Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Хотя nVidia всеми силами старалась сохранить характеристики флагманской видеокарты на базе новейшего чипа G70 в тайне до самого анонса, многочисленные утечки информации не позволили ей это сделать. Их было так много, что в июне новости о GeForce 7800 GTX появлялись почти каждый день. Составить объективную картину об уровне производительности и разгонном потенциале новинки мы смогли в последние дни перед анонсом. Анатомию видеокарты мы смогли изучить в начале месяца. Пожалуй, основной причиной столь частых утечек стал высокий уровень выхода годных чипов, который позволил не только снабдить всех желающих тестовыми образцами, но и начать продажи непосредственно в день анонса.

В минуты, когда вы читаете эти строки, на зарубежных сайтах начинают появляться обзоры видеокарт GeForce 7800 GTX, а передовые онлайновые магазины начинают предлагать серийные видеокарты по ценам от $600. В действительности версия GeForce 7800 GTX с 256 Мб памяти GDDR-3 должна стоить $549, но продавцы редко придерживаются рекомендаций производителя. Если учесть, что GeForce 7800 GTX постепенно вытеснит собой менее удачные в современном контексте видеокарты GeForce 6800 Ultra PCI-E, которые до сих пор не избавились от тяжкого наследия прошлого в виде интегрируемого в упаковку чипа NV45 переходного моста HSI, при этом обеспечивая более высокую производительность по аналогичной цене, подобное предложение можно считать в некоторой степени заманчивым.

Считается, что к сентябрю GeForce 7800 GTX полностью вытеснит GeForce 6800 Ultra из сегмента флагманских решений с интерфейсом PCI Express x16. При этом о судьбе GeForce 6800 GT пока ничего не сообщается. Вполне возможно, что эти достаточно привлекательные для оверклокеров видеокарты заметно подешевеют. По мере прояснения ситуации мы ещё вернёмся к этому вопросу.

реклама

Кстати, одиночная видеокарта GeForce 7800 GTX теперь может превзойти по уровню производительности пару видеокарт GeForce 6800 Ultra, работающих в режиме SLI. Это лишает покупку двух видеокарт GeForce 6800 Ultra с целью построения системы с поддержкой SLI целесообразности - одиночная видеокарта GeForce 7800 GTX окажется не только дешевле, но и производительнее. Кроме того, пара видеокарт GeForce 7800 GTX в режиме SLI способна поднять производительность игровой системы до невиданных ранее высот.

Несмотря на все "страшилки", GeForce 7800 GTX получилась достаточно экономичной в плане энергопотребления. Например, эталонный кулер теперь "одноэтажный", да и радиатор довольствуется алюминием. При этом продуманная "симметричная" компоновка микросхем памяти предусматривает в равной степени эффективное охлаждение чипов, расположенных с лицевой и оборотной сторон печатной платы. В этом немалую помощь оказывают и интегрированные в радиатор тепловые трубки. Судя по первым результатам разгона, говорящим о достижении 1.6 нс памятью GDDR-3 частот свыше 1300 МГц DDR, система охлаждения получилась действительно эффективной.

nVidia заявляет, что новый кулер и шумит на 10 дБА (или 50%) меньше, что делает работу с GeForce 7800 GTX более приятной, чем в случае с GeForce 6800 Ultra. С точки зрения энергопотребления G70 не может похвастать скромным аппетитом - чип потребляет от 100 до 110 Вт, однако требования к мощности блока питания были несколько ослаблены по сравнению с ранней версией. В частности, теперь для стабильной работы предписывается использовать блоки питания со следующими характеристиками:

  • Одиночная видеокарта GeForce 7800 GTX -> 350 Вт, сила тока 22 А по линии +12 В;
  • Две видеокарты GeForce 7800 GTX (SLI) -> 500 Вт, сила тока 30 А по линии +12 В.

Напомним, что за месяц до анонса эти требования выглядели несколько иначе - одиночной видеокарте предписывалось работать с блоком питания мощностью не менее 400 Вт, обеспечивающим силу тока не менее 26 А по линии +12 В, связка из двух GeForce 7800 GTX в режиме SLI должна была дополняться 500 Вт блоком питания с силой тока не менее 34 А по линии +12 В. Требования были достаточно суровыми, ибо только самые мощные блоки питания обеспечивали силу тока более 30-32 А по линии +12 В, причём использовали для этого два канала. Теперь становится ясно, что GeForce 7800 GTX может обойтись вполне умеренными требованиями к блокам питания, особенно одиночная видеокарта. Даже GeForce 6800 Ultra требовала 400 Вт блока питания - это очевидный прогресс!

Прежде чем идти по следам анонса дальше, нам хотелось бы обобщить технические характеристики видеокарт GeForce 7800 GTX:

  • Техпроцесс чипа 0.11 мкм;
  • Число транзисторов - 302 млн. штук;
  • Частота чипа 430 МГц;
  • 24 пиксельных конвейера;
  • 8 вершинных процессоров;
  • Объём памяти 256/512 Мб;
  • 256-битная шина памяти;
  • Частота памяти 1200 МГц DDR;
  • Интерфейс PCI Express x16;
  • Два порта DVI;
  • Функция VIVO;
  • Поддержка интерфейса HDTV;
  • Встроенный видеопроцессор с поддержкой PureVideo;
  • Поддержка DirectX 9.0c (Pixel Shader 3.0), IntelliSample 4.0, CineFX 4.0, OpenGL 2.0, 64-разрядной фильтрации текстур;
  • Поддержка технологий Transparency Anti-Aliasing и Transparency Supersampling;
  • Поддержка технологии High Dynamic Range (HDR);
  • Поддержка эффектов Radiosity.

Для перечисления всех возможностей графического чипа G70 понадобится не одна страница, и в данной заметке мы не ставим такой цели. Отметим лишь основные моменты, которые появились или были улучшены по сравнению с NV40.

Прежде всего, G70 обладает врождённой поддержкой PCI Express x16. Появится ли версия с AGP-интерфейсом, использующая переходный мост HSI, пока не уточняется. В принципе, по мере появления видеокарт на собственном дизайне от разных производителей, могут быть выпущены и AGP-варианты GeForce 7800 GTX.

Злополучный видеопроцессор был реализован в G70 на аппаратном уровне, и теперь владельцы флагманских видеокарт не чувствуют себя ущербными в сравнении с владельцами более дешёвых видеокарт.

В плане числа исполнительных блоков G70 оказался на два шага впереди предшественника - число пиксельных конвейеров возросло с 16 до 24, вершинных процессоров - с 6 до 8. Теперь чип состоит из 302 млн. транзисторов, в то время как NV40 казался в своё время монстром при числе транзисторов чуть более 220 млн. штук. Даже несмотря на переход на более прогрессивный 0.11 мкм техпроцесс площадь ядра не только не удалось уменьшить, но и пришлось слегка увеличить относительно NV40.

Хотя изменений в плане версии поддерживаемых шейдеров не произошло - всё по-прежнему ограничивается версией 3.0, чип G70 обзавёлся некоторыми продвинутыми технологиями, заметно улучшающими зрелищность графики. Кроме того, сама производительность в операциях с обработкой шейдеров заметно возросла благодаря новой архитектуре ядра.

В пакет IntelliSample 4.0 входят новые технологии, позволяющие повысить реалистичность графики. Например, продвинутые алгоритмы сглаживания и суперсэмплинга теперь могут применяться к прозрачным объектам. Эффекты освещения и тени стали более реалистичными. Интенсивность источников света обрела больший динамический диапазон (HDR), что позволяет создавать эффекты вспышек без чрезмерного засвечивания окружающих предметов. Яркие элементы сцены теперь стали ярче, а тени - темнее и реалистичнее.

Анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание тоже усовершенствовались, что имеет под собой вполне конкретную цель - большинство современных игр на новых видеокартах с существующими процессорами испытывает избыточность производительности, её эффективное масштабирование проявляется только в тяжёлых графических режимах. Именно поэтому nVidia рекомендовала обозревателям включать режимы AA и AF в разрешении не ниже 1600 x 1200 в ходе тестирования GeForce 7800 GTX. Темпы прироста производительности видеокарт таковы, что центральные процессоры не успевают за ними, становясь "узким местом" системы. В этой ситуации производители видеокарт и разработчики игр начинают уделять больше внимания "тяжёлым" графическим режимам. Например, именно для таких режимов выпускаются видеокарты с 512 Мб памяти. На базе GeForce 7800 GTX тоже будет создана подобная модификация, о её характеристиках мы расскажем отдельно.

Производители графических решений устали гнаться за скоростью графики, теперь началась борьба за качество графики.

В закладке панели управления параметрами видеокарты появляются пункты вроде "Transparency Antialiasing", повышающие качество отображения прозрачных текстур. Кстати, в двухмерном режиме частоты видеокарты составляют 275/1200 МГц, так что в офисных приложениях кулер видеокарты не будет досаждать пользователю назойливым шумом. Предусмотрена в драйверах и возможность автоматического разгона с мониторингом температуры чипа.

Если же вернуться непосредственно к приросту производительности, то можно отметить средний размер преимущества одиночной видеокарты GeForce 7800 GTX над одиночной же GeForce 6800 Ultra - он не превышает 30-60% в большинстве случаев. В режиме SLI разрыв сохраняется, лишь в некоторых случаях достигая 80%. Отмечается и другая тенденция - из-за ограниченности возможностей современных процессоров режим SLI в случае с GeForce 7800 GTX масштабируется не так эффективно, как в случае с GeForce 6800 Ultra. Приведём пример из презентации nVidia, обработанный нами для наглядности:

В приведённом перечне игр сравнивался прирост производительности от перехода на SLI отдельно для двух видеокарт GeForce 6800 Ultra и для двух видеокарт GeForce 7800 GTX. Как можно видеть, пара GeForce 6800 Ultra превышает показатели соответствующей одиночной видеокарты в среднем на 71.78%, а пара GeForce 7800 GTX может похвастаться лишь средним приростом в 57.08%.

Конечно, всё зависит от настроек и конфигурации системы, но напрашивается очевидный вывод: двум видеокартам GeForce 7800 GTX значительно труднее оправдать потраченные на систему с поддержкой SLI деньги. Скорее всего, проблема кроется в лимитирующем рост производительности центральном процессоре. Так или иначе, пара GeForce 7800 GTX обеспечивает в среднем на 20% меньший прирост производительности от перехода на SLI, чем пара GeForce 6800 Ultra. Проводя аналогию с автомобилем, можно рассматривать эластичность прироста производительности от перехода на SLI в качестве моментной характеристики двигателя. Проще говоря, вы давите на педаль газа сильнее, а автомобиль разгоняется не так охотно, как на более низкой передаче. В роли более низкой передачи в данном случае выступает пара видеокарт GeForce 6800 Ultra - она обеспечивает более быстрый "разгон", но и до максимальной скорости не дотягивает.

Однако, в абсолютном выражении связка из двух GeForce 7800 GTX однозначно обеспечивает более высокую производительность - преимущество над предшественницей составляет в отдельных случаях до 80%. Связка из двух GeForce 7800 GTX в режиме SLI в данном случае символизирует высшую передачу автомобиля, обеспечивающую достижение максимальной скорости. Можно было бы "ехать" ещё быстрее, но вот "двигатель" оказался слабоват - нынешние центральные процессоры не успевают достигать соответствия с видеокартами по уровню производительности. Это чувствуется даже в разгоне видеокарт - после определённого рубежа, совпадающего с максимальной частотой процессора, масштабирование производительности системы идёт более вялыми темпами. Возможно, ситуация улучшится с появлением драйверов ForceWare, оптимизированных под двухъядерные процессоры, а также с выходом соответствующих бенчмарков и игр.

Наконец, в качестве бонуса приведём фотографию одного из персонажей, который будет фигурировать в демо-роликах, связанных с анонсом GeForce 7800 GTX. Тучного байкера мы уже видели, а за кадром осталась девушка с лицом азиатского типа, которая не только наделена великолепными волосами зелёного цвета, но и обладает более живым блеском глаз и здоровым цветом кожи по сравнению с предшественницами:

Можно не сомневаться, оба персонажа ещё дадут о себе знать, а пока первое знакомство с официальными характеристиками видеокарты GeForce 7800 GTX можно считать законченным. По мере появления дополнительной информации мы будем отчитываться перед вами на страницах новостной ленты.

Сейчас обсуждают