкнулись
- Конфигурация тестовых платформ и методы тестирования
- Результаты синтетических тестов
- Результаты игровых тестов
- Трехмерные шутеры с видом от первого лица
- Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
- Симуляторы
реклама
- Стратегические игры
- Заключение
Графические ускорители с более чем одним чипом – далеко не новость: на рынке профессиональной графики они существовали долгие годы, да и на рынке потребительской графики продукты вроде Voodoo Graphics, Voodoo2 и Voodoo5 приобрели немалую известность. В последние годы ряд производителей – в первую очередь такие крупные как Asustek Computer, Gigabyte Technology и Microstar International – также представляли свои эксклюзивные решения на базе пары чипов Nvidia GeForce.
Будучи продуктом разработки одной отдельно взятой компании-производителя, двухчиповые графические ускорители от вышеупомянутых разработчиков не приобрели должной популярности, хотя могли бы стать довольно интересным приобретением. Впрочем, на фоне того, как Nvidia удавалось выпускать всё более и более мощные графические решения на базе одного чипа на протяжении всего 2005 года, пока основной конкурент ATI пытался наладить массовый выпуск серии Radeon X1000, особой необходимости в продажах двухчиповых графических ускорителей не было.
Однако, в начале года ATI удалось опередить Nvidia по части производительности, выпустив свой новый флагман – Radeon X1900 XTX – в массовых количествах. Имея на борту 48 вычислительных пиксельных процессоров, новый чип сумел оставить позади все существующие решения Nvidia, а также остаться фактически непобежденным, составив существенную конкуренцию новому продукту высшего класса от Nvidia – GeForce 7900 GTX.
Зная, что многие потребители следят за производительностью новинок графического рынка из спортивного интереса и обращают внимание в первую очередь на графические карты-чемпионы, как ATI, так и Nvidia стремятся во чтоб это ни стало заполучить жёлтую майку лидера. Очевидно понимая, что GeForce 7900 GTX не сможет стать абсолютным победителем в соревновании c Radeon X1900 XTX, выпуская эту карту, калифорнийский разработчик графических чипов намеренно поставил на неё относительно невысокую рекомендованную цену в $499, что могло означать появление еще более мощной версии продукта на "освоенном" ранее ценовом пике в $649.
В начале июня 2006 года, три месяца спустя выпуска линейки GeForce 7900, корпорация Nvidia представила ту самую ожидаемую новинку, призванную стать единоличным лидером по производительности среди одиночных карт: Nvidia GeForce 7950 GX2. То ли частотный потенциал GeForce 7900 оказался исчерпанным на частотах 650 – 700МГц, то ли желание максимально облегчить создание систем на базе четырех графических процессоров (quad SLI), но разработчик решил не поднимать тактовые частоты новому флагману, а установить на него два графических чипа, которые уж точно должны победить заклятого конкурента, а заодно дать системным интеграторам возможность выпуска более простых quad SLI систем.
GeForce 7950 GX2: Два в одном
реклама
Выпуск GeForce 7950 GX2 показывает не только желание Nvidia любой ценой получить корону первенства, но и демонстрирует, что компания вполне уверена, что технология SLI в масштабах одной карты предложит достаточный прирост производительности от наличия двух чипов против одного.
Не секрет, что для успешного функционирования multi-GPU технологии Nvidia, достаточно материнской платы с двумя слотами PCI Express x16 на базе любого набора логики, а отсутствие в драйверах поддержки соответствующего режима для не-nForce чипсетов вызвана по большей части коммерческими причинами. Однако, выпуская одиночную видеокарту, где чипы работают в режиме SLI, Nvidia потребовалось обеспечить максимальную совместимость со всеми современными платформами, а значит, разрешить подобный подвид SLI для большого количества современных наборов микросхем.
Как уже говорилось выше, для multi-GPU необходимо иметь по крайней мере два слота PCI Express x16 на материнской плате. Чтобы обеспечить это, необходимо, чтобы северный мост чипсета поддерживал перепрограммируемость линий PCI Express – т.е. для случая с 16 линиями PCI Express обеспечение их функционирования как PCI Express x16 для одиночной видеокарты или как PCI Express x8 для двух ускорителей. Немалое количество современных чипсетов обладает такой функциональностью, однако, существуют и такие, которые не поддерживают подобные режимы работы. С целью обеспечить совместимость с последними (а также для целей обеспечения поддержки quad SLI для собственных платформ), Nvidia устанавливает на графические карты с двумя чипами специальный PCI Express x48 коммутатор, обеспечивающий распределение шины PCI Express x16.
К сожалению, даже установкой моста-коммутатора проблем с совместимостью Nvidia GeForce 7950 GX2 со всем спектром имеющихся и уже установленных на рынке платформ избежать не удалось. Чтобы работать с новинкой, материнские платы должны иметь специальный BIOS, и в случае его отсутствия никто не может гарантировать работоспособность изделия в соответствующем компьютере. Получив экземпляр GeForce 7950 GX2, мы решили установить его в наш модифицированный стенд на базе Intel Desktop Board D925XCV, чтобы измерить энергопотребление новинки. К нашему удивлению, система не запустилась, а после установки последней версии BIOS смогла лишь раскрутить вентилятор на GeForce 7950 GX2, но дойти до POST так и не сумела.
Nvidia старается исключить столь неприятные сюрпризы для покупателей, компания даже поместила список материнских плат, которые должны уметь работать с моделью 7950 GX2 на специальную страницу на своём сайте. На момент написания данных строк список насчитывал 39 наименований, 26 из которых базировались на чипсетах Nvidia, 11 на базе наборов логики Intel, 1 на ATI и еще 1 на VIA.
Мы ожидаем, что этот список будет постоянно пополняться, однако на сегодняшний день он выглядит откровенно коротким, поскольку на рынке присутствуют многие сотни модификаций PCI Express материнских плат, выпущенных с июня 2004 года. Далеко не всякий пользователь соответствующих платформ на базе мощных процессоров, вроде Pentium Extreme Edition, сможет воспользоваться новинкой. Впрочем, памятуя о крайней требовательности новейших видеокарт по части энергоснабжения, следует понимать, что не всякий любитель игр сможет установить и продукт типа Radeon X1900 XTX (если в системе стоит качественный 450 Вт БП, проблем, согласно нашему опыту, быть не должно).
Спецификации и конкуренты
Разобравшись с устройством, давайте взглянем на спецификации новинки, чтобы примерно предположить, чего же от неё можно ожидать.
Как видно, впервые у одиночной видеокарты – благодаря технологии SLI AA – появляется 8x и 16xs антиалиасинг. До этого момента владельцы одиночных карт на базе Nvidia GeForce имели лишь крайне требовательный к производительности гибридный алгоритм 8xs, фактически непригодный для игры. Теперь же в распоряжении пользователей имеется как довольно быстрый мультисэмплинг 8х, так и качественный 16xs, который, впрочем, пригоден по большей части для не новых игр. Таким образом, GeForce 7950 GX2 оставляет позади и GeForce 7900 GTX и Radeon X1900 XTX в вопросе качества сглаживания.
Прямым конкурентом GeForce 7950 GX2 является Radeon X1900 XTX, однако новому продукту вполне можно противопоставить пару GeForce 7900 GT, или же гипотетическую пару Radeon X1900 GT. Следует понимать, что как CrossFire, так и SLI имеют ограниченную совместимость с чипсетами, а потому не могут прямо сравниваться с одиночной (пусть и обладающей толикой проблем) GeForce 7950 GX2.
Отметим, что хотя GeForce 7950 GX2 и является фактически блоком для создания системы с quad SLI, Nvidia старается всеми силами не допустить, чтобы данная технология стала доступна на рынке "собери сам", а хочет оставить quad SLI прерогативой системных интеграторов. Компания объясняет это причинами крайней сложности реализации технологии на физическом уровне, что отчасти верно, но пока драйвера Nvidia не отлажены для quad SLI лучшим образом.
Конструкция и дизайн печатной платы
Как и GeForce 7900 GX2, GeForce 7950 GX2 представляет собой двухэтажную конструкцию, состоящую из двух плат, расположенных одна над другой.
реклама
По сравнению с предшественницей новинка стала намного компактнее за счет значительно сократившейся длины плат. Теперь ее размеры сопоставимы с размерами Radeon X1900 XTX или GeForce 7900 GTX. Иными словами, почти ничто не может помешать установке этой карты в любой стандартный корпус форм-фактора ATX. Исключение составляют малогабаритные корпуса, но игровые системы высшего класса, куда нацелен данный продукт Nvidia, в таких корпусах, как правило, не собираются.
Платы соединяются друг с другом воедино при помощи четырех металлических шестигранных стоек. Открутив 4 винта, нам без проблем удалось разобрать комплекс GeForce 7950 GX2 на составные части. В процессе разборки были демонтированы и оба кулера, для того, чтобы наши читатели могли получить как можно более полное представление о конструкции нового видеоадаптера Nvidia.
Как видите, нижняя плата несет на себе гораздо больше элементов, нежели верхняя, поскольку именно она оснащена разъемом PCI Express x16, на ней установлен не только один из чипов G71, но и мост-коммутатор PCI Express x48.
Снимок позволяет легко разглядеть маркировку обоих чипов, попавших в кадр. Графический процессор представляет собой обычный экземпляр G71 D-H-N ревизии А2, произведенный на 14 неделе 2006 года. Что касается моста-коммутатора, то он маркирован BR03, имеет ревизию А3 и выпущен на 13 неделе этого же года. Отметим, что, по уточнениям Nvidia, коммутатор занимается только вопросом распределения линий шины PCI Express между двумя графическими процессорами, а синхронизация GPU осуществляется при помощи интерфейса MIO, как в традиционных тандемах Nvidia SLI.
Здесь же расположена схема питания, не слишком сложная, с учетом относительно низкого уровня энергопотребления G71; разъем, служащий для соединения с верхней платой, а также разъем MIO. Назначение последнего понятно – это соединение двух GeForce 7950 GX2 для работы в составе комплекса quad SLI, но в связи с этим возникает вопрос: каким образом используется данный разъем, если интерфейсы MIO обеих GPU в GeForce 7950 GX2 уже соединены посредством внутреннего соединителя?
Насколько нам известно, чипы GeForce 7800/7900 имеют два MIO интерфейса с пропускной способностью в 1 ГБ/с каждый. Однако один из них активируется только в случае quad SLI.
Верхняя плата GeForce 7950 GX2 выглядит более пустой. Схема питания здесь несколько иная, нежели на нижней плате: она проще и содержит меньшее количество элементов, хотя, изначально, внешнее питание подводится именно на верхнюю плату – на ней установлен стандартный для карт с интерфейсом PCI Express шестиконтактный разъем. Возможно, отличия вызваны отсутствием необходимости питать чип коммутатора PCI Express. Также, по сравнению с GeForce 7900 GX2, на верхнюю плату перекочевали разъемы DVI-I, служащие для подключения мониторов и разъем ТВ-выхода.
Любопытно, что расположившийся здесь графический процессор произведен на 13 неделе, и, следовательно, относится к другой партии, нежели тот, что установлен на нижней плате. Впрочем, никакой особой роли это не играет – чипы имеют одинаковую ревизию и совершенно идентичны. Оба графических процессора GeForce 7950 GX2 работают на частоте 500 МГц, причем, эта частота одинакова для всех блоков GPU: пиксельных и вершинных процессоров, ROP и TMU. По этому параметру GeForce 7950 GX2 не отличается от своей прародительницы, GeForce 7900 GX2.
В связи с невозможностью установки массивной (а, следовательно, эффективной) системы охлаждения, определенные ограничения тактовой частоты разумны даже в свете того, что G71 греется не очень сильно. В данном случае Nvidia возлагает надежды не на частоты, а на наличие двух графических процессоров. Насколько эти надежды оправданы, покажут результаты игровых тестов.
Согласно данным Nvidia, пиковый уровень энергопотребления GeForce 7950 GX2 находится в пределах 143 Ватт, но эта цифра, скорее всего, несколько завышена. Как мы знаем, стандартный GeForce 7900 GT при работе под нагрузкой потребляет около 48 Ватт электроэнергии. Частота графических процессоров GeForce 7950 GX2 несколько выше, нежели частота GPU GeForce 7900 GT – 500 против 450 МГц, а частота памяти, напротив, ниже – 600 (1200) против 660 (1320) МГц. Если учесть это, а также большее количество чипов памяти у новинки, следует ожидать показателей на уровне 110-120 Ватт. Это вполне соотносится с показателями ATI Radeon X1900 XTX.
На обратной стороне PCB имеется только ответная часть разъема, соединяющего обе платы GeForce 7950 GX2 и несколько элементов схемы питания, включая контроллер Intersil ISL6560, отвечающий за управление питанием GPU. Управление питанием памяти возложено на плечи микросхемы Intersil ISL6549. Вообще, схема питания GeForce 7950 GX2 состоит из двух идентичных схем, а напряжение питания +12В, поступающее на внешний разъем верхней платы, передается на нижнюю через выделенные контакты соединительной "гребенки". О ней следует сказать отдельно.
Левая часть соединителя служит для передачи питания (широкие контакты), а также сигналов интерфейса MIO (обычные контакты), а правая - отведена для линий шины PCI Express. Отметим, что в GeForce 7950 GX2 применяется только один соединитель, в то время как в GeForce 7900 GX2 их было два (по причине того, что GeForce 7900 GX2 служила базой для Nvidia Quadro FX 4500 X2, поддерживающей 4 разъёма DVI).
В GeForce 7950 GX2 применена иная схема расположения чипов памяти, нежели в GeForce 7900 GTX и GeForce 7900 GX2. Чипы расположены L-образно, что позволило сократить габариты PCB, но потребовало некоторого усложнения разводки для обеспечения равной длины проводников, соединяющих GPU и память, что отчетливо видно на снимке.
На новом решении Nvidia установлена память Samsung K4J52324QC-BC14, работающая при напряжении питания 1.8 В и имеющая номинальную частоту 700 (1400) МГц. Каждая из плат, составляющих GeForce 7950 GX2, оснащена восемью чипами GDDR3. Таким образом, суммарный объем видеопамяти составляет 1 ГБ (16 чипов по 512 Мбит). В связи с особенностью, свойственной всем современным системам multi-GPU, 3D-приложениям будет доступно только 512 МБ видеопамяти даже в случае установки двух GeForce 7950 GX2 в комплекс quad SLI, поэтому, говорить об объемах памяти 1 или 2 ГБ некорректно.
Память GeForce 7950 GX2 работает на той же частоте, что и память GeForce 7900 GX2, 600 (1200) МГц. Столь низкая частота автоматически означает относительно невысокую пропускную способность, а именно этот параметр чрезвычайно востребован в случае использования графического адаптера в высоких разрешениях, особенно, если при этом задействовано полноэкранное сглаживание.
Система охлаждения
Система охлаждения GeForce 7950 GX2 также была в значительной степени переработана по сравнению c GeForce 7900 GX2. Она по-прежнему состоит из двух одинаковых однослотовых кулеров, но их конструкция стала заметно проще, а сами кулеры – компактнее.
Хотя само основание кулера алюминиевое, непосредственно с кристаллом GPU контактирует небольшая медная площадка. При помощи плоской тепловой трубки, вмонтированной в основание, поток тепла распределяется по радиатору, представляющему собой сложенную из медного листа "гармошку". Поскольку ее ребра ориентированы под углом 45 градусов к длинной стороне PCB, поток нагретого воздуха без проблем выходит за пределы карты.
На правом снимке хорошо виден выступ канала, в котором проходит вышеупомянутая тепловая трубка, а также специальные выступы в месте расположения чипов памяти. Для обеспечения хорошего термического контакта между медной подошвой и поверхностью кристалла графического процессора по традиции используется темно-серая термопаста с очень густой консистенцией, она же нанесена в месте контакта кулера с распределительным мостом PCI Express x48.
Память контактирует с выступами на основании кулера через специальные прокладки. В данном случае это не традиционные для карт Nvidia подушечки из неорганического волокна, пропитанные термопастой, а эластичные прокладки, состоящие из двух пластинок резиноподобного материала розового цвета, между которыми заключен слой термопасты. Они настолько плотно прилегают к поверхности чипов памяти, что при снятии отстают вместе с краской, которой на микросхемы памяти нанесена маркировка.
Каждый из кулеров GeForce 7950 GX2 укомплектован небольшой радиальной турбиной, имеющей мощность 2.16 Ватта (0.18А х 12В). Диаметр ее крыльчатки и размеры лопастей очень невелики, что наводит мысли о низкой эффективности и повышенном уровне шума, так как для обеспечения достаточно сильного воздушного потока вентилятору придется работать на повышенных оборотах. Как дань моддингу, вентиляторы оснащены светодиодной подсветкой имеющий традиционный для Nvidia зеленый цвет.
Учитывая низкий уровень тепловыделения G71, такой конструкции вполне достаточно для охлаждения GeForce 7950 GX2, но все же у нас возникли некоторые сомнения относительно ее эффективности. Дело в том, что в GeForce 7900 GX2 нижний кулер забирал воздух сквозь специальные отверстия, прорезанные в плате, но таких отверстий в PCB GeForce 7950 GX2 нет, а ведь нижний кулер здесь точно так же почти упирается в верхнюю плату. Проблемы с забором воздуха налицо, и в случае плохой вентиляции в корпусе системы с установленной в нее GeForce 7950 GX2, графический процессор, расположенный на нижней PCB, может перегреваться, тем более что нагретый воздух за пределы корпуса не выводится. Уровень шума, скорее всего, также будет немаленьким из-за высокой скорости вращения двух вентиляторов.
Шумность
Оценка шумности GeForce 7950 GX2 была проведена с использованием цифрового шумомера Velleman DVM1326, обладающего разрешающей способностью 0.1 дБ, пределом измерения 130 дБ и позволяющего использовать взвешенные кривые А и С.
На момент проведения измерений уровень фонового шума в помещении лаборатории составлял 36 дБА. Замеры, проведенные на расстоянии одного метра от тестовой платформы с графической картой, оснащенной пассивным кулером, показали уровень шума 40 дБА. Эти цифры являются эталонными и служат в качестве опоры при оценке шумности видеоадаптеров.
Вот что показали замеры уровня шума GeForce 7950 GX2:
В обычном состоянии карта ведет себя даже тише, нежели GeForce 7900 GTX, так как вентиляторы обоих кулеров вращаются с небольшой скоростью. Субъективно, GeForce 7950 GX2 просто не слышно на фоне остальных компонентов работающей системы. Как правило, столь же бесшумна она и в режиме 3D, но в случае достижения графическими ядрами определенной температуры система управления вентиляторами резко увеличивает их скорость и уровень шума значительно возрастает. В этом случае, на расстоянии 1 метра от пользователя по уровню шума GeForce 7950 GX2 превосходит даже Radeon X1900 XT/XTX. При этом из-за высоких оборотов вентиляторов и их малого размера шум имеет характерный оттенок и хорошо выделяется ухом на фоне остальных шумов, генерируемых системой. Впрочем, по субъективным ощущениям, он не столь неприятен, как шум, издаваемый кулером Radeon X1900 XT/XTX, так как в его спектре отсутствует характерный "пластмассовый" призвук.
Таким образом, GeForce 7950 GX2 обладает вполне приемлемыми шумовыми характеристиками, и заявляет о своем присутствии в системе только при достаточно высокой температуре графических ядер, в связи с чем будущим владельцам рекомендуется обеспечить хорошую вентиляцию внутри корпуса ПК.
Разгон и качество 2D
Мы предприняли попытку разогнать GeForce 7950 GX2, чтобы оценить ее частотный потенциал. При этом мы предполагали, что разгон будет успешным для графических ядер и не очень – для памяти, имеющей время доступа 1.4 наносекунды, что гораздо скромнее, нежели 1.1 наносекунда в случае с GeForce 7900 GTX или Radeon X1900 XTX. В результате, карта устойчиво заработала при частоте графических процессоров 590 МГц. Учитывая не самую эффективную систему охлаждения, а также затрудненный воздухозабор для нижнего кулера, этот результат можно назвать вполне успешным. 90 МГц прироста по частоте GPU должны обеспечивать неплохую прибавку к производительности GeForce 7950 GX2, по крайней мере, там, где карту не будет сдерживать память.
Память же откровенно разочаровала, заработав лишь на частоте 670 (1340) МГц, то есть, не достигла даже номинальных для себя 700 (1400) МГц. При этом контакт чипов с основанием кулера был очень хорошим. Предположительно, столь скромный результат вызван не самым удачным расположением микросхем памяти на платах GeForce 7950 GX2. Обычно при таких частотах уже используется расположение полукругом вокруг GPU, здесь же для экономии местам чипы размещены буквой L, и длина проводников, соединяющих их с графическим процессором, неоптимальна и может оказывать негативное влияние на стабильность работы памяти на высоких частотах.
К качеству 2D, продемонстрированному GeForce 7950 GX2, претензий у нас не возникло даже при использовании максимального режима, доступного лабораторным мониторам – 1800х1440@75 Гц. Картинка была четкой и в режиме 1600х1200@85 Гц. Отметим, в режиме multi-GPU, когда задействованы оба графических ядра, карта позволяет использовать только один монитор, второй выход DVI-I при этом отключается. Для использования мультимониторных конфигураций ее необходимо переключить в режим multi-monitor, при этом поддерживаются все стандартные возможности Nvidia nView, но активен только один графический процессор и производительность в играх значительно ниже.
GeForce 7950 GX2: проблемы, с которыми мы столкнулись
Вне состава комплекса quad SLI, в одиночном виде, GeForce 7950 GX2, по сути, представляет собой обычный тандем SLI, использующий один слот PCI Express, а не два, как обычно. Как следствие, процесс тестирования протекал очень гладко и мы практически не встретили никаких проблем, ведь технология Nvidia SLI давно вступила в пору зрелости. Новая версия Nvidia ForceWare, относящаяся уже к 90 серии драйверов Nvidia, поддерживает в режиме SLI более 240 приложений. Поэтому неудивительно, что новый продукт Nvidia продемонстрировал практически стопроцентную стабильность в работе.
Тем не менее, пара мелких проблем все же обнаружилась. В частности, в играх X3: Reunion и F.E.A.R. время от времени наблюдались небольшие проблемы с освещением сцены, правда, сходу заметить это было сложно. Также, будучи установленной в систему, GeForce 7950 GX2 определилась следующим образом:
Впрочем, последнее никак не влияет на функциональность GeForce 7950 GX2 и, скорее всего, говорит только об ошибке в .inf-файле драйвера ForceWare.
Таким образом, GeForce 7950 GX2 представляет собой вполне зрелый продукт, не отягощенный "детскими болезнями", как это зачастую бывает с новыми технологиями. Следует, однако, помнить, что новый продукт может быть несовместим – а официально это так – с большим количеством материнских плат, находящихся в использовании. Новая карта Nvidia вполне готова к использованию неискушенным пользователем, но давайте посмотрим, какой уровень производительности она ему предложит.
Конфигурация тестовых платформ и методы тестирования
На этот раз мы не испытывали недостатка во времени, поэтому, нам удалось провести полный цикл тестов GeForce 7950 GX2. Для этого была использована следующая платформа:
- Процессор AMD Athlon 64 FX-60 (2 x 2.60ГГц, 2 x 1МБ L2)
- Системная плата ASUS A8N32-SLI Deluxe (nForce4 SLI X16) для карт Nvidia GeForce
- Системная плата ASUS A8R32-MVP Deluxe (ATI CrossFire Xpress 3200) для карт ATI Radeon
- Память OCZ PC-3200 Platinum EL DDR SDRAM (2x1ГБ, CL2-3-2-5)
- Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (Serial ATA-150, буфер 16МБ)
- Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2
- Блок питания Enermax Liberty 620W (ELT620AWT, номинальная мощность 620W)
- Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21", максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц)
- Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c
- ATI Catalyst 6.5
- Nvidia ForceWare 91.29 Release Candidate (для GeForce 7950 GX2),
- Nvidia ForceWare 84.21 (для всех остальных Nvidia GeForce).
Драйверы ATI и Nvidia были настроены стандартным образом:
ATI Catalyst:
- Catalyst A.I.: Standard
- Mipmap Detail Level: Quality
- Wait for vertical refresh: Always off
- Adaptive antialiasing: Off
- Temporal antialiasing: Off
- Quality AF: Off
- Остальные настройки: по умолчанию.
Nvidia ForceWare:
- Image Settings: Quality
- Vertical sync: Off
- Trilinear optimization: On
- Anisotropic mip filter optimization: Off
- Anisotropic sample optimization: On
- Gamma correct antialiasing: On
- Transparency antialiasing: Off
- Остальные настройки: по умолчанию.
В каждой игре был установлен максимально возможный уровень качества графики, одинаковый для решений ATI и Nvidia. Конфигурационные файлы игр модификациям не подвергались. Для снятия данных о производительности использовались либо встроенные возможности игры, либо, при их отсутствии, утилита Fraps. По возможности, фиксировались данные о минимальной производительности.
Для создания максимальной нагрузки на видеоподсистему и с целью минимизации влияния центрального процессора на производительность, мы отказались от тестирования в так называемом режиме "чистой производительности". Тесты запускались в режиме "eye candy", использующем полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию, а также в режиме "extreme eye candy" с включенным SLI AA 8х/16х или Super AA 8х/14х.
Активация FSAA и анизотропной фильтрации производилась средствами игры. В случае отсутствия таковых, их форсирование осуществлялось при помощи соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia ForceWare. Они же применялись для включения экстремальных режимов полноэкранного сглаживания.
В качестве бенчмарков были использованы следующие игры и приложения:
- Синтетические тесты:
- Marko Dolenc's Fillrate Tester
- Xbitmark
- Futuremark 3DMark05 build 1.2.0
- Futuremark 3DMark06 build 1.0.2
- Трехмерные шутеры с видом от первого лица:
- Battlefield 2
- Chronicles of Riddick
- Call of Duty 2
- Doom III
- Far Cry
- F.E.A.R.
- Ghost Recon: Advanced Warfighter
- Half-Life 2
- Half-Life 2: Lost Coast
- Project Snowblind
- Quake 4
- Serious Sam 2
- The Elder Scrolls IV: Oblivion
- Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:
- Splinter Cell: Chaos Theory
- Симуляторы:
- Pacific Fighters
- X3: Reunion
- Стратегические игры:
- Age of Empires 3
- Warhammer 40.000: Dawn of War
Поскольку Nvidia GeForce 7950 GX2 является двухчиповым решением, мы будем сравнивать его не только с наиболее производительными одиночными графическими картами ATI Radeon X1900 XTX и Nvidia GeForce 7900 GTX, но и с соответствующими тандемами CrossFire и SLI, соответственно.
Результаты синтетических тестов
Для начала взглянем на результаты пары синтетических тестов – это поможет понять, чего следует ожидать от GeForce 7950 GX2 в играх.
Marko Dolenc's Fillrate Tester
По скорости заполнения сцены GeForce 7950 GX2 чудовищно опережает Radeon X1900 XTX, так как располагает 48 TMU против 16 у решения ATI Technologies. Поскольку частота графических ядер GeForce 7950 GX2 несколько выше, чем у тандема GeForce 7900 GT SLI, то и показатель fillrate, соответственно, выше во всех случаях. Новый видеоадаптер Nvidia не будет испытывать недостатка в скорости текстурирования даже там, где не справляется GeForce 7900 GTX, то есть, везде, где используется множество текстур высокого разрешения или шейдеры, содержащие большое количество текстурных выборок.
Огромное преимущество GeForce 7950 GX2 имеет и при исполнении пиксельных шейдеров, особенно, простых – в этом случае его преимущество над Radeon X1900 XTX достигает двукратного, несмотря на одинаковое количество пиксельных процессоров (по причине большего количества текстурных модулей у GeForce). В случае с более сложными шейдерами, особенно эмулирующими попиксельное освещение, отрыв не столь велик, но все же достаточно значителен, чтобы говорить и о преимуществе GeForce 7950 GX2 при обработке пиксельных шейдеров. Впрочем, в играх используются шейдеры самой различной сложности и в разных количествах, и общая картина производительности для каждой игры будет индивидуальной.
Xbitmark
Тест Xbitmark служит для исследования скорости исполнения пиксельных шейдеров, и его главное преимущество заключается в том, что он позволяет довольно точно выявить достоинства и недостатки того или иного решения, так как использует различные шейдеры – как содержащие почти исключительно математические вычисления, так и активно обращающиеся к текстурам.
Здесь картина производительности несколько иная: GeForce 7950 GX2 далеко не всегда опережает Radeon X1900 XTX, отставая там, где требуются интенсивные вычисления или используется динамическое ветвление. Но в случаях, требующих высокой скорости текстурирования, в частности, в шейдерах NPR (hatch), новому решению Nvidia нет равных.
Futuremark 3DMark05 build 1.2.0
Хотя GeForce 7950 GX2 использует новый драйвер, относящийся к девяностой серии ForceWare, общий результат новинки превосходит показатель тандема GeForce 7900 GT SLI всего на 147 очков. С точки зрения технических характеристик данных решений это вполне закономерное явление, поскольку GeForce 7950 GX2 опережает GeForce 7900 GT SLI по частоте GPU, но уступает в частоте памяти.
Если же сравнивать с Radeon X1900 XTX, то новое решение Nvidia опережает его на 1258 очков, что при общей производительности в районе 12.000 очков составляет примерно 10%. Не слишком впечатляющее, ввиду наличия на борту двух графических процессоров, но все же превосходство.
В обычном режиме eye candy новинка опережает GeForce 7900 GT SLI крайне незначительно – на 5% в разрешении 1280х1024. В 1600х1200 это преимущество увеличивается примерно до 10%.
Преимущество GeForce 7950 GX2 над GeForce 7900 GT SLI продолжает нарастать после включения SLI AA 8x и достигает 20%. Несмотря на то, что используются самые производительные на сегодня графические системы, их средняя производительность в лучшем случае достигает 40 кадров в секунду. Иными словами, ее совершенно недостаточно для игр будущего поколения в случае использования экстремальных режимов сглаживания.
В режиме SLI AA 16x GeForce 7950 GX2 продолжает занимать промежуточное положение между GeForce 7900 GTX SLI и GeForce 7900 GT SLI.
Второй тест гораздо менее масштабен, и, тем не менее, в нем GeForce 7950 GX2 отстает от GeForce 7900 GTX SLI заметно больше, нежели в первом тесте. Скорее всего, это обусловлено меньшей процессорозависимостью второго теста. В остальном, картина прежняя – новая карта Nvidia лишь незначительно превосходит пару GeForce 7900 GT, работающих в режиме SLI, и очень значительно Radeon X1900 XTX.
Превосходство GeForce 7950 GX2 над GeForce 7900 GT SLI становится более очевидным и составляет свыше 10%.
В режиме, использующем наиболее качественные методы сглаживания, ситуация практически та же, за исключением того, что Radeon X1900 XT CrossFire резко выходит вперед благодаря меньшей ресурсоемкости SuperAA 14x по сравнению со SLI AA 16x.
В третьем тесте GeForce 7950 GX2 все также продолжает незначительно опережать GeForce 7900 GT SLI и значительно, примерно на 30%, Radeon X1900 XTX.
Переключение в режим SLI AA 8x не приносит ничего нового. Как и в предыдущих тестах, при включении данного режима сглаживания GeForce 7950 GX2 прочно оккупирует позицию между GeForce 7900 GT SLI и GeForce 7900 GT SLI.
Аналогичная ситуация наблюдается и в режиме с включенным SLI AA 16x.
Если сопоставить общий результат 3DMark05 с результатами отдельных тестов, полученных при включенном FSAA 4x, то можно сказать, что он вполне справедлив: GeForce 7950 GX2 лишь незначительно опережает GeForce 7900 GT SLI. Иное дело режимы, использующие экстремальное сглаживание – в этом случае преимущество нового продукта Nvidia может достигать значительных величин. При этом не стоит забывать, что высокие результаты новинки во многом обусловлены использованием нового, более совершенного драйвера.
Futuremark 3DMark06 build 1.0.2
Более ярко выражено преимущество GeForce 7950 GX2 над GeForce 7900 GT SLI в 3DMark06 – оно составляет уже 342 очка при том, что общий результат здесь намного ниже, нежели в 3DMark05. Скорее всего, помимо частоты графических ядер, здесь замешан меньший объем видеопамяти у GeForce 7900 GT SLI, так как к этому параметру 3DMark06 предъявляет более серьезные требования, нежели предыдущий тестовый пакет Futuremark. Несмотря на наличие 48 пиксельных процессоров, Radeon X1900 XTX проигрывает GeForce 7950 GX2 целых 1985 очков, так как производительность зависит не только от них.
Если взять результаты группы тестов SM2.0, то в них вышеупомянутая разница между GeForce 7900 GT SLI и GeForce 7950 GX2 проявляется столь же отчетливо: налицо разница в 203 очка в пользу последнего. При общих показателях в районе 4000 очков это довольно заметное расхождение.
Почти столь же велико оно и в группе тестов SM3.0/HDR: здесь GeForce 7950 GX2 опережает GeForce 7900 GT SLI на 191 очко. Несмотря на то, что GeForce 7950 GX2 и Radeon X1900 XTX располагают равным количеством пиксельных процессоров, Radeon уступает двухчиповой карте Nvidia целых 849 очков, поскольку последняя располагает большим количеством функциональных блоков, таких, как TMU и ROP, а производительность этих тестов обусловлена далеко не только скоростью исполнения многочисленных пиксельных шейдеров.
Поскольку тандем GeForce 7900 GT SLI несет на борту лишь 256 МБ памяти, доступной приложениям, он не в состоянии пройти первый графический тест SM2.0 в разрешении 1600х1200 при включенном FSAA 4x. В более низких разрешениях он уступает GeForce 7950 GX2 от 3% до 10%. Для Radeon X1900 XTX отставание составляет от 25% до 40%, в зависимости от разрешения, причем наиболее велико оно в разрешении 1024х768, где производительность GeForce 7950 GX2 не сдерживается медленной памятью.
Преимущество GeForce 7950 GX2 перед GeForce 7900 GT SLI почему-то проявляется гораздо ярче во втором графическом тесте SM2.0, где оно достигает более 20%. Можно предположить, что это вызвано меньшей зависимостью от скорости заполнения сцены и выходом на первый план оптимизаций нового драйвера ForceWare. Radeon X1900 XTX не может сравниться с GeForce 7950 GX2, даже несмотря на скромные требования к скорости заполнения сцены в этом тесте. Решение, имеющее соотношение числа пиксельных процессоров к количеству TMU и ROP 3:1:1 не в состоянии тягаться с решением, у которого на 48 пиксельных процессоров приходится такое же количество блоков текстурирования и 32 блока растеризации.
Итак, в отдельных тестах SM2.0 Nvidia GeForce 7950 GX2 опережает GeForce 7900 GT SLI гораздо сильнее, нежели в общем результате по этой группе тестов, но нельзя забывать, что в первом случае результаты были получены с использованием настроек 3DMark06 по умолчанию, когда полноэкранное сглаживание не используется.
Впрочем, судить по результатам синтетики о производительности GeForce 7950 GX2 в реальной ситуации некорректно. Для этого следует обратиться к результатам игровых тестов.
Результаты игровых тестов
Трехмерные шутеры с видом от первого лица
Battlefield 2
Игра по-прежнему не поддерживает экстремальных режимов сглаживания, поэтому результаты для них отсутствуют.
Вплоть до разрешения 1600х1200 GeForce 7950 GX2 практически никак не проявляет себя, демонстрируя среднюю производительность на уровне одиночного GeForce 7900 GTX. Подвижки наблюдаются только в вышеуказанном разрешении, где новая карта Nvidia почти догоняет тандем Radeon X1900 XT CrossFire. Разумеется, достичь уровня GeForce 7900 GTX SLI она не в состоянии, так как в этой связке частоты GPU и памяти значительно выше.
Поскольку речь идет о наиболее производительных решениях в индустрии потребительской 3D-графики, проблем с производительностью не наблюдается ни у одного из этих решений. Даже одиночный GeForce 7900 GTX демонстрирует свыше 90 fps в разрешении 1600х1200 при включенных FSAA и анизотропной фильтрации, что автоматически гарантирует высокий уровень комфорта при игре.
Chronicles of Riddick
В самом начале GeForce 7950 GX2 удается слегка опередить GeForce 7900 GTX SLI; возможно, из-за того, что для GeForce 7950 GX2 использовался новый драйвер. В более высоких разрешениях повторение этого подвига GeForce 7950 GX2 уже не удается – сказывается относительно низкие частоты GPU и памяти, что, впрочем, не мешает видеоадаптеру опережать GeForce 7900 GT SLI и Radeon X1900 XT CrossFire. Последний, правда, исключительно потому, что движок игры работает в OpenGL и широко использует динамические стенсильные тени.
Таким образом, если Radeon X1900 XTX может не обеспечить достаточную скорость в разрешении 1600х1200 при максимальных настройках качества, то GeForce 7950 GX2 вполне может продемонстрировать почти 100 кадров в секунду.
На фоне всех решений, использующих более одного графического процессора, выделяется связка GeForce 7900 GTX SLI, показывающая свыше 60 fps в разрешении 1600х1200. GeForce 7950 GX2 и Radeon X1900 XT CrossFire идут вровень друг с другом, позволяя использовать FSAA 8x в разрешениях вплоть до 1280х1024.
Следующая ступень качества полноэкранного сглаживания демонстрирует резкий уход на лидирующую позицию тандема Radeon X1900 XT CrossFire, работающего в менее ресурсоемком, по сравнению со SLI AA 16x, режиме Super AA 14x. Что касается GeForce 7950 GX2, то карта показывает относительно неплохую среднюю скорость лишь в разрешении 1024х768, наравне с GeForce 7900 GT SLI. Все-таки использование SLI AA16x пока еще является роскошью, недоступной в высоких разрешениях даже владельцам двух GeForce 7900 GTX.
Call of Duty 2
Call of Duty 2 довольно активно использует шейдерные спецэффекты, а также "уважает" эффективный контроллер памяти, и, видимо, по этой причине первенство в этой игре принадлежит Radeon X1900 XT CrossFire, располагающему в общей сложности 96 пиксельными процессорами. Однако одиночный Radeon X1900 XTX безнадёжно отстаёт в Call of Duty 2 от GeForce 7950 GX2.
В "общем зачёте" GeForce 7950 GX2 вынужден довольствоваться третьим местом, но все же его средняя производительность достаточно высока, чтобы играть во всех разрешениях в режиме FSAA 4x + AF 16x.
Удивительно, но при использовании SLI AA 8x новый двухчиповый видеоадаптер Nvidia совсем незначительно, не более 2-4 fps уступает GeForce 7900 GTX SLI. Правда, в разрешениях свыше 1024х768 оба этих решения уже не в состоянии обеспечить комфортных условий игроку.
Наиболее ресурсоемкий режим представляет интерес только для владельцев системы Radeon X1900 XT CrossFire, так как она является единственным решением, чья средняя производительность превышает отметку 55 кадров в секунду.
Да, Nvidia SLI AA 16x может обеспечить более высокое качество изображения, нежели ATI Super AA 14x, но в этом режиме ни одно из решений multi-GPU, созданных NVIDIA, не в состоянии показать даже 50 кадров в секунду, а, следовательно, невозможна и комфортная игра.
Doom III
Лидером в Doom III, несомненно, является SLI-связка двух GeForce 7900 GTX, так как условия в игре благоволят архитектуре GeForce 7 (OpenGL + стенсильные тени). GeForce 7950 GX2 несколько медленнее, но, в свете средних показателей на уровне свыше 80 кадров в секунду во всех стандартных разрешениях, это не играет никакой роли. Хотя Radeon X1900 XTX и показывает в Doom III конкурентноспособные результаты, он безнадёжно отстаёт от нового флагмана Nvidia.
Комментировать результаты SLI AA в данном случае представляется не очень благодарным занятием: вполне вероятно, что пользователи GeForce 7950 GX2 не найдут комфортной скорость в режиме 16x, а также при использовании 1600х1200 в случае 8х сглаживания. Однако стоит отметить, что Radeon X1900 XTX не обладает поддержкой FSAA выше 6х, а пара таких плат едва ли сильно быстрее одиночной модели 7950 GX2.
Far Cry
На уровне Pier в стандартном режиме eye candy никакой полезной информации получить не удалось: все решения multi-GPU показали практически одинаковую производительность во всем диапазоне разрешений, упершись в барьер, установленный центральным процессором. Тем не менее, отметим, что для GeForce 7950 GX2 этот барьер оказался несколько ниже, чем для других решений, возможно, из-за особенностей функционирования самой карты или же драйверов.
Переход к использованию FSAA 8x принес интересное открытие – в этом режиме GeForce 7950 GX2 отказался уступать GeForce 7900 GTX SLI, несмотря на более слабые технические характеристики. В то же время тандем GeForce 7900 GT SLI, имеющий сходные с GeForce 7950 GX2 тактовые частоты, демонстрирует гораздо худшие результаты, не исключено, что из-за меньшего объема видеопамяти или же причина в новом, более совершенном, драйвере ForceWare.
Переключение в режим SLI AA 16x меняет картину на более привычную – теперь GeForce 7950 GX2 уже не демонстрирует показателей уровня GeForce 7900 GTX SLI, а лишь слегка опережает GeForce 7900 GT SLI. Необычное поведение новинки, наблюдаемое в режиме SLI AA 8x, более не повторяется, хотя, казалось бы, SLI AA 16x зависит от параметров подсистемы памяти больше, нежели любой другой режим сглаживания.
Отметим, что решениям Nvidia вновь доступно только разрешение 1024х768, несмотря на то, что Far Cry не является чем-то неимоверно сложным для любой современной графической карты достаточно высокого класса, а тем более – для тандема SLI, использующего самые мощные карты из доступных сегодня.
При тестировании с помощью демо Research картина производительности получается более разнородной и можно отметить, что GeForce 7950 GX2 существенно быстрее Radeon X1900 XTX в 1600х1200.
Необычность в поведении GeForce 7950 GX2, виденная нами на уровне Pier, проявляется и на уровне Research, причем, здесь она выражена еще более ярко – превосходство новинки над GeForce 7900 GTX SLI очевидно и составляет свыше 10%! GeForce 7900 GT SLI вновь далеко позади, что укрепляет наши подозрения о большей эффективности новых драйверов.
Между тем, поскольку средняя производительность на уровне Research выше, нежели на уровне Pier, с задачей обеспечения комфорта при игре справляются все представленные в обзоре решения multi-GPU.
В режиме SLI AA 16x GeForce 7950 GX2 уже не удается повторить свой подвиг, так как ее производительность сдерживается медленной памятью, но все же, отставание от GeForce 7900 GTX SLI не превышает 8%-10%, что является весьма достойным результатом. Более того, в разрешении 1280х1024 играть, используя новое решение Nvidia, можно вполне комфортно, хотя, напоминаем, это справедливо только для закрытых пространств Far Cry.
В низких разрешениях все участники тестирования ведут себя приблизительно одинаково, но, начиная от 1280х1024, первенство GeForce 7950 GX2 неоспоримо. К сожалению, архитектура GeForce 7 не поддерживает одновременное использование FSAA и HDR (FP16), поэтому игроку придется выбирать между более качественным представлением цвета и более качественным отображением наклонных поверхностей и мелких деталей сцены.
То же самое мы можем сказать про уровень Research, где производительность GeForce 7950 GX2 в режиме HDR составляет, в среднем, не менее 85 кадров в секунду, оставляя Radeon X1900 XTX позади.
F.E.A.R.
В разрешении 1024х768 на первом месте находится система Radeon X1900 XT CrossFire, наделенная в сумме 96 пиксельными процессорами, но в более высоких разрешениях она по какой-то причине начинает уступать решениям Nvidia в лице GeForce 7900 GTX SLI и GeForce 7950 GX2. Эти решения идут практически вровень друг с другом, лишь в разрешении 1600х1200 тандем GeForce 7900 GTX SLI начинает на 10% опережать GeForce 7950 GX2 благодаря более высокой частоте памяти.
Иными словами, ситуация несколько напоминает ту, что можно было наблюдать в Far Cry, и, похоже, что причина столь высокой производительности GeForce 7950 GX2, имеющей относительно скромные тактико-технические характеристики, действительно связана с большей эффективностью новых драйверов ForceWare.
Активация FSAA 8x приводит к тому, что GeForce 7950 GX2 начинает проигрывать GeForce 7900 GTX SLI во всех разрешениях, хотя и незначительно, не более чем 5%. При этом минимальный fps новинки в разрешении 1280х1024 заметно ниже, нежели у наиболее производительной связки SLI, состоящей из двух отдельных графических карт. Также в этом разрешении на сцену выходит Radeon X1900 XT CrossFire, до того уступавший решениям Nvidia.
Более ресурсоемкие методы сглаживания интереса не представляют из-за недостаточной производительности в них современных решений multi-GPU, но отметим, что здесь GeForce 7950 GX2 уже не может тягаться с GeForce 7900 GTX SLI и Radeon X1900 XT CrossFire.
Ghost Recon: Advanced Warfighter
Полное название этого проекта, разработанного Red Storm Entertainment/GRIN, и выпущенного Ubisoft Entertainment, звучит так: Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter. Игра является продолжением довольно известного тактического шутера Ghost Recon и повествует о приключениях группы "Призраков" - элитных спецназовцев США, оснащенных по последнему слову программы Future Force Warrior.
Игра построена на основе современного графического движка Diesel Engine 6.0, характеристики и возможности которого его разработчик – известный за тесные рабочие связи с Nvidia – решил оставить по большей части при себе. Впрочем, кое-какие подробности все же известны: в игре поддерживается режим с расширенным динамическим диапазоном изображения (HDR), а также используется метод отложенного затенения (deferred) для освещения, который даёт возможность освещать сцену после отрисовки геометрии, что, теоретически, увеличивает производительность, однако не даёт работать FSAA. Игра достаточно требовательна к ресурсам графической подсистемы, а значит, хорошо подходит для тестирования современных видеоадаптеров. К тому же, серия "Tom Clancy’s..." довольно популярна среди любителей игр на современную военную тематику, поэтому мы решили включить GR: AW в состав тестов, используемых в наших обзорах.
В процессе тестирования выяснилось, что игра предъявляет повышенные требования к объему видеопамяти и не позволяет использовать высокие разрешения картам, для которых этот параметр составляет менее 512 МБ.
Технологии multi-GPU функционируют в игре некорректно, в результате системы SLI и CrossFire демонстрируют огромное падение производительности, вместо ее прироста. Но новый драйвер Nvidia ForceWare 91.29 решает эту проблему, в результате GeForce 7950 GX2 работает в GR: AW без каких-либо осложнений и достаточно быстро для того, чтобы играть при максимальных настройках качества графики в разрешении 1600х1200. Даже в сложных сценах минимальный fps GeForce 7950 GX2 не падает ниже отметки 51 кадр в секунду, что означает высокий уровень комфорта и плавности для игрока. На это не способна ни одна из существующих ныне одночиповых карт высшего класса. Если GeForce 7900 GTX еще позволяет с некоторой натяжкой использовать разрешение 1280х1024, то минимальная производительность Radeon X1900 XTX далека от удовлетворительной даже в разрешении 1024х768.
Half-Life 2
Производительность всех карт и систем multi-GPU практически одинакова из-за достижения лимитирующего барьера, поставленного центральным процессором. Как и ранее, этот барьер несколько выше для решений ATI Technologies.
Среди решений Nvidia на первом месте вновь оказывается GeForce 7950 GX2, опережающая даже GeForce 7900 GTX SLI, не говоря уже о своём прямом конкуренте – Radeon X1900 XTX. Производительность этой графической карты вполне достаточна для игры во всех разрешениях при включенном SLI AA 8x, но Radeon X1900 XT CrossFire, который обойдётся в $900 - $1000, демонстрирует еще более высокие результаты.
Оригинальный Half-Life 2 не предъявляет серьезных требований к современной видеоподсистеме. В этом шутере вполне доступно использование наиболее ресурсоемких режимов полноэкранного сглаживания в разрешениях до 1280х1024 для флагманских решений multi-GPU, созданных Nvidia, и во всех разрешениях для счастливых владельцев тандема Radeon X1900 XT CrossFire.
Half-Life 2: Lost Coast
Half-Life 2: Lost Coast предъявляет гораздо более серьезные требования к графической системе, но GeForce 7950 GX2 вполне справляется с нагрузкой во всех разрешениях, хотя и уступает при этом GeForce 7900 GTX SLI тем больше, чем выше разрешение. Radeon X1900 XTX снова ощутимо отстаёт от конкурирующего изделия, хоть оно и дороже него самого.
Достаточно высокую производительность в разрешении 1280х1024 обеспечивает только GeForce 7900 GTX SLI. Остальным решениям доступно лишь разрешение 1024х768. Показатели GeForce 7950 GX2 близки к показателям Radeon X1900 XT CrossFire.
При попытке использования экстремальных режимов сглаживания в Half-Life 2: Lost Coast, мы обнаружили, что комфортный уровень производительности в этом случае могут обеспечить только Radeon X1900 XT CrossFire и GeForce 7900 GTX SLI, и то, лишь в разрешении 1024х768. GeForce 7950 GX2 явно подводит очень медленная для решения такого уровня память, но это не мешает ему опережать GeForce 7900 GT SLI, причем, в разрешении 1600х1200 разница близка к двукратной.
Project: Snowblind
Игра не поддерживает технологии multi-GPU, по крайней мере, если речь идет о режимах, призванных увеличивать производительность. Включение SLI или CrossFire в этой игре приводит к значительному падению производительности.
Напротив, в режимах, служащих для улучшения качества изображения и делающих доступными экстремальные режимы полноэкранного сглаживания, все работает корректно. При этом GeForce 7950 GX2 показывает отличные результаты – на уровне связки Radeon X1900 XT CrossFire при гораздо более низкой стоимости. Поскольку игра проста по современным меркам, высокая производительность наблюдается во всех разрешениях.
В режиме, использующем SLI AA 16x, GeForce 7950 GX2 уже не в силах выдерживать тот же темп, что и GeForce 7900 GTX SLI, но и уступает ему не слишком значительно, не более 10%-15%. При этом производительность всех решений Nvidia падает ниже комфортного уровня только в разрешении 1600х1200, а вот Radeon X1900 XT CrossFire прекрасно справляется с обеспечением комфорта игрока даже в этом случае, хотя и при несколько худшем качестве сглаживания.
Quake 4
Решения multi-GPU легко достигают потолка производительности в Quake 4 при использовании стандартных разрешений и FSAA 4x. GeForce 7950 GX2 чуть уступает Radeon X1900 XT CrossFire и GeForce 7900 GTX SLI, но при средней скорости всех двухпроцессорных графических систем на уровне 88-98 fps это не играет какой-либо существенной роли. Разрыв между GeForce 7950 GX2 и одночиповыми флагманскими решениями ATI и Nvidia составляет порядка 20%-30%, то есть, последние не в состоянии составить конкуренции новому двухчиповому продукту.
GeForce 7950 GX2 не демонстрирует чудес в виде производительности на уровне тандема GeForce 7900 GTX SLI и вполне правомерно идет вровень со связкой GeForce 7900 GT SLI, имеющей схожие технические характеристики. Будущие владельцы новинки вполне смогут играть в этом режиме в Quake 4, используя разрешение 1280х1024. Теоретически, можно использовать и разрешение 1600х1200 – в нем производительность GeForce 7950 GX2 вполне удовлетворительна, однако, в насыщенных действием сценах fps может упасть ниже комфортного уровня, что отнюдь не способствует выживанию виртуального Альтер эго игрока.
В режиме SLI AA 16x, игроку, использующему решения Nvidia, доступно по-настоящему лишь разрешение 1024х768. Во всех остальных разрешениях их производительность составляет менее 55 fps. Совсем иное дело система на базе Radeon X1900 XT CrossFire – ее показатели великолепны даже в случае использования SuperAA 14x в разрешении 1600х1200.
Serious Sam 2
Разброс между средней и минимальной производительностью в Serious Sam 2 очень велик. Даже у наиболее мощной SLI-связки Nvidia, состоящей из двух GeForce 7900 GTX, показывающий наилучший средний результат, минимальный fps может падать ниже отметки 25 fps в разрешении 1024х768; в более высоких разрешениях этот показатель не достигает и 20 fps. Хотя при включенном FSAA 4x GeForce 7950 GX2 теоретически позволяет использовать все разрешения, в графически сложных сценах будут наблюдаться рывки, избежать которых не удастся.
Стоит отметить, что прямой конкурент GeForce 7950 GX2, видеоадаптер Radeon X1900 XTX показывает в разрешении 1024х768 минимальную производительность на уровне 30 fps. Это значит, что он обеспечит большую плавность игры при меньшей средней производительности, несмотря на далеко не оптимальные для своей архитектуры схемы рендеринга, примененные разработчиками Serious Sam 2.
Производительность, близкую к комфортной для 3D-шутеров с видом от первого лица, обеспечивают только комплексы Radeon X1900 XT CrossFire и GeForce 7900 GTX SLI, всем остальным решениям multi-GPU это уже не под силу. Если судить только по среднему fps, то GeForce 7950 GX2 близок к этому, но его минимальная производительность слишком низка. Падение производительности до 14-15 fps в момент ожесточенной перестрелки наверняка приведет к гибели игрока.
В наиболее ресурсоемком режиме только Radeon X1900 XT CrossFire в состоянии достичь отметки 50 fps в разрешении 1024х768. При этом минимальный fps составляет всего 16 кадров в секунду, что автоматически ведет к невозможности сколько-нибудь комфортной игры в сложных сценах. Иными словами, Serious Sam 2 – игра, в которой не только противопоказано использование экстремальных режимов полноэкранного сглаживания, но и обычное FSAA 4x доступно в разрешениях не выше 1024х768.
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Традиционно, данная игра не тестируется в режимах с FSAA, поскольку видеокарты на базе Nvidia GeForce 6/7 не имеют поддержки HDR одновременно со сглаживанием, при этом, игра смотрится гораздо лучше с включенным HDR, нежели без оного.
В разрешении 1024х768 производительность всех карт лимитируется скоростью CPU, но уже начиная с разрешения 1280х1024 видно, что минимальный fps GeForce 7950 GX2 выше, нежели у других карт и SLI-связок Nvidia и почти равен аналогичному показателю одиночного Radeon X1900 XTX. Известно, что при прочих равных условиях, карты с высоким минимальным fps обеспечивают больший уровень комфорта в игре, и GeForce 7950 GX2 в данном случае есть, чем похвастаться. Его можно смело назвать одним из лучших, наряду с Radeon X1900 XTX, решений для игры в TES IV: Oblivion.
На открытых пространствах TES IV GeForce 7950 GX2 испытывает недостаток пропускной способности памяти, особенно, в высоких разрешениях. Тем не менее, производительность новинки достаточно высока даже в разрешении 1280х1024: 48 кадров в секунду является хорошим результатом, учитывая чрезвычайную требовательность этой игры к графической системе ПК.
Данный результат сопоставим с результатом Radeon X1900 XTX и GeForce 7900 GT SLI, особенно, если говорить о минимальном fps, параметре, ничуть не менее, а иногда и более важном, нежели средняя производительность. К примеру, для GeForce 7900 GTX он составляет всего 15 fps, что гораздо ниже величины, при которой движение в игре происходит плавно и непрерывно. Особенно опасно такое падение скорости в бою, где оно, скорее всего, и произойдет из-за присутствия в кадре моделей врагов. В результате, игрок не сможет точно управлять своим персонажем, что приведет к его гибели и необходимости загрузки сохраненной игры.
Поскольку игра тестируется в ручном режиме с помощью утилиты Fraps, представленные результаты могут содержать определенную погрешность. В частности, именно этим может быть обусловлен низкий минимальный fps у Radeon X1900 XT CrossFire в разрешении 1600х1200.
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
Splinter Cell: Chaos Theory
GeForce 7950 GX2 демонстрирует производительность уровня GeForce 7900 GT SLI и превосходит Radeon X1900 XTX, успешно состязаясь в низких разрешениях с Radeon X1900 XT CrossFire.При этом новый видеоадаптер Nvidia гораздо удобнее в эксплуатации, нежели любое решение, использующее 2 карты – он не требует наличия двух слотов PCI Express x16 и может работать на системных платах, использующих чипсеты различных производителей. Обратите внимание – минимальный fps новинки все время остается заметно выше, чем у связки GeForce 7900 GTX SLI; скорее всего, это тоже заслуга нового драйвера.
Вышесказанное справедливо и для режима, использующего SLI AA 8x – здесь GeForce 7950 GX2 также демонстрирует больший "запас прочности", нежели GeForce 7900 GTX SLI и соперничает по этому параметру с таким монстром, как Radeon X1900 XT CrossFire. Возможностей новинки вполне достаточно для того, чтобы комфортно играть в Splinter Cell: Chaos Theory в разрешении 1600х1200, используя высококачественное сглаживание SLI AA 8x, недоступное владельцам одиночных карт – даже в графически интенсивных сценах скорость не упадет ниже 30 fps. Для шутеров с видом от третьего лица, как правило, таких показателей вполне достаточно.
Симуляторы
Pacific Fighters
Движок игры рассчитан на архитектурные особенности карт Nvidia GeForce, поэтому они всегда показывают в Pacific Fighters лучшие результаты, нежели аналогичные по классу решения на базе графических процессоров ATI Radeon.
В разрешениях до 1600х1200 решения, использующие графические процессоры Nvidia, достигают барьера производительности, несмотря на использование полноэкранного сглаживания. В 1600х1200 картина проясняется, и видно, что ни одна из однопроцессорных графических карт не в состоянии достичь уровня GeForce 7950 GX2. Единственное решение multi-GPU из представленных в обзоре, имеющее сопоставимую с новинкой цену, GeForce 7900 GT SLI, уступает двухпроцессорной карте Nvidia менее 10%.
Что касается общей картины, то в режиме FSAA 4x + AF 16x комфортную среднюю производительность демонстрируют все участники тестирования, включая Radeon X1900 XTX и GeForce 7900 GTX, хотя минимальный fps последних оставляет желать лучшего.
В режиме SLI AA 8x разница в производительности между мультипроцессорными решениями Nvidia выражена не очень сильно – все они показывают близкие результаты. По неизвестной нам причине в двух разрешениях из трех лучший минимальный fps демонстрируется SLI-связкой из двух GeForce 7900 GT.
Достаточно высока и производительность Radeon X1900 XT CrossFire, но это решение обеспечивает не столь высокое качество изображения в Pacific Fighters из-за отсутствия поддержки вершинного текстурирования, требуемого для наиболее детального отображения водной поверхности.
Переход к использованию следующего по ресурсоемкости режима полноэкранного сглаживания – SLI AA 16x/Super AA 14x, исключает из списка доступных пользователю разрешение 1600х1200 и сокращает разрыв между решениями Nvidia и ATI. Все представленные в обзоре системы multi-GPU позволяют играть в этом режиме с высоким уровнем комфорта, используя разрешение 1280х1024, хотя в случае с Radeon X1900 XT CrossFire реалистичность водной поверхности будет ниже.
X3: Reunion
В отличие от Pacific Fighters, X3: Reunion предпочитает карты, основой которых являются графические процессоры ATI Radeon X1000. Это предпочтение настолько сильно, что одиночный Radeon X1900 XTX опережает системы, использующие технологию Nvidia SLI, в первых двух разрешениях и успешно соперничает с ними в разрешении 1600х1200!
Что касается GeForce 7950 GX2, то ее результат близок к результату одиночного GeForce 7900 GTX и почему-то ниже результата GeForce 7900 GT SLI в разрешении 1024х768, где влияние частоты памяти на производительность минимально по сравнению с более высокими разрешениями. В 1600х1200 GeForce 7900 GT SLI, напротив, начинает уступать GeForce 7950 GX2, возможно, из-за меньшего объема видеопамяти.
Из полученных данных видно, что эффективность технологии Nvidia SLI в игре практически равна нулю, хотя на комфорте владельца соответствующих решений это никак не отражается: он вполне может позволить себе использовать FSAA 4x в разрешении 1600х1200, не теряя в плавности пилотирования своего корабля.
Стратегические игры
Age of Empires 3
В связи с проблемой, возникающей при попытке использования экстремальных режимов полноэкранного сглаживания на платформе ATI CrossFire, мы не публикуем соответствующих результатов.
Картина производительности выглядит очень любопытно: все участники тестирования демонстрируют практически одинаковую производительность во всех разрешениях. Наилучший показатель минимального fps принадлежит одиночному Radeon X1900 XTX; у тандема Radeon X1900 XT CrossFire он несколько ниже, возможно, из-за накладных расходов на синхронизацию работы двух карт в режиме CrossFire
Так как в тесте участвуют наиболее производительные на сегодняшний день графические решения, средняя производительность находится на комфортном уровне во всех разрешениях при включенном FSAA 4x.
Warhammer 40.000: Dawn of War
Как и практически все игры, использующие динамические стенсильные тени, Dawn of War показывает наилучшие результаты на картах с архитектурой Nvidia GeForce 6/7, тем более что игра не использует даже возможностей SM2.0, не говоря уже об SM3.0. GeForce 7950 GX2 показывает в этой игре один из наиболее высоких результатов, незначительно уступая лишь тандему GeForce 7900 GTX SLI, имеющему гораздо большую стоимость и требующему наличия системной платы с поддержкой Nvidia SLI. Показатели GeForce 7950 GX2 практически совпадают с показателями GeForce 7900 GT SLI, но последний менее удобен в использовании, как и любой классический тандем multi-GPU, состоящий из двух отдельных карт.
Средняя производительность Radeon X1900 XT CrossFire находится почти на том же уровне, однако, из-за иной архитектуры, не содержащей средств ускорения отрисовки стенсильных теней, в сложных сценах скорость падает гораздо сильнее, нежели у решений Nvidia.
В режиме SLI AA 8x производительность всех решений Nvidia, включая GeForce 7950 GX2, практически одинакова. За счет использования нового драйвера в режиме SLI AA 8x GeForce 7950 GX2 удается успешно конкурировать с двумя GeForce 7900 GTX, работающими в режиме SLI. Оба решения обеспечивают достаточный уровень комфорта в стандартном диапазоне разрешений, в то время как тандем GeForce 7900 GT SLI, сопоставимый по цене с GeForce 7950 GX2, уже недостаточно быстр в разрешении 1600х1200.
Напоминаем, что результаты были получены при использовании ForceWare 84.21 для классических систем SLI и ForceWare 91.29 для GeForce 7950 GX2. В случае использования драйверов новой, девяностой серии для всех решений Nvidia, картина производительности, наверняка, будет иной.
Переход к использованию SLI AA 16x оставляет доступным пользователю только разрешение 1024х768. В нем GeForce 7950 GX2 уже не в состоянии удерживать равенство с GeForce 7900 GTX SLI и уступает этому тандему SLI порядка 10%.
Заключение
Итак, мы протестировали новый видеоадаптер Nvidia GeForce 7950 GX2. Пора подвести итоги и сделать выводы. Смогла ли Nvidia вернуть себе корону технологического лидерства? Стал ли новый продукт самой быстрой одиночной графической картой за $649?
GeForce 7950 GX2: чемпионы ходят по двое
Судя по полученным в процессе тестирования данным, мы можем ответить на оба этих вопроса утвердительно. Действительно, в подавляющем большинстве случаев GeForce 7950 GX2 сумел превзойти своего основного соперника, видеоадаптер ATI Radeon X1900 XTX, стоящего на $100 - $150 дешевле. Из двадцати использованных нами тестов новинка одержала уверенную победу в пятнадцати, а еще в двух показала сопоставимый с решением ATI результат. Это вполне закономерно: производительность в современных играх не определяется исключительно скоростью исполнения пиксельных шейдеров, а зависит и от множества других факторов, в частности, от скорости текстурирования или отрисовки.
Хотя соперники и обладают равным количеством блоков, ответственных за обработку вычисления пиксельных шейдеров – их у Radeon X1900 XTX и GeForce 7950 GX2 по 48 – но решение Nvidia значительно опережает карту ATI по количеству TMU и блоков растеризации. В распоряжении GeForce 7950 GX2 имеется целых 48 TMU и 32 ROP, что избавляет ее от потенциальных "бутылочных горлышек", свойственных Radeon X1900 XTX с его 16 TMU и 16 ROP. В результате, располагая суммарной мощностью и ресурсами двух графических ядер G71, GeForce 7950 GX2 выигрывал битву даже там, где пасовал GeForce 7900 GTX.
Благодаря новой линейке драйверов ForceWare, в некоторых случаях GeForce 7950 GX2 смог тягаться практически на равных с такими дорогостоящими решениями, как GeForce 7900 GTX SLI и даже Radeon X1900 XT CrossFire. Впрочем, стоит отметить, что скорость остальных GeForce 7 также возрастёт, когда новые ForceWare будут выпущены и для них, а разработчики ATI Catalyst вполне могут добавить скорости продуктам Radeon.
Помимо этого, новинка показала очень неплохие результаты при использовании более качественных режимов полноэкранного сглаживания, нежели стандартный FSAA 4x, доступных ранее только владельцам тандемов SLI и CrossFire. Здесь новая графическая карта Nvidia попросту не имеет себе равных по той простой причине, что ни одна из существующих одночиповых карт не поддерживает столь качественного сглаживания. Владельцы Radeon X1900 XTX, впрочем, могут несколько приблизиться к качеству сглаживания, обеспечиваемому GeForce 7950 GX2, используя FSAA 6x и Temporal Antialiasing, поддерживаемый картами ATI Technologies.
Ахиллесовы пяты чемпиона
Как уже упоминалось, GeForce 7950 GX2 уступил Radeon X1900 XTX только в трех тестах из двадцати. Этими исключениями стали такие игры, как Half-Life 2, X3: Reunion и Project: Snowblind, но если первые два случая поражения GeForce 7950 GX2 обусловлены особенностями игр, то последний великолепно продемонстрировал ахиллесову пяту нового решения Nvidia.
Дело в том, что, будучи, фактически, тандемом SLI, скомпонованным в комплекс, использующий один слот PCI Express x16, GeForce 7950 GX2 вынужден всецело полагаться на поддержку технологии SLI в драйверах ForceWare и движках игр. В этом и заключается слабое место новинки – в случае, если такая поддержка отсутствует, его производительность может не только упасть практически до уровня одиночного GeForce 7900 GT с ценой $299, но и ниже, как в случае с Project: Snowblind. Хотя этот случай является единичным в нашем тестировании, будущие владельцы GeForce 7950 GX2 не застрахованы от повторения такой ситуации с другой игрой – уже вышедшей или еще планирующейся к выходу. Остается надеяться на тесное сотрудничество Nvidia с разработчиками игр: пользователь, вложивший в приобретение GeForce 7950 GX2 столь немалую сумму, вправе рассчитывать на получение максимальной отдачи во всех используемым им играх.
Есть у GeForce 7950 GX2 и другие недостатки. В частности, на сегодня эта новинка Nvidia поддерживается относительно небольшим числом системных плат. Как мы уже упоминали, на момент написания данного обзора список совместимых плат насчитывал всего 39 наименований, что чрезвычайно мало, учитывая огромное количество моделей плат с поддержкой PCI Express x16, уже находящихся в эксплуатации. Конечно, список будет пополняться, и, надеемся, достаточно быстро, но пока совместимость GeForce 7950 GX2 явно оставляет желать лучшего. В то же время, Radeon X1900 XTX обеспечивает достаточно высокую производительность в большинстве игр при использовании FSAA 4x и без проблем работает практически на любой плате, имеющей разъем PCI Express x16.
Еще один недостаток GeForce 7950 GX2 не очень велик, но связан с неудобством эксплуатации и может стать весьма серьезной проблемой для некоторых пользователей. Речь идет о поддержке мультимониторных конфигураций. Поскольку технология Nvidia SLI (как, впрочем, и ATI CrossFire) допускает поддержку лишь одного устройства отображения информации в режиме, задействующем оба графических процессора, владельцам двух мониторов, приобретшим GeForce 7950 GX2, придется каждый раз после игры переключать режим работы карты из multi-GPU в multi-monitor. При частом переходе от игр к иной деятельности, требующей работы с двумя мониторами, и обратно, данный недостаток нового видеоадаптера Nvidia может стать серьезным неудобством.
Все же, по сравнению с GeForce 7900 GX2, практически непригодным (да и недоступным) для использования вне состава готовых систем quad SLI, GeForce 7950 GX2 является огромным шагом вперед. Новый видеоадаптер Nvidia достаточно компактен для установки в любой стандартный корпус ПК, обладает уникальной для одиночной карты производительностью и поддерживает режимы FSAA, ранее доступные лишь владельцам весьма дорогостоящих систем SLI и CrossFire. Кроме того, он обладает заделом на будущее в виде возможности объединения двух таких карт для работы в составе комплекса quad SLI, а значит, получения еще более высокого уровня производительности.
Продукт не лишен некоторых недостатков, но это свойственно любой новой технологии и мы надеемся, что проблемы с совместимостью будут постепенно устранены Nvidia и пользователь получит наилучший, без всяких оговорок, видеоадаптер верхнего ценового диапазона. К тому же появление на свет GeForce 7950 GX2 может дать толчок к появлению аналогичных решений, использующих графические процессоры ATI Technologies – от борьбы двух гигантов графического рынка конечный пользователь только выиграет.
Nvidia GeForce 7950 GX2: достоинства и недостатки
Достоинства:
- Непревзойденная производительность в большинстве приложений
- Высочайшая производительность в приложениях OpenGL
- Сбалансированная архитектура (48 пиксельных процессоров на 48 TMU и 32 ROP)
- Задел на будущее: приложениям доступно 512 МБ видеопамяти
- Поддержка сглаживания прозрачных текстур
- Поддержка аппаратного декодирования H.264 и других форматов HD
- Низкий уровень шума
- Неплохой разгонный потенциал
- Поддержка dual-link DVI.
Недостатки:
- Зависит от поддержки технологии Nvidia SLI в драйверах и играх
- Отсутствие одновременной поддержки FSAA и HDR (FP16)
- Ограниченная совместимость с системными платами на момент появления
- Неудобная поддержка мультимониторности
- Высокий уровень энергопотребления.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила