Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample – когда GT больше, чем Ultra
реклама
Впрочем, вместе с уникальными видеокартами Gainward производит и "обычные" платы с более приближенными к реальности ценами – эти видеокарты, как правило, выполнены по референс-дизайну, но отличаются от стандартных видеокарт системами охлаждения собственной разработки Gainward. Но даже среди этих видеокарт есть отдельные модели, название которых говорит о том, что они имеют повышенный разгонный потенциал или даже изначально работают на завышенных частотах – эти платы имеют в названии добавку "Golden Sample".
Сегодняшний обзор посвящен как раз одной из таких моделей - Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample. Посмотрим, окажется ли эта плата достойным выбором для оверклокера.
Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample
Система наименований видеокарт от Gainward такова, что по названию платы невозможно догадаться, на каком графическом процессоре она основана. Наша модель, Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample, относится к новой серии плат: она основана на графическом процессоре NVIDIA GeForce 6800 GT, и это указано на коробке:
Видеокарта сопровождается стандартным комплектом поставки – драйверы, утилиты, руководство, и т.д. Из необычного можно отметить только присутствие купона на покупку блока питания со скидкой, что, похоже, неактуально для российских условий, и наличие не одного, а двух переходников DVI-I->VGA – это оправдано, поскольку плата оборудована двумя разъемами DVI-I.
реклама
Плата от Gainward выполнена по референс-дизайну, но оснащена нестандартной системой охлаждения – вместо обычного вентилятора NVIDIA GeForce 6800 GT, размещенного в стороне от радиатора графического процессора и продувающего воздух вдоль ребер радиатора, эта плата имеет большую алюминиевую панель с двумя вентиляторами, возвышающуюся над радиаторами графического процессора и видеопамяти.
Новая система охлаждения занимает много места, и инженеры из Gainward не стали мелочиться – раз уж не удается вписаться в однослотовый дизайн, то можно и крепежный "костыль" сделать двухслотовым. Можно было бы повозмущаться по этому поводу, мол, "как же так, теряется соседний с AGP слот PCI", но в действительности найдется немного таких систем, где двухслотовый дизайн видеокарты вызвал бы проблемы.
Вентиляторы на Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample подсвечены в тон видеокарте красными светодиодами. Их свечение не столь ярко, как у модных синих светодиодов, но, тем не менее, заметно даже при средней освещенности в комнате:
Радиаторы системы охлаждения по форме похожи на радиаторы референс-видеокарт, но выполнены всё же иначе: радиатор графического процессора сделан из меди, а радиатор на чипах видеопамяти не использует тепловую трубку, представляя собой простую алюминиевую пластину с приклеенными к ней "гребенками":
реклама
Тепловой контакт радиаторов с графическим процессором и чипами видеопамяти обеспечивается за счет, соответственно, термопасты и толстых теплопроводящих "подушек":
Интересно, что вентиляторы на плате расположены почти симметрично относительно радиатора, установленного на графическое ядро. Такая организация охлаждения прямо противоположна устройству стандартной системы охлаждения GeForce 6800 GT – там воздух с помощью кожуха направляется от вентилятора прямо вдоль ребер радиатора.
Здесь же при продуве воздуха вдоль ребер этого радиатора вентиляторы вынуждены "бороться" друг с другом, что может ухудшить эффективность охлаждения. Впрочем, всё это – лишь предположения, а на деле проверить эффективность системы охлаждения на Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample мы сможем при тестировании.
Как и все видеокарты на базе NVIDIA GeForce 6800 GT, плата от Gainward имеет один разъем для подключения питания. На фото ниже, помимо этого разъема, можно увидеть дополнительный радиатор, накрывающий силовые элементы стабилизаторов графического процессора и чипов видеопамяти:
Основа видеокарты – графический процессор NVIDIA GeForce 6800 GT...:
... и 256 МБ видеопамяти в микросхемах GDDR3 от Samsung с временем цикла 2.0нс:
Номинальные частоты работы видеокарты составляют 350/1000 МГц, то есть, имеют стандартные для NVIDIA GeForce 6800 GT значения. При установке утилиты ExperTool, входящей в комплект поставки платы, частоты поднимаются до 400/1100 МГц, то есть, встают точно на уровень частот NVIDIA GeForce 6800 Ultra. Максимальные частоты графического процессора и видеопамяти, которые можно установить с помощью ExperTool, составляют 420/1200 МГц. К слову, плата прекрасно работает на этих частотах, и совершенно очевидно, что разгонный потенциал видеокарты – выше, чем 420/1200 МГц.
Помимо управления частотами графического процессора и видеопамяти, ExperTool позволяет регулировать частоту вращения вентиляторов. Утилита имеет два режима управления скоростью вентиляторов: динамический и ручной. В динамическом режиме частотой вращения вентиляторов управляет драйвер, ориентируясь на показания температуры графического процессора. В ручном режиме можно установить частоту вращения вентиляторов в 2D- и 3D-режимах самостоятельно. Точнее, не частоту вращения, а величину подаваемого на вентиляторы напряжения. Его можно изменять от 50% до 100% с шагом 10%. На стопроцентной мощности вентиляторы шумят очень прилично, зато при установке минимальной скорости (50%) их почти не слышно за шумом от процессорного кулера и вентилятора БП. Самый же раздражающий вариант работы вентиляторов – динамическое управление. В этом режиме тональность завываний постоянно изменяется, что начинает раздражать уже через пару минут общения с видеокартой.
В процессе тестирования я попробую определить, насколько частота вращения вентиляторов влияет на температурный режим платы, и удастся ли добиться хорошего разгона при минимальных оборотах вентиляторов.
Но вернемся к разгону. По всей видимости, специалисты из Gainward специально ограничили разгонные возможности ExpertTool для того, чтобы увеличить шансы на устойчивую работу видеокарты при максимальных частотах, устанавливаемых ExperTool. Но это – не наш метод. Удаляем ExperTool, устанавливаем RivaTuner и приступаем к тестированию.
реклама
Тестовая система и условия тестирования
Конфигурация тестовой системы:
- Процессор: Intel Pentium 4 3.2GHz
- Материнская плата: ASUS P4C800 Deluxe;
- Оперативная память: 2x512MB TwinMOS CL2.5 PC3200;
- Программное обеспечение: Windows XP Pro SP2, NVIDIA ForceWare 66.81.
Настройки в драйвере ForceWare установлены по умолчанию, настройки качества графики в 3DMark05 – по умолчанию. Настройки качества графики в играх – максимальные. Дополнительно проведено тестирование при включении полноэкранного сглаживания 4х (в Doom3, Far Cry и 3DMark05 устанавливается в настройках) и анизотропной фильтрации степени 16х (в 3DMark05 устанавливается в настройках, для Doom3 и Far Cry – форсирована драйвером). Тестирование было проведено на открытом стенде без дополнительного обдува, температура воздуха в помещении во время тестирования колебалась в диапазоне 24..25 градусов. Показания температуры графического процессора и поверхности платы снимались с помощью RivaTuner.
Разгон и тестирование
Итак, стандартные частоты Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample составляют 350/1000 МГц. При выборе "Enhanced Mode Settings" в ExperTool частоты устанавливаются на уровень 400/1100 МГц. В обоих этих режимах плата отработала при установке любой частоты вращения вентиляторов без замечаний, но, очевидно, что 400/1100 МГц – далеко не предел для этой видеокарты.
Максимальные частоты, на которых плата заработала устойчиво при разгоне с помощью RivaTuner и со стандартной системой охлаждения, составили 430/1200 МГц – более чем неплохой результат для NVIDIA GeForce 6800 GT. Что примечательно, на частотах 430/1200 МГц плата без замечаний прошла полный цикл тестов не только при стопроцентной мощности вентиляторов, но и в "тихом режиме", при установке скорости вращения на 50%.
Посмотрим, какие температуры графического процессора и видеокарты показывает RivaTuner при работе платы на номинальных частотах. Тестирование проводилось в двух режимах: "Idle" – на экране рабочий стол Windows, никаких приложений не запущено, показания температуры снимаются после 30 минут бездействия системы, и режим "Burn" – запущен зацикленный прогон игровых тестов 3DMark05 при стандартных настройках, показания температуры снимаются после прохождения пяти циклов тестов. Итак, результаты:
Под нагрузкой при работе вентиляторов на полной мощности температура графического процессора поднимается всего на 14 градусов – прекрасный результат. При работе вентиляторов вполсилы температура поднимается всего на 18 градусов – более чем неплохо для "тихого" режима. В динамическом режиме температуры в простое почти совпадают с температурами при минимальных оборотах вентиляторов, а под нагрузкой почти равны результатам при стопроцентной скорости вращения вентиляторов. Это и неудивительно: при отсутствии нагрузки температура графического процессора невысока, и драйвер автоматически держит обороты вентиляторов на низком уровне. Но как только появляется нагрузка, температура ядра начинает расти, а вместе с ней поднимается и скорость вращения вентиляторов.
А теперь – то же самое, но при частотах платы на уровне NVIDIA GeForce 6800 Ultra, то есть, 400/1100 МГц:
При разгоне до частот NVIDIA GeForce 6800 Ultra температура графического процессора увеличилась максимум на 3 градуса, а температура поверхности платы – максимум на 2 градуса. Очевидно, что система охлаждения платы превосходно справляется с отводом тепла даже при разгоне до частот NVIDIA GeForce 6800 Ultra и при минимальной скорости вращения вентиляторов.
Наконец, проверим, как плата заработает на максимальных частотах, 430/1200 МГц:
Температуры поднялись максимум еще на один градус. Итак, по сравнению с температурами при работе на номинальных частотах, 350/1000 МГц, температуры при максимальном разгоне поднялись в худшем случае на 4 градуса. Это превосходный результат! Определенно, опасаться перегрева при разгоне Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample не стоит – плата имеет достойную систему охлаждения.
Что ж, 430/1200 МГц – это всё, что можно выжать из Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample? Проверим. Снимаем панель с вентиляторами, избавляемся от радиатора на графическом процессоре, устанавливаем на его место ватерблок системы водяного охлаждения Thermaltake Aquarius II...:
... и получаем устойчивую работу на частотах 450/1200 МГц. Из графического процессора удалось выжать еще 20 МГц, а из микросхем видеопамяти – естественно, ничего. Если со стандартной системой охлаждения радиатор на микросхемах памяти обдувался штатными вентиляторами, то при установке ватерблока я специально не стал организовывать обдув этого радиатора. К счастью, это не повлияло на разгонный потенциал видеопамяти – температура микросхем памяти повысилась, но они без замечаний отработали на тех же 1200 МГц.
Результаты измерения температур с системой водяного охлаждения, для начала - при работе на номинальных частотах:
Температура графического процессора оказалась, естественно, ниже, чем температура при работе со стандартной системой охлаждения. Зато температура поверхности платы повысилась, причем, солидно, примерно на 10 градусов – при отсутствии обдува ее начинают разогревать микросхемы памяти и силовые элементы стабилизаторов питания.
Температуры графического процессора и платы при максимальном разгоне, 450/1200 МГц:
При установке максимальных частот температура графического процессора поднялась максимум на 2 градуса, а поверхности платы – на 3 градуса, до 54 градусов в режиме загрузки. Это достаточно высокая температура, но стоит учесть, что температуры были измерены на открытом стенде без дополнительного обдува. В хорошем корпусе при отсутствии штатных вентиляторов видеокарта будет обдуваться потоками воздуха от корпусных вентиляторов, а в плохом корпусе можно организовать дополнительный обдув с помощью тихоходного вентилятора.
Для оценки производительности видеокарты при разгоне я использовал Far Cry c собственной демо-записью на уровне Carrier, Doom3 со стандартной demo1 и 3DMark05.
Я привожу результаты тестирования Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample при работе на номинальных частотах, при работе на частотах NVIDIA GeForce 6800 Ultra, при максимальном разгоне со штатной системой охлаждения и на максимальных частотах, достигнутых с системой водяного охлаждения. Сравнения NVIDIA GeForce 6800 GT с конкурентами вы не увидите – таких сравнений в Сети предостаточно, и, узнав величины прироста скорости при разгоне, вы легко сможете соотнести результаты Gainward PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample с результатами других видеокарт.
Far Cry
В разрешении 1024х768 при отсутствии полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации видеокарта уровня NVIDIA GeForce 6800 GT легко справляется с нагрузкой, в результате чего уже не она, а центральный процессор становится слабым местом системы – при разгоне видеокарты результаты увеличиваются совсем незначительно.
В остальных режимах прирост результатов при разгоне видеокарты виден невооруженным глазом. Более того, по величине прироста производительности очевидно, что результаты в данном случае даже в режимах с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией определяются, главным образом, частотой графического ядра, а не видеопамяти.
Doom3
С Doom3 складывается похожая ситуация: в самых легких режимах прирост результатов при разгоне видеокарты оказывается небольшим – очевидно, опять слабым местом становится центральный процессор. В целом Doom3 более вяло по сравнению с Far Cry отзывается на разгон – по всей видимости, в Doom3 большее влияние приобретает величина пропускной способности шины памяти, а видеопамять при разгоне платы от Gainward показала почти вдвое более низкий разгонный потенциал по сравнению с графическим ядром.
3DMark 05
Результаты в 3DMark05 определяются, главным образом, скоростью исполнения пиксельных шейдеров DirectX9 и скоростью генерации карт теней, то есть, скоростью графического процессора, а это значит, что относительно невысокий разгонный потенциал видеопамяти не ограничивает прирост производительности платы при разгоне.
Во втором игровом тесте ситуация повторяется – при разгоне плата демонстрирует солидный прирост результатов.
В последнем из игровых тестов 3DMark05 сравнительно невысокий разгонный потенциал видеопамяти не мешает плате демонстрировать солидный прирост результатов за счет хорошего разгона графического процессора.
В самом тяжелом режиме, 1600х1200 с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, соотношение числа "попугаев" и частот графического процессора в номинальном режиме и при разгоне совпадает с точностью до пары процентов, а это однозначно говорит о том, что результаты в 3DMark05, по крайней мере, на NVIDIA GeForce 6800 GT, определяются главным образом скоростью графического процессора. А то, что он показывает более высокий разгонный потенциал по сравнению с видеопамятью, может только порадовать.
Выводы
Итак, модель PowerPack! Ultra/2400 Golden Sample показала себя более чем достойным выбором для оверклокера: хороший разгонный потенциал графического процессора, судя по результатам, оказался почти не испорчен неважным разгоном видеопамяти. Впрочем, за это стоит благодарить компанию NVIDIA, создавшую графический процессор, оптимально использующий доступную пропускную способность шины памяти. Gainward же стоит поблагодарить за подбор наиболее "разгонябельных" графических процессоров для видеокарт с лейблом "Golden Sample" и за установку качественной система охлаждения, которая позволяет не беспокоиться за температурный режим компонентов видеокарты при разгоне.
Уровень производительности видеокарт класса NVIDIA GeForce 6800 GT позволяет без проблем гонять самые современные игры, но в самых тяжелых режимах таких игр, как, например, Far Cry или Doom3 скорости даже такого монстра, как NVIDIA GeForce 6800 GT, оказывается недостаточно. В таких случаях как раз и может помочь разгон.
Ниже на диаграммах показан прирост производительности при разгоне видеокарты во всех использованных на этот раз тестах:
При разгоне до уровня NVIDIA GeForce 6800 Ultra видеокарта получает прирост производительности на уровне 10-15%, а при разгоне до максимальных частот, на которых плата работает устойчиво, прирост производительности в среднем составляет 25-30%. К слову, эти частоты отстоят от частот GeForce 6800 Ultra ровно настолько, насколько частоты Ultra выше частот GT.
Что ж, плата от Gainward всем хороша, остается посетовать лишь на то, что топовые видеокарты на графических процессорах нового поколения до сих пор остаются редким товаром и имеют очень высокие цены. Цена – то, что может перечеркнуть все достоинства любой видеокарты.
Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.
реклама
Теги
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают