Глоток воздуха для системы AGP – Radeon HD 3850: процессорозависимость, энергопотребление, разгон
реклама
Вступление
Официально AGP уже несколько лет как мёртв, но это не мешает производителям материнских плат и видеокарт периодически выпускать продукты с поддержкой данного интерфейса. Причем, если модели материнских плат с интерфейсом AGP, поддерживающих современные процессоры, можно пересчитать по пальцам одной руки, то среди видеокарт царит куда большее разнообразие. Последним графическим процессором nVIDIA, предназначенным для интерфейса AGP был NV40, дебютировавший в апреле 2004 года, на его базе предлагались видеокарты GeForce 6800 Ultra, 6800 GT, 6800, 6800 LE. Все последующие видеокарты nVIDIA, начиная с серии 6600, изначально разрабатывались под интерфейс PCI-Express, а их аналоги с интерфейсом AGP использовали переходной мост HSI. Поначалу nVIDIA не планировала поддерживать жизнь интерфейсу AGP, но, как известно, спрос рождает предложение и вскоре после младших видеокарт седьмой серии на свет появился GeForce 7800 GS AGP, в основе которого лежал обрезанный до 16pp/6vp графический процессор G70, однако видеокарты Gainward (а так же, по отзывам, некоторые видеокарты Leadtek и Club3D) могли похвастать полноценным G70 от GeForce 7800 GT с формулой ядра 20pp/7vp и даже топовым G71 от GeForce 7900 GT с формулой ядра 24pp/8vp.
Поддержка нового поколения видеокарт GeForce 8xxx с унифицированной шейдерной архитектурой потребовала выпуска новой ревизии переходного моста HSI, однако, nVIDIA не сочла это целесообразным и новых видеокарт nVIDIA с поддержкой AGP мы не увидели. Таким образом, ATI, перешедшая между тем под крыло AMD, осталась монополистом на рынке AGP-совместимых видеокарт. Как и NV40, чип R420 от ATI дебютировал с интерфейсом AGP в виде видеокарт Radeon X800 XT PE, X800 XT, X800 Pro, позднее появились их версии с PCI-Express на чипе R423. В декабре 2004 года вышла серия X850 с интерфейсом PCI-Express на чипе R480, включавшая модели XT PE, XT и Pro, а так же видеокарта Radeon X800 XL на чипе R430. Позднее видеокарты Radeon серии X850 – XT PE, XT и Pro вышли на чипе R481 с интерфейсом AGP, но для видеокарты Radeon X800 XL AGP новый графический процессор выпускать не стали – карта получила то же R430, что и у видеокарты PCI-Express, и переходной мост RIALTO. Таким образом, переходной мост для интерфейса AGP у продуктов ATI появился позднее, чем у продуктов nVIDIA. И если последняя вовсе завязала с поддержкой «устаревшего» интерфейса, то ATI продолжала радовать пользователей AGP-совместимых систем высокопроизводительными картами X1950 Pro (RV570) и X1950 XT (R580), а затем и HD 3850 (RV670 Pro) с HD 3870 (RV670 XT), не говоря уже о менее производительных решениях.
реклама
Если не брать в расчет экзотические материнские платы на LGA 775 с поддержкой процессоров Intel Core 2 и материнские платы на Socket AM2+, позволяющие установить процессоры AMD Phenom, то наиболее производительными процессорами, которые возможно установить в AGP-совместимые материнские платы являются процессоры AMD Athlon64 / Athlon64 X2 / Opteron на Socket 939 и в меньшей степени – на Socket 754, а так же процессоры Intel Pentium / Pentium D на LGA 775. Процессоры Pentium4, выпускавшиеся для Socket 478 в играх проигрывали не только процессорам Athlon64, особенно если последние как следует разогнать, но так же часто уступали и процессорам Athlon XP на Socket 462 (A). C процессорами на LGA 775 всё не так печально – достаточно вспомнить весьма удачные процессоры на ядре Cedar Mill, однако, системы AGP с поддержкой процессоров AMD получили в свое время большее распространение, чем системы на LGA 775. Закончив с экскурсом в историю, мы плавно подошли к вопросу – целесообразна ли установка относительно производительных видеокарт в некогда достаточно быструю систему с интерфейсом AGP?
Конфигурация системы
В качестве «достаточно быстрой в прошлом» была взята система следующей конфигурации:
реклама
AMD Athlon64 4000+ [San Diego] Socket 939
Стабильный разгон 3007 MHz (273x11) @1.450V, тестовые частоты:
- 3007 MHz (273x11, DDR430)
- 2908 MHz (264x11, DDR416)
- 2806 MHz (255x11, DDR400)
- 2703 MHz (246x11, DDR386)
Система охлаждения:
AeroCool GT-1000 с термоинтерфейсом КПТ-8
Материнская плата:
Gigabyte GA-K8NS Ultra-939 [nForce3 Ultra] BIOS F11k
Оперативная память:
2*1024MB Samsung DDR400 UCCC 2.6V Dual Channel
Частота памяти при тестировании 193-215 MHz (DDR386-430) 2,5-3-3-8 1T @ 2,70V
реклама
Блоки питания:
Thermaltake Silent Purepower W0026R 480W (ATX 1.3, Active PFC)
Thermaltake Toughpower W0156RE 1200W (ATX 2.2, Active PFC, 80 Plus)
Прочее:
HDD0 320GB Western Digital WD3200JB 7200rpm 8MB IDE
HDD1 500GB Western Digital WD5000AAKS-A7B 7200rpm 16MB SATA2
HDD2 500GB Western Digital WD5000AAKS-A7B 7200rpm 16MB SATA2
HDD3 1.0TB Hitachi Deskstar 7K1000.B 7200rpm 16MB SATA2
ASUS CRW-5224A 1.70
ASUS DRW-1608P 1.57
Mitsumi FDD 3,5'' 1,44 MB
Pinnacle Studio Plus 700-PCI
Creative SB Live! Value (CT4830)
Case Powerman 5500 A03 White-Grey [Modded]
реклама
Многие игры давно научились поддерживать многоядерные процессоры и Athlon64 X2 сегодня был бы предпочтительнее, но его у нас нет… зато есть стабильный разгон 3,0 ГГц и 1 МБ кэша второго уровня, чем могли похвастать далеко не все Athlon64 X2.
Видеокарты, принимавшие участие в тестировании:
AGP nVIDIA GeForce 6800 GT 256MB, представленная видеокартой Leadtek A400GT TDH
Разгон 410/1102 MHz, частоты прошиты в BIOS видеокарты.
AGP FastWrites – Disabled по причине фризов связки видеокарт GeForce серии 6800 и материнских плат на чипсете nForce 3.
AGP AMD (ATI) Radeon HD 3850 512MB, представленная видеокартой Sapphire HD 3850 AGP
Частоты по умолчанию 668/1656 MHz, про разгон речь пойдет дальше.
AGP FastWrites – Enabled.
Поскольку обе видеокарты являются незначительно упрощенными версиями топ-решений nVIDIA и AMD (ATI) своего времени, то о том, какая пропасть должна быть между их производительностью, можно судить по соответствующим датам выхода, даже не глядя на их характеристики: GeForce 6800 GT – апрель 2004 года, Radeon HD 3850 – ноябрь 2007 года. Для полноты картины не хватает видеокарт, которые по производительности должны находиться между участниками тестирования, например GeForce 7800 GS/GS+, GeForce 7900 GS, GeForce 7950 GT, Radeon X1950 Pro, Radeon HD 2600 XT, Radeon HD 3650 и Radeon HD 4670, но ничем подобным я не располагал. По указанным причинам сравнение данных видеокарт большого смысла не имеет – результат известен заранее. Таким образом, речь в основном пойдет о HD 3850, а результаты 6800 GT добавлены просто для интереса.
Спецификации видеокарт
Особенности Sapphire HD 3850 AGP
Видеокарта имеет заурядную однослотовую систему охлаждения с алюминиевым радиатором, которая совершенно не смотрится на фоне массивного медного радиатора Leadtek A400GT TDH.
Видеокарта Sapphire оснащается 8-пиновым разъемом для подключения дополнительного питания, в то время как даже видеокарты Radeon HD 3870 в версии PCI-Express, не говоря уже о видеокартах Radeon HD 3850 AGP других производителей, оснащаются лишь 6-пиновым разъемом дополнительного питания. Что хотели этим сказать в Sapphire – не совсем понятно. На коробке указано, что рекомендуется блок питания мощностью не менее 450 Вт с 30-Амперами по линии 12 Вольт. Про энергопотребление мы поговорим позднее. Медное основание радиатора соединено с алюминиевыми ребрами кулера тепловой трубкой. Используются микросхемы видеопамяти Samsung с маркировкой K4J52324QE-BJ1A, время выборки для которых, в соответствии со спецификацией, составляет 1,0 нс, что теоретически обещает разгон до эффективной частоты 2000 МГц. Как уже было сказано, видеокарта использует 8-пиновый разъем, однако, на плате распаяны не все элементы системы питания. Несмотря на большее количество транзисторов, площадь 55-нм чипа RV670 заметно меньше площади 130-нм чипа NV40. Для отвода тепла, на стабилизаторы напряжения установлен алюминиевый радиатор, контактирующий с ними через термопрокладку. Переходной мост RIALTO расположен с обратной стороны печатной платы и надежно защищен от сколов. Печатная плата Sapphire HD 3850 имеет размер 231x112 мм, что больше чем 216x99 мм у Leadtek 6800 GT, но проблем с установкой видеокарты Radeon в корпус не возникло.
Температурный режим
Система охлаждения Sapphire HD 3850 модификациям не подвергалась, скорость вращения штатного вентилятора определялась видеокартой автоматически. Для разогрева использовался троекратный прогон теста HDR1 – Canyon Flight из 3DMark06 в разрешении 1920x1200 с активацией AA8 + AF16, тестирование проводилось в закрытом корпусе с достаточной вентиляцией.
Прогнозируемый для референсной системы охлаждения HD 3850 результат, больше добавить нечего.
Энергопотребление
При заявленном энергопотреблении HD 3850 – 95 Вт, видеокарта потребляет куда меньше – всего 63,1 Вт, что примерно соответствует разогнанной 6800 GT. Сравнение, конечно, условное, поскольку проводилось разными авторами на разных системах по отличающимся друг от друга методикам, но, тем не менее, имеет место быть. В то же время, энергопотребление HD 3870 заметно выше – 81,1 Вт, и именно на эту цифру следует ориентироваться при разгоне HD 3850, особенно если увеличить напряжение питания графического процессора. Ну да ладно, мы сами с усами. При помощи мультиметра UNI-T UT2005 были определены выдаваемые блоком питания напряжения в условных режимах простоя и нагрузки. Для симуляции режима нагрузки использовался тест HDR1 – Canyon Flight из 3DMark06, запущенный разрешении 1920x1200 с активацией AA8 + AF16, в то время как в режиме простоя отображался лишь рабочий стол. Измерение проводилось на ближайшем к видеокарте свободном молексе.
Видеокарта HD 3850 нагружает линию +12 Вольт намного сильнее, чем 6800 GT, но отклонение напряжения находится в допустимых стандартами ATX пределах. Одновременно с этим наблюдается сильное завышение напряжения по линии +5 Вольт, особенно в нагрузке, и в рамки стандарта это уже не вписывается. Данный перекос обусловлен совместной стабилизацией линий в используемом блоке питания и тем, что при сильной загрузке линии +12 Вольт линия + 5 Вольт фактически ничем не нагружена. Данное явление – известная беда блоков питания ATX 1.3 производства Sirtec. Как следует из упомянутой статьи, 6800 GT (кстати, тоже производства Leadtek) активно использует не только линию +12 Вольт, но и линию +5 Вольт подключаемого молекса – в нагрузке потребляемый по линии +5 Вольт ток у разогнанной видеокарты составляет 3,81 Ампера, что даже больше, чем 3,58 Ампер по линии +12 Вольт. Радеон не использует линию +5 Вольт дополнительного питания вовсе, и вся нагрузка приходится на линию +12 Вольт. Рискну предположить, что линию +5 Вольт разъема AGP видеокарта HD 3850 не использует так же – эта линия отсутствует у разъема PCI-Express, а существенно переделывать разводку питания заново под AGP выходит как-то нерационально. Лучше вон… 8-пиновый разъем дополнительного питания припаяем! Помимо этого, видеокарта с разъемом PCI-Express практически не использует линию +3.3 Вольта – энергопотребление по ней неизменно вне зависимости от нагрузки – 1,77 Вт. Поскольку спецификация AGP 3.0 допускает максимальный ток по линии +12 Вольт всего 1 Ампер, можно сделать вывод, что HD 3850 получает не менее 49 Вт по дополнительной линии +12 Вольт. Энергопотребление видеокарты через разъем дополнительного питания можно вычислить, если не полениться и изготовить шунт с известным сопротивлением, после чего включить его в цепь между видеокартой и блоком питания. По падению напряжения и сопротивлению шунта рассчитывается сила тока в цепи. Умножив силу тока на напряжение после шунта, получим искомое. Подробно метод описан здесь. Для изготовления шунта я использовал те же резисторы сопротивлением 0,12 Ом в количестве 8 штук (4 для +12V и 4 для +5V), общее сопротивление по линиям, таким образом, составило: R = (4 ∗ 1/0,12)-1 = 0,03 Ом.
Измерение проводилось как с одним подключенным к переходнику (8-pin -> 2x Molex) молексом, так и с двумя.
Дополнительные 256 МБ видеопамяти (которые, в прочем, тест не задействовал), а так же более тяжелый режим тестирования сыграли свою роль – в нагрузке энергопотребление видеокарты AGP по дополнительной линии +12 Вольт оказалось даже чуть выше, чем общее энергопотребление видеокарты PCI-Express. Что касается режима без нагрузки, то энергопотребление видеокарты AGP по дополнительной линии +12 Вольт полностью совпало с общим энергопотреблением видеокарты PCI-Express. Можно сделать вывод что, скорее всего, видеокарта HD 3850 практически не использует разъем AGP для питания.
Разгон
Для определения максимальных частот использовался всё тот же тест Canyon Flight, запущенный в разрешении 1920x1200. Частоты повышались при помощи Riva Tuner версии 2.24, которая так же помогла задать скорость вращения вентилятора 100%. Что-ж, поехали! Сначала графический процессор: 702… 715,5… 729… 749,25… 769,5… 789,75… 796,5 МГц – полёт нормальный!.. 810 МГц – тест подвисает, но срабатывает VPU Recover и перезагружать систему не приходится. Откатываемся на предыдущее значение – 796,5 МГц, выставляем 20 проходов и запускаем тест снова, в результате чего тест завис в начале второго прохода… Снижаем частоту до 783 МГц и продолжаем тестирование… тест пройден, визуально артефактов не замечено! Пришло время разогнать память. Я был нахалом и сразу поставил частоту 900 МГц, видеокарта не испугалась. Продолжаем… 927 МГц – артефактов нет… 945 МГц – аналогично… 963 МГц – приплыли. Снижение частоты до 945 МГц позволило видеокарте преодолеть 20 проходов теста в разрешении 1920x1200 с активацией MSAA8 + AF16. На радостях я решил сразу протестировать свою демку в Half-Life 2 Episode Two. Первый же запуск приводит к подвисанию в самом начале демо-записи! Поразительно! Игра, в которой система с легкостью выдает под 80 FPS на максимальных настройках в высоком разрешении, с первой же попытки выявила переразгон видеокарты лучше, чем безбожно тормозящий попугаемер! Ничего не поделать, снижаем частоту чипа до 769,5 МГц… первый проход – нормально, второй проход – нормально, третий проход вновь приносит разочарование… Испытание Халф-Лайфом видеокарте удалось пройти лишь при частоте графического процессора равной 756 МГц… Меня не могла не посетить мысль о том, что видеокарте может не хватать питания. К счастью… хотя нет, благодаря одному нехорошему человеку… в общем, неважно почему, но у меня имелся блок питания Thermaltake Toughpower W0156RE мощностью 1200W – достаточно, чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос.
Однако, с установкой блока питания, мощности которого позавидуют иные пылесосы, ничего не изменилось – при частоте графического процессора 783 МГц игра подвисла в самом начале демо-записи. На всякий случай я попробовал отключить AGP FastWrites, но и это изменений не принесло. Таким образом, разгон видеокарты составил 756 МГц или 13,0% по чипу и 945 МГц (1890 МГц GDDR3) – 14,1% – по памяти. По чипу 6800 GT разгонялась лучше – на 17,1% от номинала.
При этом энергопотребление HD 3850 в пике нагрузки увеличилось примерно на 10 Вт, а температура графического процессора – на 5 градусов:
Напоследок я проверил видеокарту в Video Memory stress Test v1.7.116, который руки никак не доходили попробовать. При частоте памяти, равной 945 МГц, за 2 полных прохода теста с размерами поверхностей 1024x1024 и 256x1024, соответственно, ошибки обнаружены не были, в то время как увеличение частоты памяти до 963 МГц привело к появлению ошибок в первые же минуты тестирования. Неплохая утилита. Не могу сказать, что разгон совсем разочаровал, но и радоваться здесь особо нечему – в конференции владельцы отчитывались и о более удачном разгоне данных видеокарт.
Требования к блоку питания
При разгоне видеокарты до частот 756/945 МГц (1890 МГц GDDR3) в ходе тестирования система все же пару раз ловила фризы в 3DMark06, а один раз даже ушла в самопроизвольную перезагрузку. По всей видимости, в первом случае видеокарта не получила достаточного питания, а во втором сработала защита блока питания от перегрузки по току. И хотя при работе видеокарты в номинальном режиме никаких проблем за всё время тестирования замечено не было, стало очевидно – блок питания работает на пределе возможностей линии 12 Вольт и даже лишние 10 Ватт энергопотребления могут вызвать его перегрузку. Удивительного здесь ничего нет – на процессор и видеокарту приходится примерно 166 Вт* потребляемой мощности по линии 12 Вольт, четырем жестким дискам, материнской плате и корпусным вентиляторам, подключенным через реобас, остается всего 50 Вт.
* 90 Вт – примерное энергопотребление San Diego E4/E6 3,0 GHz 1,45V
Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что HD 3850 AGP хватит качественного блока питания стандарта ATX1.3 с 18 Амперами по линии 12 Вольт при условии, что процессор в нагрузке потребляет не больше 90 Вт, а энергопотребление остальных комплектующих не выше, чем в указанной тестовой системе. При этом блок питания будет работать на пределе возможностей и для разгона видеокарты его, скорее всего, будет недостаточно. По указанной причине, для дальнейшего разгона использовался Thermaltake Toughpower W0156RE.
Особенности установки Arctic Cooling Accelero Twin Turbo
Обзор данного кулера можно посмотреть здесь, поэтому отметим только то, что связано с его установкой на видеокарту Sapphire HD 3850 AGP. Алюминиевые радиаторы для видеопамяти из комплекта поставки кулера внешне очень похожи на радиатор для стабилизаторов системы питания видеокарты.
В отличие от HD 4870, здесь радиатор на ближнем к AGP-слоту чипе видеопамяти не мешает тепловой трубке.
Ребра радиатора кулера пришлось расположить между ребрами радиатора для стабилизаторов системы питания, но больших проблем это не вызвало.
Однако, без ложки дегтя не обошлось – один из конденсаторов препятствовал установке системы охлаждения и его пришлось перенести на обратную сторону печатной платы.
Изгиба печатной платы после установки кулера не произошло. Воздушный поток от двух вентиляторов должен способствовать хорошему охлаждению всей печатной платы и расположенных на ней элементов.
При частотах видеокарты 756/945 МГц (1890 МГц GDDR3), температура графического процессора не поднималась выше 51 градуса даже в «тихом» режиме с напряжением вентиляторов 7 Вольт (1548 об/мин), что гораздо ниже 87 градусов у штатной системы охлаждения. При увеличении напряжения вентиляторов до 12 Вольт (2250 об/мин), температура снизилась лишь на 1 градус.
Софтвольтмод
Несмотря на то, что по спецификации напряжение ядра должно составлять 1,23В, в BIOS видеокарты подобного напряжения попросту нет:
В 2D-режиме напряжение ядра составляет 1,174В, в 3D – 1,214В. Максимальное напряжение, которое возможно установить – 1,254В. После непродолжительных раздумий, были найдены точки для замера напряжений vGPU и vMEM:
Были получены следующие значения:
* Для vGPU 3D указано максимальное значение, которое достигалось в пике нагрузки; разница между минимальным и максимальным значениями – от 0,004 до 0,010 Вольт. Установка более эффективной системы охлаждения и увеличение напряжения питания графического процессора позволили увеличить стабильную частоту ядра до 796,5 МГц, таким образом, круглая цифра «800» данному экземпляру не покорилась. Могло быть и лучше… Что касается видеопамяти, то установка Accelero TwinTurbo позволила поднять стабильную частоту до 1008 МГЦ (2016 МГц GDDR3), чем я был приятно удивлен. Прирост от смены системы охлаждения оказался даже выше, чем от софтвольтмода ядра – 6,67% против 5,36% соответственно.
При повышении напряжения питания графического процессора, его температура увеличилась всего на 3 градуса:
Достаточно любопытно выглядят данные по энергопотреблению: Как видно, увеличение напряжения питания графического процессора при софтвольтмоде само по себе довольно слабо сказывается на энергопотреблении видеокарты, большее влияние на данный параметр оказывают тактовые частоты. Закончив с вопросом разгона, переходим к вопросу о том, нужен ли он был вообще?
Программное обеспечение и методика тестирования
Синтетические бенчмарки:
3DMark05 build 130
3DMark06 build 110
Тестовые разрешения: 1024x768 (3DMark05), 1280x1024 (3DMark06), 1680x1050, 1920x1200. За исключением разрешения, все остальные настройки оставлены по умолчанию.
Игровые тесты:
Рекордов производительности в прожорливых кривых (ненужное зачеркнуть) современных играх от тестовой системы ожидать не стоит, в то же время совсем некрасивую картинку или слайдшоу наблюдать не хотелось, поэтому тестирование проводилось с настройками, которые позволяют относительно комфортно играть на HD 3850 в разрешении 1920x1200.
Half-Life 2 Episode Two
3 прогона демо gravity_gun подряд, выбирался лучший результат.
Максимальные настройки качества, AF16.
Stalker: Clear Sky (v.1.5.10)
Из-за смены времени суток в игре, результаты каждого последующего прогона отличались от предыдущего и порой значительно. По этой причине сразу после загрузки сейва делались 2 прогона демо s04 подряд, выбирался лучший результат, после чего для тестирования в следующем разрешении игра перезагружалась.
Установки – максимальные, рендер – полное динамическое освещение.
Far Cry 2
5 прогонов демо Ranch Small, в зачет шли усредненные бенчмарком результаты.
Overall Quality – High, Performance – All Very High.
Crysis Warhead
(FBWH Bench Tool 0.33)
3 прохода демо cargo flythrough, в зачет шли усредненные бенчмарком результаты.
Mode – Mainstream.
GTA4
Встроенный бенчмарк, максимальные настройки, которые игра позволила установить. Для запуска игры на Windows XP SP2 в реестре был отредактирован параметр CSDVersion.
Test Drive Unlimited Gold (v.1.66)
Поскольку встроенный бенчмарк в игре отсутствует, использовалась утилита FRAPS версии 2.8.2. Для определения FPS в одном из заданий, где при отсутствии трафика нужно приехать из точки A в точку B как можно быстрее, фиксировались первые 20 секунд разгона.
Высокое качество текстур, HDR.
Игры тестировались в разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Тестирование проводилось на рабочей Windows XP Professional SP2, ненужные службы отключены, из автозагрузки убрано всё лишнее.
Драйверы
nForce 5.10 Chipset Driver
DirectX 9.0c November 2008
ForceWare 81.98 для GeForce 6800 GT
Catalyst 9.8 AGP hotfix для Radeon HD 3850
Драйвер 81.98 может показаться очень старым, но смысла ставить для 6800 GT более новые я не вижу – на мой взгляд они оптимизированы для современных видеокарт.
Результаты тестирования
3DMark05
Первые два теста очень слабо реагируют на увеличение разрешения и разгон видеокарты, загрузка графического процессора по показаниям Riva Tuner – неполная. В то же время третий тест полностью нагружет видеокарту даже в разрешении 1024x768. Увеличение частоты графического процессора на 19,24% и видеопамяти – на 21,74% приводит к росту поголовья попугаев на 8,11% в разрешении 1920x1200. Негусто.
3DMark06
Первый бенчмарк популярной серии, где тесты процессора влияют на общий балл. На мой взгляд это в корне неправильно и является ничем иным, как способом получить с ничего не подозревающих покупателей побольше денег. Графические бенчмарки должны говорить о скорости видеокарты, а не о том, сколько ядер у вашего процессора и какова его производительность в расчете чего-то там. Точка. Общий балл 3DMark06 (3DMark Vantage) по указанной выше причине теряет какой-либо практический смысл, поэтому результаты тестов SM 2.0 и HDR / SM 3.0 были рассмотрены отдельно.
SM 2.0В разрешении 1280x1024 наблюдается небольшая зависимость результата от частоты процессора, но уже в разрешении 1680x1050 практически нет разницы результатов на частотах процессора 2,9 и 3,0 ГГц. В разрешении 1920x1200 разгон чипа/памяти видеокарты на 19,24%/21,74% приводит к повышению производительности на 15,32%. Неплохо.
HDR / SM 3.0Если в разрешении 1280x1024 еще сохраняется небольшая процессорозависимость, то в разрешениях 1680x1050 и 1920x1200 её попросту нет. В максимальном разрешении разгон чипа/памяти видеокарты на 19,24%/21,74% приводит к повышению производительности уже на 19,39%. Великолепный результат! В разрешении 1680x1050 тест так же весьма охотно реагирует на разгон видеокарты – количество пернатых увеличивается на 17,75%.
Half-Life 2 Episode Two
Результаты данной игры повторяют картину, наблюдаемую в 3DMark06 – SM 2.0. Небольшая процессорозависимость в разрешении 1280x1024, еще меньшая – в разрешении 1680x1050 и практически отсутствие процессорозависимости в разрешении 1920x1200. Разгон видеокарты с номинальных частот 668/1656 МГц до 796,5/2016 МГц отражается повышением FPS на 15,42% в разрешении 1920x1200 и на 10,49% в разрешении 1680x1050.
Загрузка видеопамяти не превышает 200 МБ в разрешении 1920x1200, загрузка графического процессора не всегда полная, но все же довольно высокая (частота ГП – 668 МГц).
Stalker: Clear Sky
Максимальный FPS не зависит от частоты процессора при любом разрешении, средний и минимальный FPS зависят от неё довольно слабо. В разрешении 1920x1200 разгон чипа/памяти видеокарты на 19,24%/21,74% дает увеличение максимального FPS – на 19,92%, среднего – на 15,27%, минимального – всего на 5,80%. Небольшая аномалия наблюдается в разрешении 1680x1050 – минимальный FPS при разгоне увеличился на 22,75%, побив все рекорды.
Загрузка графического процессора весьма приличная во всех разрешениях, при этом игре не хватает 512 МБ памяти видеокарты даже в разрешении 1280x1024 и она задействует часть системной – вот и причина странного поведения минимального FPS. Как Stalker: Clear Sky умудряется использовать в 3 раза больше видеопамяти, чем Half-Life 2 Episode Two и выглядеть при этом в 3 раза более уныло?
Far Cry 2
Результаты слабо зависят от увеличения разрешения и разгона видеокарты, показатель FPS практически прямопропорционален частоте центрального процессора – при его разгоне с 2703 МГц до 3007 МГц (11,25%) в разрешении 1920x1200 минимальный, средний и максимальный FPS увеличиваются на 10,19%, 9,95% и 12,00% соответственно.
По логу загрузки графического процессора так же прекрасно видно, что для раскрытия потенциала видеокарты процессора Athlon64 с частотой 3,0 ГГц явно недостаточно. Второе ядро было бы весьма кстати.
Crysis Warhead
Минимальный FPS оказался в 2 раза ниже, чем в Far Cry 2, четко прослеживается процессорозависимость вплоть до разрешения 1680x1050, но эффект от разгона все же присутствует – в разрешении 1920x1200 при разгоне чипа/памяти видеокарты на 19,24%/21,74% средний FPS увеличился на 12,68%, а максимальный – на 17,03%.
Лог Riva Tuner вновь свидетельствует о нехватке вычислительной мощности ЦП.
GTA4
Игра отказалась установить разрешение выше 1680x1050, сославшись на то что не хватит объема видеопамяти. При максимально возможных настройках, которые игра позволила установить, был получен следующий результат встроенного бенчмарка:
Statistics Average FPS: 16.56Duration: 37.44 sec
CPU Usage: 100%
System memory usage: 71%
Video memory usage: 80%
Graphics Settings Video Mode: 1680 x 1050 (60 Hz)
Texture Quality: Medium
Render Quality: Highest
View Distance: 45
Detail Distance: 100
Мониторинг Riva Tuner при этом однозначно указывает на нехватку вычислительной мощности центрального процессора:
Видеопамяти используется менее 300 МБ (58%), здесь игра нас явно обманывает. Возможно в реальном игровом процессе загрузка видеопамяти окажется выше, но тем не менее. Ввиду явной нехватки процессора, полноценное тестирование в GTA4 не проводилось.
Test Drive Unlimited
Процессорозависимость довольно незначительна в разрешении 1280x1024, а в более высоких разрешениях отсутствует как класс. Показатель FPS прямопропорционален разгону видеокарты (19,24%/21,74% чип/память) в разрешении 1920x1200, в разрешении 1680x1050 дает прибавку 16,32-19,29%, в разрешении 1280x1024 – 8,06-16,44%.
Загрузка графического процессора практичкески полная даже в разрешении 1280x1024, а игра довольствуется всего 300 МБ видеопамяти в разрешении 1920x1200. На этой оптимистичной ноте позволю себе закончить с игровыми тестами. Были рассмотрены не все популярные игры, но такой цели я перед собой не ставил.
Аппаратная поддержка High Definition видео
Видеокарты Radeon не просто так получили приставку HD – они поддерживают полностью аппаратное декодирование видео высокой четкости, что позволяет избавить центральный процессор от выполнения данной задачи. Если у вас нет многоядерного процессора, но хочется посмотреть фильмы или другое видео высокой четкости, подобные видеокарты помогут решить возникшую проблему. Так, без помощи видеокарты, процессору Athlon64 @ 3,0 ГГц с трудом удавалось справляться с некоторыми рипами 1080p, часть из них подтормаживала. На ремуксы и потоковое видео MPEG/TS вычислительной мощности и вовсе совершенно не хватало. С установкой HD 3850 данная проблема осталась в прошлом.
Заключение
Итак, какие выводы позволяет сделать проделанная работа?
1. В процессорозависимых играх вроде Far Cry 2, Crysis Warhead и особенно GTA4 производительности одноядерного Athlon64 с частотой 3,0 ГГц явно недостаточно для раскрытия потенциала HD 3850. И пусть Crysis Warhead в разрешении 1920x1200 неплохо реагирует на разгон видеокарты, минимальный FPS ограничен быстродействием центрального процессора.
2. В играх, не слишком требовательных к процессору, вроде Test Drive Unlimited и в меньшей степени – Half-Life 2 Episode Two, одноядерный Athlon64 3,0 ГГц позволяет практически полностью загрузить видеокарту работой в разрешениях выше 1280x1024, а разгон видеокарты приводит к адекватному увеличению производительности.
3. Не слишком хорошо оптимизированные игры, а в данном случае – Stalker: Clear Sky, могут одновременно демонстрировать прямое увеличение производительности от разгона видеокарты даже в разрешении 1280x1024, независимость FPS от частоты центрального процессора и нехватку 512 МБ видеопамяти даже в низких разрешениях.
4. До тестирования HD 3850 я считал, что 6800 GT – достаточно быстрая для AGP-системы видеокарта. Зря. Преимущество HD 3850 в отдельных случаях на порядок, т.е. в 10 раз выше.
5. Качественного блока питания стандарта ATX1.3 с максимальным током 18 Ампер по одной единственной линии +12 Вольт может быть как достаточно для видеокарты HD 3850 AGP, так и недостаточно – это будет определяться энергопотреблением остальных компонентов системы.
6. Как любая видеокарта Radeon с приставкой HD, 3850 AGP делает комфортным просмотр любого High Definition-видео даже в системе с одноядерным процессором, собственной мощности которого для этой цели недостаточно.
7. Ничто не вечно в этом материальном мире, всё меняется с течением времени, особенно системные требования новых игр, и установка HD 3850 AGP позволит лишь ненадолго отложить неизбежный тотальный апгрейд, а именно до тех пор, пока в один прекрасный момент вы не осознаете, что безнадежно отстали от прогресса, который неумолимо движется вперед.
Обсудить статью можно в моей теме на форуме.
(c) mishgane
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила