Старый конь борозды не испортит (тестирование Sapphire 9600pro 256mb).
Уже продолжительное время Sapphire 9600pro служит мне верой и правдой, но прогресс не стоит на месте и теперь мой радик старичок. Хотя сдаваться он явно не намерен, и сейчас он это попытается доказать.
Группа поддержки старичка:
- asus P4P800-VM
- Intel Celeron 2400@3190 (400MHz, 128k);
- 2*256 DDR PC2100;
В качестве термоинтерфейсов использовалась паста КПТ-8 (ООО "Химтек") и теплопроводный клей "Радиал".
Немного видеокарте.
Sapphire 9600pro 128bit/256mb собран на чипе RV350. На плате имеется восемь микросхем памяти Hynix со временем выборки 3.3нс. Номинальные частоты работы (чип/память) 398/290.
Подробнее о данном экземпляре.
После скола GPU память и некоторые другие элементы платы стали ОЧЕНЬ сильно греться. Поэтомудаже на номинале радиатор ГП становился сильно горячим при нагрузке. Память в некоторые моменты временидаже обжигала. Естесственно, при таком положении дел о разгоне думать не приходилось.
Граждане! Данная статья не является общим руководством по усовершенствованию данной видеокарты. Производя описанные здесь манипуляции, вы действуете на свой страх и риск.
Охлаждение.
Итак, нагревательный элемент RV350 после своего повреждения повысил свое тепловыделение и тем самым исключал разгон, что не есть гут. Для охлаждения GPU был выбран медный радиатор от старого сервера, а для памяти и остальных элементов - алюминиевый радиатор от Celeron'а. Из-за расположения некоторых конденсаторов на плате пришлось доработать радиатор для ГП. Хотя даже после этого медный монстр "похудел" лишь на 0.1 кг и стал весить 0.4 кг, что не очень то радовало, так как двух отверстий в плате моголо оказаться недостаточно для уверенного закрепления радиатора. Поэтому было решено установить пластину жесткости с обратной стороны платы. В конечном итоге радиатор плотно сел своей отполированной поверхностью на кристалл ГП. Винты крепления нарезаны резьбой М3.0.
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Трудностей с креплением радиаторов на пямять не возникло. В качестве термоинтерфейса был использован теплопроводный клей "Радиал".
(кликните по картинке для увеличения)
Выяснилось, что с новым охлаждением плате (при номинальных частотах работы) дополнительного обдува не требовалось. Это позволило понизить шумность системы и сохранить разъем PCI, что в моем случае особенно важно.
Но не для работы на номинале я все это затевал. Так что для комфортного температурного режима при разгоне потребовался 80мм вентиль. Сначала планировалось установить вентилятор с термодатчиком, но, вероятно, имеющийся у меня экземпляр слишком враждебно отнесся к температурам GPU (либо был неисправен) и под нагрузкой выдавал около 5000 оборотов. По звуку мой комп стал напоминать пылесос. Нервы дороже, а поэтому экстремальный вентилятор был заменен на обычный.
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Полюбовавшись своим творением приступаю к разгону.
САМОразГОН.
Данная операция осуществлялась при помощи ATT v1.0.5.824. Были достигнуты частоты 471/332 (чип/память). При дальнейшем повышении частот программа фиксировала артефакты. Но реально в играх и тестах они не были видны. Поэтому дальше проводим
Разгон вручную.
Стабильного прохождения тестов и игр без видимых дефектов изображения удалось добиться при частотах 498/336. Повышение частоты чипа или памяти хоть на 1MHz выше достигнутого результата вызывало либо "вылет" программы, либо тьму артефактов.
В ходе прохождения тестов достаточно сильно грелись лишь радиаторы на памяти, радиатор же на GPU был еле теплым. Изменение таймингов прибавило немного марков: 3DMark03 +67, а 3DMark05 +11.
Результаты синтетических тестов.
3DMark03
3DMark05
Показатели данного теста очень близки к значениям "Pixel Fillrate" (Everest), причем чем меньше разгон тем меньше разница между ними.
Результаты игровых тестов.
Все игровые тесты проводились при настойках драйверов по умолчанию, а в играх использовались рекомендуемые опции (за исключением "screen resolution", разрешение везде былло 1024*768 ). Для считывания FPS использовалась программа FRAPS. В качестве результата рассматривалось среднее значение FPS.
Painkiller (FPS)
Единственная игра, порадовавшая своим FPS.
NFS: MW v1.2 (FPS)
Тут уже сгущаются тучи прогресса над моим радиком: FPS впритык.
HALF LIFE 2 (FPS)
Глядя на эти результаты, не могу понять, как я проходил эту игру на 9100 64mb (без разгона(!)), когда здесь такой низкий FPS?
Ну вот и ОН, его величество мазохизм - F.E.A.R.!
В качестве дополнительного теста будет применена программа ATI RenderMonkey 1.6
Пример Disco Lighting
DX9 (FPS)
GL2 (FPS)
Были бы такие FPS в играх
Итоги.
Sapphire 9600pro - видеокарта на ГП позапрошлого поколения, и ждать от нее особых чудес не приходится, но она всеже позволяет вполне комфортно играть на рекомендуемых настройках (конечно не на всех играх). Ясно, что разгонный потенциал данного экземпляра еще не полностью раскрыт. Нужен вольтмод и танталовые конденсаторы. Это будет непременно, но только после приобретения некоторх навыков (не хочется по глупости убить видео).
А пока производительность системы в играх возросла на 20-25% за счет разгона видеокарты, что реально означает добавление 7-8 FPS. Вроде прибавка не так велика, но играть стало явно комфортнее. Поэтому в любом случае я не проиграл, встав на путь разгона. Не знаю как у других, но мой старичок сдаваться не собирается.
Замечания, предложения, критика и пожелания тут
https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=2576364#2576364
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают