S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо — бриллиант в глиняной оправе.
реклама
Ни ветерка и погасла луна ,
Бледно мерцает копье «Ориона»
Тихие шорохи, ночь чуть слышна…
Воздух прохладен… завис меж холмами,
Запах уснувшей реки…
Тихо, колышутся листья каштана,
Слышен сверчков переклик…
17.08.1996 г.
Уверен, многие из тех, кто будет читать эту статью, играли в оригинальную игру - «S.T.A.L.K.E.R. - тени Чернобыля», о которой мною, некогда, был написан, чего уж греха таить, восторженный отзыв. «Тени Чернобыля» подкупили меня великолепной графикой, незаезженным (на тот момент) сюжетом, отличным геймплеем, в котором было место многому:
- Ощущаемому спинным мозгом ужасу, таящемуся в подвалах заброшенных лабораторий;
- Огромному миру, населенному, как «живыми людьми», так и монстрами, которые активно друг с другом воевали, захватывая и теряя территории;
- Великолепной, фотореалистичной, графикой, в которой одинаково хорошо были реализованы, и открытые пространства, и элементы, знакомые нам из любого классического «коридорного шутера»...
После выхода «S.T.A.L.K.E.R. - тени Чернобыля» у игры появилось множество, как верных поклонников, создавших огромное количество модификаций, так и непримиримых врагов, готовых, с пеной у рта, доказывать, что ничего хуже, они, в своей жизни, не видели...
И вот, спустя примерно год, разработчики из GSC Game World, выпустили «официальную игру-предысторию бестселлера «S.T.A.L.K.E.R.», насколько удачной явилась вторая попытка удивить мир у украинских (читай бывшего СССР) программистов, Вам и предстоит узнать, по результатам прочтения этого исследования.
Вы помните, чем, при всех его недостатках, подкупал большинство «геймеров» выпущенный в 2007 году S.T.A.L.K.E.R.? Нет не графикой, которая на тот момент удовлетворяла самым высоким стандартам, и не «геймплеем», пусть тоже внесшим что-то новое в мировую индустрию видеоигр, и даже не сюжетом, в корне отличавшимся от большинства «заграничных», где «белый человек» лихо расправляется с «толпами врагов», убивает «главного босса» не испачкав кровью своего «белого воротничка» и, тем самым, спасает мир от очередной напасти... Не вспомнили? Ну что же, я открою секрет.
В «Тенях Чернобыля» основным достоинством игры, был удивительный тот мир, наполненный отголосками особой «советской» атмосферы. Мир в котором было место и «решению проблем по знакомству» и ощущению себя винтиком в чьей-то «большой игре», и простым человеческим отношениям, не всегда направленным на извлечение выгоды, но всегда на укрепление зависимости друг от друга — сиречь «круговой поруки».
Чего только стоило оказание помощи сюжетным героям лишь за предоставление информации, или оказание помощи ученому, за то, что он покажет дорогу к научной станции... Да, именно живой мир игры, погружающий нас в атмосферу опасности и приключений, где каждой клеточкой кожи ощущаешь, что все вокруг тебя враждебно, что ты должен один противостоять ВСЕМ. Однако мир тот был не только опасен, в нем имелось место и для игры на гитаре возле костра, и для прослушивания «бородатых» анекдотов, и для разговоров практически с любым встреченным человеком и прочих прелестей полувоенной романтики почти полной свободы.
Если Вы думаете, что все это, присущее оригинальной игре ушло из «Чистого неба», то Вы ошибаетесь. Да, мир игры претерпел некоторые изменения, да, он уже не отличается той новизной, которая была присуща «Теням Чернобыля» (это было бы по меньшей мере странно, ибо «нельзя войти в одну реку дважды»), но ни сталкеры, сидящие у костра, ни адаптированные под мир игры анекдоты, ни разговоры о новостях с любым встреченым человеком, ни куда не делись. Однако... Однако свободы в новой игре стало меньше, если раньше сталкеры свободно бродили из одного места в другое, то теперь они сидят возле костров или в иных «специально отведенных для этого местах» и ждут непонятно чего. Даже монстры и те бегают в строго очерченной зоне, выйдя за пределы которой, всех их можно перестрелять по одному. Игра настолько перегружена скриптовыми сценами, что основной сюжетный квест проходится практически линейно, а в скриптах огромное количество ошибок, приводящее к необъяснимым глюкам.
С другой стороны, в игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», довольно существенно изменен геймплей (причем, по мнению автора, в лучшую сторону). Теперь артефакты не валяются на каждом шагу, их действительно надо искать, ориентируясь либо на звук простейшего прибора, либо на его обозначение на экране дорогостоящего детектора, только находясь в непосредственной близости от искомого, артефакт становится виден. И стоимость артефактов теперь много выше, чем раньше, хотя и продавать их уже не слишком то хочется, самому пригодятся ;).
Кстати говоря, аномалии теперь стали намного менее заметны, чем ранее. В «Чистом небе», в горячке боя с монстрами, очень легко попасть в едва заметную аномалию, особенно это актуально ночью, так как ночи в этой игре действительно темные, и опасные, в некоторых локациях, в том числе и в результате изменившегося поведения Ваших противников.
Изменения не ограничены лишь поиском артефактов, торговля тоже претерпела изменения. Теперь далеко не каждый герой купит у Вас все то, что Вы с собой носите. Самый ходовой товар — патроны, аптечки, бинты, противорадиационные препараты, которых много не бывает. А вот оружие теперь продать можно только в некоторых местах, зато пищу и питье, теперь можно продать намного дороже, чем простым сталкерам, если знаете кому, конечно:). Время получения награды, за исполненный квест, теперь увеличено (по крайней мере через 10-15 минут реальной игры сообщение о проваленном задании «получить награду» не выскакивает).
В «Чистом небе», наконец то, появилась возможность ремонтировать и улучшать оружие и приборы: «все починим... синей изолентой», примерно так говорит один из сюжетных героев, берясь за починку Вашего изношенного бронежилета или производя «апгрейд» Вашего «ствола». Таким образом, деньги теперь можно потратить с пользой, они почти не лежат мертвым грузом. Почему почти? Об этом ниже...
Если Вы, слыша множество, не совсем лестных, отзывов о стабильности игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» решились приобрести лицензионную копию этой игры, то Вам будет полезна следующая информация, полученная «потом и кровью». Итак, Вами приобретен DVD диск с игрой, вставлен в дисковод оптического привода, начинаем установку…
- Материнская плата: GA-MA790GP-DS4H (BIOS F3);
- CPU: AMD Phenom II X4 940 BE (3,0 ГГц), кеш L2 4х512 Кб., кеш L3 — 6 Мб, Socket АМ2+;
- Система охлаждения CPU Thermalright IFX-14 – установлен 1 вентилятор типоразмера 120х120х25 мм. (в ней использовался вентилятор производства Zalman — ZM-F3 LED);
- Термопаста КПТ-8;
- Видеоадаптер – Sapphire ATI Radeon HD 4870 1 Гб;
- Оперативная память:
Двухканальный набор DDR-800 (2x2 Гб) производства OCZ «Vista Upgrade» номер партии OCZ2VU8002G;
- Дисковая подсистема: SATA Seagate ST3500320SV - 500 Гб., SATA Seagate ST380811AS - 80 Гб.;
- Оптический привод: SATA DVD CD & DVD±R/RW Optiarc 7173S;
- Корпус: ATX Hiper Anubis, стандартная комплектация, спереди установлен 120 мм. вентилятор на вдув, сзади и сверху 120 мм. вентилятор на выдув;
- Блок питания: Raptoxx RT600 PSP (штатный 120-мм вентилятор);
- Монитор: Samsung SyncMaster 971p/75 Гц).
Операционная система Windows XP x86 SP3, которая не настраивалась на максимальное быстродействие;
- драйверы видеокарты - Catalyst 9.2;
- драйверы к звуковой карте - kX Project (Version 3541);
- драйверы к чипсету установлены с диска, идущего в комплекте с системной платой (Catalyst 8.7).
Не секрет, что для защиты лицензионных копий игры от копирования, применяется технология «StarForce». Вместе с тем, издателем (в России ЗАО «1С») использована одна из последних версий этого программного продукта, позволяющего некоторое время запускать защищаемую программу без наличия DVD диска в приводе. По крайней мере, у меня игра по несколько дней работала с пустым DVD-ROM'ом пока не появлялось предупреждение:
Непосредственно при установке игры, у меня каких либо проблем не возникло. Игра без проблем установилась, установились драйверы StarForce, произошла перезагрузка ОС, после чего я, на всякий случай, обновил DirectX на идущий в комплекте с игрой и кликнул на иконку с ссылкой на игру.
Запустив игру, я попал в меню игры, по умолчанию на моем ПК в настройках выставилось «максимальное качество» с улучшенным динамическим освещением, но разрешение лишь 1024х768, я увеличил разрешение до 1280х1024, выставил все настройки на максимум и начал игру. При максимальных настройках игра субъективно, практически не тормозила, по показаниям счетчика кадров ATI Tray Tools версии 1.6.9.1374 минимальный FPS колебался в пределах 60-65 кадров в секунду, исключение – небольшие «свопы» на открытых пространствах и сразу после перехода из локации в локацию.
Вместе с тем, при игре установленной без каких либо патчей, иногда наблюдалось ни чем не объяснимое падение производительности до 10-12 FPS. Причина столь странного поведения игры мне неизвестна.
Вообще, у меня в наличии было два патча к этой игре, версий 1,3 и 1,4, которые я, при возможности, скачал еще в 2008 г., однако до игры у меня, тогда, руки так и не дошли. В конце апреля 2009 года, при наличии свободного времени, я решил пройти эту игру. Ради чистоты эксперимента играть я начал без установки каких либо патчей. Пройдя наиболее скучный из всех уровней - «Болота», с использованием «быстрых» сохранения и загрузки, перейдя на уровень «Кордон», я был ошарашен тем, что на меня, не смотря на то, что я не вступал ни в одну из группировок, со всех сторон стали нападать абсолютно все группировки. Из-за этого пройти основную сюжетную линию стало просто невозможно. Посудите сами, как можно выполнить задание «поговорить с командиром блокпоста», если при первом Вашем появлении командир и его команда нападают на тебя. Следующий глюк был связан с выбросом, который таки не произошел, но ни одного сталкера (да и вообще ни одного живого существа) на уровнях «Кордон», «Свалка» и еще паре ближайших локаций не осталось. Начались проблемы и с переходами из одной локации в другую — игра, сразу после автосохранения, вылетала примерно с такой ошибкой:
Установив патч версии 1.4 я вновь начал игру. И в этот раз я использовал методы быстрого сохранения и быстрой загрузки, но уже наряду с сохранением «в ручную». Вылеты при переходе из одной локации в другую продолжились, но я лечил следующим способом: дойдя до границы локации, я сохранялся два-три раза обычным способом, потом пробовал перейти на следующую локацию, если игра вылетала, то я загружал последнее (не испортившееся из-за глюка игры) сохранение, возвращался к сталкерам, выполнял какой-либо незначительный квест, после чего возвращался к переходу, сохранялся и переход происходил без вылета. Этот способ работал до того момента, пока я, почти благополучно, миновав «Рыжий лес» не дошел до Лиманска.
В Лиманске, одной из самых динамичных и интересных локаций, я застрял ровно на неделю (да именно на семь долгих вечеров, за которые я изучил этот уровень практически на 100%), но так и не смог перейти на следующую локацию. В итоге мне пришлось начинать игру заново, при этом полностью я смог ее пройти с патчем версии 1,3 и установкой неофициального сборника-патча, исправляющего основные скрипты в игре. Кстати говоря, этот набор исправленных квестов добавляет очень полезный для прохождения игры глюк — в ящиках возле сталкеров появляется огромное количество патронов, полностью снимающее проблему их поиска. При одновременно установленном патче версии 1,4 и неофициальном игра у меня запускаться отказалась, качать следующие версии патче, «весящие» десятки мегабайт я не стал.
О некоторых перипетиях сюжета, мы поговорим ниже, а пока скажу, что не смотря на все глюки, на то что я прошел «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» лишь с третьего раза, игра эта стоит того, чтобы помучиться с ее прохождением... Изучить FAQ по этой игре Вы можете по этой ссылке. Напомню, что в моем случае, «играбельным» оказалось сочетание патча версии 1,3 и неофициального сборника, исправляющего ошибки в скриптах.
В этой части моего повествования я постараюсь рассказать о некоторых особенностях основного сюжетного квеста игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Начнем с очевидного. На диске с игрой написано, что «Чистое небо» - это официальная игра-предыстория бестселлера «S.T.A.L.K.E.R.», соответственно совсем не обязательно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять, что ее сюжет заканчивается примерно там, где начинается оригинальная игра, концовка в игре одна. Каким именно является финальный ролик, Вам предстоит узнать самостоятельно, но ее суть она передает достоверно, хотя небольшой «осадок» от того, что игра вдруг, «на самом интересном месте» ;) заканчивается, остается, поэтому ждем третьей части игры «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» (того самого «блина», который «дальней родне», по крайней мере из того, что на сегодня нам известно, ее сюжет будет очень похож на классический «голливудский» о спасении мира очередным «крутым Уокером»).
Итак, на мой субъективный взгляд, сюжет игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» является одной из сильных сторон этой игры. Лично мне он, не смотря на всю его линейность, понравился даже больше, чем в «S.T.A.L.K.E.R. - Тени Чернобыля». Почти все локации, которые были в оригинальной игре, сохранены (хотя полюбившаяся многим локация «Бар» теперь недоступна), добавились новые уровни — в частности «Лиманск» (по мнению автора бывший «Мертвый город», единственным свидетельством о существовании которого был лишь указатель с его названием), уровень «Болота», уровень «Госпиталь», демонстрирующий последние достижения разработчиков в области создания «классических коридорных шутеров», линейных, но интересных. В принципе, нововведения этим не ограничиваются, так как аномалий (кстати, весьма интересна, введенная в игру, новая пространственная аномалия) в привычных местах теперь нет, уровни переработаны, там где были бандиты, теперь сталкеры и наоборот.
Если говорить о новых уровнях, то очень красиво смотрится уровень «Болото», пусть сюжет игры в этом месте и достаточно скучен, но зато какие виды, предстают перед нами:
Не знаю, как Вам, но мне эти деревянные церквушки, расположенные вблизи водоемов под ярким синим облачным небом, очень понравились.
Интересной получилась локация «Рыжий лес». Лес действительно «рыжий», а сюжетный герой, являющийся хозяином этого уровня, самый настоящий «Лесник», которого боятся и уважают «и русские и немцы»;).
Попасть в гости к этому герою достаточно сложно, так как идти приходится через лес, кишащий монстрами. А роль этого героя в игре очень важна, хотя предсказать его поведение достаточно сложно, так как сюжет в этом месте делает изящную «загогулину», абсолютно не оправдывая наши предположения. Тем не менее, без его помощи игру пройти невозможно (у меня в этом месте во время второй попытки прохождения игры произошла ошибка скриптов, в итоге, выполняя квесты по «наитию», без отметок на карте, где висел квест, ранее мною исполненный в другой локации, я оказался владельцем двух модифицированных «Винторезов», дважды получив их в награду, но пройти на следующий после Лиманска уровень, после этого «глюка», так и не смог). Тем не менее, уровень выглялит очень интересно.
Уровень «Лиманск» интересен по своему. Во-первых, попав на этот уровень вернуться обратно, по замыслу разработчиков, почему-то невозможно (из за этого, кстати, по моему мнению, большинство «багов» в игре, у меня лично сложилось впечатление, что эти два уровня к основным игровым «пришиты на живое», как новый «аппендикс» или «миндалины», после их удаления много лет назад). Поэтому, если Вас интересует награда (а сумма там приличная), которую Вы заработали перед переходом в Лиманск, и Вам не лень возвращаться к нему через все локации пешком, начните поход «туда и обратно»:). Во-вторых, уровень исключительно линеен. Пройти через мертвый город можно только одним способом, причем, практически «на пролом», у меня на то, чтобы разобраться куда идти в центре уровня (в комплекте с глюками при загрузке сохранений), ушло два вечера. В конце концов я нашел «лаз» через который можно пройти дальше, причем оказался он в совсем не очевидном месте справа.
Основная трудность его обнаружения заключалась в том, что именно в этом месте, по замыслу сценаристов, на главного героя осуществлялась массированная атака, буквально со всех сторон. Сюжетные герои просили его идти не задерживаясь «не сжигая патронов», только идти было некуда. Прямо аномалия, за ней граница уровня, улицы справа и слева, а также сзади, тоже ведут в никуда... И мест, с единственно возможным способом пройти дальше, в этой локации не мало... В третьих, это одно из самых динамичных мест в игре, при передвижении по Лиманску, буквально на каждом шагу получаешь новую инструкцию, решаешь проблему уничтожения превосходящих сил противника, или аккуратно обходишь пространственные аномалии.
Уровень «Госпиталь» интересен по своему, лично мне он видится демонстрацией возможностей разработчиков по созданию элементов «коридорного шутера», впрочем об этом я уже писал :)
Как видите, сморится интересно, но не более того:). Впрочем, и здесь нас ожидает несколько интересных сюрпризов. Но, каких именно, Вы сможете узнать только пройдя игру самостоятельно, мне пора подводить итоги.
Как и любая другая игра, S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо, не является идеальным продуктом, более того, в отличие от оригинального S.T.A.L.K.E.R., в нем множество «багов», «глюков» и недоработок.
1. Как и в прошлой игре, существенной недоработкой разработчиков, является неудобная карта зоны (серые здания на болотно-зеленом фоне). А также полное отсутствие карт подземелий.
2. Полное отсутствие какого-либо транспорта, частично эта проблема решена наличием проводников, но из последних локаций проводники Вас могут отвести хоть в первую локацию, то обратно Вам придется идти пешком самому, так как те проводники, что «обитают в начале игры» новых локаций не знают. Вот такое «решение» проблемы передвижения пешком предложили разработчики в этот раз. Непосредственно с этим связана и проблема в получении награды за выполнение некоторых квестов. Да, в игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небе» уведомления о том, что провалено задание получить награду не досаждают, но награды получать от этого не легче. Идти через все локации ради награды, которую выдает только специально предназначенный для этого персонаж, нет уж увольте...
3. «Особенное» оружие. Как и в оригинальной игре, попасть из большинства «стволов» в противника очень сложно, даже если стрелять одиночными выстрелами или короткими очередями. Опять же, автоматическое оружие не должно заклинивать после 200-300 выстрелов, хотя, честь и хвала разработчикам за возможность ремонтировать улучшать его. Еще один из замеченный мною глюков — невозможность переключения режимов стрельбы (одиночными\очередями). Впрочем, как и в оригинале, ни куда не исчезла и «кривая» анимация ботов, замеченная мною еще в оригинальном S.T.A.L.K.E.R..
1. Атмосферность — не смотря на мои самые худшие ожидания, атмосфера опасности и приключений в суровом окружающем мире в игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» ни куда не исчезла.
2. Графика, пусть, по нынешним меркам есть игры с более «интересной» картинкой, но и сегодня Графика в этой игре выглядит «достойно». Как и раньше, графическая составляющая игры подчеркивает ее атмосферу. Если не присматриваться к текстурам, по современным меркам, не самого высокого разрешения и качества, то окружающая нас виртуальная действительность похожа на настоящую. Природа в игре такая, какой она и должна быть: в окрестностях города: сероватая, с немного пожелтевшими кустами, пожухлой осенней травой, пылью, и листьями и пылью, поднимаемыми ветром. В Рыжем лесе — яркая, кричащая красками ранней осени. В помещениях графическая составляющая игры, пока еще, не слишком отстает от зарубежных аналогов, хотя отставание уже кое-где заметно.
4. Геймплей. Это, то, что и в этот раз удалось разработчикам. Игра довольно сложна для прохождения (как и ранее особенно в начале), некоторые места можно пройти только со второй или третьей попытки (хотя есть место, которое вообще пройти невозможно, если сразу не «ломануться на пролом», предварительно запасясь кучей аптечек). Впрочем, в игре нет безвыходных ситуаций, из любого положения можно найти выход. При каждой новой загрузке, как и ранее, боты расположены пусть и немного, но по другому, что положительно отражается на геймплее. Как и ранее, если ты не можешь справиться с противниками, от них можно убежать, или, обойти (правда теперь далеко не на каждой локации), чтобы потом, вернувшись, расквитаться.
5. Звуковое сопровождение. Звуки в S.T.A.L.K.E.R. подобраны удачно, поддержка EAX (правда не понятно какой версии имеется), в подземельях, как и в прошлой игре, становится тревожно, на открытых пространствах, все так же ощущаешь опасность, таящуюся рядом. Мир вокруг просто наполнен звуками. Не гнушаются разработчики и «крепких» словечек, если они к месту (особенно в лексиконе «бандитов») – такова жизнь.
За:
- сохранена атмосфера оригинального S.T.A.L.K.E.R., соответственно, оценка - пять;
- увлекательный геймплей, особенно после прохождения первых двух локаций – оценка - пять;
- неплохая, даже по сегодняшним меркам графика, позволяющая играть с максимальным качеством графики, при чем даже и не на самых «крутых» (в смысле двухчиповых) конфигурациях ПК – оценка – четыре с плюсом;
- превосходное звуковое сопровождение – оценка пять;
- относительная нелинейность сюжета и мир, вокруг, почти живущий по своим законам – оценка — четыре с плюсом.
Против:
- отсутствие транспорта;
- неудобная карта (а также отсутствие карт подземелий и зданий);
- отставание от лидеров по уровню «картинки»;
- крайняя «забагованность» игры (ошибки скриптов, падение производительности, вылеты после автосохранения.
Впрочем, благодаря увлекательному геймплею, все эти недостатки, не мешают получать удовольствие от прохождения игры. По крайней мере, меня она вновь зацепила настолько, что я прошел ее с третьего раза, не смотря на две неудачные попытки.
Итоговая оценка – пять с большим, жирным минусом, граничащая с четверкой с плюсом.
Учитывая мой, далеко не 20-летний, возраст, а также отсутствие большого количества свободного времени, в компьютерные игры я играю довольно редко, в лучшем случае я пробую поиграть в одну-две игры в месяц, а прохожу до конца (учитывая их однотипность) не более двух трех игр за полгода. Да и в жизни есть множество занятий более полезных (и интересных), чем видеоигры...
Новизна, интересный геймплей, с некоторых пор мне встречается достаточно редко, не говоря уже о чем-то действительно новом, самобытном. Игра «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» с учетом того, что мне очень понравился оригинал, не смотря на перечисленные недостатки, меня порадовала. Да, многое из того, на что намекали разработчики осталось так и нереализованным, да, при прохождении игры возникает куча проблем, которые до сих пор не устранены, не смотря на огромное количество патчей, но самое главное, присущее оригинальному «S.T.A.L.K.E.R.», а именно его атмосферу разработчикам удалось сохранить, поэтому большинству из тех, кому понравился оригинал, понравится и его «официальная игра-предыстория».
С уважением, Freevad.
Обсудить можно здесь:
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают